Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс




Скачать 219.7 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс
страница1/2
Дата публикации01.08.2014
Размер219.7 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > История > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол № 5 от 23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В. /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ № 1

___________ / О.Н. Викарчук
приказ № от_______2012 г.

^ Рабочая программа

по истории религиозной культуры

3-а класс

уровень: общеобразовательный

Учитель: Пичугина Наталья Викторовна

Квалификационная категория: первая

2012 - 2013 учебный год
^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.


  1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3

    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………… 6

    2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания………………………………………………… 8

    1. Перечень учебно-методических средств обучения ……………… 9

    2. Организация внеурочной деятельности учащихся …………………10

  1. Календарно-тематический поурочный план …………………………… 11

  2. Лист корректировки рабочей программы……………………………… 15

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по предмету ………………… 16

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории религиозной культуры для 3 класса А составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по литературе и русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

3.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

5.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783) 

6.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

7.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

8.Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.

9. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и программы начального общего образования – автор: Бородина А.В. ( «История религиозной культуры» - «Экзамен», 2011 г.).

Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курс используется как средство повышения качества базового образования, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в светских школах.

При составления рабочей программы, я опиралась на утверждение автора о возможности преподавания отдельных частей и разделов курса, например разделов для начальной школы или только 6 раздела. Содержание курса «История религиозной культуры» было переработано согласно учебному плану, то есть из расчёта 17 часов во II полугодии 1 час в неделю (школьный компонент).
Согласно запросам родительского сообщества школы, мною были сохранены основные концептуальные (стратегические: образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

  • изучение истории христианства;

  • ознакомление с особенностями церковного искусства;

  • ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

  • изучение православной религиозной традиции;

  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

  • изучение православной этики;

  • ознакомление с православным календарём;

  • изучение устроения православного храма;

  • ознакомление с особенностями православного богослужения;

  • ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

  • воспитание патриотизма;

  • формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • возрождение православных основ семьи;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  • Формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала

учётом возрастных особенностей учащихся.

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

  • учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

  • педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

  • педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

  • необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

  • необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

  • учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

  • используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

  • основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

  • теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.


При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно

соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

  • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

  • единства образовательного и воспитательного процессов;

  • рефлексивного обучения;

  • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.


Предпочтительные методы обучения:

  1. небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого урока;

  2. комментированное чтение;

  3. беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

  4. сократический урок (см. Приложение 1);

  5. короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

  6. чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

  7. анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

  8. работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


^ 1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний:

- в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии,

- православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать:

- содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета,

- хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников,

Уметь:

- работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера,

- излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
^ Ожидаемые результаты формирования УУД к концу обучения

В области общеучебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные слова и строчки на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

  1. в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных УУД:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных, культурных, и др.);

  • овладение понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями).

^ 1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.

Примерные темы итоговых творческих работ:

  • поздравительная открытка к Рождеству или Пасхе (по выбору учащегося);

  • рисунок православного храма (Москвы, Бийска или другого места – по выбору

учащегося);

  • иллюстрация понравившегося места из Евангелия.


Формы контроля и учета достижений обучающихся


Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- доклад

- творческая работа



-диагностическая контрольная работа


-анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

- не усвоивших элементарные знания, оценка «неудовлетворительно» - «2» (кроме начальной школы);

- усвоивших элементарные знания, оценка «удовлетворительно» - «3» (кроме второго класса);

- овладение основным содержанием, умением работать со справочной литературой, оценка «4»;

- овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, оценка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). Во «втором» классе рекомендуется пользоваться только отметками «4» и «5». Использование только двух высоких отметок («пять» и «четыре») удобно, так как: 1) позволяет сохранять единую традиционную четырёхбалльную систему оценивания, 2) создаёт всегда положительный настрой ребёнка на уроках, 3) даёт возможность немного дифференцировать оценку работы учащихся, что способствует стремлению к совершенству.

Домашние задания, как правило, включают творческие работы по желанию, поэтому само их выполнение должно поощряться и доставлять детям радость как от самого творческого процесса. Так и от поощрения со стороны учителя.


^ 1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя


  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 6-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2007. – 64 с.




  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 176 с. (Серия «История религиозной культуры»)



  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – 6-е изд., стер. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 176 с. (Серия «История религиозной культуры»)



Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1). Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса.– 6-е изд., стер. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 144 с.: цв. ил. (Серия «История религиозной культуры»)

2) Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса: в 2-х ч. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 136 с.: цв.ил. (Серия «История религиозной культуры»)
3) Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетерадь для учащихся 2 класса. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 68 с.: цв.ил. (Серия «История религиозной культуры»
^ 1.4Организация внеурочной деятельности учащихся


п/п

Содержание работы

Кол-во часов

Сроки

1

Организация экскурсии в храм на тему «Иконы».

2

сентябрь

2

Посещение Архиерейского подворья, в котором представлены образцы православного прикладного искусства.

2

октябрь

3

Встречи со священнослужителями.

2

в течение года

4

Выставки декоративно-прикладного искусства на тему: «Рождество в нашем доме»,

«Пасха Христова в нашем доме».

2

январь, март

5

Акции благотворительности, милосердия: акция «Библиотеке наша помощь», «Помоги детскому дому»

2

февраль

6

Просмотр и обсуждение видеоматериалов по основам православной культуры.

2

апрель

7

Конкурс рисунков «Нестор–летописец-отец истории русской»

1

май

8

Конкурс рисунков «За что люблю мой край родной»,

1

май

Итого:

14 часов



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconРабочая программа по истории 9 класс 2 часа в неделю (всего 68 часов) 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconПояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconИсследование русского мистического сектантства, составляющего часть...
Один из основных вопросов диссертации проблема происхождения христоверов и трансляции их религиозной культуры, а также определение...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconРабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconРабочая программа по музыке 3 класс «Б»
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconРабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconУтверждено
...

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconТема: «Православный календарь. Праздники»
Бородина А. В. История религиозной культуры. Основы православной культуры: Пособие для учителя. Изд. 1-3-е. М.,2006

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана 7 а класс
Составлена на основе: программы по истории и культуре Башкортостана для учащихся

Рабочая программа по истории религиозной культуры 3-а класс iconВ дагестане
Комитета Правительства рд по делам религий посвящен освещению проблем государственно- конфессиональных отношений и религиозной жизни...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница