Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска»




Скачать 92.07 Kb.
НазваниеКлассный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска»
Дата публикации27.07.2014
Размер92.07 Kb.
ТипКлассный час
www.lit-yaz.ru > История > Классный час
Классный час
« ИЗ ЛЕТОПИСИ СМОЛЕНСКА … »

1.jpg

04_.jpg

8.jpg

Тема: «Из летописи Смоленска».
Форма: классный час.
Цель:


  • доводить до сознания учащихся мысль о значимости, величии и красоте города Смоленска и выдающихся архитектурных памятников, таких как Мономахов (Успенский) собор, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Архангела Михаила (Свирская церковь), Смоленская крепостная стена.


Задачи:





  • давать учащимся общее представление об облике древнего Смоленска и жизни смолян в X веке,

  • расширять знания учащихся об истории строительства «ожерелья Земли русской» и познакомить с биографией архитектора Смоленской крепостной стены Ф.Коня,

  • формировать у учащихся умение соотносить исторические события с теми последствиями, которые отразились на облике современного Смоленска;




  1. развивать образное мышление, память и кругозор учащихся;




  1. воспитывать у учащихся чувство прекрасного и любовь к Малой Родине посредством чтения стихотворений о Смоленске, а также интерес к истории родного города и края, патриотизм и гражданственность.


^ Методы: беседа, рассказ учителя, опережающее задание для учащихся (доклады, чтение стихотворений), игра-соревнование.

Оборудование:



  • наглядность с видами древнего и современного Смоленска (Дворянская и Благовещенская улицы, Лопатинский сад с рестораном и театром, дома купцов Павлова и Будникова, особняк смоленских дворян Энгельгардов, въездные Днепровские ворота в древности и сегодня);




  • цветные открытки с достопримечательностями Смоленска;



  • карта центральной части города (церкви и монастыри, дошедшие до наших дней, крепостная стена с башнями);




  • раздаточный материал (вопросы для игры-соревнования «Кто лучше знает Смоленск?»);



  • на доске написаны наиболее сложные и, возможно, неизвестные учащимся слова, которые учитель использует в своём рассказе о Смоленске (волок, вече, детинец, хоры, барокко, плащаница, блонье / болонье, бойницы, Лопатин А.Г., Сигизмунд III).


^ Использованная литература:



  1. Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX-XX веков. – См.: 2002;




  1. Будаев Д.И., Воронин Н.Н. Смоленск. Путеводитель. – М.: Моск. рабочий, 1974;




  1. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины. – См.: Русич, 2007.


План:



I. Организационно-мотивационный момент.
II. Основной ход мероприятия.


    1. Выступление учащихся. Чтение стихотворений о Смоленске.




    1. Беседа с учениками «Город наш родной».




    1. Рассказ учителя о древнем облике Смоленска и дошедших до нас памятниках культуры.




    1. Доклады учащихся: «Успенский собор. История строительства и его достопримечательности», «Великий зодчий Фёдор Конь и его творение – Смоленская крепостная стена».




    1. Знаменательные события XX века в Смоленске.


III. Игра-соревнование «Кто лучше знает Смоленск? »
IV. Подведение итогов классного часа. Пожелания любимому городу.


Ход мероприятия

^ I. Организационно-мотивационный момент

Сегодня мы поговорим с вами о нашем родном Смоленске. Что-то вы уже знаете об этом городе, а что-то – услышите впервые. Итак, давайте начнём!

^ II. Основной ход мероприятия

Ученик рассказывает выученное заранее стихотворение:
Не облака встают пороховые –

Новый день поджёг свою зарю.

Я сегодня, словно бы впервые

О тебе, мой город, говорю.
Ребята, для всех Смоленск является родным городом? … А какие чувства вы испытываете, живя в этом городе? Нравится ли он вам? Его улицы, архитектура? Ученики рассказывают стихотворения:
Есть, возможно, уголок красивей,

И богаче в мире есть края.

Только мне из всей моей России

Ближе всех Смоленщина моя!

Люблю тебя, мой город на Днепре,

И в мае и в студёном январе!

Где на холмах история сама

Воздвигла и дворцы и терема.

Люблю гулять по улицам Смоленска.

Он повзрослел и радостнее стал.

Кругом светло от солнечного блеска

И тысяч окон – новеньких зеркал.
А знаете ли вы, что Смоленск выглядел раньше не так, как сейчас? Как вы думаете, чего именно раньше не было? … Правильно, раньше не было многоэтажных домов. Это был маленький купеческий городок. Славился он своими торговыми связями из-за своего удобного гео положения на пересечении основных дорог, связывающих Европу с нашей столицей. Нельзя было попасть в Москву, не проехав через Смоленск. Поэтому Смоленск называют ключ-город. Через Смоленск, точнее деревушку Гнёздово проходил путь «из варяг в греки». Чтобы попасть из Зап.Двины, Балт.моря в Днепр, а соответственно, в Чёрное море, нужно было тянуть лодки по суше какое-то расстояние. Это расстояние называлось волок. До сих пор сохранилось название остановки – Верхний Волок. Во время таких остановок лодки ремонтировали, покрывали смолой, чтобы жучки не точили древесину, не гнило дерево. Отсюда пошло название города «Смоленск». Главная торговая площадь древнего Смоленска располагалась на нынешней Колхозной площади (у подножия Соборной горы). Там собиралось вече (городское собрание), висел вечевой колокол, который своим звоном сообщал горожанам о печальных и радостных событиях города.

^ Первое упоминание о Смоленске в летописи – 863 год. Селились раньше люди в защищённых местах. Поэтому древние смоляне в середине XI века облюбовали холм, с одной стороны защищённый рекой Днепр, с другой (южной) вырыли ров (теперешняя дамба). Обнесли этот холм деревянной стеной. Это место называлось детинец. Там селилась знать. Остальные люди жили за стеной в полуземлянках без света и воды. Дома топились по-чёрному, не было дымовых труб. В центре жилища – огонь, поэтому внутри было всё в дыму. Начиная с XI века, в Смоленске стали строить деревянные мостовые, настилая их из обтёсанных полубрёвен, уложенных плоской частью вверх. За чистотой мостовых постоянно следили, грязь с них убирали специальными скребками. Для отвода дождевой и снеговой воды под ними устраивали специальные водосливы в виде деревянных желобов. Это предохраняло улицы от затопления и размывания.

Первый смоленский князь Владимир Мономах заложил в 1101 году в детинце собор. Отсюда название собора – Мономахов. Это было первое каменное здание в городе. Остальные дома – деревянные. Поэтому часты пожары. Выгорали целые улицы, и даже кварталы жилых домов. В конце XVII века Мономахов собор разобрали и на его месте построили новый – Успенский собор, который существует и поныне. (Доклад учащихся).

Вновь вернёмся в древний Смоленск. Наглядность с видами древних улиц и домов. Картинка «Вид на заднепровье» : там селился простой люд. Жили купы и торговцы. Тесные отношения между Смоленском и Германией, немецкие ремесленники жили в городе. Их район назывался Немецкая слобода (где-то между нынешней Чулочной и Мебельной фабриками, на Рачевке).

^ Смоленск называют зелёным городом, городом-садом, т.к. в нём много зелёных насаждений. Это парки сады, скверы, рощи и лесопарки. Какие вы знаете? … Ученик рассказывает стихотворение:

По всей России-матушке не знаю

Красивее Смоленска городов.

Как в черноморских волнах утопаю

Я в зелени бульваров и садов.
На каждого жителя Смоленска приходится 40 кв.метров зелёных насаждений (норма по РФ – 15 кв.метров). Самый старинный сад города – сад имени Глинки в центре города. Но сохранилось и прежнее название этого сада – Блонье. В древности название «блонье» («болонье») давали ближайшей окраине города, луговой равнине. В XII-XIII веках на месте нынешнего сада и был луг, лежавший за чертой древнего земляного вала и использовавшийся как пастбище. В XV веке, когда городские укрепления расширялись, Блонье вошло в черту города. Позднее бояре и стрельцы построили здесь свои дома. Но в конце XVIII века все постройки снесли и на их месте создали плац-парадную площадь, обсаженную берёзами. Под сад Блонье было распланировано в 1830 году.

^ Лопатинский сад, названный по имени тогдашнего губернатора Александра Григорьевича Лопатина, заложен в 1874 году. Там находился первый театр в Смоленске, на деревянной сцене ставились пьесы и комедии. Драмтеатра тогда не было.

Наглядность: Дворянская улица – напротив Блонье, нынешняя улица Глинки; Благовещенская улица – нынешняя Б.Советская; дом купца Павлова – нынешний Дом книги; дом купца Будникова – нынешний Дворец творчества детей и молодёжи; ЗАГС – это бывший особняк смоленских дворян Энгельгардов; дома обычных горожан сохранились напротив гимназии имени Пржевальского (бывшей мужской гимназии).
Что вы знаете о Смоленской крепости? … Она была построена в XVI веке. Стихотворение:

С могучих стен Смоленского кремля

Мне виден Днепр и дали вековые,

Видна родная славная земля –

Надёжный щит и меч в руках России.

Доклад о крепостной стене и Ф.Коне.
А какие ещё вы знаете памятники архитектуры? … До наших дней сохранились три церкви (всего было более 30), построенные в XII-XIII веках: Петропавловская, Иванобогословская и Свирская церкви. Строили их приезжие мастера из Киева и Чернигова, своих в то время не было. Купцов, проплывающих по Днепру мимо Смоленска, поражало обилие каменных построек, живописно расположенных на высрких холмах. Эти постройки отличались лёгкостью форм и изяществом, они как бы вписывались в городской пейзаж, сливаясь с окружающей природой. Башнеобразные горделивые храмы протянулись на 6 км вдоль Днепра с запада на восток. Они увеличивали размеры города, подчёркивали его многолюдность и богатство. Наглядность: в женском монастыре (нынешний Выставочный зал на ул.Пржевальского) воспитывалась дочь стрелецкого полковника Наталья Нарышкина, будущая мать Петра I.
А теперь перенесёмся в XX век и узнаем, что важного и интересного произошло в нашем городе в это время. На доске написаны ключевые события в истории Смоленска:
15 апреля 1890 – открытие водопровода;

осень 1901 – электрическое освещение;

7 октября 1901 – начало трамвайного движения;

7 ноября 1918 – первое высшее учебное заведение Смоленской губернии Смоленский университет (в настоящее время старый корпус СмолГУ);

сентябрь1936 – закладка первого в городе кинотеатра «Октябрь»;

вт.пол. 30-х гг. – возведены Драмтеатр и гостиница «Россия»;

12 апреля 1961 – полёт в космос Ю.А.Гагарина (родом из деревни Клушино Гжатского уезда, ныне Гагаринский район);

80-е гг. – строительство микрорайона Киселёвка, где мы с вами проживаем;

^ 1985 – нашему городу присвоено звание Города-героя!

III. Игра-соревнование «Кто лучше знает Смоленск? »

А теперь игра-соревнование! Разделитесь на две команды и ответьте на вопросы! Каждая команда получает листики с вопросами:

1. Почему наш город назван Смоленском?

  1. Почему Смоленск называют ключ-город?

  2. Где в IX веке располагалась главная торговая площадь?

  3. Что такое детинец?

  4. Назовите первое каменное здание в городе!

  5. Назовите 3 достопримечательности Успенского собора!

  6. Почему Смоленск называют зелёным городом, городом-садом?

  7. Что в древности означало слово «блонье» («болонье»)?

  8. Почему Борис Годунов назвал Смоленскую крепостную стену «ожерельем Земли русской»?

10. Какие памятники архитектуры XII века сохранились до наших дней?

11. Когда началось строительство микрорайона Киселёвка?

12. В каком году Смоленску было присвоено звание Города-героя?
Даётся 2 минуты на обсуждение. Далее листики с вопросами забираются, и я вразнобой задаю вопросы. Кто быстрее и правильно на них ответит, тот – лучше всех знает Смоленск! Участвуют все ребята: кто знает – поднимает руку.

^ IV. Подведение итогов классного часа

Много выдержал наш город: его разрушали, и он снова строился. Но войны не сломили его. Он и сейчас поражает нас своим величием. Каждая улица, каждое здание, каждый участок земли в Смоленске имеет свою историю, которую мы с вами сегодня узнали. Следующее стихотворение лучше всяких слов подведёт итог нашего классного часа. Ученик рассказывает:
Не всякий сразу в истину поверит,

Что город встал из пепла и руин.

В распадах улиц вольный ветер зыбок,

И по утрам не держится туман.

Душа поёт от солнечных улыбок

Счастливых созидателей смолян.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconТема урока вн чтение
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» icon«Былины. Летописи. Жития»
Ознакомление с учебником. Летописи Вн чт. Самые интересные книги, прочитанные летом

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconТематическое планирование 4 класс (2часа) По учебнику М. В. Голованова, В. Г. Горецкий
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconТема урока Дата проведения
Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития.» Игра «Летописи, былины, сказания, жития»

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconТемы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке...
Сибирские летописи // Полное собрание русских летописей. Т. 36. М., 1987. Ч группа Есиповской летописи

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconПоложение о городском заочном экологическом конкурсе «Экология. Творчество. Дети»
«Экология. Творчество. Дети» являются управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска и муниципальное...

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...

Классный час «из летописи смоленска …» Тема : «Из летописи Смоленска» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница