Древняя загадка Лооского храма




Скачать 107.9 Kb.
НазваниеДревняя загадка Лооского храма
Дата публикации14.06.2013
Размер107.9 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Древняя загадка Лооского храма


  • Полемические заметки краеведа-любителя

по поводу некоторых выводов учёных-археологов
Страна Зихия и средневековый город Никопсия обладают огромной притягательной силой для всех исследователей истории Черноморского побережья Кавказа. Все дело в том, что они являлись, как утверждают многочисленные источники, центром христи­анизации горских народов Северо-Западного Кавказа в период с VI по XIII век нашей эры. Реальная история пере­плетается с христианской легендой об апос­толе Симоне Кананите, который в первом ве­ке проповедовал на Западном Кавказе, за­тем был схвачен римлянами и казнен на кре­сте. Все это происходило именно в Зихии, которая в то время была римской провинци­ей.

Прошло пятьсот лет, христианство утвер­дилось в Византии как государственная ре­лигия, константинопольская патриархия снаряжала одну экспедицию за другой в поисках святых для христианской церкви мест, к чис­лу которых была причислена и могила Симо­на Кананита. Несмотря на то, что со времени казни минуло полтысячи лет, могилу все-та­ки нашли, на ее месте построили храм. Мес­то, где вознесся красавец собор, называлось Никопсией.

Однако по прошествии веков Никопсия как-то затерялась, исчезла, о ее местона­хождении уже в наше время стали спорить историки, помещая средневековый город то в Абхазии, то в Туапсинском районе, привя­зывая к тем или иным памятникам средневе­ковой эпохи. Православная христианская церковь традиционно считает местом погребения Симона Кананита Новый Афон, где построен уже в новое время храм, носящий его имя.
Внимательное же и непредвзятое про­чтение средневековых источников, в которых упоминается Никопсия, убеждает в наибольшей вероятности нахожде­ния этого города, а следовательно и всей античной и раннесредневековой Зихии, в пределах Лазарев­ского района Большого Сочи. Если же принять эту точку зрения за истину, то не­возможно не обратить пристально­го внимания на развалины средне­векового храма в Лоо, который, по всей вероятности, был центром христианского просвещения мест­ного населения. В его окрестностях с античных времен находился, но был уничтожен временем эллинис­тический город, доказательством чему служат не только многочис­ленные письменные источники, но и найденное в 1960 году погребение богатой горожанки, датируемое позднеантичным периодом. Место некогда сенсационной, а сейчас уже порядком забытой археологической находки – территория санатория «Магадан», находящаяся поблизости от развалин средневекового храма.

Надо думать, что именно так или примерно так рассуждали в 1987 году археологи из Екатерин­бурга, снаряжая крупномасштаб­ную экспедицию в Лоо. Стоит вспомнить, что к полевым работам было привлечено более ста специа­листов, в числе которых фигуриро­вали историки, архитекторы, геоло­ги, инженеры-строители, юристы, биологи, филологи. Местным насе­лением приезд археологов был встречен с большим воодушевле­нием, тем более что первым же по­сетителям начавшихся на развали­нах средневекового храма раскопок было заявлено, что ожидаются сен­сационные результаты.

Однако за четыре года работы никаких сенсаций не произошло. Внутри храма и за его пределами раскопали два десятка погребений, выполненных по христианскому об­ряду, почти все они были безинвентарными. Среди найденных вещей — стеклянная бусина, несколько пе­рержавевших железных предметов, назначение которых определено не было. Никаких старинных кладов, богатых вещевых комплексов, золотой и се­ребряной посуды, разукрашенной керамики.

Конечно, археологи - не кладоис­катели, их главная задача не поиск драгоценностей, а скрупулезное исследование имеющегося матери­ала минувших эпох с целью уста­новления исторической истины. Но это в идеале… В общем, после четы­рех лет работы екатеринбуржцы за­нервничали. Студенты с лопатами работали медленно, был заказан и поднят на гору трактор, но резкое повышение производительности археологического труда не принес­ло желаемых результатов. И тогда было принято решение работы пре­кратить, территорию храма огоро­дили колючей(!) проволокой, и ар­хеологи уехали на новое место рас­копок - крепость в устье реки Годлик, поблизости от поселка Чемитоквадже в Лазаревском районе, видимо, надеясь там раскопать бо­гатую добычу.

На лооский же храм, так ковар­но не оправдавший их надежд, ар­хеологи затаили обиду. В книге «Ар­хеология, архитектура и этнокуль­турные процессы Северо-Западно­го Кавказа», изданной в Екатерин­бурге в 1997 году, авторы - участ­ники лооской экспедиции - пишут о Лооском храме много, но ...

Вот, к примеру, как интерпрети­руется факт разрушения храма: "...Просчеты зодчих, которые не уч­ли сейсмической неблагонадежно­сти района (? - В.К.), построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также не­достаточное внимание к рельефу местности: не учтены крутизна склонов и соответствие размеров здания площади плоскости верши­ны — все это способствовало тому, что храм претерпел разрушение, и произошло это, очевидно, в XIII ве­ке». Не знаю кому как, а мне очень обидно за средневековых зодчих. Достаточно только взглянуть на се­годняшние развалины, чтобы опре­делить причину разрушения: был мощнейший толчок снизу, из-под земли, сильнейшее землетрясение. В результате стены храма получили вертикальные трещины и стали медленно расползаться, подобно распускающемуся цветку. Купол обрушился или во время землетря­сения, или некоторое время спустя, причем фундамент строения остал­ся цел и не изменил строго гори­зонтального положения.

Это землетрясение, видимо, было таким сильным, что погребло под землей целый город, который здесь, несомненно, был, иначе для кого строился немалый по площади (200 квадратных метров) средневе­ковый собор. Стены же храма после землетрясения выстояли и еще не­сколько столетий служили людям, использовались в качестве крепос­ти и убежища. Северная стена хра­ма и его алтарная часть, накренив­шись, стоят до сих пор.

Махнув на Лооский храм рукой (что с него взять, даже построить нормально не смогли!), наши архео­логи стали искать Никопсию уже в другом месте. Вновь перечитаны и переосмыслены письменные источники. Оказывается, именно крепость Годлик, находящуюся в 25 километ­рах северо-западнее Лоо, по свиде­тельствам средневековых авторов, следует признать Никопсией.

Понятно, что при выстраивании новой концепции не обошлось без некоторых натяжек. Не стоило бы утомлять читателей переводом рас­стояний из римских стадиев в ви­зантийские мили, из византийских миль — в наши километры. Обращу внимание только на приблизитель­ность подобных вычислений. Вот цитата из того же сборника, автор статьи В.И.Симиненко: "Константин Багрянородный (византийский им­ператор X века — В.К.), приводя расстояния между пунктами, ско­рее всего, полагался на сведения мореплавателей. Те же, в свою оче­редь, фиксировали в миле расстоя­ния, имевшие местное территори­альное толкование — чем дальше от столицы Византии, тем отличнее от традиционно принятых. Море­плаватели двигались не по большой воде, а вдоль побережья, протя­женность которого просчитывалась шагами..."

Зная все это прекрасно, авторы сборника упорно «локализуют» Ни-копсию точно в районе крепости Годлик, не допуская никаких вари­антов. При этом почему-то не бе­рется во внимание, что ни по харак­теру строений (военно-хозяйствен­ное поселение), ни по характеру на­ходок, ни по времени застройки (не ранее VIII века) эта крепость никак не может претендовать на роль христианско-просветительского цент­ра, каким и была, начиная с VI века нашей эры, Никопсия.

А что же храм в Лоо? Да его, оказывается, просто не существует поблизости. «Единственным значи­тельным памятником в этом районе является крепость Годлик», - чита­ем в сборнике.

Приговор храму вынесен окон­чательно!

Обиднее всего во всей этой несуразице то, что в ходе раскопок в Лоо были найдены неоспоримые свиде­тельства более раннего времени строительства храма, чем это счи­талось ранее. Неопровержимо до­казано археологами, и за это им спасибо, что храм перестраивался, причем скорее всего перестраивал­ся неоднократно.

Обратимся к отчету руководите­ля экспедиции профессора Б.Б.Ов­чинниковой. «Следов резного деко­ра на стенах храма не сохранилось. Однако в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохра­нившихся стен существующего зда­ния. Возможно, это свидетельство того, что храму предшествовала на­ходившаяся здесь церковь, матери­алы которой впоследствии были ис­пользованы для строительства до­шедшего до нас в развалинах Лооского храма. Кроме того, встречен облицовочный блок со знаками, представляющими собой отдельные буквы греческого (?) алфавита».

Знак вопроса в приведенной цитате поставлен Овчинниковой. Я бы на этом месте поставил знак восклицательный, и не один. Это же почти разгадка тайны Никопсии! Ав­тограф греческих мастеров на бо­лее раннем храме, который был воздвигнут на этом же фундаменте. Мы имеем дело с уникальным, уди­вительным в своем роде случаем. Стены храма, уже упавшие и разру­шенные, хранят в законсервирован­ном виде свою предыдущую, про­шлую жизнь, более древнюю исто­рию!

Какой простор для дальнейшего изучения! Но не это, видимо, волно­вало залетных исследователей при­черноморских древностей. Пожу­рив местное население за то, что камни с храма растаскиваются на индивидуальное строительство, об­несли территорию раскопок прово­лочным ограждением и уехали, что­бы более сюда не возвращаться. В заявлениях типа «работы будут обя­зательно продолжены» недостатка, конечно, не было. Прошло с того времени уже почти 20 лет...

Замечу, что и при раскопках крепости Годлик надежды на сенса­ционные находки и быструю славу не сбылись. Найденные там желез­ные, керамические, каменные ору­дия свидетельствовали о военно-трудовых буднях небогатой, не склонной к роскоши интернацио­нальной общины в IХ-Х веках. Но вернёмся, однако, к предмету нашего разговора.

Выскажу предположение, что могилы Симона Кананита (Зилота) вообще никогда не было на Кавка­зе. С равным успехом ее можно ис­кать и в Англии, и в странах Север­ной Африки, и в Иране. Апокрифы - не признанные церковью офици­ально сочинения ранних христиан - повествуют о проповедях этого святого во всех концах тогдашнего мира, мало заботясь при этом о реальности и физической возможности совершения этих подвигов одним человеком.

Но тот факт, что легендой о его насильственной смерти, так похожей на смерть самого Христа, воспользовались византийские миссионеры при осуществлении своих религиозно-подвижнических мероприятий на Северо-Западном Кавказе, вряд ли кем-то будет оспариваться.

Гора, вернее холм, на котором был воздвигнут Лооский храм, возвышается на высоте 200 метров над уровнем моря. Он чудесным образом напоминает иерусалимскую Голгофу. Те же крутые во все стороны склоны, та же ровно срезанная верхушка-лысина. Сейчас, правда, здесь выросли столетние деревья. Вполне вероятно, что римские цетурионы, служившие в Зихии, использовали это место для совершения казней. Где-то поблизости располагался город, скорее всего, он назывался Старая Лазика (свидетельства Флавия Арриана, римского историка и географа второго века шей эры, и других), более подходящее место для возведения храма подыскать было трудно. Понятно, что нашлись и останки апостола, вместе с храмом была сооружена его каменная гробница. Храм наполнился, в этом можно не сомневаться, богатой церковной утварью. Выросшее рядом поселение христиан назвали Никопсией.

То, что именно Лооский храм был кафедральным собором, центром Зихской епархии (автокефального подразделения Константинопольской христианской церкви), думается, при проведении дальнейших раскопок будет обязательно доказано. Кстати, подобную версию поддерживает и руководитель археологической экспедиции Б.Б.Овчинникова. Завеса над тайной Лооского храма уже немного приоткрыта, нужно только довести дело до конца. Однако наша неповоротливая наука и жадная на культуру власть не спешат с продолжением исследований.

Кто же такие зихи? Экспедиция Овчинниковой традиционно считает их предками, предшественниками местного адыгского населения. Это тоже заблуждение. Жителями Лоо и окрестностей до ХШ-ХIV веков были абазины. Это народ, хотя и отдаленно родственный адыгам, но все-таки другой. Абазины более близки по языку и культуре к абхазам и сменившим их на побережье убыхам. Один из родов абазинского племени назывался лоо (лоовцы). Во гла­ве этого рода стояли князья Лоовы (Лау, Лаург во множественном числе). Они и дали название реке и находя­щимся на ней многочисленным по­селкам (Лоо, Горное Лоо, Верхне­армянское Лоо и другие).

На карте Большого Сочи можно найти и дру­гие топонимы, связанные с абази­нами. Вывод из сказанного очеви­ден: абазины и зихи — это один и тот же народ. Просто абазины (абаза) — это самоназвание народа, а зихи (или зиги, зилхи) - это наименова­ние, данное народу древними гре­ками и усвоенное римлянами, а за­тем византийцами по наследству. Грузины же именовали этот народ джиками, джигетами. В русских летописях, как убедительно было доказано Л.И.Лавровым абазины фигурировали под именем обезов.

Современные абазины, предки которых переселились на другую, северную сторону Кавказского хребта, живут сейчас на территории Карачаево-Черкесии. Их аулы до революции 1917-го года там тоже именовались с корнем Лоо: Лоовско-Кубанский, Лоовско-Кумский, Лоовско-Зеленчукский.

Однако найденные при раскопках храма и за его пределами погребения не были могилами абазин-лоовцев. Это могло быть легко доказано антропо­логической экспертизой черепных костей. Но она проведена не была. В данном случае винить археологов не следует. Материалы раскопок были отправлены в Сухуми для проведения их дальнейшего исследования, где, к сожалению, исчезли во время грузи­но-абхазской войны.

Но зато была проведена другая экспертиза извлеченных из земли останков — сделан их радиоугле­родный анализ. Этот метод позво­ляет определить возраст находок с условной точностью. Анализ, про­веденный в лаборатории Северо-Осетинского госуниверситета, дал ошеломляющие результаты. Кости — 330±80 лет; уголь — 162±70 лет. Так как установленный возраст на­ходок не соответствовал истинному (исконному) возрасту храма, архео­логи не стали принимать результа­ты анализа во внимание. А мы все-таки попытаемся принять!

Храм не мог быть кладбищем в то время, когда являлся действующим. Некрополь возник в гораздо более позднее время. В XV веке Черноморское побережье Кавказа было захвачено турками. Здесь насаждал­ся ислам. А что же происходило с христианскими монастырями и хра­мами, оказавшимися в зоне исламизации? Они продолжали жить, явля­ясь убежищем и укрытием для тех, кто остался верен христианскому ве­роисповеданию. Часто в литературе рассказывается о разграблении, опустошении, разрушении христиан­ских храмов мусульманами. Всё это, конечно, было, но скорее как исключения, нежели как правило. Иисус для мусульман тоже святой (пророк Исса) и его дома, хоть и укрывают неверных, тоже священны.

Можно предположить, что после того, как пал Константинополь и оп­лотом православия стала Россия, по­ток религиозных фанатиков, поже­лавших пешком проделать путь в не­сколько тысяч километров и достиг­нуть Палестины, стал возрастать. И стала возрастать роль христианских храмов и монастырей как убежищ для паломников. Понятно, что только они и могли выполнять эту роль. А пойманного вне христианской обите­ли паломника ожидали рабство, му­чения, смерть. Поэтому прокладыва­лись тайные лесные тропы, среди местных христиан были проводники. У лооских старожилов-армян бытует легенда, что название поселку Вардане дал дед Вардан, который водил христиан, спасая от преследо­вания, по своей секретной тропе. В письменных источниках XIX века встречается термин «тропа Вардана», что косвенно подтверждает ле­генду. Вардане находится в пяти ки­лометрах от Лоо.

Похороненные в Лооском храме и у его стен люди, если радиоугле­родный анализ дал верную дати­ровку (триста с лишним лет назад - это XVII век), скорее всего, были русскими православными палом­никами. Так можно объяснить безинвентарность погребений, столь раздражавшую археологов. А иму­щество странника известно: котом­ка и деревянный посох. Интересно, что похоронены христиане, а ме­таллического креста ни на ком из них нет. Если это паломники, то объяснить легко: не брали с собой ничего, что могло бы повредить столь грандиозному мероприятию. В Лоо, при храме, скорее всего, действовала община, оказывающая помощь паломникам: здесь их кормили, лечили, хоронили умерших.

Подтвердить все сказанное здесь либо опровергнуть можно, продолжив раскопки. Археологичес­кую разведку следует провести бо­лее тщательно, нежели во время предыдущей кампании. Несомненно, лооская земля хранит в себе очень много исторических памятников. Вполне вероятно, что Лооский храм вообще самый древний христи­анский храм на территории России, если учитывать его предысторию.
Владимир КИРЕЕВ, учитель средней школы пос. Лоо г.Сочи




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Древняя загадка Лооского храма iconЗнак бесчестия?
Ставрополье, конечно, не Древняя Греция. Это там ставили клеймо на теле раба или преступника. Стигма называется. Но мы хуже, чем...

Древняя загадка Лооского храма iconС 2011 года стали проходить «Георгиевские чтения»
Инициаторами данного мероприятия были: настоятель храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца иерей Максим Клювиткин...

Древняя загадка Лооского храма iconПосле восстановления Храма
Храма. За это, по предложению первосвященника Шимона, многие еврейские мальчики, родившиеся в том году, были названы Александрами...

Древняя загадка Лооского храма iconЄ вротурсервіс eurotourservice
Ханой. Размещение в отеле. Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы – первого университета Вьетнама, Пагоды на одном...

Древняя загадка Лооского храма iconВьетнамская мозаика
Размещение. Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе,...

Древняя загадка Лооского храма iconVietnam «Вьетнамская мозаика»
Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе, площади...

Древняя загадка Лооского храма iconЭтидорпа
Этот перевод книги "этидорпа" на русский язык совершен впервые. Перевод сделан сотрудником Храма Человечества Николаем Бугаенко в...

Древняя загадка Лооского храма iconЭтидорпа
Этот перевод книги "этидорпа" на русский язык совершен впервые. Перевод сделан сотрудником Храма Человечества Николаем Бугаенко в...

Древняя загадка Лооского храма iconВьетнам и Ангкор Ват
Прилет в Ханой. Встреча с гидом и трансфер в отель. Размещение. Экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы, посещение Пагоды...

Древняя загадка Лооского храма iconVnо-06: Многоликий северный Вьетнам
Ханой. Размещение в отеле. Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы – первого университета Вьетнама, Пагоды на одном...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница