Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва»




Скачать 130.14 Kb.
НазваниеСценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва»
Дата публикации05.05.2014
Размер130.14 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > История > Сценарий
«Поклонимся великим тем годам!»

сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории

Оборудование:

  1. Плакат «Сталинградская битва».

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Компьютер.

  4. Проигрыватель с фонозаписью.

  5. Музыка: «Реквием» Моцарта, «Грезы» Шумана.

  6. Песня «На Мамаевом кургане тишина».

  7. Песня «На братских могилах» в исп.В.Высоцкого.

  8. Баян.

Ход мероприятия:
"Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли."

Учитель ( на фоне музыки «Реквием» Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.

Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже много лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
Сегодня страна отмечает годовщину Сталинградской битвы: 70 лет назад завершилось одно из самых тяжелых сражений Великой Отечественной, длившееся 200 дней и ночей. Исход этой грандиозной по масштабам битвы в истории человечества стал коренным переломом в войне и приблизил СССР к победе над фашизмом. Последние выстрелы у города прозвучали 2 февраля примерно в три часа дня.

^ 1-й ученик. История даёт нам немало примеров героических сражений 1941-1945 годов, поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, российский солдат нанёс сокрушительный удар противнику и тем самым переломил ход крупнейшей в истории человечества войны.

^ 2-й ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.

Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного и вооруженного и численно превос­ходящего противника.

^ 3-й ученик: Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые си­лы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Се­верного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтя­ными и хлебными богатствами. Пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь дол­жен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской террито­рии, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.

Подписано: Народный Комиссар Обо­роны Иосиф Сталин

^ 4-й ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки го­рода. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 са­молетовылетов.

^ 5-й ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали приста­ни, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось про­рвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к це­хам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней ра­бочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии.

^ 6-й ученик: Решением штаба Государственного комитета Обороны от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было по­строено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Писатель Константин Симонов, работавший тогда воен­ным корреспондентом газеты «Красная звезда», так написал о героизме защитников города: «Сегодня мы еще держимся, мы еще не побеждаем, но слава солдата каждый день и каждую ночь рождается здесь».

^ 7-й ученик: Оборонительное сражение под Сталинградом приоб­ретало все более ожесточенный характер. 14 сентября противник про­рвался в центр города, завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград — 1», здание которого несколько раз переходило из рук в руки. Потери с обеих сторон были огромными.

^ 8-й ученик: Из Предсмертной записки комиссара 272-го стрелко­вого полка И.М. Щербины комиссару дивизии: «Тов. Кузнецов, если я погибну, одна моя просьба — семья, другая моя печаль — надо было бы еще фашистам дать по зубам, т.е. жалею, что рано умираю и фрицев убил лично только 85 штук. За Родину, ребята, бейте врага!»

Учитель: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изры­тый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков. Участники обороны вспоминали, как переходил из рук в руки Мамаев курган, как шли ожесточенные бои за каждую улицу, за каждый дом. Весь мир с замиранием сердца следил за этим противостоянием на Волге. От его исхода зависела судьба всего человечества. Защитники Сталинграда отстояли не только город, они спасли всю Европу и весь мир от фашизма. При обороне города погибли и были ранены около миллиона советских солдат и офицеров. Армии фашистского блока потеряли под Сталинградом четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

^ 1-й ученик: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Мы назовем лишь не­сколько имен:

Матвей Путилов - связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздро­било обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.

Михаил Паникаха - боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламе­нем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бу­тылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.

Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское ко­мандование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград ру­ководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.

^ 2-й ученик. Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на за­пад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во гла­ве с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его не­прерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт по­терял при взятии Парижа.

^ 3-й ученик: Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершен­ные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удо­стоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек бы­ли награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда» (в их числе как военнослужащие, так и лица из гражданского населения)

4-й_ученик:

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых, не пришло.

... Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар, и мал

Кто познал войну и кто не знал,

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик:

— Алексей! Алешенька! Сынок! —

Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась — вдруг он упадет,

Но сквозь годы мчался сын вперед.

— Алексей! — кричали земляки.

— Алексей! — просили. — Добеги!

Кадр сменился. Сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку сын бежит.

Жив-здоров, не ранен, не убит.

— Алексей! Алешенька! Сынок! —

Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино...

Все ждала, вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.
^ Песня «На братских могилах»
5-й ученик: Самым юным защитником Сталинграда был шестилет­ний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почита­ет. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обна­ружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка.

Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».

6-й ученик: Ранним утром 19 ноября 1942 года тысячи артиллерийских орудий Красной армии обрушили шквальный огонь на вражеские позиции, и началось контрнаступление советских войск под Сталинградом, началась операция «Уран». Уже через несколько дней советские войска замкнули кольцо. В нем оказались 330 тысяч солдат, офицеров и генералов гитлеровской армии. В течение последующих трех месяцев шли ожесточенные бои. Но все попытки немцев вырваться из "котла" были безуспешны.
(Звучит запись участника сражения на Волге)

7-й ученик:

Из Дневника гитлеровского солдата

5 сентября 1942 года

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои... Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие....

^ 14 октября 1942 года

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня... Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках... Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следую­щим погибнет он. Быть раненым и вернуться в тыл — единственная надежда...

^ 16 октября 1942 года

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до Рожде­ства мы вернемся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград — это ад!

^ 23 ноября 1942 года

Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдет чу­да. А в чудеса я больше не верю... Время перешло на сторону русских.

8-й ученик: Известие об окружении 6-й армии Паулюса произвело в ставке Гитлера эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Потеряв са­мообладание, Гитлер в ярости кричал: «Я не оставлю Волгу! Я не уй­ду с Волги!» Главный довод фюрера сводился к тому, что в случае ос­тавления Сталинграда были бы сведены к нулю все успехи летнего наступления на юге, а вместе с ними исчезли бы и все надежды на завое­вание Кавказа. Паулюсу был дан приказ занять круговую оборону, а раз­рушенный до основания город превратить в «крепость Сталинград».

^ 1-й ученик: В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена. Катастрофа стала необратимой. Паулюс не переставал про­сить Берлин о помощи.

^ 2-й ученик: Из телеграммы, направленной Паулюсом в Берлин 24 января 1943 года: «Крепость может быть удержана только счи­танные дни. Из-за отсутствия снабжения люди обессилели, оружие лишено подвижности. Последний аэродром в ближайшее время будет потерян, в результате чего возможность снабжения будет сведена к минимуму... Оснований для выполнения боевой задачи и удержания Сталинграда больше нет... Я намерен, не дожидаясь окончательного крушения обороны, отдать всем частям приказ организованно проби­ваться на юго-запад... Если же мы останемся на месте, то, несомнен­но, все погибнем, пленные тоже умрут от голода и холода».

^ 3-й ученик: 31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинское звание — генерал-фельдмаршал. По не­писаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе.

^ 4-й ученик: 2-го февраля капитулировала северная группа про­тивника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй миро­вой войны. В Германии был объявлен траур.

^ 5-й ученик: Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других театрах Второй миро­вой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.
(фонозапись о капитуляции фашистов под Сталинградом)
Учитель: Отгремели бои, закончилась война. Но осталась па­мять как связующая нить с нашей героической историей.

Сотни лет

расходиться широким кругам

по огромной воде

молчаливой реки...

Выше всех Эверестов —

Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет

ни строки.

Зря не сказано в них,

что теплеет Земля

и светлеет Земля,

оттого что на ней,

о курганах Мамаевых

помнить веля,

загораются

тысячи Вечных огней...

Зря не сказано в книгах,

Мамаев курган,

что металла

в твоем оглушенном нутре

больше,

чем в знаменитой Магнитной горе!

Что хватило его и друзьям.

И врагам.

Вместо капель росы,

как слепое жнивье,

проступает железо,

кроваво сочась...

И поэтому самая главная часть

в притяженье Земли —

притяженье твое!...

Ты

цветами пророс.

Ты

слезами пророс.

Ты стоишь,

поминальные муки терпя.

Синеватые молнии

медленных гроз,

будто в колокол памяти,

бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли

и колышется нервно

степная трава.

Оживают затертые напрочь

слова.

И по плитам

устало

стучат костыли.

( Исполняется песня «Журавли»).
6-й ученик: Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памят­ник-ансамбль.

^ Звучат «Грезы» Р. Шумана (одновременно на экран проецируются изображения скульптурной композиции на Мамаевом кургане.

7-й ученик:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

^ 8-й ученик: У подножия Мамаева кургана растет березка. Посадил ее Федор Рыкунов в память о погибших в годы войны четырех брать­ях. С 13 апреля 1965 года по инициативе Лидии Степановны Пласти­ковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных, погибших в годы войны.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Учитель: Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталин­градом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Ро­дина-мать». По замыслу скульптора В.Вучетича — автора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане — меч, поднятый в Сталинграде, был опущен советским воином-освободителем в поверженном Берлине.

(Одновременно на экран проецируются изображения скульптур «Родина-мать» в Волгограде и советского воина-освободителя со спа­сенной девочкой на руках в Трептов-парке в Берлине.)
(Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»)
1-й ученик. В свой срок — не поздно и не рано —

придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

придешь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на краю метели белой

положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

каким он был, их ратный путь!

Февраль — февраль, солдатский месяц —

пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль — февраль. Солдатский месяц —

Горят гвоздики на снегу.

Учитель: О Сталинградской битве написаны горы литературы, события восстановлены буквально поминутно. Но работа не прекращается. Да, много известно, но если начинать разбираться в деталях, очень много еще не известно. Мало информации про отдельные воинские подразделения, трудно найти архивные документы, поскольку в военное время много уничтожено. Нет полной информации даже о некоторых командирах. Мы знаем, что они герои, что они награждены, но найти детальное описание их подвига очень сложно. При всём притом, что написано много книг, некоторые сюжеты просто копируются. Поэтому сказать, что изучение Сталинградской битвы закончено, - это неправильно.


Предлагаю почтить память защитников Сталинграда минутой молчания.

Объявляется минута молчания.
(Звуки метронома)
Исполнение песни «Фронтовики, наденьте ордена»






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconУрок мужества, посвященный 65-летию Сталинградской битвы
Цели: 1 показать значение Сталинградской битвы в Великой Отечественной, войне, героизм народа

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconКлассный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа»
Показать значение Сталинградской битвы (17. 07. 1942 г. – 02. 02. 1943 г.) в исходе Великой Отечественной войны

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconУрок мужества, посвященный годовщине Сталинградской битвы. Цель:...
Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны, уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconРазработка единого урока мужества, посвящённого70-летию Сталинградской битвы. 2-а класс
Цель: Показать значение Сталинградской битвы (17. 07. 1942 г. – 02. 02. 1943 г.) в исходе Великой Отечественной войны, единство исторического...

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconСценарий праздничного утренника для старших дошкольников
Цель: Формирование патриотических чувств у детей. Воспитание любви к Родине, к воинам Российской армии

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconВнеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию победы в Сталинградской...
Цель мероприятия: формирование у учащихся представление о Сталинградской битве; показать итоги, значение и влияние событий Сталинградской...

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconРассказ о прадедушке Коваленко Н. В. Тогда всюду звучали слова Василия...
Отечественной войны; воспитание у ребят чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;...

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconУрок мужества
Сталинградской битвы как начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconРеферат По истории России на тему: Сталинградская битва
По этому мы сочли необходимым вспомнить события тех лет в этом реферате, а именно, вспомнить битву, ставшую переломной в Великой...

Сценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной истории Оборудование: Плакат «Сталинградская битва» iconКонспект библиотечного урока посвящённый 70 летию создания Уральского...
Воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница