Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер




НазваниеМюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер
страница1/30
Дата публикации27.06.2013
Размер5.99 Mb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
КЛАССИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Август МЮЛЛЕР

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов

Москва 2004

Серийное оформление С. Власова Компьютерный дизайн Ю. Герцевой

Подписано в печать 20.11.2003. Формат 84x108/32

Гарнитура Гарамонд. Печать офсетная. Усл. печ. л. 47,04

Тираж 5 000 экз. Заказ № 175
Мюллер А.

М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер. с нем. / А. Мюллер. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 911, [1] с. — (Классическая мысль).

15ВК 5-17-022274-2 (ООО «Издательство АСТ») 15ВМ 5-271-08183-4 (ООО «Издательство Астрель») Настоящее издание представляет собой труд выдающегося не­мецкого ученого XIX века Августа Мюллера «История ислама», кото­рый охватывает период истории арабов с древности до XIX века. В данную кншу вошли 2 первых тома, изданные в русском переводе в 1895 году и анализирующие события начиная с доисламской исто­рии арабов до падения династии Аббасидов.

УДК 297 ББК 86.38

15ВК 5-17-022274-2 (ООО «Издательство АСТ»)

I5ВN 5-271-08183-4 (ООО «Издательство Астрель»)

© ООО «Издательство Астрель», 2004
^ ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ТОМА

Август Мюллер. Биографический очерк. (Стр. 3—10)

КНИГА ПЕРВАЯ Арабы и ислам

ГЛАВА I. (Стр. 13-17) До Мухаммеда

Племенные распри арабов. — Зачатки образования го­сударства. — Оденат и Зенобия. — Династии царей Хиры и Гассанидов. — Гассаниды. — Лахмиды в Хире. — Лахмиды и Киндиты. — Имрууль Кайс и Лахмиды. — Измаилиты и Иок-таниды. — Сабеи и Минеи. — Химьяры и переселения юж­ных арабов. — Владычество иноземцев в южной Аравии. — Хиджаз. — Мекка и ее святыня. — Курейшиты. — Предки пророка. — Иасриб. — Арабы как нация. — Поэзия арабов до Мухаммеда.

ГЛАВА II (Стр. 71-124) Мухаммед-пророк

Рождение и детство Мухаммеда. — Мухаммед в доме Ха-диджи. — Семейная жизнь Мухаммеда. — Положение рели­гии в Аравии. — Призвание Мухаммеда как проро­ка. — Первые откровения. — Был ли Мухаммед пророком?. — Характер его пророческой деятельности. — Верую­щие и враги. — Коран. — Проповедь в Мекке и ее противни­ки. — Выселение и неудачная попытка примирения. — Но­вые преследования; второе выселение. — Обращение Хамзы и Омара; учение о предопределении. — Рассказы из Ветхого завета; новые столкновения. — Гонения против родственников Мухаммеда; компромисс. — Смерть Хадиджи; новая женитьба. — Смерть Абу Талиба. Неудачная про­поведь в Таифе. — Бегство из Таифа и возвращение в Мекку.
ГЛАВА III. (Стр. 125-204) ^ Хиджра. Мухаммед в Медине

Обращение нескольких жителей Иасриба. — Дальней­шие успехи прозелитизма в Иасрибе. — Чудесное путеше­ствие Мухаммеда; приготовления к бегству. — Официаль­ная присяга жителей Иасриба. — Бегство Мухаммеда в Иас­риб (Хиджра). — Мухаммед в Иасрибе; личность проро­ка. — Свадьба с Айшей; сближение с иудеями. — Договор с арабами и иудеями Иасриба. — Возрастающее влияние Му­хаммеда, дальнейшая организация общины. — Состав но­вой общины. — Противники Мухаммеда в Иасрибе. — Пре­рекания с иудеями, национализирование ислама. — Позд­нейшие части Корана. — Война против мекканцев. — Внезапное нападение при Нахле. — «Священная война». — Сражение при Бедре. — Победа Мухаммеда над мекканцами. — Раздел добычи; последствия победы. — Казнь против­ников вероучения. — Гонения на иудеев. — Капитуляция иу­деев племени Кейнока. — Нечаянное нападение Абу Суфья-на. — Новые убийства. Поход мекканцев против Медины. — Битва при горе Оход. — Поражение Мухаммеда. — Послед­ствия битвы; столкновения с бедуинами. — Осада и капиту­ляция евреев племени Надир. Запрещение вина; коалиция внешних неприятелей. — Набеги Мухаммеда; приключе­ние Айши. — Приближение войска союзников; война из-за окопов. — Снятие осады Медины; истребление в ней по­следних иудеев.
ГЛАВА IV. (Стр. 204—296)

^ Последние годы пророка

и окончательная победа его религии.

Система вероучения ислама

Небольшие набеги; паломничество в Мекку. — Перего­воры перед Меккой; договор при Худейбии. — Последствия договора; поход против Хейбара. — Завоевание Хейбара; мирное паломничество в Мекку. — Первые попытки рас­ширения влияния ислама за границы Аравии. — Пораже­ние при Муте поход против Мекки. — Капитуляция Мек­ки. — Мухаммед в Мекке; война с племенем Хавазин. — Бит­ва при Хунейне; неудачная осада Таифа. — Раздел добычи; неудовольствия, возникшие между мединцами и вновь об­ращенными. — Подчинение многочисленных арабских племен. — Дальнейшие обращения; поход в отмщение за Муту. — Поход на север. Смерть Ибн Убайи. — Меры против неверных; прощальное паломничество. — Новые приго­товления против византийцев. — Кончина Мухаммеда. Его характер. — Возмущения в южной и центральной Ара­вии. — Медине угрожают бедуины. — Усмирение восста­ния; битва при Вузахе. — Жестокая расправа Халида с пленными темимитами. — Сад смерти; покорение востока полуострова. — Конец возмущения на юге. — Система ве­роучения ислама: понятие о Боге. — Система вероучения ислама: предопределение; свойства Бога. — Система веро­учения ислама: пророчество, Коран, предания. — Система вероучения ислама: загробная жизнь. — Система вероуче­ния ислама: религиозные обязанности. — Система веро­учения ислама: молитва и богослужение. — Система веро­учения ислама: посты, паломничество. — Система веро­учения ислама: паломничество в Мекку. - Система вероучения ислама: подать в пользу бедных, священ­ная война. — Система вероучения ислама: различные зако­ны. — Заключение.
^ КНИГА ВТОРАЯ Правоверные халифы

ГЛАВА I. (Стр. 297-311) Халифат

Трудности установления престолонаследия. — Спор между беглецами и ансарами. — Халиф Абу Бекр; введение выборного начала. — Духовная и мирская власть халифа. — Правоверные халифы: Абу Бекр и Омар.

ГЛАВА II. (Стр. 311—383) ^ Великие завоевания

Завоевательная политика халифов. Омар. — Обзор первых завоеваний. — Причины побед ислама (), — По­ложение Персии и востока Римской империи; арабский способ ведения войн. — Мусанна и Халид против персов. Цепной бой. — Битвы Халида на равнине Евфрата. — За­нятие Хиры. Халид откомандирован в Сирию. — Отступ­ление Мусанны; битва у моста. — Сражение при Бувейб; основание Басры. — Смерть Мусанны, Са'д и Рустем при Кадесии. — Битва при Кадесии. — Поражение персов; за­воевание Ктезифона. — Новое сопротивление персов: Джалула; Хурмузан. — Основание Куфы; битва при Ниха-венде. — Завоевание персидских провинций; смерть Йездегерда. — Выступление мусульманского войска в Си­рию. — Немногочисленность сирийского войска; поход Халида через пустыню. — Завоевание Палестины; первая капитуляция Дамаска. — Приготовления Ираклия к вой­не; битва при Гиеромаксе. — Второе занятие Дамаска: кончина Халида. — Въезд Омара в Иерусалим. Чума в Эм-маусе. — Армения, Грузия, Кипр, Малая Азия. — Амр в Египте; занятие Вавилона. — Переговоры о Египте; за­ключение мира. — Барка и Триполис; неудачная попытка к восстанию Александрии.
ГЛАВА III. (Стр. 383—469)

^ Организация государства

и междоусобная война

Законы о податях и другие предписания Омара для ино­верцев. — Устройство войска и управление. — Наместник и судия. Особые меры (Об) Позднейшие изменения в органи­зации Омара. — Отношение арабов к побежденным. — Об­щие последствия мусульманских завоеваний. — Смерть Омара. — Характер Омара. — Осман-халиф. — Обострение внутренних несогласий. — Население городов Куфы и Бас­ры. — Начало неудовольствия. — Издание Корана Османом. — Подкопы под халифа. — Угрожающее поведение медин-цев; приближение мятежников. — Переговоры между Ос­маном и бунтовщиками. — Халиф, осажденный в своем собственном доме. — Смерть Османа; Алий принимает ха­лифат. — Му'авия отказывается присягнуть халифу. — Вы­ступление Айши, Тальха и Зубейра в Басру. — Алий под Бас­рой; переговоры о мире. — Нарушение перемирия; верб­люжья битва; смерть Тальхи и Зубейра. — Поход Алия против Му'авии. — Битва при Сиффине. — Победа Алия, уничтоженная коварством Амра. — Алий соглашается на выбор третейского суда. — Раскол в войске Алия: хариджи-ты и шииты. — Безрезультатность третейского суда. — Борьба Алия с хариджитами. — Потеря Египта. — Умерщв­ление Алия. Личность его.
Положения, принимаемые молящимися мусуль­манами. (К разделу «Система вероучения ислама». Книга первая, глава IV)
^ АВГУСТ МЮЛЛЕР*
Пользуясь обязательным разрешением академика бар. В. Р. Розена, приводим из его речи, читанной в Заседании Вост. Отд. И. Р. А. О. 29 сентября 1892 и напечатанной в За­писках Вост. Отд. т. VII, 329—334, некоторые биографичес­кие данные об Августе Мюллере, а также оценку его науч­ной деятельности.

Жизнь Августа Мюллера была небогата внешни­ми событиями: он родился в 1848 г. в Штеттине, где и полу­чил гимназическое образование; затем поступил в Лейп-цигский университет, в котором занимался классической филологией и восточными языками, принадлежа к самым прилежным и верным ученикам незабвенного и несрав­ненного «шейха» Флейшера. В 1868 г. получил докторский диплом от университета в Галле, там же в 1870 г. пристро­ился приват-доцентом и в 1874 г. был произведен в экстра­ординарные профессоры. В 1882 г. он был переведен орди­нарным профессором в Кенигсберг и в 1889 г. в том же зва­нии опять приглашен в Галле.
' Текст печатается по изданию: С.-Петербург, Издание Л. Ф. Пантелее­ва, 1895 год. Орфография изменена на современную. Все примечания ав­тора, переводчика и редактора первого издания. - Примеч. ред. совр. изд.
В ученой литературе А. Мюллер впервые выступил в 1869 г. со смелой попыткой критического — в строго-филологическом смысле — издания моаллаки Имрулькейса*. Этот первый опыт молодого ученого, помимо разбросанных в нем отдельных остроумных замечаний, заслуживает внимания тем, что в нем весьма ясно обри­совывается научный идеал, к которому А. Мюллер стремился всю свою жизнь. Этот идеал — применение к арабской филологии строгого, точного метода, вырабо­танного трудами Ф. А. Вольфа, Ф. Германа, К. Лахмана, А. Бока и других, поднятие арабской филологии на высоту классической. К вопросам, касав­шимся древнеарабской поэзии, он больше не возвра­щался, но своему идеалу он оставался верным и в той об­ласти арабской филологии, которой он посвятил луч­шие свои силы.

В 1870 году на него было возложено редактирование примечаний и составление указателя к флюгелевскому изданию ал-Фихриста. Под влиянием ли этой работы или же вообще соображений о важности предмета у А. Мюллера созрела мысль посвятить свои труды исто­рии принятия и развития греческой науки арабами, т. е. именно такой области, в которой, несмотря на сравни­тельно большое число исследований, необходимость применения строгого метода давала себя чувствовать особенно сильно. Вместе с тем именно здесь, в силу само­го свойства сохранившихся материалов, применение этого метода обещало весьма богатые и прочные резуль­таты". На первом плане тут, естественно, должно было стоять критическое издание главнейших источников, т. е. биографических сборников Ибн-Аби Усейбии и ал-Киф-тия, и двух-трех менее важных авторов, как-то: Сайда То-ледского, Мубашшира-ибн-Фатика, ал-Шахразурия, ал-Бейхакия. И вот мы видим, что А. М ю л л е р многие годы
• Imruulkaisi Mu'allaka. Edidit Augustus Muller. Halis. G. E. Barthel CICI-CCCCLXIX. XXII + 31 p. 8.°

"Cp.ZDMG.34,165.
усидчивой, утомительной работы посвящает приготовле­нию этих изданий, и одно из них, по крайней мере, и при том самое объемистое и важное, ему удается довести до желанного конца. В 1884 г. появилось в трех томах Ibn Abi Useibia. Herausgegeben von August Müller. Königsberg i. Pr. Selbstverlag.. Внешние обстоятельства — стремление к воз­можному сокращению расходов печатания* — заставили издателя прибегнуть к услугам египетского типографщи­ка, благодаря недобросовестности которого все издание вышло с внешней стороны довольно непривлекательным и неудобным для пользования. Но внутренняя ценность его, разумеется, нисколько не пострадала, и оно является классическим в своем роде образцом истинно научного, критического издания, каких мы имеем весьма неболь­шое число. Сборник биографий медиков Ибн-Аби Усей­бии пользуется известностью в ученом мире уже око­ло 200 лет; извлечения из него, ссылки на него дела­лись весьма усердно, но только с появлением издания А. Мюллера этот драгоценный памятник стал действи­тельно достоянием науки. Только теперь мы имеем текст, установленный настолько твердо, насколько это вообще возможно при нынешнем состоянии науки и сохранив­шихся материалах. А. Мюллер работал над своей зада­чей так методически и так тщательно, пользовался срав­нительным обилием рукописных материалов так удачно и умело, что критике остается только отмечать случай­ные, отдельные промахи — недочеты, неизбежные при любой человеческой работе. Всякий, кто знаком с поло­жением арабской филологии, кто знает, как часто прихо­дится нам опираться на совершенно необработанные и, так сказать, сырые тексты, другими словами, строить пря­мо на песке, вполне оценит заслугу А. Мюллера. Если бы ему удалось таким же образом издать еще ал-Кифтия и Сайда Толедского, то мы для одной по крайней мере обла-
' Частного издателя не нашлось, а многочисленные ученые учреж­дения Германии, по-видимому, не сочли возможным оказать содейст­вие этому крупному ученому предприятию.

сти истории арабской цивилизации получили бы твер­дый фундамент, на котором можно было бы продолжать строить без опасения катастрофы.

К сожалению, А. Мюллер, частью вследствие раз­ных чисто внешних неблагоприятных обстоятельств, ча­стью вследствие живости своего ума и разностороннос­ти научных интересов, равно как и свойственной ему всегдашней готовности жертвовать своими интересами на пользу другим, был несколько отвлечен от этой специ­альной задачи. В 1881 г. он принял предложение соста­вить для известной исторической серии Онкена «Исто­рию ислама на Востоке и Западе», которая была окончена им в 1887 г.*. Приступая к этому труду, Мюллер ни­сколько не увлекался несбыточными мечтами о возмож­ности вполне научного изложения истории ислама в столь короткий срок, при нынешнем состоянии науки и в тех рамках, которые ему были поставлены условиями всего издания. Он весьма ясно понял и определил свою задачу в предисловии к первому тому: «Ich will ein Hаndbuch darbieten, welches den sugenblicklichen Stаnd der Forschung möglichst zuverlässig zu einem hoffentlich lesbaren Ausdruck bringt; auch damit werde ich, wenn es gelingt, nichts Uberflüssiges gethan hаben».

Мне кажется, что всякий неспециалист, читавший «Ислам», согласится, что эта книга написана с большим талантом и весьма «lesbar», а всякий специалист скажет, что в ней сделано все, что только возможно было, чтобы представить читателю верную картину достигнутых до сих пор наукой результатов. Если не все периоды освеще­ны одинаково, не все стороны исторической жизни му­сульманских народов выяснены равномерно, то виноват тут не автор, а настоящее положение науки. Вообще же говоря, «Ислам» А. Мюллера является не только не «лишним», но даже в высшей степени полезным произве­дением, и я не знаю ни одного другого сочинения, кото­рое давало бы столь ясный, связный и осмысленный об-

' Der Islam im Morgen- und Abendland. Berlin. 1886—1887.

щий обзор преимущественно внешней истории мусуль­манского мира, не говоря уже о том, что и во многих ча­стных вопросах оно дает веские и ценные указания и разъяснения, свидетельствующие как о добросовестнос­ти, с которой автор всюду проверял своих предшествен­ников по доступным ему источникам, так и о самостоя­тельности его взглядов.

Легко понять, как много пользы такая работа должна была принести самому автору, какое ясное представление он должен был получить между прочим о важнейших про­белах в наших знаниях. Из его писем действительно выхо­дит, что он носился с планом не одной исторической мо­нографии. При его глубоком знании языка и созревшем ис­торическом таланте эти монографии, несомненно, вышли бы образцовыми.

Рядом с этими трудами А. М ю л л е р находил время еще для множества работ меньшего объема, работ, частью стоявших в теснейшей связи с его главным трудом, час­тью вызванных потребностями преподавания или теку­щими интересами научной литературы. К первой катего­рии принадлежат несколько замечательных статей в Ztschr.d.d. morgenl. Ges., ко второй — его грамматики арабского и турецкого языков и участие в составленной Нёльдеке хрестоматии древней арабской поэзии. Об арабской грамматике, весьма распространенной и изве­стной далеко за пределами Германии, равно как о турец­кой, были своевременно помещены отзывы в наших «За­писках». Замечу только, что преждевременная кончина А. Мюллера лишила нас плодов долголетних его изы­сканий в области истории арабского языка. Именно заня­тие Ибн-Аби Усейбией и родственными ему авторами должно было особенно укоренить в нем сознание в пол­ной необходимости специального исследования языка разных периодов и разных отраслей средневековой араб­ской литературы для выяснения вопроса об отношениях его к языку грамматиков-теоретиков классического пери­ода. Изыскания, направленные в эту сторону, обещали не только богатые результаты для истории арабской речи, для арабской исторической грамматики, но должны были иметь также и весьма важные практические последствия при будущих изданиях средневековых арабских текстов известных категорий. Если бы А. Мюллеру суждено бы­ло, например, довести до конца и опубликовать хотя бы только начатые им наблюдения над некоторыми несо­мненными автографами знаменитых арабских ученых, то издатели арабских средневековых текстов приобрели бы просто неоценимое пособие для решения, по крайней ме­ре приблизительного, массы «мучительных» вопросов критики текста, которые теперь являются часто вполне неразрешимыми и ставят издателя в печальную необхо­димость довольствоваться заведомо неудовлетворитель­ным состоянием текста.

Но самую широкую популярность, самое большое право на признательность уже не только арабистов, но ориенталистов всех специальностей, археологов, линг­вистов, историков и филологов, сколько-нибудь заинте­ресованных развитием востоковедения — а кто ныне им не заинтересован? — приобрел себе А. Мюллер пред­принятым им в 1887 г., по почину и с материальной под­держкой Германского общества ориенталистов, издани­ем «Orientalishe Bibliographie». Поистине неоценимые услуги, которые это с каждым годом все более и более улучшавшееся издание оказывало и оказывает науке вот уже 5 лет, слишком очевидны для каждого, чтобы нужно было о них распространяться. Но на одну характерную черту этого издания, резко выделяющую его из других подобных библиографических сборников, я должен ука­зать: это систематическая' регистрация в нем русской литературы по востоковедению. Почин этого благого де­ла принадлежит всецело А. Мюллеру, и его заслуга ни­сколько не умаляется тем, что исполнение было ему зна­чительно облегчено деятельным сотрудничеством
' Спорадически это делалось и раньше, хотя бы, например, в пред­шествовавшей мюллеровой библиографии — библиографии J.Klatt'а, приложенной к Litteraturblatt f. Or Philol. E. Kunn'а.
К. Г. Залемана. А. Мюллер был убежден — и при своем светлом уме и широком образовании должен был быть убежденным — в неизбежности и неминуемости развития и расширения научной литературы на разных языках, не вошедших еще, так сказать, в обиход западно­европейской образованности, и относился по крайней мере к одной такой литературе, т. е. к русской, с полным сочувствием, которое он доказал не на словах только, но и на деле. Ему, конечно, не были совсем чужды и те опасе­ния, то чувство некоторого, вполне впрочем понятного, беспокойства, которое вызывает это явление в громад­ном большинстве западных ученых, предвидящих новое затруднение на достаточно уже трудном, тяжелом и за­ставленном всякими преградами пути паломников науки. Но его глубоко справедливая и вместе с тем деятельная, бодрая и в лучшем смысле практическая натура не могла успокоиться на бесплодных вздохах или примириться с бессмысленным глумлением: она заставляла его искать выход, могущий удовлетворить все стороны, и он нашел этот выход в остроумном предложении, чтобы всякий ориенталист, помимо общеизвестных трех-четырех главных европейских языков, изучал еще один из менее известных и затем от времени до времени давал по воз­можности подробный отчет об относящихся к его спе­циальности трудах на данном языке. Соединяя слово с делом и проповедь с примером, он выбрал себе русский язык, не потому только, как он сам говорит, что этот язык был ближайшим к нему географически", но и потому, что «русские ученые давно уже показали, что нельзя игнори­ровать их труды»**. Он принялся весьма ревностно за изу­чение русского языка и очень скоро уже был в состоянии напечатать первый отзыв и отчет свой о русских трудах по востоковедению. Этот отзыв посвящен Запискам Вос­точного Отделения И. Р. Арх. Общества, специально пер-

' Он тогда был профессором в Кенигсберге.

" См. его рецензию на первый том «Записок В. О.» в Goting Gel. Anz от 15.Sept 1889 № 19, стр. 762.

вому их тому. Постоянно возраставшее количество неот­ложных и буквально теснивших его со всех сторон работ мешало ему продолжать эти отчеты, но он неоднократно в письмах ко мне выражал надежду, что ему когда-нибудь удастся вернуться к этому делу и довести его до конца, по крайней мере по отношению к Запискам В. О.

Он умер 44 лет, 31 августа 1892 г.

ТОМ1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconВасилий Владимирович Бартольд (1869-1930) востоковед, академик, классик....
В недавно изданной книге Фильштинского "История арабов и Халифата (750-1517 гг.)" в перечне рекомендуемой литературы фигурирует 6-й...

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconСтанислав Мюллер Введение в голографическую память
Я задавал этот вопрос многим людям – и получал почти всегда один и тот же отрицательный ответ, просто высказанный в разной форме....

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconОб истории нашей родины
Зайцев А. История России от глубокой древности до династии Романовых Ишимова А. История России в рассказах для детей

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер icon"История Нью-Йорка от сотворения до конца голландской династии"
Он злился на всех окружающих. Придумал страшное слово "экономия". При нём началась "война посланий" с янки. Третий — Питер Стайвесант...

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconИстория России. Всеобщая история
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона...

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconГерстнер Г. Братья Гримм / Пер с нем. Е. А. Шеншина; Предисл. Г. А. Шевченко
Братья Гримм / Пер с нем. Е. А. Шеншина; Предисл. Г. А. Шевченко. — М.: Мол гвардия, 1980. — 271 с, ил. — (Жизнь замечат людей. Серия...

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconMuttersprache und geistesbildung
Родной язык и формирование духа / Пер с нем., вступ ст и коммент. O. A. Радченко. Изд. 2-е, испр и доп. — М.: Едиториал урсс, 2004....

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconМухаммад Насири История раннего периода Ислама (анализ и исследования...
Мир перед началом пророчества Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!) 20

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconФопель К. Ф 789 Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер с нем
...

Мюллер А. М 98 История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер с нем. / А. Мюллер iconМ. В. Балахнина история россии учебное пособие Новосибирск 2012 История России
Пособие рекомендовано для студентов очных и заочных специальностей и направлений технических вузов. В нем раскрывается основное содержание...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница