Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе




НазваниеПредмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе
страница1/14
Дата публикации23.04.2014
Размер1.69 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  1. Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе.

История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии.

Предмет истории служит изучение деятельности и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

У истории 2 принципа:

  • Историзм – о смотрении любого объекта с учетом исторической обстановки.

  • Объективность – рассмотрение всех явлений в взаимосвязи.

Методы изучения истории:

  • Описательный – последовательное описание событий.

  • Сравнительный – проведение аналогии с другими странами.

  • Ретроспективный – взгляд в прошлое, обзор прошедших событий.

Подходы:

  • Формационный (марксисты Маркс и Энгельс) изучение средств производства и соответствие производственным силам производственных отношений, которые на определенном этапе своего развития приводят к противоречию, ведущие к возникновению экономических формаций.

^ 5 экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, камунистическая.

Минусы формационного подхода:

  1. На первом плане средства производства. На втором – человек, личность.

  2. Линейно - поступательные характеристики

  3. Все народы должны проходить одни и те же этапы развития.

  • Цивилизационный - каждое гос-во. считалось локальной цивилизацией со своей экономикой, культурой, менталитетом.

Периодизация:

1132-1485 – древняя Русь

1485-1725 – Московское царство

1725-1917 – Российская империя

1917-1922 – Советское гос-во.

1922-1991 – Советский Союз

1991-1993 –

1993-по наши дни – Российская Федерация

  1. ^ Древнейшее население Восточной Европы. Великое переселение народов, его роль в этнических процессах Восточной Европы.

  2. Происхождение, расселение, хозяйственная жизнь, общественные отношения, религия восточных славян.

Во времена Неолита на территории между Европой и Азией появляются племена индоевропейской языковой общности, которые составляли по началу единое целое, говорили на одном языке и поклонялись одним и тем же богам. Лишь к концу Неолита относится начало распада этой общности с выделением нескольких больших народов, включая славян.

Родиной славян стали густые лиственные леса Центральной Восточной Европы, где было много рек, ручьев, озер и болот - от Среднего Поднепровья на востоке, до р.Одер на западе. Южная граница проходила по северному склону Карпат, северная по р.Припяти. Их окружали кельты, иллилийцы, германцы, балты, дако-франкийцы и иранцы.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

Во второй половине тысячелетия единообразие славянского мира постепенно размывается. К этому времени у многих племен Центральной Европы появляются многочисленные войска, вооруженные бронзовым оружием. Начинается времена войн и завоеваний. Это способствует распаду старых одноязыковых общностей и образованию новых из этнически разных, разноязычных племен.

Процесс обособления, убыстрялся еще и различными темпами развития этих народов.

Так в северной половине центральной Европы складывается новое единство, получившее название "Венеды" из части западных славян и частей кельтских и иллилийских племен. Со временем кельты уйдут, оставив общее наименование за славянами, которые будучи доминирующей силой в этом союзе не будут испытывать влияние соседей на свой язык. И в дальнейшем мирно сосуществуя с другими племенами, будут в большей или меньшей степени обогащать другие языки.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество), пережили подъем пастушеского скотоводства, заселяли гигантские территории. Они оседло жили в небольших деревнях, используя в повседневной жизни, в основном камень. Метал встречался редко. Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

  1. ^ Образование Древнерусского гос-ва. IX-X в.. Политика первых киевских князей.

На предмет образования гос-ва. у восточных славян существует несколько теорий: норманнская, антинорманнская и неонорманнская.

Авторами норманнской теории являются немецкие ученые XVIII в. Байер, Миллер, Шлецер. Согласно их теории славяне не могли создать гос-во. В силу своей экономической и социальной неполноценности. Созданию гос-ва они обязаны норманцам. По данной теории в 862 г. Новгородцами были приглашены для наведения порядка на их земле три брата Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик – в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

После смерти 2х братьев Рюрик присоединил их земли и правил в Новгородской земле.

Согласно данной теории название Русь – имеет норманнское происхождение.

Автором антинорманской теории является М.Ломоносов. Утверждавший, что гос-во у восточных славян появилась за долго до прихода норманнов. И название Русь – происхождения славянского (от племени проживавшего на берегу реки Рос).

На сегодняшний день считается, что норманны сыграли значительную роль в образовании гос-ва. у славян. Они ускорили этот процесс, активизировали его. Но не оказали существенного влияния на обычаи и традиции славянского народа. Название Русь – скорее всего имеет норманнское происхождение.

Не смотря на наличие разных теорий об образовании гос-ва. у славян историческим фактом является поход новгородского князя Олега в 882 г. вниз по Днепру, по пути следования дружина Олега подчиняла находившиеся по обеим берегам племена. Подчинив – любич в 882 г. обманным путем захватили Киев изгнав правивших там Аскольда и Дира. И территорию подчиненных земель Олег провозгласил новым военно-политическим образованием – гос-вом. И стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). Т.е. 882 г. считается датой образования Древнерусского (Киевского) государства. Так как столицей был провозглашен – Киев.

Вновь созданное гос-во. по форме правления считается раннефеодальной монархией с элементами рода-племенной демократией. Под рода-племенной демократией понимается наличие вече (демократический институт). Великий князь киевский имел значительную власть являясь верховным владельцем земли, военным предводителем, верховным судьёй.

Управление древнерусским гос-вом. киевский князь осуществлял посредством дружины старшей. Из числа которой в племенные центры направлялись наместники. В последствии начиная с X в. наместниками отправлялись сыновья великого князя.

Созданное Киевское гос-во. проходит в развитии 2 этапа:

  1. становление (которое приходится на княжение Олега, Игоря, Ольги, Светаслава).

  2. расцвет (начиная с Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Созданное Киевское гос-во. по мнению Л.Семянниковой имело европейские черты являясь как бы частью восточной Европы. Каковы эти черты:

  1. Власть князя была ограничена советом дружины и до X в. вечем.

  2. существующие вассальные отношения в гос-ве.

  3. Свободные перемещения населения по территории гос-ва.

  4. Принятие христианства – а вернее православия как гос-ной. религии.

Политика всех киевских князей сводилась к внешней и внутренней политике. Киевское гос-во. было более этничным изначально, что в последствии оказало влияние на культуру и целостность гос-ти. Но политическое единство киевской Руси было очень слабое поверхностное и на всем протяжении существования гос-ва имели место сепаратизм местных (удельных) князей. Особенно проявлявшейся в соперничестве 2х политических центров Новгорода и Киева. Киевские князья принимали меры для упрочивания гос-ти. Одной из результативных мер было крещение Руси, пришедшееся на княжение Владимира. Второй принятие свода законов Русской правды, которое укрепило власть Ярослава Мудрого, подняла его авторитет и гос-во в целом. На период правления Ярослава Мудрого приходится апогей расцвета. Связано это скорее всего с его политикой внутренней и внешней.

Последний период стабильности Киевского гос-ва приходится на время правления Владимира Мономаха (1113-1125), который своей жесткой политикой пресек междоусобные войны, организовал совместные походы против половцев. И его политику продолжил сын Мстислав (1125-1132). После чего Киевское гос-во распалось на ряд самостоятельных княжеств – гос-в. Т.о. созданное в IX в. Киевское гос-во просуществовало до середины XII в. На всем этом периоде развития наблюдалось укрепление княжеской власти, ослобление демократии и Киевское гос-во имело черты сходные с чертами европейских гос-в.

  1. ^ Крещение Руси, значение и последствия.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

  1. ^ Социально- политический строй и экономика Древнерусского гос-ва. в XI – первой половине XII в.

  2. Причины распада Древнерусского государства. Русские земли во второй половине XII- ХIII в.в.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И в 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье, а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

Причины: На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.

К внутренним причинам добавились внешние: Население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри.

Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) располагалось на Юго-западе Руси граничило с Киевом, Польшей и Венгрией. Находилось на пересечение торговых путей. Имело плодороднейшие земли и добычу соли, отчего экономически было развито. Политической особенностью являлось ограничение княжеской власти боярской Думой, при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. В княжестве постоянно шла борьба за власть между князьями и боярами. Данные распри между князьями и боярами, явились причиной распада княжества, т.к. каждая из сторон в борьбе привлекало иноземцев. Расцвет Г-В. княжества приходится на правление Даниила Романовича (середина XIII в), после чего оно пало под натиском монголо-татар.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Было удалено от внешних границ и имело плодороднейшие равнину пригодную для земледелия. Все это служило основанием для притока в это княжество лиц разных сословий из других в основном пограничных земель. Это княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). Он окончательно утвердил княжескую власть подорвав боярство, разогнав из княжества возможных претендентов на стол. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. По той причине, что во Владимире не была столь высока роль вече. И предпочитал опираться не на боярство, а на служивое сословие дворянства. Т.е. во В-С. Земле утвердилась сильная монархическая власть князя. Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета. После которого княжество распалось на 7 самостоятельных.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. По причине отсутствия плодородной земли в Новгороде были развиты различные виды ремесла, а также промыслы пушной и бортничество. Находясь на торговом пути Новгородская земля была рано вовлечена в торговлю. В которой принимали участие не только купцы, но и боярство. Богатея боярство начинало играть значительную роль в политической жизни. И в периоды смены князей брали власть в свои руки. После 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Происходит формирование новгородской республики. Окончательно сложившейся к XIII в. Высшим законодательным органом являлось новгородское вече, которое решало вопросы войны и мира, назначение на высшие должности. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconТемы вашего учебного проекта
Х1Х веке; пути развития России; место ХХ в во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история;...

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconШпаргалка по Отечественной истории предмет и метод исторического...
Экономические и социально-политические предпосылки появления самостоятельных русских княжеств

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconПрограмма вступительного испытания по истории
Нгпу в предшествующие годы. Содержательная часть программы ориентирована на современные достижения исторической науки, не выходящие...

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconВопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconСавюкЛ. К. Правовая статистика: Учебник
«Правовая статистика». Раскрываются предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики, основные понятия и категории статистической...

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconНазвание раздела и тем курса
Краткая характеристика содержания курса. Отечественная история неотъемлемая часть всемирной истории. Место исторической науки в познании...

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconТема Объект и предмет курса
Вопрос Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconРазрешение трудовых споров
Понятие, предмет, метод, принципы финансового права. Система и источники финансового права

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconПлан: Значение и место истории Узбекистана в духовном возрождении...
Тема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические основы и значение его изучения

Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе iconВикторина «вехи истории» «Сотри у народа его прошлое, и ты лишишь его судьбы»
В 2012 г. Президент России Д. Медведев подписал «Указ о проведении в России Года российской истории». Согласно тексту указа, Год...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница