Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь»




Скачать 69.58 Kb.
НазваниеУрока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь»
Дата публикации02.04.2014
Размер69.58 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Модель

урока чтения в технологии деятельностного метода
Тема урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь».

Класс: ___4-«Б»__

Автор УМК: Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок составлен и проведён учителем МБОУ Павинская СОШ Артамоновой Е.А.




Цель и задачи урока по линиям развития личности



Учить анализировать литературное произведение во взаимосвязи с историческими событиями.

Задачи: 1 Ознакомить со стихотворением И. С. Никитина «Русь»,с историей Отечественной войны 1812 года.

2 Обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста, пополнить словарный запас учащихся.

3 Развивать навык выразительного чтения, познакомить с понятием «риторический вопрос».

4Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.



Дидактический материал к уроку




Портреты И.С. Никитина, М. И. Кутузова, Наполеона, картины с видами природы России, карточки на доску, Толковый словарь C//Ожегова, картина Прянишникова И.М. «В 1812 году».


Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

Оформление доски

I Мотивация к учебной деятельности


-Сегодня начинаем новый раздел, прочитайте название его. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы произносите слово Родина?

Учитель читает отрывок из стих. З. Александровой

«Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый клён, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот………..»

_-Как понимаете слова «родина бывает разная, но у всех она одна»?

-Подберите синонимы к слову Родина

Отечество, Отчизна, Россия.



На доске появляется схема: Родина: малая великая Родина - Россия


^ II Актуализация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии


Послушайте отрывки из стихов и вспомните, кто их автор.

Учащиеся читают отрывки из стихов И. Никитина

1 «Здравствуй, гостья, зима…..»

2 « Скоро гости к тебе соберутся…..»

3 «Звёзды меркнут и гаснут….»

- Кто автор этих строк?

Сообщение о И. С. Никитине делает Лаптева Аня.


На доске портрет И.С.Никитина, выставка его книг.

^ III Выявление места и причины затруднения


-Сегодня познакомимся со стихотворением, которое принесло ему известность. Поэт- самоучка сразу стал знаменит. Критик Олег Ласунский писал: «Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» Наша задача на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Попробуем научиться читать это стихотворение выразительно.









^ IV Построение проекта выхода из затруднения


-Что для этого нам потребуется?


Дети составляют план работы над произведением под руководством учителя.

1 Познакомиться с произведением «Русь».

2 Объяснить значение непонятных слов.

3Проанализировать стих- ие.

4Сделать выводы.





^ V Реализация построенного проекта


Первичное восприятие.

Стихотворение читает учитель.
-Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Вторичное восприятие.

Чтение и анализ стих- ия.

-Чему посвящена 1 часть?

-Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?

-Как вы понимаете слова «Подымает грудь море синее»?

-Что видят люди при этом?

-О какой «непроглядной тьме» говорит поэт?

Какие приёмы использует Никитин?

Прочитайте 3 часть.

-К кому обращены вопросы в этой части? Поэт задаёт эти вопросы, потому что не знает на них ответы? Или знает?

- Что использует поэт, чтобы подчеркнуть близость к фольклорным традициям?



1Учащиеся слушают.

2Отвечают на вопрос учителя. «Чувство гордости за свою Родину, его героический народ. Восхищается богатством, просторами Родины.»

3Дети читают самостоятельно,. Делят на части

(работа в парах).

-Стихотворение написано былинным языком..

-Олицетворения, сравнения.

Чтение учащимися 3 части про себя.

-Он знает.

Трижды начинает «У тебя ли нет».

Читают эти строфы выразительно, так, чтобы звучал не только вопрос, но и уверенность , что всё, о чём спрашивает автор, Родина имеет.

На доске слова: шатёр ,курган, мгла, брань,

державная.
Открываются картины с видами природы России.

Степь. Северное сияние. Море.

На доске слова:

риторические вопросы

^ VI Первичное закрепление во внешней речи


-О каких победах Руси напоминает нам поэт в 3 части?

-Как в стихах Никитин называет битву?

-В чём поэт усматривает силу России?- Почему победили Францию?

- Какое ещё событие XX века мы можем увидеть за этими строками?

-Почему поэт не указывает точной даты, когда «..в глухих степях под сугробами..»?
-Чему посвящена 4 часть?

-Что значит для Никитина любить Родину?


-О монголо- татарском нашествии, о войне с Польшей, о войне 1812года.

Рассказы учащихся о Наполеоне и Бородинском сражении. Рассказывает Рубанов Таалай и Циренов Дима.
-Сила России в единстве народа, на борьбу поднялся стар и млад.

Дети читают сроки из стих- ия, подтверждая свои ответы.
-Выражает уверенность, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость: так было и так будет всегда.

-Поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым.

На доске портреты Кутузова и Наполеона.

Картина Прянишникова И.М. «В 1812 году».


^ II Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


-Озаглавьте части и составьте план.



Дети работают самостоятельно в группах.
Каждая группа зачитывает свой план.


На доске:

1 Необъятная царственная Русь.

2Риторические вопросы.

3 Русь непобедимая.

4Объяснение в любви.

^ VIII Включение в систему знаний и повторение


-Давайте вернёмся к началу урока, к проблеме, которую мы должны были решить.

_ Можно ли назвать это произведение гимном России?

-Что хотел передать Никитин нам- своим потомкам?

На стихи Никитина создано более 60 романсов и песен.


-

-Каждый человек, который читает это стихотворение, ощущает себя частичкой того великого целого, что зовётся Россией.




IX Рефлексия учебной деятельности



-Оцените свой вклад в урок, продолжите предложение:

-У кого появилось желание выучить стих- е наизусть?

X. Домашнее задание: 1 гр. - выучить отрывок наизусть,2 группа выразительно читать.






-сегодня я узнал…….

я научился…..

меня удивило….мне захотелось…

Р-родная

О-отважная

С-святая

С славная

И-известная

Я- яркая

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconУрок литературы в 5 классе
Предметные: познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”, выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются...

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» icon1) Первое, очень родное для всех слово надо “найти” в стихотворении...
Первое, очень родное для всех слово надо “найти” в стихотворении русского поэта Ивана Никитина. (Звучит аудиозапись стихотворения...

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconО. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты
Книга «Допетровская Русь» знакомит читателя с биографиями исторических деятелей России на фоне социально экономических, политических,...

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс № п/п Тема урока Количество часов
Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное...

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconСоставила: Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов....
И. С. Никитина; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства, умение сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;...

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconРазработка урока русского языка с текстоцентрическим подходом в 8...
Тема урока: Односоставные предложения как средство выразительности в художественном произведении

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconI блок тестов – Методология, функции истории, исторические школы (14 тестов)
Древняя Русь, феодальная раздробленность и Русские княжества в период монгольского ига (27 тестов)

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconМонография события смутного времени в массовых представлениях современников
Общие закономерности и исторические традиции развития мистики видений и знамений



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница