Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио»




Скачать 142.61 Kb.
НазваниеСценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио»
Дата публикации29.03.2014
Размер142.61 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > История > Сценарий
Нефедова Л.В., учитель истории

МБОУ Одинцовская сош №5

Московская область

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСТОРИИ

«ЗАГАДКИ КЛИО»

для 5-го класса
Цель: в нетрадиционной форме обобщить знания учащихся по культуре и истории стран Древнего мира.

Задачи:

  • обучить навыкам работы в группах, обсуждения, выражения собственной позиции;

  • развивать умение осмысливать исторические факты, явления, события и творчески их применять;

  • приобщая к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию духовно богатой, развитой личности.

Форма проведения: интегрированная интеллектуально-развивающая игра.
Этапы игры:

  • Вступительное слово учителя

  • Представление команд

  • Конкурс «Один эпизод из древней истории»

  • Конкурс «Найди ошибки»

  • Конкурс капитанов

  • Конкурс для болельщиков

  • Подведение итогов. Объявление победителей.


Эпиграф: Ты видишь – руны говорят,

Что было много лет назад.

Коснись пергамента, и в пыль

Живая превратится быль.

И ты почувствуешь в руке

Озноб тысячелетних плит.

С тобой на древнем языке

Вдруг тень твоя заговорит.

А.И.Витаков

1. Подготовительный этап.

Незадолго до проведения мероприятия команды, которые формируются на базе параллели 5-х классов, получают предварительные задания:

  • Сформировать команду из 6 человек.

  • Выбрать команде название. Необходимо, чтобы оно соответствовало теме мероприятия, и было связано с историей Древнего мира.

  • На большом листе бумаги нарисовать эмблему своей команды, которая содержала бы элемент названия команды.

  • Подготовить представление команды. Требования к содержанию: краткость (лаконичность), интерес к изучению исторической науки, пояснение выбора названия команды и эмблемы, уверенность в победе.

  • Для конкурса «Один эпизод из древней истории» подготовить небольшую сценку.

^ 2. Вступительное слово учителя и ведущих.

Звучит музыка (увертюра к телефильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», композитор В.Дашкевич).

Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки были увлекательными, интересными, запоминающимися. Сегодня у нас с вами пройдет «необычный урок». Это – урок-игра, урок-соревнование. Вы можете продемонстрировать свои знания, которые получили за несколько месяцев изучения истории Древнего мира.

Первый ведущий. Мы начинаем увлекательную интеллектуальную игру «Загадки Клио». Обратите внимание на название. Почему было выбрано именно оно?

Второй ведущий. В древности греки считали, что все самое важное, сопровождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того, чтобы людей всегда сопровождали красота и вдохновение, Мнемозина, богиня памяти, родила Зевсу 9 дочерей – муз. Музы стали вдохновительницами талантов. «Когда только избранник их родится, они начинают кормить его нежной небесной росой и из уст его льются слова сладкие, как мед», - рассказывает миф.

Первый ведущий. Дочери Зевса поделили между собой все считавшиеся у греков главными искусства и науки. А чтобы отличить муз друг от друга, каждой придали особые атрибуты. Клио, муза истории, изображалась со свитком пергамена в одной руке и грифельной палочкой в другой. Муза Клио была в Древней Греции покровительницей истории. Сегодня именно Клио будет задавать вам вопросы и загадки. А вы будете на них отвечать.

Второй ведущий. Ваши ответы будет оценивать специальное жюри. (Представляются члены жюри и оговариваются условия игры). Разрешите пригласить команды на сцену и начать первый конкурс «Представление команд». Этот конкурс оценивается 5 баллами.

^ 3. Конкурс «Представление команд»

Примерный вариант представления команды.

Звучит стихотворение об истории (по выбору учеников).

  • «Вообразите, что перед вами некая страна. Страна неизвестная, страна таинственная и безумно интересная. Эта страна называется «История».

  • Если мы коснемся указкой страны где-нибудь в центральной ее части, то в результате показа у нас не будет создано представление о размерах и формах этой страны.

  • Мы обязательно должны аккуратно обвести границы этой страны. Это значит, что изучение истории начинается с самой первой ее части – Истории Древнего мира.

  • За несколько месяцев мы узнали много нового, интересного. И сегодня, вооруженные знаниями, готовы вступить в отчаянную борьбу и добиться победы!

  • Свою команду мы назвали «Одиссея». Это означает интересные и опасные приключения.

Участники демонстрируют эмблему команды.

Первый ведущий. Слово представляется жюри. (Жюри высказывает свое мнение и подводит итоги первого конкурса).

^ 4. Конкурс «Один эпизод из древней истории»

Второй ведущий. В этом конкурсе участники одна команда должна показать сцену из жизни людей в древние времена, а другая команда определить о чем идет речь. Оцениваются: сцена (учитывается содержание и артистизм) – от 1 до 5 баллов, правильный ответ – 1 балл. (Команды поочередно демонстрируют эпизоды, другая команда отвечает на поставленные вопросы. Жюри оценивает ответы).

^ Примерные варианты сцен.

В а р и а н т I. Автор. Представим себе, что в жаркое солнечное утро мы оказались на рыночной площади. Очень шумно, масса приезжих со всех концов полиса и из других областей. Сотни людей заняты покупкой и продажей. Давайте посмотрим, что они делают.

1 ведущий. Вот гончары продают амфоры – сосуды для хранения вина и масла. Выставлены на продажу громадные глиняные бочки для зерна, кувшины, чаши.

2 ведущий. В соседних рядах продаются мотыги и серпы, шерстяные ткани, кожаные сандалии. Несколько женщин остановились у лавки, где выставлены серебряные браслеты, кольца, серьги.

Рыботорговец. Рыба! Рыба! Кому свежая рыба! В моей корзине шевелится еще живая рыба!

Покупатель. Я хочу купить пшеничную муку!

Рыботорговец. Ты опоздал! Вся мука продана ранним утром. В такой засушливый год трудно купить хлеб.

Покупатель. Но посмотри! Зато на рынке много масла – прозрачного, золотистого. Оно выдавлено из плодов оливкового дерева.

Рыботорговец. А вот вино в глиняных амфорах! Лук и чеснок, белый овечий сыр. Ты верно чужестранец? Так знай, что за покупку нужно расплачиваться монетами – серебряными кружочками, на одной стороне которых изображена сова, на другой – голова богини Афины.

Автор. На торговой площади встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор. Давайте послушаем, о чем они спорят.

Торговец. Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой! У меня красивый дом, рабы. Я тоже хочу управлять городом! Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

^ Автор. Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того? Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, поденщиком и гнул спину на моего деда! Ха-ха! Мои предки известны всему полису. Они все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами. Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя!

Вопрос. Определите, где и когда могло происходить это действие. О чем идет речь?

Вариант II.

1 ведущий. В этой древней стране была плодородная земля. По всей стране чиновники измеряли эту землю, записывали сколько у кого земли, фруктовых деревьев и лоз винограда, быков, ослов, овец, гусей.

2 ведущий. Вот подоспело время сбора урожая. В деревне появляются чиновники и стражники с палками и пальмовыми ветвями.

Чиновник. Отдай налог! По нашим подсчетам, ты должен 25 корзин зерна. (Крестьянин падает ему в ноги),

Крестьянин. Что ты, господин мой! Разве ты чужеземец! Ты же сам живешь на берегах нашей реки и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу дамбу размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня шестеро детей, старуха мать, жена. А еще нужно оставить зерно на семена и для быков... Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается.

1 ведущий. Но чиновник ждать не желает, он помнит одно: начальник области приказал собрать налог сполна. И если чиновник не выполнит приказ, его накажут палками.

Чиновник. Знаю я вас, земледельцев! Ваши жалобы всегда одни и те же: «Где взять ячмень! Черви его сожрали, саранча его съела, птицы склевали, мыши растащили!» Эй, стражники! Схватить и избить его палками! (Стражники хватают крестьянина и оттаскивают в сторону. Затем силой отбирают зерно. Соседи в страхе разбегаются. Они боятся, что их постигнет та же участь.)

2 ведущий. В этой стране всюду находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Из царских амбаров выдавали жалованье чиновникам, хлебом и другими продуктами, кормили воинов и стражников, надсмотрщиков и тюремщиков. Царь и его вельможи распоряжались налогами, не считаясь с земледельцами и не советуясь с ними.

Вопрос. Определите время, место и событие, о котором идет речь?

По завершении конкурса жюри высказывает свое мнение и оценивает ответы.
Музыкальная пауза. Для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, между конкурсами необходимо провести музыкальную паузу. Учащиеся коллективно или сольно исполняют шуточную песню «Если б не было школ».


Если б не было школ,

До чего человек бы дошел?

До чего человек докатился б,

В дикаря бы опять превратился,

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ.


Если б не было школ,

До чего человек бы

дошел?

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе,

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ.

Если б не было школ,

До чего человек бы дошел?

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он являлся бы в гости с дубиной,

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ.



^ 5. Конкурс «Найди ошибки»

Исторический комментарий.

Великий баснописец.

Эзоп – греческий баснописец VIв. до н.э. О жизни Эзопа почти не сохранилось никаких сведений. Из достоверных источников известно, что Эзоп был рабом. Благодаря уму он добился свободы. В своих баснях Эзоп под видом животных высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Чтобы отомстить Эзопу, ему подложили в катомку золотую чашу, украденную из храма. Эзопа должны были казнить, либо он должен был снова признать себя рабом. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Басни Эзопа пережили тысячелетия. Многие поэты переводили их на свои языки. Появилось выражение «эзопов язык». Так называется любое иносказание. Послушайте, так звучит одна из басен Эзопа.

Далее учитель или ведущий с выражением читает басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», но ученикам не сообщает фамилию автора.


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому уж в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!».

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час,

Так, что голову вскружило» -

«А, так ты...» - Я без души

Лето целое все пела». –

«Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!»


В о п р о с. ^ Какую ошибку в моем монологе вы заметили? Выслушав ответы, ведущий продолжает: «Действительно, это басня И.А.Крылова. Но и Эзоп имеет к ней непосредственное отношение. Крылов, хорошо знавший басни великого фригийца, высоко ценивший их, часто использовал сюжеты, героев и мудрость Эзопа. Послушайте, как звучит басня Эзопа, легшая в основу крыловской». (Чтение басни Эзопа «Муравей и Жук).

^ Муравей и Жук.

«В летнюю пору гулял муравей по полю и собирал зерна пшеницы и ячменя, чтобы запасти корм на зиму. Увидел его Жук и посоветовал предаться праздности, как и он. Послушал его Муравей и промолчал. Но когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался Жук голодным. Пришел он просить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, Жук, кабы ты работал, не пришлось бы тебе голодать!».

^ Так и люди, в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Учитель истории. Представим себе, что мы в Элладе на острове Самос. Рынок. Время действия – V век до н.э. Напоминаю некоторые цены на рабов и скот в то время (надписи на плакате):

^ Погонщик ослов – 140 драхм;

золотых дел мастер – 180 драхм;

раб для работы в рудниках – 180 драхм;

бык – 50 драхм;

свинья – 3 драхмы.

Знатный богатый Ксанф, владелец школы философов, с женой отправились купить на рынке еще одного раба для работы по дому.

Задание. Найдите ошибки, допущенные героями театрализованного представления.

На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходит философ Ксанф и его жена. Они выбирают раба для работы по дому. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.

Ксанф: Кто ты такой?

Эзоп: Человек из плоти и крови.

Ксанф: Не о том я тебя спрашиваю, а в каком месте ты родился?

Эзоп: Этого мне мать не говорила. Может быть, в спальне, а может быть в столовой.

Ксанф: Из какого ты племени, я тебя спрашиваю?

Эзоп: Мессенец.

Ксанф: Хочешь, я куплю тебя?

Эзоп: Ты что, уже купил меня в советники?

Ксанф: А если я куплю тебя, не удерешь ли ты?

Эзоп: А от кого это зависит, удеру я или нет? От тебя или от меня?

Ксанф: Понятно, от тебя.

Эзоп: Нет, от тебя! Если ты с рабами хорош, то никто от тебя не убежит. Если же ты с рабами жесток, то я у тебя ни часа не останусь, ни получаса, ни минуты даже.

Ксанф (обращается к жене): Давай его купим, ведь цена-то небольшая: всего семьдесят гривен!

Жена Ксанфа: Что умеет увечный, горбатый, с такими короткими руками и огромными губами раб?

Эзоп: Могу выпить море!

Жена Ксанфа: И только-то!

Эзоп: Да, только море, если перегородить все реки, в него впадающие.

Ксанф: Какой разумный раб!

Эзоп: Лучше быть разумным, чем богатым: богатство можно лишиться, разумность всегда с тобой.

Ксанф (пербирая четки): Какая мудрая мысль! Надо запомнить, чтобы передать потом моим ученикам. Следуй за мной, раб Эзоп!

(После двухминутного обсуждения капитаны команд называют замеченные ошибки. За каждый правильный ответ жюри назначает 1 балл).

Ошибки. 1.Знатные женщины не ходили на рынок за покупками. 2.Не 75 гривен, а 75 драхм. 3.Ксанф не мог держать в руках четки. 4.Эзоп был родом не из Мессении, а из Фригии.

6. «Конкурс капитанов»

На сцену приглашаются капитаны команд. Каждому капитану поочередно задаются вопросы, связанные с историей древнего мира. На обдумывание дается 1 минута. Далее капитан команды дает ответ. За правильный и полный ответ жюри присуждает 5 баллов. В случае затруднения капитан имеет право обратиться за помощью к команде, но при этом жюри имеет право присудить 1 штрафное очко.

Варианты вопросов.

1.Из истории вы знаете, что в долине реки Нил произрастает удивительное растение – папирус. Назовите как можно больше полезных свойств этого растения, которые использовались египтянами в древности. (Ответ: материал для письма, из мягких частей выдавливали сок, нижнюю часть стебля жарили и употребляли в пищу, корни использовали как горючий материал, из коры делали сандалии, волокна шли на изготовление тканей, из стеблей делали лодки.)

2.Известно, что в 594 году до н.э. Солон был избран правителем Афин. Перечислите качества Солона, за которые он был избран правителем. (Ответ: знатность, честность, неподкупность, ум, занимался морской торговлей, сочинял стихи.)

3.В древней Аттике прекрасно росли оливковые деревья. Это небольшие вечнозеленые деревья с искривленным стволом и серебристыми листьями. Почему греки горевали по загубленному оливковому дереву? Перечислите как можно больше полезных качеств этого растения. (Ответ: употребляли в пищу плоды, делали масло, освещали жилище, смазывали ожоги, натирали тело во время спортивных соревнований.)

4.Любимым зрелищем греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. Перечислите виды спортивных соревнований.

(Ответ: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба, соревнования на ипподроме.)

Рекламная пауза. Объявляется рекламная пауза. Старшеклассник, который является президентом или руководителем школьного научного общества обучающихся, говорит: «Историческая наука – это коллективная память человечества. Она предостерегает, учит, осуществляет связь времен и поколений. Без знания истории нельзя понять настоящего, нельзя создать будущее. История обучает и воспитывает. Изучая историю, мы учимся понимать сложные и многообразные процессы, происходящие в нашем обществе.

Кроме того, история – интереснейшая наука. Ну где мы еще узнаем о пирамидах и фараонах, о таинственных гробницах могучих царей, о войнах и искусных ремесленниках?

^ Только на страницах удивительной, замечательной, увлекательной науки – история! Поэтому, изучайте историю, читайте историю и, наконец, любите историю!

В нашей школе создано и существует Школьное научное общество учащихся (произносится название). Вы можете стать активными членами этого общества и проводить исследовательскую работу по любому предмету, в том числе и по истории. Мы ждем вас!»

^ 6. «Конкурс для болельщиков»

Ведущий. Это конкурс крылатых слов и выражений, которые попали в нашу разговорную речь из древнегреческих мифов, Библии, истории и так далее. Мы используем их в повседневной жизни, и они часто помогают нам находить ответы на вопросы, делать нашу речь образней и эмоциональней. Ваша задача - определить откуда пришло то или иное выражение и что оно означает. За правильные ответы команды получают по 1 баллу за каждый. Право для ответа предоставляется той команде болельщиков, которая первая найдет ответ. В случае неправильного ответа, отвечает следующая команда. Эстафета для ответов передается до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

^ 1.Авгиевы конюшни. Запущенное дело.

2.Троянский конь. Подарок, несущий смерть.

3.Ариаднина нить. Спасение, выход из трудной ситуации.

4.Сцилла и Харибда. Верная гибель.

5.Ахиллесова пята. Уязвимое место.

6.Одиссея. Опасные, интересные приключения.

^ 7.Муки Прометея. Бесконечные страдания.

8.Яблоко раздора. Причина ссоры.

9.Вкусить запретный плод. Узнать что-то важное, запретное.

10.Драконовские законы. Нелепые, жестокие.

11.Олимпийское спокойствие. Невозмутимость.

12.Ноев ковчег. Место спасения от любой стихийной катастрофы.

^ 13.Высечь море. На чем-нибудь выместить свою злобу.

14.Сизифов труд. Бесцельная, нескончаемая работа.

15.Полет Икара. Смелые, но рискованные поступки или дерзания.

^ 16.Пальма первенства. Выход на первое место, добиться победы.

17.Загадка Сфинкса. Любая очень трудная задача.

18.Пир Валтасара. Шумное веселье накануне беды.

^ 19.Восьмое чудо света. Что-то удивительное или грандиозное.

20.Ткань Пенелопы. Ловкая хитрость.
Заключение. Жюри подводит итоги. Называется команда-победитель. Награждение.


Источники информации
1.Гомер. Илиада. Одиссея (любое издание).

2.Керам К. Боги, гробницы, ученые (разные издания).

3.Кун И.А. Легенды и мифы древней Греции (разные издания).

4.Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980.

5.Мифологический словарь (книга для учителя), - М., 1985.

6.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Российская энциклопедия (разные годы издания).

7.Словарь крылатых слов и выражений...

8.Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 11х классов
Мероприятие проводилось в непринужденной конкурсной обстановке. В сценарий мероприятия включены все виды работы: грамматические и...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия по литературе «Женские истории»
Мы рады приветствовать вас на передаче «Женские истории». Сегодняшнюю нашу встречу мы могли бы назвать иначе, например, «Истории...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия по истории «У каждого был свой участок боя …»
Программа направлена на изучение боевого пути томских воинских соединений, ратной славы томичей и трудового подвига в годы Великой...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconКраевой конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия, посвященного...
Краевой конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Матери в России

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Большой английский концерт"
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Большой английский концерт" для 4-11 классов

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности...
Сценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности для учащихся 1 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий праздника halloween Party
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Хеллоуина, представляет собой урок-соревнование. Может быть проведено...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности...
Сценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности для учащихся 1 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «загадки клио» iconСценарий внеклассного мероприятия «Депутатский урок» по теме «Конституция нашей Родины»
Цель мероприятия: закрепление представлений обучающихся об Основном Законе и официальных символах Российской Федерации на основе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница