Путешествие в историю древнего мира




Скачать 61.55 Kb.
НазваниеПутешествие в историю древнего мира
Дата публикации25.03.2014
Размер61.55 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > История > Конкурс
ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА

(урок-конкурс для учащихся 5 класса)

Занятие, основными целями которого являются повторение и закрепление знаний, проводится в конце изучения курса истории древнего мира.

Урок организуется по образцу телевизионных программ КВН и «Что? Где? Когда?». Класс делится на две-три-четыре (в зависимости от количества человек в классе) команды, возглавляемые капитанами.

Оборудование урока: настенные карты; карточки; таблички для конкурсных игр; конверты с вопросами; стол, разделенный на секторы; волчок со стрелкой.

Оформление: аппликации по истории древнего мира; плакат – листовка с изображением богини истории КЛИО; картины, изображающие основные события истории древнего мира; выставка художественной литературы на тему.

ЦЕЛЬ: закрепление и проверка знаний по истории древнего мира, развитие познавательных интересов и навыков учащихся, нравственно-воспитательное воздействие на учащихся через специальные задания-ситуации.

^ Форма проведения: урок – конкурс - познавательное состязание.
Под музыку Л.Бетховена:
Учитель: Сегодня состоится необычное занятие,

Занятие-состязание:

Ристалище тех, кто историю любит.

А главным оружием знания будут

Победа сильнейшему – вот награда

Вас ждет путешествие в историю древнего мира.
Участников и гостей приветствует богиня истории КЛИО:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета свое я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая НИКА

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории – КЛИО –

Вас приглашает вперед, к состязанью!

Учитель объясняет ход и правила игры, представляет жюри.



  1. ^ Конкурс «Приветствие команд» (домашнее задание)

Команды в театрализованной форме представляют страну (город-государство) древнего мира, откуда прибыли на состязание (например, Афины и Спарту).
^ П. Конкурс – разминка.

Игра «Поймай рыбку» проходит в форме эстафеты. Участники команд поочередно подбегают к «аквариумам», вылавливают картонных «рыбок», на обратной стороне которых написаны понятия, термины, даты, имена, и дают ответы. Через несколько минут подсчитывается «улов» и определяется победитель.

В ходе игры «Найди на карте» представителям команд предлагается вытянуть карточку с именем страны, а затем подобрать связанные с этой страной таблички (на них написаны названия частей света, горных массивов, рек, городов, перечислены важнейшие события из истории страны). Таблички прикрепляются на соответствующие места настенных карт.
^ Ш. Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается назвать авторов крылатых выражений и отгадать исторический ребус. Материалы для этого конкурса учитель может найти в книгах: Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983; Гузик М. В поисках золотого руно. М., 1994.

Например, задания могут быть такими:

  1. Назвать автора крылатого выражения «ВЫСЕЧЬ МОРЕ»,

^ «ГУСИ РИМ СПАСЛИ»,

«ПИРРОВА ПОБЕДА»,

«ПЕРЕЙТИ РУБИКОН».

  1. Отгадать ребус, зашифрованные картинками, буквами и знаками слова:

ФАРАОН,

ВАВИЛОН.

  1. Отгадать историческое лицо по его высказыванию:

^ «ПРИДИ И ВОЗЬМИ»,

«ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ ОТ ЖЕЛЕЗА, ЧЕМ ОТ ГОЛОДА».

1У. Конкурс «Что?Где?Когда?»

Команды поочередно садятся за игровой стол. Побеждает команда, правильно и полно ответившая на наибольшее количество вопросов. В паузах можно провести обзор художественной литературы и научно-популярных книг по истории древнего мира, представленных на выставке в классе.

Ниже приводятся возможные вопросы для игры.


  1. Прослушайте отрывок из стихотворения Брюсова «Египетский раб»:

Я – раб царя. С востока до заката

Среди других свершаю тяжкий труд

И кус гнилой – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут…

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари, исчезну без следа,

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

О чем идет речь в этом стихотворении? В каком государстве и в какое время могло происходить описанное автором?


  1. Прослушайте фрагменты сочинений китайских писателей:

Зачем на свете люди неравны?

Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?..

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали

Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?

Как же в вашем дворе быки оказались?

^ Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?
3. Афинский земледелец попал в долговую кабалу к богачу Ликургу, который дал ему в долг 5 мер зерна, а потребовал возвратить 40 мер. Крестьянин не смог выплатить долг и был вынужден бежать в другую страну. Однако через некоторое время ему удалось вернуться на родину?

Что грозило афинскому крестьянину в случае невыплаты долга? Какое событие позволило ему вернуться на родину?
4. В «Одиссее» описан такой эпизод: «Утром во дворец царя Приама прибежал вестник и объявил, что враги неожиданно уплыли, оставив на берегу огромного коня».

Что Вы знаете об этом эпизоде Троянской войны? Как поступили троянцы с деревянным конем? К чему это привело?
5. Один афинянин, принеся своим согражданам весть о победе над персами, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!»

После какого сражения произошел этот эпизод? Какое значение имело это сражение для хода войны?
6. Участник Греко – персидских войн поэт ЭСХИЛ писал:

Вперед, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков, бой теперь – за все!

О каком сражении идет речь? Кто в нем победил? Почему?
7. В стихотворении «Умирающий гладиатор» М.Ю.Лермонтов писал:

Ликует буйный Рим…

Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он – пронзенный в грудь –

Безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

Кто и как решал судьбу побежденного гладиатора? Какие выводы о характере зрелищ в Древнем Риме Вы можете сделать? Какие мысли и чувства вызывает у Вас это стихотворение?
8. Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил казнить раба за разбитую вазу. Другого раба казнили за то, что тот забыл в бане белье своего господина. Император КАЛИГУЛА как-то приказал отдать осужденных рабов на съедение голодным зверям в цирке.

Чем Вы можете объяснить эти факты? Можно ли считать их случайными? Сделайте выводы о положении рабов в Риме.
9. Однажды Цезарь проезжал бедное галльское селение. Один из спутников спросил императора: «Неужели и в этом жалком уголке борются между собой за власть? Неужели и здесь есть люди, мечтающие о первенстве?» Цезарь ответил: «Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

О каких чертах характера Цезаря свидетельствует этот эпизод и нравятся ли эти качества Вам?
10. Победившему Антония Октавиану сенат оказывал все новые и новые почести. День рождения Октавиана, годовщины его побед были объявлены праздниками. На его двери был повешен венок «За спасение граждан», а в сенате водружен золотой щит с перечнем заслуг. Октавиану присвоили звания императора, консула, народного трибуна. Сенат назвал императора Августом – Священным.

О каких изменениях в Римском государстве свидетельствуют эти факты?
11. Когда готы во главе с Аларихом вторглись в Италию, послы Рима попытались напугать захватчиков большим числом защитников города. Однако Аларих насмешливо возразил: «Чем гуще трава, тем легче косить».

Как Вы понимаете смысл ответа вождя готов римлянам? Как этот эпизод характеризует Алариха?
12. Итальянский писатель Р.Джованьоли вложил в уста главного героя своего исторического романа «Спартак» следующие слова: «Нужно или победить, или умереть…как подобает людям храбрым, одержавшим столько побед над римлянами. Наше дело свято и справедливо и не умрет с нами. Мужественная и почетная смерть лучше постыдной и гнусной жизни».

Как эта речь характеризует личность персонажа романа? Остался ли он верен своими словам?
В конце урока подводятся итоги, определяется команда – победительница, оценивается работа учеников. Лучшие участники команд награждаются.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

При подготовке к уроку – конкурсу можно использовать материалы книг:


  • Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. М., 2008

  • А.В. Литвинов. История становится ближе. М., 1996

  • А.Б. Драхлер. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1996

  • С.Г. Смирнов. Задачник по истории древнего мира. М., 1994

  • Г. Кулагина. Сто игр по истории. М., 1983

  • И.М. Лебедева. Организация и проведение исторических олимпиад. М.,1990

  • М.Гузик. В поисках золотого руно. М., 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Путешествие в историю древнего мира iconУрок путешествие: «Великое наследие Древнего Востока»
Цель: дополнить знания учащихся о культуре Древнего Востока, т к множество интереснейших сведений в учебнике не излагается; совершить...

Путешествие в историю древнего мира iconРабочая программа курса «история древнего мира»
Учебник – А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008

Путешествие в историю древнего мира iconКлассный час путешествие «Этот удивительный этикет»
Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие. Вообще-то путешествие обычным быть не может, потому что в пути всегда встречаются...

Путешествие в историю древнего мира iconРабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс
Морф 2004г и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство...

Путешествие в историю древнего мира iconМаршрутный лист "Виртуальное путешествие в историю древнего Китая"
На основе дополнительной литературы подготовьте рассказ об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй,...

Путешествие в историю древнего мира iconКонспект открытого урока в 5 классе по истории древнего мира Тема: «Культура Древнего Египта»
...

Путешествие в историю древнего мира iconКонспект интегрированного занятия «Путешествие в историю ложек» (познание+ изо-деятельность)
Цель: прививать интерес детей к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей

Путешествие в историю древнего мира iconУрок по истории Древнего мира в 5 классе по теме «В театре Диониса»
Древнего мира в 5 классе по теме «В театре Диониса» учителем истории и обществознания Хадуговой А. А

Путешествие в историю древнего мира iconНемного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта
Боги или их группы. В этом равноправии как бы отсутствовал единый главный Бог, но наличествовала группа Богов прошедшая практически...

Путешествие в историю древнего мира iconЗадание по истории Древнего мира
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница