6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса»




Скачать 50.34 Kb.
Название6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса»
Дата публикации20.03.2014
Размер50.34 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» (далее - СС) Гриммельсгаузена
Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (1621-1676). Родился в крестьянской семье, из родной деревни был увезен солдатами, стал конюхом, затем мушкетером, затем писарем и т.д. Была традиция рассматривать «Симплициссимус» как автобиографию, но теперь об авторе известно достаточно, чтобы опровергнуть эту точку зрения. Вместе с тем, несомненно можно говорить об элементах автобиографизма: есть переклички в судьбах, кроме того, герой романа частично приобретает жизненный опыт своего автора. А в рамках барочного мировоззрения и мира как театра Симплициссимуса, по мнению Михайлова, стоит скорее воспринимать как одну из ролей автора.

Роман был написан в 1668 году. Он состоял из 5 частей, еще имелось "continuato" (то есть продолжение: "Прожженная обманщица и побродяжка Кураже" (1670) и "Удивительный Шпрингинсфельд" (1670). Особый интерес представляет «Кураже» - она типичная маркитантка и авантюристка. Когда ей было 13 город захватили имперские войска, и чтобы спасти ее от ландскнехтов, ее переодевают мальчиком. Под именем Янко она становится пажом ротмистра, а когда открылся ее пол - его любовницей. Она несколько раз выходит замуж, участвует в схватках, пристает к цыганам, все вполне в традициях плутовского романа. Истинное ее пристанище - лагерь, где она шляется в мужском костюме и торгует табаком и водкой. Брехт трансформировал образ Кураже, раскрыв его трагическую подоснову («Матушка Кураж и ее дети»).
1. ^ Соотношение с романными и прочими традициями
- связи с традицией плутовского романа
Классический плутовской роман («Гусман де Альфараче», «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» (Кеведо)) строится как цепь эпизодов, связанных между собой похождениями одного героя. Плутовской роман не показывает развития героя: Считается, что пикаро герой беспринципный, приспосабливающийся к обстоятельствам. От плутовского романа СС приобретает:

1) повествование от первого лица (причем в СС - есть вставки от лица других лиц)

2) сюжетно-композиционную схему: нанизывание происшествий одного героя

Отличия:

1) Образ главного героя: а) традиционный пикаро не задумывается о характере общественных отношений и устройстве общества и не стремится, как это делает Симплициссимус, образумить это общество;

б) в отличие от пикаро, Симплициссимус не просто проходит через жизнь, он стремится постичь и истолковать окружающую действительность (приключения для него не самоцель, они обогащают его опыт, то есть здесь поступательное движение). Это первый немецкий роман, где показано развитие личности от детства до старости, но здесь показано не развитие чувств, как в воспитательном романе, а накопление эмпирического знания о мире, и все же по сравнению с плутовским романом - углубление психологии. Кроме того, в отличие от деклассированного пикаро, Симплициссимус имеет более твердую почву, он осознает себя как личность и сохраняет некоторые ценностные ориентиры. И, наконец, биография Симплициссимуса теснее связана с судьбами других героев, чем у пикаро.
- связь с традицией сатирико-дидактического романа




Этот жанр тоже пришел из Испании (сатирико-аллегорическое видение), его образцами можно считать «Сновидения» Кеведо, с одной стороны, «Критикон» Грасиана - с другой. Ярким примером связи с этой традицией является аллегорическое изображение феодального устройства общества в виде сословного древа (I, 15-17): это одновременно сатира на общество и на армию (внизу дерева крестьяне, вынужденные сносить все тяготы существования и т.д.), но в аллегорических традициях: "Над сим местом сидели те, что со знаменами; одни были юны, а другие в преклонных летах; юнцов вытянули наверх свать« да братья, а старики частию взобрались сами либо по серебряной лесенке, кою прозывают Подмазалия, либо на ином каком снаряде, сплетенном для них Фортуною из чужой неудачи». Кроме того, Гриммельсгаузен активно пользовался эмблематической традицией (собственно и дерево - это из какой-то подписи к эмблеме).
- связь с немецкой народной книгой
Гриммельсгаузен хорошо знал немецкие народные книги XVI века («Мелузина», 1474, «Фортуната», 1509, сборники шванков «Дорожная книжечка» Викрама, 1555, «Веселое общество» Петра Мемеля, 1660), Ганс Сакс…). Из народной традиции почерпнуты волшебно-сказочные и сатирические мотивы, анекдотические ситуации и готовые «остроумные ответы». Встреча с Бальдандерсом описана в стихотворении Ганса Сакса - это обыгрывается в романе, где герой тоже встречает Бальдандерса (VI, 9). Однако Гриммельсгаузен не просто заимствует сюжеты из стихотворных шванков и стихотворений Сакса - здесь имеет место тонкая барочная игра. Так, Бальдандерс называется, но и называется сам Ганс Сакс, а дальше идет намек на другой шванк Сакса, который напрямую уже не называется. Да и сам Бальдандерс - воплощение барочности: одного его имя Бальдандерс (на-перемену-скор) Всегдашний - типичное барочное совмещение противоположностей. Есть и другой вид ссылки на народную традицию: например, заимствование сюжетов: эпизод с кражей сала (II, 31) - принадлежит к числу мотивов, часто встречающихся в сборниках шванков. Его можно найти у Ганса Сакса, в сборнике «Отврати печаль» Ганса Нирхгофа, в народных театральных представлениях и песенках. Кроме того, в образе главного героя можно увидеть народный образ шута, который казнит и высмеивает человеческое общество. Можно отметить, что заимствованные мотивы никогда не переносятся "механически" - они врастают в сюжет, обрастают подробностями, вписываются в общую концепцию.
2. ^ Роман как образец барочного произведения
- барочное мировоззрение
тут говорить можно бесконечно долго и все это будет иметь отношение к нашему роману. Прежде всего, важно, что идеальный человек эпохи Ренессанса распадается: с одной стороны, образуется нереальный идеал, воплотившийся в христианском аскетизме, с другой - беспомощный реальный человек. Обе эти ипостаси присутствуют в романе, причем соприсутствие высокого аскетизма и доходящей до натурализма реальности - вообще ключевая идея для барокко, причем это проявляется не только на образном, но и на стилистическом уровнях: главы про совместную жизнь с отшельником написаны разве что не на латыни: "Отсюда и Commentator Averroes lib. 2 de anima (когда философ говорит, что способность ума, сиречь интеллектус, не что иное есть, как potential, коя ничем in actum произведена быть не может, кроме как через scientia…" (хотя здесь и чувствуется некоторая барочная ирония), а уже через несколько страниц будут описания пыток, облизанных задниц, экскрементов и проч. Здесь постоянно соседствуют аскетизм и чувственность, цинизм и благочестие, мудрость и наивность, простодушие и насмешливость, искренность и уклончивость, лукавство и непосредственность и т.д. Важна условность описания: в маленькой комнате могут оказаться человек 30 и т.д. Это соприсутствие противоположностей может быть явным и не очень: так, автор романа постоянно блещет ученостью и играет с читателем (цитаты, заимствования, ссылки и т.д.). Есть тут и ключевая для барокко антиномия «быть-казаться»: например, в эпизоде, когда из Симплициссимуса хотят сделать дурня (теленка) и он прикидывается дурнем, чтобы сохранить разум.
- барочный тип развития сюжета
здесь то же самое - двигателем сюжета становится постоянное антиномическое движение: «Ибо, любезный читатель, кто бы сказал мне, что есть на небе бог, когда бы воины не разорили дом моего батьки и через такое пленение не принудили меня пойти к людям, кои преподали мне надлежащее наставление?». Действие рождает противодействие: отшельническая жизнь сменяется эпикурейством: «я начал предаваться в пище и питии эпикурейству, ибо позабыл наставления отшельника и никого не было, кто бы руководил моею юностью или служил бы мне примером…». Из пленника герой становится бравым егерем - в этом и традиционные плутовские перипетии, но и барокко.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconТеатральный роман
По городу Москве распространился слух, что будто бы мною сочинен сатирический роман, в котором изображается один очень известный...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconКурсовая работа Тема : Мужские неканонические имена XVII века г. Тобольска
I. изучение природы антропонимики и семантическиХ типов антропонимов на базе тобольских памятников XVII века

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconПлан I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот»...
Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconЛитература XVII века
Средних веков. Возрождения и Нового времени в исторической науке и в культурологии. Проблема хронологических границ XVII в в литературе....

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconЯрослав гашек похождения бравого солдата швейка
Ярослава Гашека бравый солдат Швейк фигура одновременно комическая и трагедийная. Этот «маленький человек» литературы XX века – носитель...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconЛитература: Русская литература XIX века: роман «Преступление и наказание»
...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconПрограмма концертов, выставок и спортивных соревнований в париже до 24 января
В парижском музее Жакмар-Андре, знаменитом уникальным собранием живописи итальянского Ренессанса, французской школы изобразительного...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение...
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconМ29 Паранойя [роман]: / Виктор Мартинович. М.: Act; спб
«reality-антиутопия». «Специфика нашего века заключается в том, что антиутопии можно писать на совершенно реальном материале. Не...

6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» iconКнига стала лауреатом литературных премий «Национальный бестселлер»
Хх века, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его лирические стихотворения принадлежат к вершинам поэзии, роман «Доктор Живаго»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница