Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор




Скачать 286.74 Kb.
НазваниеШаповалов А. В. Магический гриб мухомор
страница1/6
Дата публикации24.06.2013
Размер286.74 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

Шаповалов А.В. - Магический гриб мухомор


(к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике)



Галлюциногенные и психотропные средства являются непременными элементами традиционной культуры многих народов мира. К какому бы региону мира мы не обратились, обязательно встретим использование наркотиков местного происхождения. Народы Мексики издавна использовали галлюциногенный кактус пейот (мескал) и псилобициновые грибы, в Южной Америке жевали листья коки, в Северной и Центральной – вдыхали дым табака, народы Океании варили из корней перечных растений опьяняющий напиток – каву, в Азии потребляли различные снадобья на основе конопли и мака, в Центральной Африке – напитки из коры колы. Причем чаще всего потребление галлюциногенов связано с ритуально-обрядовой практикой и имеет очень древние исторические традиции, подтвержденные многочисленными письменными источниками и находками археологов.

Нужно полагать, что в Сибири задолго до н.э. были известны опьяняющие свойства местных психотропов – конопли, белены, багульника, борщевика и других растений, издревле использовавшихся в Евразии для приготовления наркотических снадобий. Пример, ставший уже хрестоматийным – "скифская баня" – описанный Геродотом способ коллективного вдыхания дыма конопли причерноморскими скифами, нашел археологические подтверждения именно в Сибири. На территории Горного Алтая при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н.э. в линзе вечной мерзлоты найдены прекрасно сохранившиеся аксессуары скифского наркотического сеанса – небольшие конические шалаши с покрытиями из войлока и кожи, под одним из которых стояли бронзовые сосуды с обожженными камнями и обуглившимися семенами конопли, к шесту другого привязана кожаная сумка с семенами конопли (Руденко, 1962, с. 242-243).

Чаще всего наркотический опыт народов Сибири связывают с другим растением – мухомором. В настоящее время сложился уже своеобразный научный миф о широчайшем использовании мухоморов в ритуально-обрядовой практике народов Сибири. Он особенно распространен среди западных историков и этнофармакологов (Wasson, 1968; Маккена, 1995; Джейсм, Торп, 1997). Причем, потребление мухоморов обязательно связывают с сибирским шаманизмом, находя многочисленные параллели шаманской психоделии в грибных церемониях древних и современных народов мира. Но так ли это на самом деле, были ли столь широко распространены в Сибири галлюциногенные грибы; сколь прочны связи между сибирским шаманизмом и психотропными свойствами мухоморов; и как вообще использовали наркотические средства сибирские шаманы? Попыткой разобраться в этих в этих вопросах является данная статья.
^

Мухомор и сома: рождение научного мифа.


Впервые внимание к роли наркотических грибов, и в том числе мухоморов, в ритуально-обрядовой практике привлекли создатели этномикологии[1] Гордон и Валентина Уоссоны. Они обнаружили множество примеров существования грибных культов в Америке и в древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы мира на микофилов и микофобов. В своем совместном труде супруги выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитая сома ведов, готовилась на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из мухоморов (Avanita muscaria) [Wosson, Wosson, 1957]. Наиболее полно последнюю идею развернул Г.Уоссон в своей книге "Сома: божественный гриб бессмертия", где даже указал возможное время и место происхождения традиции приготовления этого напитка – Сибирь рубежа III – II тыс. до н.э., связав его появление в Индии с переселением ариев [Wosson, 1968]. Гипотеза Р. Г. Уоссона вызвала широкий резонанс. На нее откликнулись ведущие исследователи мифологии [Levi-Strauss, 1970; Елизаренкова, Топоров, 1970]. Критикуя отдельные спорные положения, гипотезу в целом приняли, нимало не усомнившись в том, что мухомор чрезвычайно активно используется в шаманской практике народов Сибири. Т.Я.Елизаренкова и В.Н.Топоров даже развили эту мысль, связав представления о мухоморах с семантикой шаманского (мирового) дерева, и находя незамеченные Г.Уоссоном варианты подтверждения связи мухомора и сомы [Елизаренкова, Топоров, 1970].

Становление этномикологии и развернувшиеся вокруг нее дискуссии, помимо бесспорно плодотворного результата – привлечения внимания к роли грибов в мифологии, имели несколько взаимосвязанных последствий, прежде всего, для изучения Сибири. Во-первых – сложилось твердое представление о мухоморе, как о шаманском грибе; во вторых – начались поиски подтверждения существования грибных церемоний в культурах древнего населения в Сибири; в третьих – потребление всех наркотических и галлюциногенных средств народами Сибири стали связывать исключительно с шаманизмом. Напомним, что все это происходило на фоне негласного запрета на исследование наркотиков в СССР.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconГриб Саша шёл-шёл-шёл, Белый гриб нашёл Раз- грибок, Дв- грибок,...
Летать по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор icon=люди нашего города=
Николай Шаповалов – его знают многие кировчане, ведь он всю жизнь посвятил шахтерскому труду, и бывшие коллеги помнят его как ответственного,...

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор icon1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать...
Несъедобными грибами (поганка, мухомор). Сформировать обобщающее понятие "грибы"

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconТеатрализованное представление «грибными дорожками» Авторы: Н. М....
Грибы: боровик, подберезовик, груздь, волнушка, мухомор, поганка, четыре лисички, четыре маслёнка, четыре опёнка

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconМагический переход
Здесь подробно описаны так называемые "Магические приемы" упражнения, при помощи которых можно достичь раскрытия энергетических ресурсов,...

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconДля детей 4-5 лет
Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать ему съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики,...

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconСценарий праздника для старшей и подготовительной групп «Осенины»
Д/л: взрослые Осень, Леший; дети: Художник, Дождь, Белка, Зайчик, Лиса, Гриб, Мышка

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconК какому литературному течению принадлежал Маяковский?
Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб. / Грабь./ Гроб. / Груб»?

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconКто стоит среди травы?
Назови, что нарисовано. Скажи, ягода это, дерево или гриб. Зачеркни лишнюю картинку. Объясни свой выбор

Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор iconС приветствием к участникам конференции обратились Игорь Васильевич...
Её организаторы Федеральное агентство по образованию, администрация Белгородской области, Белгородский государственный университет,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница