Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока




Скачать 67.16 Kb.
НазваниеТема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока
Дата публикации24.06.2013
Размер67.16 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты

Цели урока:

Образовательная: определить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с историей дворцовых переворотов. Закрепить причины Смутного времени. Формировать умение анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий.

Развивающая: развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), развивать внимание, память

Воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к своим одноклассникам, умение выслушивать отвечающего, не перебивая его речь.

^ Тип урока: комбинированный

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа с классом.

Основные понятия: дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: портреты «Екатерина I », «Петр II», «Анна Иоанновна»,

«Иван Антонович», «Елизавета Петровна», «Петр III», «Екатерина II».;

презентация «Смутное время и Дворцовые перевороты»;

схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.»,

задания с выдержками из книги Н.М. Карамзина;

таблица «Дворцовые перевороты».

^ Ход урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

Сегодня мы продолжаем путешествие в прошлое, а именно в XVIII век. Узнаем, что означает термин «Дворцовые перевороты» и рассмотрим его хронологический период.

^ III. Актуализация знаний учащихся – 10 мин.

Но сначала мы вспомним, тех, о ком узнали в конце XVI - XVII веках. (На каждой парте лежат рабочие листы с выдержками из книги Карамзина Н.М.)

А) Историк Николай Михайлович Карамзин в своем труде «История государства Российского» написал историю нашего государства от династии Рюриковичей до династии Романовых. Точнее до императора Александра I. Вы должны на основе отрывков из этой книги узнать о ком пишет Карамзин, по возможности указать даты и родственные связи.

^ Работа в парах

  1. «Государыня Ирина Федоровна и знаменитый брат ее с самого первого детст­ва возрастали в палатах великого царя Иоанна Васильевича и питались от стола его. Когда же царь удо­стоил Ирину быть своею невесткою, с того времени Борис Федорович жил при нем неотступно, навыкая государственной мудрости. Однажды, узнав о недуге сего юного любимца, царь приехал к нему с нами и сказал милостиво: «Борис! Страдаю за тебя как за сы­на, как за невестку, как за самого себя», — поднял три перста десницы своей и примолвил: «Се Феодор, Ири­на и Борис; ты не раб, а сын мой». В последние часы жизни всеми оставленный для исповеди, Иоанн удер­жал Бориса Федоровича при одре своем, говоря ему: Для тебя обнажено мое сердце. Тебе приказываю душу, сына, дочь и все царство! Блюди, или дашь за них ответ Богу».

^ А. Ирина Федоровна Годунова – жена царя Федора Ивановича Рюрика

Б. Иван Васильевич Рюрик- 1533-1547 – Великий князь, 1547- 1584 – царь

В. Борис Федорович Годунов – 1598-1605, царь, шурин царя Федора Ивановича

^ Г. Федор Иванович Рюрик – 1584 – 1598, царь сын ИванаIV
2. Между тем Он хотел веселья: музыка, пляска и зернь были ежедневною забавою двора. Уго­ждая вкусу царя к пышности, все знатные и незнат­ные старались блистать одеждою богатою. Всякий день казался праздником. «Многие плакали в домах, а на улицах казались веселыми и нарядными жениха­ми», — говорит летописец. Смиренный вид и смирен­ная одежда для людей неубогих считались знаком ху­дого усердия к царю, веселому и роскошному, кото­рый сим призраком благосостояния желал уверить Россию в ее златом веке под державою обманщика.

Утишив, как он думал, Москву, Он спе­шил исполнить обет, данный его благодарностию, сердцем или политикою: предложить руку и венец Марине, которая любовию и доверенностию к бродя­ге заслуживала честь сидеть с ним на троне.

^ А. Лжедмитрий I – 1605-1606, царь, монах Григорий Отрепьев

Б. Марина Мнишек – дочь польского воеводы, жена ЛжедмитрияI
3. Но Россия не имела царя и еще бедствовала от хищных иноплеменников; из всех городов съехались в Москву избранные знаменитейшие люди и в храме Успения вместе с пастырями церкви и боярами решили судьбу Отечества … Предпочли юношу, почти безродного; но сей юноша, свойственник царский, имел отца мудрого, крепкого духом, непреклонного в советах, который долженствовал служить ему пестуном на троне и внушать правила твердой власти. Так строгий характер Филарета, не смягченный принужденною монашеской жизнию, более родства его с Федором Иоанновичем способствовал его избранию.

^ А. Михаил Федорович Романов – 1613-1645, царь

Б. патриарх Филарет, Федор Никитич Романов – двоюродный брат царя Федора Ивановича Рюрика

В. Федор Иванович Рюрик – 1584- 1598, царь, сын Ивана Грозного
Б) Индивидуальная работа по карточкам (по одному человеку на впереди стоящих партах и последних): Карточка №1. Назовите правителей на русском престоле в Смутное время, укажите даты правления (1598 – 1613 гг.)

^ Проверка выполненной работы – 5 мин

А) Задание по Карамзину (фронтальная): Один ученик комментирует одно задание, остальные ученики добавляют. Слайд 2.

Б) Проверка одним из учеников работу по индивидуальным карточкам: «Назовите правителей на русском престоле в Смутное время». Слайд 3.

III. Изучение нового материала – 15 мин.

Мы не зря вспомнили Смутное время.

^ Проблема урока: можно ли выявить сходство и различия между периодом Смутного времени и эпохой Дворцовых переворотов. Слайд 4.

Дайте определение понятию «Дворцовые перевороты», опираясь на следующий текст: Слайд 5.

● За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных дворянских группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

● 1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

^ Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков. Слайд 6

Учитель: Что может сказать верхняя хронологическая дата - 1725 год, с каким событием это связано?

- Со смертью Петра I и воцарением Екатерины I.

Учитель: Почему после смерти Петра I начинается борьба за престол?

- В связи с делом царевича Алексея, Петр I издает «Устав о престолонаследии» от 1722 года, согласно которому, император сам мог назначать себе преемника, независимо от степени родства. Петр не успел назначить преемника, так как внезапно сильно заболел и умер.

Учитель: Сформулируйте на основе выше сказанного первую причину дворцовых переворотов.

  1. «Устав о наследии престола» 1722 г. закреплял право самодержца назначать себе преемника.

В определении дворцовых переворотов вы проговорили еще две причины:

2. Усиление роли гвардии в государственных делах страны.

3. Личные амбиции дворян в борьбе за власть.

Причины Дворцовых переворотов: Слайд 7

Учитель: Нижняя хронологическая дата - 1762 – это вступление на престол Екатерины II, с ее вступлением на престол принято считать окончание эпохи Дворцовых переворотов.

Рассмотрим схему «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.». Слайд 8.

Кто стал следующим императором после Петра I? Перечислите императоров в порядке их правления. Слайд 9.

Перед вами лежат таблица Слайд 10.

Заполняем – В графе «Правитель» - Екатерина I, ниже – «Годы правления» - 1725 – 1727, ниже – «Фаворит» - В конце параграфа 20 – 21, дано определение понятию «фаворит». Пользуемся текстом учебника, отвечаем на вопрос – «Кто являлся фаворитом?» - Меншиков А.Д. Что сделано Екатериной I в годы ее правления: Создан Верховный Тайный Совет (ВТС) для примирения враждующих партий. Сенат стал не «правительствующим», а «высоким», т.е. снижение роли Сената.

Петр II – 1725 – 1727 – фавориты: Иван Долгорукий, князья: Голицыны, Лопухины – что сделал: вернул из ссылки бабушку Евдокию Лопухину, лишил всего имущества и отправил в ссылку А.Д. Меншикова.

«Верховники» - 1730 – что сделали: составили кондиции – специальные условия, которые Анна Иоанновна должна подписать, чтобы взойти на российский престол.

Мы начали заполнять таблицу в классе, продолжите дома.

^ IV. Закрепление пройденного материала – 10 мин.

Учитель: Какая была проблема урока? Какие делаем выводы: Что общего между периодом Смутного времени и периодом Дворцовых переворотов?

Общее: Слайд 11

  1. Слабая центральная власть

  2. Смена правителей с помощью силы

  3. Стремление к сохранению целостности российского государства и самостоятельности в решениях внутренних дел и внешней политике.

В чем различия этих эпох?

Различия: Слайд 11

1. Пресечение династии Рюриковичей явилось основной причиной Смутного времени, а основной причиной Дворцовых переворотов явилось изменение порядка престолонаследия.

2. В Смутное время произошла смена династий от Рюриковичей к династии Романовых, а во время Дворцовых переворотов правила династия Романовых.

3. Смута сопровождалась интервенцией (польской, шведской) и вмешательством в государственные дела народных масс (ополчения), в эпоху Дворцовых переворотов повышалась роль дворянства, оно становилось привилегированным сословием.

^ V. Подведение итогов урока – 2 мин.

Таким образом, и Смутное время и Дворцовые перевороты – это непростое время для Российского государства. Вы решили проблему урока, определив сходство и различия между этими двумя эпохами, дали определение понятию «дворцовые перевороты», рассмотрели хронологические границы этого периода и его причины, узнали новые понятия «фаворит», «Верховники», «кондиции».

^ VI. Домашнее задание – 1 мин.

Закончить таблицу «Дворцовые перевороты», §20-21


Список, использованной литературы:

  1. Елисеев, Г.А. Отечественная история/ Г.А. Елисеев, С.В. Алексеев, Д.М. Володихин.-М.: Форум. Инфра-М., 2006.

  2. Вернадский, Г. В. Русская история/ Г.В. Вернадский. – М.: «Аграф», 2001.

  3. Карамзин, Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин.- М.: ЭКСМО, 2003

  4. Моряков, В.И. История России IX – XVIII вв. / В.И. Моряков. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 2006

  5. Орлов, А.С. История России/ А.С. Орлов, В.А. Гергиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Лекция № Дворцовые перевороты и эпоха просвещённого абсолютизма в России 18 в

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconДень учителя 2013
Конечно, Витя. Ведь тема урока не Уравнения, не Однородные члены предложения и не Куликовская битва, о которой я имею весьма смутное...

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconУрока. Цели урока
Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. ( В планировании данная тема расчитана на 2 урока)

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока icon2007 год Тема: Татьяна любимая героиня Пушкина. Цели урока
Цели урока: 1 анализ образа Татьяны; его место в раскрытии идейного содержания романа

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconТема урока: Хохломская роспись. Золотая Хохлома. Цели урока
Цели урока: Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения...

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconУрока: изучение нового Тема урока: Ты и твои друзья
Цели урока: Способствовать формированию и развитию ценностного отношения учащихся к дружбе между одноклассниками и друзьями

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе «Б». Тема урока: «Здоровье...
Цели урока: познакомить с основами здорового образа жизни; информировать учащихся об угрожающих и разрушительных действиях вредных...

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconТема урока: Конституция Российской Федерации Цели
Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не отделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока «Конституция...

Тема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока iconКонспект урока по русскому языку. Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не"
Конкретные цели урока: Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах; закрепить правописание «не» с глаголом



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница