«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция




Скачать 185.58 Kb.
Название«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция
Дата публикации07.02.2014
Размер185.58 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №3» г. Брянск

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности»

ДЛЯ УЧАСТИЯ В НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАСОВ

«Первые шаги в науку»

Естественно-географическая секция 


Работу выполнила: Чемодурова Екатерина Александровна

Учащаяся 10 класса

Руководитель: Сорокина Татьяна Ивановна

г. Брянск

2013

Содержание

1.Обоснование выбора темы исследования……………….2

2.Формулировка цели………………………………………3

3.Постановка задач работы………………………………..4

4.Методы их решений ……………………………………..4

5.Работа над решением задач………………………………4

6.Вывод……………………………………………………..10

7.Список используемой литературы……………………...11

8.Приложение………………………………………………12

Обоснование выбора темы работы

Современная история Брянской области насчитывает сотни достойных творцов литературного фронта. Выбирая тему своей работы, я провела социологический опрос среди жителей Володарского района города Брянска, результатами которого я была неприятно удивлена, жители нашего города не смогли назвать и 4, 5 человек писателей и поэтов Брянщины. ( См. приложение №1) История нашего города, культура и традиции, складывающиеся столетиями - это одно из основных богатств нашей области, народ должен знать свое прошлое, историю жизни своих предков, а в чем, как не в литературных источниках можно подчеркнуть все эти факты. Писатели и поэты – это невероятно творческие натуры, честные и справедливые люди, со своими моральными устоями, которые в своих произведениях описывали актуальную действительность своего времени, то, чем они жили, проблемы, которые были связаны не только с личными переживаниями, но и с положением народа в обществе. Ни одна газета не может передать ту эмоциональность и красочность, которую писатель вкладывает в свои произведения. Вторая, на мой взгляд, не менее важная проблема моей работы заключается в том, что жители нашей области предпочитают произведения Достоевского, Пушкина, Гоголя, Мора и Смита, но не считают нужным прочитать хотя бы одно произведения своих земляков. ( См. приложение №2-библиотека). На мой взгляд, это говорит о том, что такое понятие, как социальный институт теряет свое значение. Осознание принадлежности к определенной расе, народу, городу уже не является для человека определяющим фактором его поведения. Литературные деятели нашей области близки по духу современному поколению, именно в их произведения мы можем погрузиться с головой, представлять чувства и переживания, которые испытывали писатели, создавая свои шедевры. Проходя по неприметным улочкам, заходя в давно знакомые магазины и дома, каждым из нас может на миг представить ту атмосферу, в которую был погружен писатель. Книги учат современное поколение жить по законам чести и достоинства, уважать старших, именно чтение позволяет человеку развить свой разум и интеллект, с начитанным человеком всегда приятно разговаривать, но вдвойне приятней разговаривать с тем, кто знает историю своей малой родины и может поведать ее тебе. Опыт предыдущих поколений это основа, которая помогает построить общество, в котором приятно будет жить, и развиваться каждому из нас. Без прошлого не может быть и будущего. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего города, книги это источник знаний, накопленных предыдущими поколениями, именно по этому я считаю, что каждый из нас должен хотя бы раз в жизни прочитать произведения своих соотечественников.

На мой взгляд, роль литературы в создании образа территории и изучении географии довольно велика. Из книг мы можем узнать культуру, традиции и обычаи предыдущих поколений, проследить за изменением климата и рельефа окружающей нас местности. Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался об этих аспектах, но от куда взять информацию, чтобы удовлетворить свой интерес? Вряд ли в Интернете найдется сводка за последние десятилетия изменения структуры рельефа или ландшафта местности, какой - либо определенной территории, я не думаю, что кто-то из нас годами хранит газеты с местными новостями. Именно в такой ситуации книги, написанные нашими земляками нужны нам больше всего. Таким образом, тема моего исследования является актуальной.

Цель: выяснить связь между литературными произведениями и формированием образа территории Брянщины и познакомить сверстников (на примере предмета географии) с многообразием информации, которую они могут получить из произведений поэтов и писателей нашей области
Задачи работы:

1.Выяснить какие литературные деятели наиболее популярны в нашей области

2.Показать влияние природы родного края на творчество современных поэтов и прозаиков Брянщины.

3. Продолжить формирование образа родного края через литературные произведения наших земляков

4.Вызвать интерес у сверстников к литературным произведениям с помощью анализа произведений земляков

^ Главная проблема моей работы: создание географического образа Брянщины, используя творчество современных поэтов и писателей нашей области.

Объект исследования: природа родного края в творчестве литераторов середины XX начала XXI века

Методы: При сборе материала я использовала различные источники информации: материалы областной библиотеки, Интернет-ресурсы, личный опыт учителей - эти методы можно назвать информационными, метод анализа информации, который я использовала при подборе материала и изучении литературных произведений о природе Брянщины, обобщения информации, поисковый метод, метод сравнения и сопоставления литературного и географического образа.

^ Работа над решением задач

Для решения первой проблемы я направилась в областную библиотеку. Цель моего посещения библиотеки – познакомиться с картотекой и библиографией писателей и поэтов, живших с начала 60-ых годов XX века и по настоящее время. В одной из книг: «Литературный Брянск», Альманах 2008г, я узнала имена популярных на Брянщине писателей, таких как Михаил Аксенов, Галина Пиликова, Светлана Горошилова, Николай Грибачев, Валентина Крисанова, Динабургский Валентин Давыдович, Борис Адольфович Файбисович, Саввин Александр Николаевич.Многие имена писателей и поэтов стали открытием для меня.

Прочитав книгу В. Волохова «Брянск» ( Издательство Тула, 1968 год ) я узнала, что Брянская область является одним из литературных мостов, по которому проходило культурное общение России с Украиной, Белоруссией и со странами Дальнего Зарубежья. Культурные традиции трех восточнославянских стран органически переплелись на Брянщине и в памятниках архитектуры, и в языке и в народном быте. На нашей территории сохранилось более тысяч памятников истории и культуры. Прошлое Брянской земли отражено в экспозициях литературно-мемориального музея Ф.И.Тютчева в селе Овстуг и А.К.Толстого в селе Красный Рог.

Но на этом мое желание выявить наиболее популярных и талантливых писателей и поэтов нашей области не иссякло, последующее свое знакомство с творцами литературного фронта нашей области я продолжила визитом в Брянскую областную общественную писательскую организацию союза писателей России. Там мне рассказали о наиболее ярких и перспективных писателях современности, к ним относятся Эдуард Киреев, Артур Багдасаров, Татьяна Карпова, Александр Мехедов, Михаил Шереметов, Николай Денисов, Анатолий Остроухов, Григорий Белый.

Как прекрасна природа родного края! Именно она служила главным источником энергии и вдохновения для Брянских литераторов, очарованные ей красотой поэты и писатели создавали свои произведения, наполненные живописными описаниями родного края. Узнав имена поэтов и писателей Брянщины, я начала подбирать и систематизировать стихотворения и прозу, в которых отображается природа и образ родного края. Для составления анализа литературных источников я обратилась к учителю литературы Чичеренко Галине Павловне, которая помогла мне в анализе первых литературных строк.

Например, Валентин Динабургский в своем стихотворении «Брянск» описывает рельеф города

«На семи ветрах
на восьми холмах
разметались твои угодья» (см. приложение № 3)

Тем самым мы можем понять, что Брянск изначально находился и находится на холмистой и возвышенной местности, что могло препятствовать расселению людей и хозяйственному освоению территории и создавало трудности для нападения неприятеля на город.

Реки Брянщины извилисты и непостоянны, часто меняют направления, и несут свои воды средь лесов, подтверждением этим словам служат строки из стихотворения Ю. Мотылева:

«Как две сестры — Болва с Десной.

Друг друга дразнят, не натешатся.

Бегут дорогою лесной,

Чтоб встретиться южнее Бежицы

Здесь, разгулявшись на лугу,

Раскинув плёсы, словно локоны,

Болва проделала дугу

С моста

Куявского до Фокино.» (см. приложение №8)

Продолжает тему рек Валентин Динабургский стихотворением «Брянск»

«Как хотелось Десне
отразить купола
да нет сил
одолеть мелководье.

А в былые года -
бушевала вода
и ходил по реке
пароходик» (см. приложение №3)

Из этих строк становится ясно, что реки Брянщины на сегодняшний день являются мелководными, но в старину играли важную роль в торговле с соседними областями. По рекам ходили небольшие суда и строились флотилии ( Петр I основал судоверфь на Десне) (см. учебник «История Брянского края» О.В.Горбачев)

Строки из стихотворения «Десна» Галины Чирикаевой продолжают тему рек Брянщины

«Бежит река, течёт река

Среди холмов издалека.

По берегам растёт камыш,

А на лугах ночная тишь.» (см. приложение №12)

Из стихотворения В. Динабургского «Мой Брянск» можно понять, что брянцы издревле являются творческим народом, с богатым культурным наследием:

«Пролетели века не бесследно:
Одарил тебя песней Боян.»

Его слова подтверждает другой поэт Николай Грибачев

«Отчизна Пересвета и Бояна
Первопоэта русского...» (см. приложение №4)

Брянщина дала миру древних поэтов и сказателей и богатырей, среди которых Боян и Пересвет.

«По богатырски

расправляет плечи

русоволосый инок

Пересвет» (Виктор Козырев «Брянский лес»)

Красота лесов и полей Брянского края раскрывается в произведения брянских литераторов, например:
Ромашки золотая сердцевинка-

Красивейшая Брянщина моя:

Лесов зеленых нежная оправа,

Березок белолицых хоровод… (см. приложение №6)

Пишет в своих стихах Т.Карпова, современная поэтесса. Из этих строк мы можем понять, что Брянщина находится на стыке двух природных зон, где сочетаются разные типы лесов Европейской равнины. Через область проходит граница таежной и широколиственно-лесной зон. На севере расположены подтаежные елово-широколиственные леса, по левобережью Десны сохранились большие массивы сосновых и сосново-дубовых лесов, известных под названием Брянский лес. Ее воспевание Брянских лесов продолжает Иван Радчинко:

Стоят,

могучи и ядрёны,

Родные Брянские леса,

Взметнув развесистые кроны

По-богатырски

в небеса. (см. приложение №7)

Леса Брянщины неповторимы, не похожи ни на какие другие в нашей стране. Они отличаются своим громкоголосьем; пение птиц и жужжание стрекоз услаждают слух любого, кто приблизится к ним. Об этих особенностях мы можем узнать из стихотворений Н.Грибачева и И.Ледовской:

«Чуть свет проснулся Брянский лес

И птицы в нём.

И песни их,

Как зорний голос наших мест,

Повисли в чащах вековых;

Прозрачней утренней росы,

Они слились в листве резной

Со струнным звоном стрекозы,

С пчелиной песней трудовой;

И шмель, из душного жилья

Перелетев на влажный лист,

Бубнил, усами шевеля,

Брал тон, как сельский гармонист» (см. приложение №5)

«Я родом отсюда:

Из города лилий,

Из мягкого шелеста роз,

Из легкого взмаха серебряных крыльев

Над речкой кружащих стрекоз;

Из невероятного, как водохранилище,

Полета стремительных птиц» (см. приложение №10)

Брянщина славится многообразием видов редких птиц, обитающих на ее территории, таких как черный аист, дятел, змееяд, серый сорокопут. Стихотворение «Брянское лето» Светланы Горошиловой продолжает тематику красоты природы нашей области:

«Заплетают берёзоньки длинные косы,

Изумрудной листвой шелестит птичий рай,

И горят по утрам бриллиантами росы.

Как тебя не любить, светлоокий мой край!

А цветов-то, цветов!» (см. приложение №13)

Все эти поэтические строки создают неповторимый пейзаж брянских лесов.

Брянщина издревле славилась былинами и приданиями, это можно узнать из стихотворения Виктора Козырева «Брянский лес»:

Свистит в чащобе

Соловей-разбойник,

купцов из Рума

грабит Кудеяр. (см. приложение №11)

Действительно, в Карачевском районе есть местечко девять дубов, где по приданию обосновал свое логово Соловей - разбойник.

В сказке Динабургского «Чертова мельница» отражены народные поверья в существование нечистой силы. Черт издревле на Руси считался отрицательным и подлым персонажем, но русский народ силен своими традициями и знаниями именно поэтому он всегда находит силы, чтобы предотвратить его козни. Валентин Динабургский в своем произведении говорит о мудрости Брянцев, которая помогла им обмануть хитрого черта. В сказке раскрываются черты характера наших земляков, которые можно объяснить и природными особенностями. Живем в лесах: по характеру замкнуты, изворотливы и изобретательны. Умеем приспосабливаться к изменениям в окружающей нас природе, ориентироваться в лесах, распознавать животных и птиц по их привычкам и особенностям поведения.

Вывод: Произведения литераторов нашей области наполнены красочными описаниями природы, с их помощью можно сформировать обобщенное представление о ландшафте, растительности, реках и озерах Брянщины, они содержат описание культуры, традиций, привычек и обычаев ее жителей, объясняют поведение и черты характера жителей Брянщины. Молодое поколение в современном мире не увлекается чтением, особенно произведениями своих соотечественников. Моей главной задачей было сформировать представление о природе родного края с помощью литературных произведений. Оказывается об извилистых реках, неповторимых лесах, холмистых пейзажах можно узнавать не только из научного текста, но и литературных произведений. Такой подход к изучению географии является необычным, что сможет заинтересовать моих сверстников и привлечь к дальнейшему изучению и литературных произведений, и географии. Я убедилась в правоте моего предположения, проводя классные часы в моей параллели и участвуя в научной конференции гимназии. Моя работа вызвала интерес у большинства слушателей.

В заключении хочу привести стихи нашего земляка Ильи Швеца

«Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина моя»

Список используемой литературы:

1.Л. М. Ахромеев, И. В. Шарапаев, В. Т. Демехов, Ю. Г. Данилов «География родного края 6 класс» Курсив, Брянск 2012

2.Большая Советская Энциклопедия. Издательство М, 1990 год

3.Большой энциклопедический словарь. Издательство “Астрель”, 2008 год

4.В. Волохов «Брянск».

5.Ю.Г. Иванов «Наша Родина-Россия» Аист-Экспресс 2010год

6.Литературный Брянск. Альманах, 2007.

7.Литературный Брянск. Альманах, 2008.

8.Литературный Брянск. Альманах, 2010.

9. Л. Мирошин «Что же мы, русичи?» Газета «Брянский рабочий», октябрь 1998 год.

10. Н. Соболев «Душа собою вечно недовольна» Литературно - краеведческие очерки. Приокское книжное издательство. 1991 год

Приложение

1Социолигический опрос всего было опрошено 40 человек (жители Володарского района)

Цель: выяснить какое количество имен брянских литераторов знают респонденты

^ 1. Оранжевым цветом на диаграмме обозначено количество опрошенных, которые назвали не более 2 литераторов

2.Зеленым цветом на диаграмме обозначено количество опрошенных, которые назвали 3-4 литераторов

^ 3. Желтым цветом на диаграмме обозначено количество опрошенных, которые назвали 5 литераторов

4. Синим цветом на диаграмме обозначено количество опрошенных, которые назвали 6 и более литераторов

^ 2Беседа с библиотекарем гимназии №3 (Плаховой Еленой Дмитриевной)

Цель: выяснить, произведения каких писателей и поэтов читают ученики нашей гимназии (возраст от 7 до 11 класса)

Популярность среди учеников (помимо школьной программы)

1.Крюкова «Чудеса понарошку»

2.Ливанова «Сквозняки»

3.Дмитрий Емец «Таня Гротер»

4.Джон Толкин «Хоббит и Властелин колец»

5.Ден Браун «Код да Винчи»

6.Стефани Майер «Сумерки»

7.Муни Винчер «Нина»
3 №4


Валентин Динабургский Валентин Динабургский

Брянск Мой город

На семи ветрах На зеленых холмах, как на страже,
на восьми холмах Окаймленный раздольной Десной,
разметались твои угодья. Возвышается многоэтажный,
Как хотелось Десне Древний Брянск, молодой, молодой,
отразить купола Пролетели века не бесследно:
да нет сил Одарил тебя песней Боян.
одолеть мелководье. Вот свидетели славы победной:
А в былые года - И Бессмертья, и Чашин курган.
бушевала вода А леса твои словно легенда,
и ходил по реке Партизанский суровый приют.
пароходик. Древний Брянск, о тебе трубы медные,
По заречным лугам - Ныне добрую славу поют!
всё стога, да стога. Пред тобой распахнуты дали,
Это было недавно все У тебя еще все впереди.
вроде. И горят ордена и медали
Это было недавно На твоей молодецкой груди.
и очень давно,
как в кино
время мчит
и ему лишь дано
врачеванье от тяжких недугов.
Говорят, что во всем
виновато оно.
ну, а может его
в том заслуга?..
Город рос и мужал
и недаром стяжал
славу добрую:
есть чем гордиться.
На Покровской горе
острый шпиль,
как кинжал
в небо целит,
где вольные птицы.

^ 5

Николай Грибачев

Отчизна Пересвета и Бояна
Первопоэта русского...
Как сквозь густую
Наволочь тумана
Не разглядеть былые времена...
Ты рушился. Сгорал.
Но снова, снова
С одним на все ответом —
"Не сдаюсь!"
— У быстрых рек из марева лесного
Вставал заслоном, ограждавшим Русь.
И сокрушал в истерии кровавой
Нашествий всяких не одну волну.
И партизанской незакатной славой
Покрыл себя в минувшую войну.

^ 6

Татьяна Карпова

Моя глубинка

Провинция, конечно не столица,

Что всех пленяет броской красотой,

Но дал мне Бог в провинции родиться,

И каждый уголок мне там родной

И с каждой встречей

Мне она в новинку,

И лечат сердце отчие края.

Ромашки золотая сердцевинка-

Красивейшая Брянщина моя:

Лесов зеленых нежная оправа,

^ Березок белолицых хоровод…

Край партизанский на века прославил

Простой народ и труженик народ.

И сердце тает, как на солнце льдинка,

От гордости за край свой, от любви

Как родничок в тиши лесной, глубинка,

Свет солнца отражай, цвети, живи!

7

Иван Радчинко

Чистота родников

Стоят,

могучи и ядрёны,

Родные Брянские леса,

Взметнув развесистые кроны

По-богатырски

в небеса.

И о, чтоб звенеть под облаками

И в стужу лютую, и в зной,

Они корнями, как руками,

Вцепились крепко в шар земной.

№8

Юрий Мотылев

На Родину

Как две сестры — Болва с Десной.

Друг друга дразнят, не натешатся.

Бегут дорогою лесной,

Чтоб встретиться южнее Бежицы.

А в междуречье тех девиц —

Мальцовский край, покрытый

тайнами.

Столица может лишь дивиться

Искусству мастеров

с хрустального.

Рассветы вышиты канвой,

Узоры — словно вязь на грамоте.

И, как туманы над Болвой,

Клубится мир далёкой памяти

. И надо за него платить,

А мы не ценим даже в грош его.

И поезд мой на полпути

От будущего и до прошлого.

Но я-то знаю, что меж ним

И памятью по-настоящему —

Река с названием смешным

И самый звонкий город Брянщины.

Здесь, разгулявшись на лугу,

Раскинув плёсы, словно локоны,

Болва проделала дугу

С моста

Куявского до Фокино.

Мир не хорош, но и не плох.

Спокойно и приятно вроде бы.

И даже дремлется тепло —

Так возвращаются на родину.

Уносит лёгкий встречный ветр

Обрывки сна, как детство, сладкого.

Сто девяностый километр...

Вот докурю — и будет Дятьково.

^ 9

Николай Грибачев

Чуть свет проснулся Брянский лес

И птицы в нём.

И песни их,

Как зорний голос наших мест,

Повисли в чащах вековых;

Прозрачней утренней росы,

Они слились в листве резной

Со струнным звоном стрекозы,

С пчелиной песней трудовой;

И шмель, из душного жилья

Перелетев на влажный лист,

Бубнил, усами шевеля,

Брал тон, как сельский гармонист.

Прослушал песню лесоруб —

И улыбнулся.

И пила,

Хватив с разбегу манных круп,

Дискантом песню яавела,

А вслед за нею и топор

Втесался тоже в общий хор.

Так день в лесу на сто ладов

Звенел и пел, как бубенец,

А возле речки новый дом

Всё рос и рос, к венцу венец;

И было каждое бревно,

Янтарное со всех сторон,

Под песню в стенах скреплено

И золотой таило звон.

И сколько б ни стояло лет Жильё,

но в холода и зной

В нём будет возникать чуть свет

Напев и аромат лесной.

Я верю — суждено судьбой

Жить в этом доме нам с тобой!

^ 10

Ирина Ледовская

Я родом отсюда:

Из города лилий,

Из мягкого шелеста роз,

Из легкого взмаха серебряных крыльев

Над речкой кружащих стрекоз;

Из невероятного, как водохранилище,

Полета стремительных птиц.

Мне мудрость-природа,

Мне мир-откровенье,

Сошедшее с летних страниц.

№11

Виктор Козырев

Брянский лес

Сияет лес

былинно, нерушимо.

Могуч и тяжек

медных сосен взлёт...

Князь Всеволод

Трубчевскую дружину местами

потаёнными ведёт.

А на дорогах снова

неспокойно.

В огнях сигнальных

древний крутояр.

Свистит в чащобе

Соловей-разбойник,

купцов из Рума

грабит Кудеяр.

Ещё не скоро раны

Русь залечит, ещё в росе

коней монгольских след...

По богатырски

расправляет плечи

русоволосый инок

Пересвет.

Как щит,

сверкает в тёмных елях солнце,

и тишина

разорвана опять.

Встают засеки

на пути литовцев,

и ляхи

поворачивают вспять.

Монастыри

мрачнеют позолотой,

услышав стук

весёлый топора.

Но валят лес

для молодого флота

державные

сподвижники Петра.

Побед нелегких

торжество изведав,

как воин, лес

своим величьем горд.

У ног его

ржавеют ядра шведов

И траки танков

гитлеровских орд.

Да на полянах

розовеют росы

от партизанских

сгаснувших костров...

Уходят в неб

о мачтовые сосны.

Листает ветер

летопись веков.

^ 12

Галина Чирикаева

Десна

Бежит река, течёт река

Среди холмов издалека.

По берегам растёт камыш,

А на лугах ночная тишь

Умолк дергач, спит соловей.

Луны, калач среди теней

Цветы — как мёд, роса — елей...

Как сладок сон планеты всей.

^ 13

Светлана Горошилова

Брянское лето

Здравствуй, милое, звонкое

брянское лето!

Я как к давнему другу к тебе прихожу.

Всё дыханьем земным до травинки согрето.

Дай под кровом твоим я на мир погляжу.

Заплетают берёзоньки длинные косы,

Изумрудной листвой шелестит птичий рай,

И горят по утрам бриллиантами росы.

Как тебя не любить, светлоокий мой край!

А цветов-то, цветов!

Вот где радость ликует.

И хлеба сплошь в крылах, сосчитать не могу.

Где-то гром золотой с облаками воркует,

Ливень всех расцелует, как всегда, на бегу.

Я домой возвращусь с неугасшим волненьем,

С целым шлейфом твоих невесомых даров.

И составлю с любовью и нежным терпеньем

На странице букет самых искренних слов.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconШкольная секция областной студенческой конференции мгоу по русскому...
С 23 апреля по 06 мая 2013 года проходил заочный тур научно-практической конференции по русскому языку «Первые шаги в науку о языке»,...

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconПрограмма ХIII городской научно-практической конференции школьников «первые шаги в науку»
Программа XIII городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»/ Составители: Дубченко Е. А., Тараканова...

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconСписки участников лицейско-гимназического этапа IX городской межшкольной...
Списки участников лицейско-гимназического этапа IX городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку», делегированных для участия...

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconПриказ 07. 03. 2013 г. Светлоград №118 Об утверждении состава членов...
В соответствии с Положением о районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», утвержденным приказом отдела...

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconСписок победителей и призеров конкурса исследовательских работ в...
Шевченко Наталья учащаяся 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ««Гимназия №7 имени Героя России С....

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconКонкурс учащихся 1 7-х классов «первые шаги в науку»
Межрегиональная дистанционная конференция – конкурс учащихся 1 – 7-х классов «первые шаги в науку»

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconПодготовила учитель нач кл. Фатнева Ю. А. Сценарий проведения научно...
Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на открытии научно-практической конференции учащихся «Ярмарке первых открытий»

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconРеспубликансий дворец творчества детей и молодежи отдел туризма и...
Введение 3

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconИтоги школьных ученических научно-практических конференций 2010-2011...

«Природа Брянщины в произведениях поэтов и писателей современности» для участия в научно практической конференции учащихся 8-11 класов «Первые шаги в науку» Естественно-географическая секция iconПрограмма научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2011 г. Секция



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница