 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии




Название лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии
страница1/16
Дата публикации21.06.2013
Размер1.91 Mb.
ТипЛекция
www.lit-yaz.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Оглавление

 ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

   1. Предмет, объект, функции и методы социологии

   2. Социология в системе гуманитарных наук

   3. Структура социологии

   4. Система основных категорий и законов в социологии

   5. Основные парадигмы социологии

 ЛЕКЦИЯ № 2. Становление и основные этапы развития социологии

   1. Особенности донаучного изучения общества

   2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

   3. Социологическое воззрение О. Конта

   4. Классическая социология начала XX в

   5. Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции

   6. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето

   7. Американская социология: основные этапы развития

   8. Особенности исторического развития российской социологии

 ЛЕКЦИЯ № 3. Общество как целостная система

   1. Понятие общества

   2. Основные подсистемы общества

   3. Типологии обществ

   4. Гражданское общество, его признаки и основания

   5. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации

 ЛЕКЦИЯ № 4. Социальная структура и стратификация

   1. Социальная структура и ее исторические типы

   2. Социальная структура современного российского общества

   3. Теории социальной стратификации

   4. Социальная мобильность и групповая замкнутость

 ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

   1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

   2. Типология личности

   3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

   4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

 ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности

   1. Виды социальных общностей и их характерные черты

   2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

   3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

   4. Социология этнических общностей

   5. Организация как объект изучения социологии

   6. Сущность, структура и типология социальных организаций

 ЛЕКЦИЯ № 7. Социальные институты

   1. Понятие социального института. Признаки, роль и значение социальных институтов

   2. Социальный контроль и девиантное поведение

   3. Экономика как социальный институт

   4. Политические общественные институты

   5. Социальные институты образования и науки

   6. Религия как социальный институт

   7. Семья и брак как социальные институты общества

 ЛЕКЦИЯ № 8. Социальные действия и отношения

   1. Теория социального действия в социологии

   2. Модели анализа межличностного взаимодействия

   3. Социальные отношения

 ЛЕКЦИЯ № 9. Социальные конфликты

   1. Социальный конфликт в социологической теории

   2. Виды конфликтов

   3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

 ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как социальное явление

   1. Культура как объект социологического познания. Разнообразие теоретических подходов к изучению и пониманию культуры

   2. Основные элементы и функции культуры

   3. Формы культуры

   4. Социальная коммуникация

 ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования

   1. Этапы и виды социологического исследования

   2. Программа социологического исследования

   3. Методы социологических исследований


ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый ^ Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

^ Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

^ Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

^ 2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

^ 3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. ^ Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. ^ Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconКонтовская программа позитивной науки об обществе и её влияние на...
Социология как наука. Объект, предмет, методы. Структура социологического знания

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconКультурология как наука
Тема Культурология как наука. Возникновение культурологии как науки. Определение, предмет, объект культурологии. Основные понятия...

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии icon1. Объект и предмет социологии. Функции социологии
Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные...

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconСоциология коммуникации. Конецкая В. П
Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconЯзык как объект научного исследования
Лингвистика как естественная наука, эксперимент в лингвистике. Математические методы в лингвистике: логический анализ языка, лингвистическая...

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconТема Объект и предмет курса
Вопрос Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconЛекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси
Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски

 лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии iconПрограмма учебного курса Лекция Предмет, структура социологического знания
Семинар Становление и развитие социологии: основные социологические парадигмы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница