Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 342.33 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации14.01.2014
Размер342.33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Факультет истории

Программа дисциплины

АНТИКОВЕДЕНИЕ

для направления 030600.62 “История”

подготовки бакалавра

Автор к.и.н., Панченко Д. В.

dmpanchenko@yahoo.com

Одобрена на заседании факультета истории «__»____________2012 г.

Декан факультета истории, проф. А.М. Семенов

Утверждена УС НИУ-ВШЭ- С.-Петербург «__»____________2012 г.

Ученый секретарь
С.-Петербург, 2012
^ 1. Область применения и нормативные ссылки.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает базовые требования к знаниям и умениям студента и определяет содержания и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 “история”, обучающихся по бакалаврской программе. Предмет курса: история античной цивилизации и ее изучения.

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
^ 2. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины “Антиковедение” являются:

- формирование у студентов представления о важнейших сторонах цивилизации древних греков и римлян, о ее исторических достижениях и историко-культурном наследии;

- формирование у студентов комплекса знаний об античности в контексте истории древнего мира в целом, об этапах и конкретных формах синхронизированного развития античного мира, Древней Греции и Древнего Рима в их цивилизационном единстве;

- выработка у студентов навыков и умений, необходимых для проведения исследований в области исторических и филологических дисциплин, и способности к критическому, научному подходу к явлениям прошлого;

- формирование у студентов умения работать с античными историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа.
^ 3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения.

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

формы и методы обучения, способствующие формированию компетенции

1. Общенаучная:

владение комплексом знаний по изучаемой дисциплине, способность ориентироваться в современных направлениях изучаемой отрасли науки; владение культурой мышления, способностью к обобщению, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОНК-4

Дает определение изучаемой отрасли исторической науки, распознает проблемы и направления этой отрасли исторической науки, представляет ее связи с другими социально-гуманитарными направлениями и отраслями исторического знания, демонстрирует знания по всем разделам изучаемой дисциплины, умение обобщать и анализировать информацию.

Лекции, практические занятия, дискуссии, написание реферата, эссе

2. Инструментальная:

Способность к чтению и пониманию исторических источников, написанных на одном из древних языков

ИК-3

Умеет правильно перевести на русский язык источник, написанный на одном из древних языков; осуществляет анализ его содержания, может дать описание источника, выявить основные смысловые позиции источника, сделать конкретные и обобщающие выводы

Практические занятия, устный и письменный анализ источника

^ 3. Социально-личностная и общекультурная: способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Знанет содержания и конкретные формы культуро-исторического наследния изучаемой исторической эпохи (античности), умеет анализировать функционирование этого наследия в последующие исторические эпохи

Лекции, практические занятия, дискуссии, написание реферата

4. Профессиональная: Способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе особенности социальной, политической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи

ПК-5

Знает историю изучаемой исторической эпохи (античности) определяет специфику античной цивилизации, особенности каждой из сфер ее функционирования и развития. Умеет дать анализ роли человека в каждой из них, показать типы взаимодействия человека и общества

Лекции, практические занятия, дискуссии, написание реферата.


^ 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы “Антиковедение”.

“Антиковедение” относится к циклу общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит базовый характер. Она входит в состав основного учебного цикла по всемирной истории.

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знание истории древнего мира, в частности, античности на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

- знание истории мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- понимание языка научной и учебной литературы по истории.

Результаты изучения настоящей дисциплины должны служить основой для изучения следующих за античностью этапов истории, курсов истории Средневековья, Нового времени, истории культуры, религиоведения.
^ 6.1. Формы контроля.

* Текущий контроль: работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, деловые игры).

* Письменные аудиторные контрольные работы: 4 (по 30 минут).

* Реферат: (2-3 тыс.слов).

* Коллоквиум: (120 мин.).

* Устный экзамен.
^ 6.1. Критерии оценки знаний, навыков.

Доклад – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.

^ Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Эссе – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Умение показать место античной цивилизации в контексте истории древнего мира и истории человечества в целом. Навыки анализа античных исторических источников. Понимание специфики гуманитарной составляющей античности, античной системы ценностей. Представление о роли античного наследия в развитии европейской цивилизации, а также отдельных цивилизаций Востока.

^ Тематический план курса

Антиковедение”





^ Название темы

Всего часов по дисцип­лине

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Практичес­кие занятия

1

Общеисторическое и географическое введение.




4

2




2

Крито-микенская цивилизация.





2


2




3

Формирование классической греческой цивилизации.




2

2




4

Эпическая и лирическая поэзия.




2

4




5

Политическая история классической эпохи (499 – 338 гг. до н. э.).




4

4




6

Поход Александра Македонского и его исторические последствия.




4

2




7

Греческий театр.





2

2




8

Греческая религия.





2


2




9

Агональный дух. Греческий спорт.





2


2




10

Архитектура и изобразительные искусства.





2

2




11

Афинская демократия.





4

2




12

Историческая и биографическая проза.





2


2




13

Астрономия, математика и точные науки. Античная техника.




2

2




14

Античная философия.





2


2




15

Политическая теория.




2

2




16

Ранний Рим.





2

2




17

Превращение Рима в средиземноморскую державу.




2

2




18

Ранняя римская культура.




2







19

Рим в эпоху гражданских войн.





4

4




20

Римское общество и культура в эпоху гражданских войн





2


2




21

Ранняя Империя.




4

2




22

Римскя культура в эпоху принципата.





2

2




23

Поздняя Империя.




4

2






Базовые учебники

  1. Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М.: Русь-Олимп, 2007.

  2. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.

  3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2000.



Содержание программы курса “Антиковедение”
Первый семестр (56 часов)

Тема 1. Общеисторическое и географическое введение.
Понятие «античная цивилизация». Историческое значение античной цивилизации. Природные условия Греции и Италии. Индоевропейское прошлое греков и латинов, их переселение на Балканы и Апеннины. Соседи греков и римлян: древние цивилизации Востока и племенной мир Европы.
Литература: А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции. СПб. 2000. С. 30 – 53; С.И. Радциг. Введение в классическую филологию. М. 1965. С. 7 – 20. С.Я. Лурье. История Греции. СПб. 1993. С. 29 – 40; 40 – 44. Н.Я. Машкин. История древнего Рима. М. 1948. С. 59 – 63. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М. 1995. С. 249 – 263; А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М. 1974. С. 99 – 109;
Тема 2. Крито-микенская цивилизация.
Открытие микенской цивилизации Генрихом Шлиманом. Открытие минойской цивилизации Артуром Эвансом. Архитектура и изобразительное искусство минойского Крита. Микенские дворцы и цитадели. Письменные документы и их дешифровка. Проблема гибели микенской цивилизации. Отражение микенской эпохи в греческой мифологии.
Литература: Ю. В. Андреев. От Евразии к Европе. СПб. 2002. С. 592 – 644; Ю. В. Андреев. Коллапс микенской цивилизации и варварский мир Центральной Европы. В кн. : Ю. В. Андреев. В ожидании «греческого чуда». СПб. 2010. С. 263 – 272; Д. В. Панченко. Викинги бронзового века и их наследие (к постановке вопроса) // Stratum plus. 2012. № 2. С. 81 – 89.


Тема 3. Формирование классической греческой цивилизации.

Упадок «темных веков». Расселение греческих племен. Политическая стабилизация и технологический прогресс. Демографический взрыв VIII в. до н. э. Формирование полиса как типичной формы греческой общественной жизни. Народное собрание, совет, должностные лица. Судебное устройство. Письменное законодательство. Греческая аристократия. Фаланга гоплитов. Социальная борьба в VII-VI вв. до н. э. Тираны. Великая греческая колонизация.

Спартанское государство и спартанский образ жизни. Афины в VII-VI вв. до н. э. Реформы Солона. Тирания Писистрата и Писистратидов. Установление демократии. Греки Малой Азии и их завоевание персами.
Литература: Фукидид. История. I, 1 – 23. Плутарх. Ликург. А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции. СПб. 2000. С. 54 – 67.

Тема 4. Эпическая и лирическая поэзия.
Особое место литературы в греческой культуре. «Илиада» и «Одиссея». Гомеровский вопрос. Дидактический эпос. Появление поэзии, основанной на выражении индивидуальных мыслей и чувств.
Литература: Гомер. Илиада. Песнь I; Песнь XVIII, 468 – 617; Одиссея. Песнь девятая; Гесиод. Труды и дни, 42 – 218; подборка стихотворений греческих лириков; И.М. Тронский. История античной литературы. Л. 1957. С. 33 – 61.

Тема 5. Политическая история классической эпохи (499 – 338 гг. до н. э.).
Ионийское восстание. Греко-персидские войны. Афинская морская держава. Расцвет демократии. Пелопоннесская война. Тирания Тридцати. Восстановление демократии в Афинах. Гегемония Спарты. Поход десяти тысяч. Коринфская война. Демократия в Фивах. Походы Эпаминонда. Гегемония Фив. Политический и социальный кризис в Греции. Возвышение Македонии. Битва при Херонее.
Литература: Геродот. История. VII, 201-232. Плутарх. Алкивиад; Пелопид. Ксенофонт. Анабасис.
^ Тема 6. Поход Александра Македонского и его исторические последствия.
Восточный поход Александра. Эллинистические государства. Балканская Греция в эллинистическую эпоху.
Литература: Плутарх. Александр. Ф. Шахермайр. М. 1984.

^ Тема 7. Греческий театр.
Театральные представления и театральные состязания. Трагедия и комедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Место театра в античной цивилизации.
Литература: Софокл. Антигона; Аристофан. Лягушки; Андрэ Боннар. Греческая цивилизация. М. 1959. Т. 2. С. 13 – 42; Т. Гельцер. Аристофан: комедия для демоса афинян. В кн.: Древний мир и мы. III. СПб. 2003. С. 60 – 93.
Тема 8. Греческая религия.
Боги, жертвоприношения, храмы, оракулы.

Представления о загробной участи. Погребальные обряды и обычаи.
Литература: Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая; А. И. Зайцев. Греческая религия и мифологи. СПб. 2004. С. 19 – 54; М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М. 2004. С. 42 – 50; А.И. Доватур. Проводы Феофилы (CIRB 130), в кн.: Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб. 1992. С. 11 – 27; Д.В. Панченко. Эпитафия Гекатея (CIRB 121), там же. С. 28 – 42.
Тема 9. Агональный дух. Греческий спорт.
Господствующие системы ценностей греческой культуры. Стремление к славе и первенству. Публичные состязания. Олимпийские игры.
Литература: М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М. 2004. С. 35 – 39; А.И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции. СПб. 2000. С. 106 – 144.
Тема 10. Архитектура и изобразительные искусства.
Влияние традиции деревянной архитектуры и египетской храмовой архитектуры на становление греческой архитектуры. Развитие скульптуры из мрамора и бронзы, а также живописи в сторону технического совершенства и в сторону способности реалистично отобразить человеческое тело в разнообразных, все более сложных положениях, а затем – и характер или духовное состояние изображаемого человека.
Литература: М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М. 2004. С. 198 – 213; И.Тэн. Философия искусства. М. 1996. С. 192 – 234.

Тема 11. Афинская демократия.
Институциональное устройство афинской демократии. Афины и союзники. Культурный расцвет в Афинах V в. до н. э.

Литература: Аристотель. Афинская полития. М.; Л. 1936. Плутарх, «Перикл»; Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 2000. С. 63-114. Д. В. Панченко. Культурный расцвет в Афинах в V в. до н. э. в сравнительно-историческом освещении // Вестник древней истории. 2012. № 2. С. 142 – 154.

Тема 12. Историческая и биографическая проза.
От хроник (известных на Ближнем Востоке) к составлению обширных повествований, основанных на материале, собранном автором в результате его собственных изысканий (первоначальное значение слова «история»). История Греко-персидских войн Геродота; соединение изложения исторических событий с эпическим размахом повествования и указанием на пружины событий. «История Пелопоннесской войны» Фукидида как вершина греческой научной историографии. Ксенофонт. Полибий. Другие историки. Возникновение жанра биографии. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.
Литература: Геродот. История. III, 39-44; Плутарх. Пелопид; С.С. Аверинцев. Плутарх и античная биография. М. 1973. С. 69 – 92.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница