Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве




НазваниеМетодические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве
страница1/5
Дата публикации26.12.2013
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Методические рекомендации руководителям школьных музеев

(ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений)
По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве:

методические рекомендации по организации

деятельности школьного музея \

сост. Е..В. Степанова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 г.

Слово «музей» происходит от греческого museion и латинского museum, что в переводе означает «храм». Музей — это место, по­священное наукам и искусствам. Как учреждение, музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и доку­ментов, характеризующих развитие природы и человеческого об­щества и представляющих историческую, научную или художествен­ную ценность.

Когда идет речь о создании музея в школе, детском саду возникает ряд вопро­сов. Что такое музей образовательных учреждений? Насколько данный музей необходим? Каковы будут его возможности? Достаточно ли собранного материа­ла? А самое главное — что показывать и с какой аудиторией будет работать такой музей?

^ Что такое школьный музей?

Школьный музей — это:

  • прежде всего результат поисковой, исследовательской и крае­ведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», получать знания из самой жизни;

  • большие возможности для организации самостоятельной исследовательской и, что особенно важно, творческой работы уча­щихся;

  • эффективная форма организации и подачи учебного матери­ала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы.

Являясь неформальными учебными подразделениями общеоб­разовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Собранные ими экспонаты должны входить в состав музейного и архивного фонда России.

^ Музей детского дошкольного образовательного учреждения по своему понятию отличается только возрастом исследователя, соответственно более доступным возрастным уровнем самостоятельной и творческой работы детей дошкольного возраста. Деятельность такого музея также имеет краеведческую направленность. Если же это тематический музей (музей, кукол, музей матрешки, музей открыток, музей верхних головных уборов), то исследования и сбор должен идти по данной тематике.
Как создаются школьные музеи?

Школьные музеи, как форма воспитательной и образователь­ной работы, создаются по инициативе:

  • выпускников,

  • родителей,

  • учащихся и педагогов школы.

Они возникают как:

  • ответ на социальный заказ, который поступает образователь­ному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности;

  • результат собственной поисково-собирательной и исследо­вательской деятельности.

Цели создания школьного музея:

  • выявление, собирание и изучение музейных предметов и му­зейных коллекций;

  • всемерное содействие развитию коммуникативных компетен­ций, навыков исследовательской работы учащихся;

  • поддержка творческих способностей детей;

  • формирование интереса к отечественной культуре и уважитель­ного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом шко­лы, но одним из воспитательных центров открытого культурно-образовательного пространства.

^ Цели музейной деятельности:

  • формирование чувства ответственности за сохранение исто­рии, традиций, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины;

  • координация военно-патриотической деятельности образо­вательного учреждения;

  • расширение социальных связей школы: школьный музей, яв­ляясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, учреждениями куль­туры и общественными организациями.

Задачи школьного музея:

  • воспитательная;

  • образовательная;

  • гражданско-патриотическая.

Одной из основных задач музея является воспитание патриоти­ческого сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать свои­ми союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в обла­сти науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств свое­го существования в виде памятников материальной и духовной куль­туры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть ис­тория семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история челове­ческого общества. Музей обладает огромным образовательно-вос­питательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует под­линные исторические документы. Эффективное использование это­го потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, граж­данского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

^ Направления деятельности школьных музеев:
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладе­вают различными приемами и навыками краеведческой и профес­сиональной музейной деятельности, а в ходе краеведческих изыс­каний — основами многих научных дисциплин, не предусмотрен­ных школьной программой. В зависимости от профильной тема­тики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этногра­фии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской де­ятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы иссле­дования, производить историографический анализ темы, зани­маться поиском и сбором источников, их сопоставлением и кри­тикой, составлением научно-справочного аппарата, формулиро­ванием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформ­лением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей фор­мируются аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отли­чать достоверное от фальсификации, объективное от субъектив­ного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведе­нии экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидца­ми изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образ­ные представления по истории, культуре и природе своего города. Они учатся понимать, как история малой родины связана с истори­ей России, как различные исторические, политические и социаль­но-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и пред­ставления детей об истории Отечества, родного края.

Образовательно-воспитательная деятельность школьного музея организована иначе, чем в государственных и в большинстве негосударственных учреждений, где такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов. В музее школы она реали­зуется через различные формы экспозиционно-выставочной и мас­сово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них по­средством личного участия в работе музея.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта де­ятельности школьного музея от музея государственного заключа­ется в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продук­та музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприка­саются с историей школы, города, независимо от того, какую тему они изучают. Феномен школьного музея состоит том, что его обра­зовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффектив­но проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Функции школьного музея:

  • социальная функция;

  • исследовательская функция;

  • функция документирования;

  • функция хранения.

Социальная функция обусловлена тем, что школьный музей об­ладает практически неограниченным потенциалом воспитательно­го воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поис­ково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, зна­комство с историческими фактами помогают учащимся узнать ис­торию и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью кото­рого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природ­ному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособ­ность целиком зависит от слаженной творческой работы коллекти­ва педагогов (чаще, конечно, это один педагог – руководитель музея) и учащихся. Музейно-краеведческая работа — своего рода «социальное сито», в процессе которой дети познают важ­ность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить сво­им участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школь­ный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе совета школьного музея, яв­ляющегося органом ученического соуправления, прививает участ­никам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной дея­тельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автоном­ных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и клас­сифицировать исторические источники, реставрировать истори­ческие документы, сопоставлять факты и т.д. Так, исследовательс­кая функция осуществляется на основе поиска и изучения истори­ческих подлинников.

Функция документирования общественных явлений реализует­ся в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Ее осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая ра­бота, создание экспозиций.

Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при кото­рой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функ­цию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школь­ный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения опи­сания, реставрации собранных документов и предметов.

Овладение основами музейного дела, знакомство со специфи­кой различных профессий, ремесел, народных промыслов в про­цессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги — руководители школьных музеев, других краеведческих объедине­ний отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающи­мися музейной деятельностью, профессий гуманитарного харак­тера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краевед­ческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.д.

^ Признаки школьного музея:

  • наличие фонда подлинных материалов, представляющих со­бой первоисточники сведений об истории общества;

  • наличие экспозиции (экспозиционные материалы музея дол­жны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы; материалы экспозиции выставляются в опреде­ленной системе, в соответствии с логикой разделов);

  • наличие помещения и оборудования, обеспечивающих хра­нение и показ собранных коллекций;

  • наличие постоянного актива учащихся - совета музея, спо­собного вести под руководством педагогов систематическую по­исковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектова­нии, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

^ Профиль школьного музея

Профиль музея — это специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различ­ными видами искусства и культуры. Профиль музея является важ­нейшей категорией классификации музеев.

Музеи делятся на следующие основные профильные группы:

  • естественно-научные;

  • исторические;

  • литературные;

  • художественные;

  • музыкальные;

  • театральные;

  • технические;

  • сельскохозяйственные и пр.

Специфической особенностью школьных музеев, во всяком слу­чае, абсолютного большинства из них, является краеведческий ха­рактер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и при­родой родного края. Краеведение — это наука, изучающая разви­тие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение — это методологический прием по­знания закономерностей развития природы и общества через спе­цифику своего края.

Школьные музеи исторического профиля могут и не занимать­ся изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определенному историческому периоду и даже отдель­ному событию. Поэтому к школьным музеям исторического про­филя могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы.

Школьный литературный музей может изучать жизнь и творче­ство не только знаменитых писателей, родившихся и живших в дан­ной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публи­ковались. Одним из возможных направлений краеведческих иссле­дований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, ко­торые описаны в литературных произведениях.

Рекомендации по организации деятельности могут быть отне­сены и к школьным музеям других профилей: художественным, му­зыкальным, театральным и т.д. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инстру­ментах, песнях, танцах, частушках и т.п.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объек­та, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, му­зей книги и т.п.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методи­ки реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить.

Специфика школьных музеев заключается в том, что, создавае­мые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать не­сколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconОтдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей...
Новосибирск: Главное управление образования мэрии: гцфкиС «Виктория» 2011. – 100 с

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconПрограмма и методические материалы для студентов специальности 070503...
I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconСборник статей VI открытой научно-практической конференции руководителей...
Новосибирск: Главное управление образования мэрии города Новосибирска: гцфкиС «Виктория» 2010. – 96 с

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Данные методические рекомендации составлены методистами муниципального образовательного учреждения «Дошкольный методический центр»...

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconН. К. Гунова Мемориальный музей М. Ашрафи. Узбекистан, Ташкент
По сложившейся традиции работники музеев республики одновременно со своими зарубежными коллегами отмечают Международный день музеев....

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,...
Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве iconПрограмма стажировки пояснительная записка к программе стажировки...
Программа предназначена для стажировки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за организацию питания школьников,...

Методические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир для деятельности руководителей музеев детских дошкольных образовательных учреждений) По материалам книги: Школьный музей в культурно-образовательном пространстве icon«маёвка» 18-19 мая Акция Европейская ночь музеев
Присоединяйтесь к акции "европейская ночь музеев 2013" в Симбирском Квартале. В ночь с 18 на 19 мая Музей-заповедник "Родина В. И....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница