Скачать 64.85 Kb.
|
Содержание 6. Почему Володя Новоселов оказался недоволен своим оруженосцем?7Мир кашки Мир володи новоселова Кашка узнал, что Володя в гости не поедет) |
Котынова Елена Юрьевна, 41 год, г. Великие Луки, 2013 г.«Берегите друзей: они разведут …… на снегу»Урок литературы в 5 классе по повести Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка»
Портрет писателя Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в городе Тюмень. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Во время учёбы уже работал в газете «Вечерний Свердловск». В 1961 году писатель создал детский отряд «Каравелла», который занимался журналистикой, фехтованием, морским делом. Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет. Первая книга писателя «Рейс „Ориона“» вышла в 1962 году. По произведениям Владислава Петровича Крапивина сняты фильмы, удостоенные нескольких премий: «Валькины паруса», «Колыбельная для брата», «Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса». По книгам писателя поставлены и телеспектакли («Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса» и другие). Специально для повести «Тополиная Рубашка» композитором Антоном Фёдоровым была написана песня для исполнения хором. По мотивам произведений В.Крапивина поклонники до сих пор пишут стихотворения и песни. С 2007 года Владислав Петрович проживает в Тюмени. Он избран профессором университета, ведёт школу литературного мастерства. За долгую творческую жизнь было выпущено более 200 изданий книг мастера на разных языках мира.
Интересно ли было читать повесть? Проверим, насколько вы были внимательны при чтении. Разгадаем кроссворд. По вертикали: 1. Ягода, которую пытался продавать Кашка. 2. Челотяпик, которого Кашке подарил Костя. 3. Полное имя Кашки 4. Жар-птица. 8. Фамилия Кашки. По горизонтали: 4. Существительное в названии лагеря. 5. Насекомое, по которому «гадал» Кашка. 6. Предмет, который пытался сделать Володя из носового платка. 7. Посуда, которую разбил Володя, стреляя из рогатки. 9. Мальчик, который спас Кашку от наказания, придуманного бабушкой Лизой. 10. Кличка напавшей на героев собаки. Ответы. По вертикали: 1. Клубника 2. Альпинист 3. Аркадий 4. Костер 8. Голубев По горизонтали: 4. Камни 5. Муха 6. Парашют 7. Корчага 9. Пимыч 10. Рекс III. Анализ повести. 1. Где происходит действие повести? ( пионерском лагере) ![]() 3. Как связаны с жизнью лагеря следующие предметы? ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Какого предмета не хватает? (свистка) (Все предметы связаны с «волнами», которые накатывали на лагерь: шляпная, ракетная, разбойничья, ужасов) А как называлась волна, связанная с предметом, который вы изобразили в начале урока? ( стрелковая) 4. Почему взрослые собрались на совет? ( из-за опасности стрелковой волны). Какой выход из ситуации предложил Сергей? ( провести рыцарский турнир) 5. Кто такой рыцарь? Зачем ему нужен оруженосец? Каким должен быть оруженосец? Если бы вы были рыцарем и выбирали себе оруженосца, то на какие его качества обращали внимание? ^ . Почему Володя Новоселов оказался недоволен своим оруженосцем? 7. Оруженосца Володи звали Кашка. А что такое «кашка»? ( травка тихая). Прочитайте портрет Кашки, выделите самое главное (« выгоревшие волосы, стоптанные сандалеты, серенькие штаны на лямках да голубая выцветшая майка»; «на линейках его не звали и не ругали, потому что ничего с ним не случалось») С кем сравнивает Володя своего оруженосца? («инфузория какая-то», «беспомощный он как кролик»). Почему Сергей назвал Володю «работорговцем»? (он пытался обменять Кашку на другого малыша). 8. Ошибся ли Володя в своих ожиданиях? (не очень, так как Кашка перепутал краску и испортил Володины стрелы). Как повел себя «рыцарь»? («Ба-ал-ван – со звоном сказал Володя. Вырвал у Кашки стрелы…»; « Володя пропустил ужин и возвращался к палаткам голодный и злой, как бенгальский тигр»; «Володя мягкой походкой хищника вошел в палаточный городок») 9. Чувствовал ли Кашка свою вину? Почему, собирая вещи, он очень торопился? Почему же Володя не выгнал Кашку? (выберите правильное, с вашей точки зрения, объяснение поведения Володи)
И всё же Володя говорит знакомой девочке: «Ну какие, Райка, у такой малявки переживания?» 10. Чтобы узнать, какие же «у такой малявки» могут быть «переживания», автор нарушает хронологию событий и погружает читателя в прошлое. Сравним мир главных героев повести: ^ , его обитатели:
Что нового мы узнаем о Кашке? Чем наполнен мир героя? (умением платить добром за добро, отсутствием жадности и зависти, умением прощать (история с мальчишками), чуткостью, состраданием (история с Костей), чувством справедливости (история с бабушкой Лизой), умение дружить). ^ .
Какие черты характера мальчика проявились в рассказанных историях? (упрямство(история с путевкой), обидчивость, сообразительность, умение дружить, чувство справедливости). Что же объединяет наших героев? (чувство справедливости, умение дружить) 11. Может быть, не случайно связал Володю и Кашку именно рыцарский турнир – спортивное соревнование, и здесь всё должно быть по справедливости. 12. Каким мы видим на турнире Кашку? («Он машинально расчёсывал изжаленные ноги, машинально жевал принесённые из столовой бутерброды и не слышал ничего, кроме упругих щелчков спущенной тетивы, шороха стрел, ударов жестяных наконечников о мишени да ещё шелеста травы, если стрела пролетала мимо цели»; «Волосы растрепались, рубашка у ворота порвалась, одна лямка была оторвана и обмотана вокруг пояса, а штаны сбились в сторону..») 13. Увидел ли Володя старания своего оруженосца? («Ох и умотался ты, бедняга», - с неожиданной жалостью подумал Володя. Впервые за сегодняшний день он как следует разглядел Кашку»). И, может быть, поэтому Кашка впервые в конце турнира услышал слова одобрения: «А мы с тобой всё-таки молодцы». Но турнир кончился… 14. Кто и по какому поводу произнёс следующие слова: «И обидно видеть, как он теряет верного друга. А сказать ничего не скажешь. Насильно дружбу не привьёшь». (Серёжа о Володе, не обращавшего внимания на Кашку, который ходил по пятам за своим «рыцарем»). Почему Володя забыл о своём оруженосце? (боялся, что в лагере засмеют за дружбу с малышом). И всё-таки один раз Володя не смог сказать Кашке «нет». С этого начался новый этап их отношений. Расскажите, какие события сблизили Володю с его бывшим оруженосцем.
15. О чем же мечтал Кашка в последнюю неделю пребывания в лагере? 16. Каким было последнее утро в лагере? Выделите эпитеты, которые использует писатель для его описания (бессолнечное, сырое, слышались «вздохи ветра», на небе – тяжелые облака, влажный, пасмурный свет, пахнувший дождём воздух) Что предвещало такое утро? (беду) И беда случилась. Какая? (^ . Опишите состояние Кашки после этого известия? («шепотом спросил», «медленно вздохнул», «его остренькие ключицы приподнялись и упали», «понурая фигурка», «ладошка была вялая», «медленно поднялся», «покорно дал себя отряхнуть»). Докажите, что мир померк для Кашки. Что было символом его мечты? («Но вот он вышел на лужайку, где они с Володей жгли костёр. След костра был как чёрная заплата на мохнатом травяном ковре») 17. Смог ли Володя «разогнать тучи в этот день? Почему Райка сказала ему: «Ой, будет тебе дома… Ой, дурак..» «Дурак» ли Володя? А как бы вы поступили на его месте? 18. Прочитайте последние два предложения повести. Как вы думаете, почему Владислав Крапивин именно так закончил свое произведение? Два героя, такие разные, оказались в этот момент ближе друг другу всех людей на свете. И один из них, тот, который на протяжении почти всей повести старался не замечать «малявку», вдруг увидел больше, чем видел до сих пор. «Малявка» научил его видеть душу в любом человеке, сделал своего взрослого друга человечнее. И это самый главный урок повести. 19. Обратите внимание на тему урока. Как вы думаете, какое слово, встречающееся в повести, пропущено в данном предложении? Как связана тема повести и этот афоризм? Домашнее задание на выбор: 1. Хотел(а) бы я иметь такого друга, как Кашка? 2. Что я ценю в друге? (сочинение-миниатюра) Ресурсы: http://habrastorage.org/storage1/63ddab3e/6f6f6f16/57b0a3d3/60daf06d.jpg - портрет В.Крапивина |
![]() | В. Крапивина поклонники до сих пор пишут стихотворения и песни. С 2007 года Владислав Петрович проживает в Тюмени. Он избран профессором... | ![]() | А. П. Гайдара. О севастополе В. П. Крапивин написал несколько книг. К 70-летию со дня рождения в 2008 году для ребят 10-14 лет информационно-библиографическим... |
![]() | Оформление урока: портрет А. С. Пушкина, репродукции картин и фотоэтюды зимней природы в разное время суток | ![]() | Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,... |
![]() | ... | ![]() | Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»... |
![]() | Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка... | ![]() | «Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом" |
![]() | Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему | ![]() | Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые... |