Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях




Скачать 178.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях
Дата публикации17.12.2013
Размер178.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > История > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине

СД.Ф.17 ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ




Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
071401 — Социально культурная деятельность


Цели и задачи дисциплины:

- освоение теоретических основ циркового искусства, изучение его специфики и основных жанров;

- овладение специфической терминологией.

^ В результате изучения материала дисциплины студенты должны знать:

- основы и специфику циркового искусства;

- историю развития циркового искусства;

- основные жанры циркового искусства и их историческое развитие;

- жизнь и творчество выдающихся деятелей цирка;

- имена представителей великих цирковых династий.

^ В процессе обучения студенты должны уметь:

- анализировать развитие циркового искусства и его жанров в различные исторические этапы;

- рассуждать о вкладе выдающихся деятелей цирка и представителей великих цирковых династий в развитие циркового искусства;

- раскрывать специфику циркового искусства в театрализованных представлениях.

Данный курс предназначен для студентов, обучающихся на очном отделении и осваивающих специальность «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной сферы»).
^ Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СМ

1. Цирковое искусство и его специфика

1.1.

Понятие и сущность цирка

1

1










1.2.

Цирк в изобразительном искусстве, литературе

1

1










1.3.

Специфические особенности циркового искусства

4

2

2




6

2. Жанры циркового искусства

2.1.

Акробатика

2

2










2.2.

Клоунада

2

2










2.3.

Гимнастика

2

2










2.4.

Жонглирование и атлетика

2

2










2.5.

Дрессировка

2

2










2.6.

Эквилибристика и фокусы

2

2










2.7.

Неосновные жанры и цирковые формы

4

2

2




6

3.Историческое развитие циркового искусства и великие артисты

3.1.

Историческое развитие циркового искусства

6

4

2




6

3.2.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

12




12




22




Итого:




22

18




40


^ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Форма СР

Форма контроля выполнения СР
















1.

Специфические особенности циркового искусства

6

Составление терминологического словаря

Проверка словаря

2.

Неосновные жанры и цирковые формы

6

Рассмотреть современное состояние неосновных жанров и форм

коллоквиум

3.

Историческое развитие циркового искусства

6

Конспект по теме. Подбор литературы.

Проверка конспекта

4.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

22

Рефераты

Чтение рефератов.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕННДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для подготовки к семинарским и практическим занятиям студентам предлагаются темы и вопросы для обсуждения
Тема 1. Специфические особенности циркового искусства

  1. Специфика циркового пространства.

  2. Номер в цирке.

  3. Понятие условности, предсказуемости, каноничности в цирке.

  4. Трюк как первооснова циркового действия.

  5. Артист цирка.

  6. Режиссер в цирке.

  7. Художник в цирке.


Тема 2. Неосновные жанры и цирковые формы

  1. Вентрология

  2. Имитаторы

  3. Мнемотехника

  4. живая счетная машина

  5. роликобежцы

  6. Тарелки, дьяболо, лассо, обручи.

  7. Стрелки.

  8. Цирковые формы: пантомима, аппаратурные аттракционы, восточные игры, цирк на воде и цирк на льду.


Тема 3. Историческое развитие циркового искусства

  1. Истоки циркового искусства

  2. Развитие цирковых жанров в эпоху средневековья и возрождения

  3. Расцвет циркового искусства западной Европы 18в.

  4. Истоки и развитие циркового искусства на Руси

  5. Советское цирковое искусство

  6. Россцирк нового времени


Тема 4. Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

Чтение рефератов: цирковая династия (на выбор), знаменитые артисты цирка (на выбор).
Для изучения дисциплины и подготовки к семинарам и практическим занятиям следует обратиться к специальной литературе, которая представлена в списках основных и дополнительных источников
Основная литература

  1. Баринов В. Особенности восприятия в цирке. - М.: Техноэдикс, 2006. — 250с

  2. Баринов, В.А. Основы циркового творчества: учебное пособие / В.А. Баринов. – Москва: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 180 с.

  3. Гуревич З. О жанрах советского цирка. - М., 1984.

  4. Дмитриев Ю.А.. Цирк в России: от истоков до 1917 г. М.: Искусство, 1977

  5. Краткий словарь специальной терминологии по основным жанрам циркового искусства. /Составитель Б. Д. Москаленко. – М.,2000.

  6. Макаров С. Советская клоунада. – М., 1986

  7. Русская советская эстрада: Очерки истории / Под ред Уваровой Е.Д. - М., 1976-1983

  8. Терентьева И. Цирк дю Солей и его русские артисты. – М., 2001

  9. Устинова И. Режиссер для цирка. – М., 2001

  10. Фальковский А. Художник в цирке. – М., 1978, с.34-39; 107-118


Дополнительная литература

  1. Акимов Н. Театральное наследие: Сб. в 2-х кн. - Л., 1978

  2. Аксенов В.С. Искусство художественного слова. - М., 1954

  3. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М., 1972

  4. Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968

  5. Бейлин А. Аркадий Райкин. - М., 1969

  6. Благов Ю. Советские клоуны. - М., 1967

  7. Борев Ю. Комическое. - М., 1970

  8. Борев Ю. Эстетика. - М., 1981

  9. Вахтангов Е. Материалы и статьи. - М., 1950

  10. Велехова Н.А. Когда открывается занавес. - М., 1975

  11. Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М.-Л., 1950

  12. Вулис А. Метаморфозы комического. - М., 1976

  13. Вяткин Б. Жизнь клоуна. - Л., 1975

  14. Ганешин К. Ротман и Маковский. - М., 1982

  15. Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. - Л., 1968

  16. Дземидок Б. О комическом. - М., 1974

  17. Дмитриев Ю. А.. Советский цирк. Очерки истории, 1917-1941гг. М.: Искусство, 1963

  18. Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. – М., 1971

  19. Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. - М., 1962

  20. Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. - М., 1978

  21. Дмитриев Ю.А.. Русский цирк. М.: Искусство, 1953

  22. Дмитриев Ю.А.. Цирк в России: от истоков до 1917 г. М.: Искусство, 1977

  23. Завадский Ю. Рождение спектакля. – М., 1957

  24. Зайцев К. Я клоун. – М., 1979

  25. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978

  26. Зворыкин Ю. Юмор в публичном выступлении. – М., 1977

  27. Зеленая Р. Разрозненные страницы. - М., 1984

  28. Зыкина Л.Г. Песня. - М., 1975

  29. Искусство клоунады. Ред.-сост. Коган М. - М., 1969

  30. История западноевропейского театра. Т.1. – М., 1956

  31. Кнебель М. О том, что мне кажется особенно важным. – М., 1961

  32. Кожик Ф Дебюро. - Л., 1973

  33. Кристи Г. Воспоминания актера школы Станиславского. – М., 1968

  34. Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. Исторические очерки. 1917 — 1946 гг., Л.-М.: Искусство, 1947

  35. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958

  36. Макаров С. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. – М., 1981

  37. Маркова Е. Марсель Марсо. - Л., 1977

  38. Мастера эстрады. - Л.-М., 1964

  39. Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. – М., 1968

  40. Местечкин М. В театре и цирке. М., 1976, с.115-167

  41. Набатов И.С. Заметки эстрадного сатирика. - М., 1957

  42. Нежный И.В. Былое перед глазами. - М., 1963

  43. Немирович – Данченко В.И. Театральное наследие. - М., 1952

  44. Нестыв И.В. Звезды русской эстрады. - М., 1974

  45. Нестыв И.В. Звезды советской эстрады. М., 1986

  46. Нестыв И.В. Клавдия Шульженко. - М., 1974

  47. Никулин Ю. Почти серьезно. – М., 1979

  48. Никулин Ю., Татарский М. Цирковые клоунады. – М., 1970

  49. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М., 1984

  50. Одина М. Бодрый советский цирк. – М., 2001г.

  51. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. – М., 1976

  52. Радунский И.С. Записки старого клоуна. - М., 1954

  53. Реми Т. Клоуны. – М., 1965

  54. Румнев А.О. О пантомиме. - М., 1964

  55. Серова С.А. Анна Редель и Михаил Хрусталев. - М., 1981

  56. Славский Р. Виталий Лазаренко. – М., 1980

  57. Славский Р. Леонид Енгибаров. – М., 1972

  58. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – Любое издание

  59. Таиров А. О театре. – М., 1970

  60. Таланов А. Братья Дуровы. – М., 1971

  61. Таршис Н. Музыка спектакля. – Л., 1978

  62. Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2-х кн. – Л., 1984

  63. Утесов Л.О. С песней по жизни. - М., 1961

  64. Утесов Л.О. Спасибо, сердце! - М., 1976

  65. Философия клоунады. Разминка к учебнику клоунады. Трактат. А. Грог

  66. Цирк. Маленькая энциклопедия. – М., 1973

  67. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. - М., 1960

  68. Шереметьевская. Танец на эстраде. - М., 1985

  69. Яхонтов В.В. Театр одного актера / Вступит. статья Андроникова И. - М., 1958.


Для самопроверки знаний по курсу предлагаются тестовые задания
ДЕ-1. Цирковое искусство, его специфика
1. Автор произведения «Гуттаперчевый мальчик»

а/ А. Куприн

б/ Э. Григорович

в/ М. Горький

г/ Ю. Олеша
2. Первый известный по имени художник 15 в., изобразивший выступления цирковых артистов

а/ И. Босх

б/ Я. Эйк

в/ Э. Хуберт

г/ М. Химменс
3. Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры

а/ гротеск

б/ эксцентрика

в/ аллегория

г/ пародия
4. Берейтор – это

а/ наездник

б/ эквилибрист

в/ придворный шут

г/ иллюзионист
5. Совокупность однородных трюков, чередующихся в известной закономерности, выполняемых исполнителем, группой исполнителей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, то или иное чувство и те или иные ситуации в специфически воздействующем цирковом образе

а/ цирковое представление

б/ цирковая программа

в/ цирковая феерия

г/ цирковой номер
ДЕ-2. Жанры циркового искусства и цирковые формы
1. Становление такого циркового жанра обусловлено развитием технических возможностей разнообразных механизмов

а/ чревовещание

б/ иллюзион

в/ манипуляция

г/ мнемотехника
2. Первый иллюзионист, облачившийся во фрак

а/ Гарри Блакстоун

б/ Робер-Уден

в/ Конт

г/ Кио
3. Изобретатель фокуса «Распиливание женщины»

а/ Тибблс

б/ Конт

в/ Кио

г/ Сэлбит
4. Вращательное движение на 360° и более с места через голову на ноги

а/ сальто

б/ рондад

в/ фляк

г/ трикинг
5. Жанр циркового искусства, берущий свое начало от камлания шаманов, свершающих культовое действо

а/ чревовещание

б/ имитация

в/ манипуляция

г/ мнемотехника
ДЕ-3. Историческое развитие циркового искусства
1. Инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники

а/ бестиария

б/ экехерия

в/ навмахия

г/ пиррихия
2. Классическое требование "Хлеба и зрелищ!" связано

а/ с гладиаторскими боями и травлей диких зверей

б/ с гонками на колесницах

в/ с празднествами в честь богов

г/ с театральными представлениями
3. Сольный драматизированный танец в Древнем Риме, в котором единственный актер исполнял последовательно несколько мужских и женских ролей, разыгрывая подчас очень сложные сцены мифологического содержания

а/ мимодрама

б/ пантомим

в/ эквилибристика

г/ акробатика
4. Трубадур Гираут в послании к королю Альфонсу Кастильскому предложил всех народных развлекателей разделить на следующие группы: "…кто умеет нравиться знатным, играя на инструментах, рассказывая повести, распевая стихи и канцоны поэтов или же проявляя иные способности, тот имеет право называться …

а/ трубадуром

б/ жонглером

в/ буффоном

г/ комедиантом
5. Карикатурный тип венецианского купца комедии дель-арте

а/ Дзанни

б/ Скапино

в/ Пульчинелла

г/ Панталоне
6. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке

а/ в конце 17 в.

б/ в конце 18 в. 

в/ в начале 19 в.

г/ в конце 19 в.
7. Цирк современного типа основали

а/ англичане

б/ французы

в/ американцы

г/ китайцы
8. Возраст артистов в этом цирке не превышает 25 лет

а/  Большой Московский цирк на проспекте Вернадского

б/ китайский государственный цирк

в/ цирк Джима Роуза

г/  Circus Big Apple
ДЕ-4. История российского цирка
1. Городские забавники-гистрионы, существовавшие у всех народов Европы: во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы, в России …

а/ потешники

б/ забавники

в/ шуты

г/ скоморохи
2. Город, в котором был казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров

а/ Саратов

б/ Москва

в/ Петербург

г/ Рязань
3. В этом здании г. Москвы, бывшем когда-то цирком братьев Никитиных, сегодня находится

а/ Большой Концертный зал

б/ Московский академический театр сатиры

в/ Театр Юного Зрителя

г/ театр «Уголок дедушки Дурова»
4. Первая профессиональная цирковая организация носила название

а/ Российский союз театра и цирка

б/ Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка

в/ Союз артистов цирка

г/ Дом цирка
5. Впервые в мире при ГИТИСе стационарное отделение режиссеров цирка было открыто

а/ в 1935 г.

б/ в 1946 г.

в/ в 1966 г.

в/ в 1973 г.
ДЕ-5. Выдающиеся деятели цирка и представители великих цирковых династий
1. Родоначальник цирковой династии, принадлежащий старинному дворянскому роду

а/ И. Филатов

б/ В. Дуров

в/ Э. Кио

г/ А. Кантемиров
2. Артист цирка, первое время выступавший в маске Чарли Чаплина

а/ А. Баратов

б/ Е. Коган

в/ М. Румянцев

г/ Л. Алексеев
3. Известный балетмейстер, сотрудничавший с цирком

а/ В. Вайтонен

б/ В. Гордеев

в/ К. Голейзовский

г/ М. Лиепа
4. Режиссер-педагог, постановщик цирковых номеров О. Попова

а/ Г. Венецианов

б/ С. Морозов

в/ М. Местечкин

г/ А. Арнольд
5. Дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР

а/ М. Запашный

б/ А. Багдасаров

в/ А. Дуров

г/ И. Филатов
Исходя из содержания дисциплины, определяются следующие
Вопросы к экзамену


  1. Понятие и сущность цирка

  2. Цирк в изобразительном искусстве, литературе

  3. Специфика циркового пространства.

  4. Номер в цирке.

  5. Понятие условности, предсказуемости, каноничности в цирке.

  6. Трюк как первооснова циркового действия.

  7. Артист цирка.

  8. Режиссер в цирке.

  9. Художник в цирке.

  10. Акробатика

  11. Клоунада

  12. Гимнастика

  13. Жонглирование и атлетика

  14. Дрессировка

  15. Эквилибристика и фокусы

  16. Вентрология

  17. Имитаторы

  18. Мнемотехника

  19. живая счетная машина

  20. роликобежцы

  21. Тарелки, дьяболо, лассо, обручи.

  22. Стрелки.

  23. Цирковые формы: пантомима, аппаратурные аттракционы, восточные игры, цирк на воде и цирк на льду.

  24. Истоки циркового искусства

  25. Развитие цирковых жанров в эпоху средневековья и возрождения

  26. Расцвет циркового искусства западной Европы 18в.

  27. Истоки и развитие циркового искусства на Руси

  28. Советское цирковое искусство

  29. Россцирк нового времени

  30. Выдающиеся деятели цирка и представители великих цирковых династий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации предназначены для организации самостоятельной...
Методические рекомендации составлены на основе учебной программы по дисциплине «Педагогические технологии», соответствующей государственному...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации предназначены для студентов вгипу заочной, вечерней и дистанционной форм обучения, изучающих курс «Менеджмент»,...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования»
Р 69. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования». – Учебно-методическое пособие.– Н. Новгород:...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление рисками»
Прохорова М. П. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление рисками» для студентов специальности...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального...
«Национальное искусство это дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства»

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации для студентов к дисциплине «Планирование на предприятии»
Методические рекомендации для студентов к дисциплине «Планирование на предприятии» (Очная форма обучения, 7-8 семестр)

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconРефератов и методические рекомендации по их подготовке по дисциплине...
В течение семестра студенту необходимо подготовить реферат по одной из предложенных тем. По согласованию с преподавателем можно предложить...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
По специальности 080507. 65 «Менеджмент организации». Методические рекомендации включают примерные темы курсовых работ, структуру,...

Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 17 Цирковое искусство в театрализованных представлениях iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика организации»
Гарина Е. П. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика организации». – Н. Новгород: вгипу,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница