Институт стран Азии и Африки




Скачать 344.88 Kb.
НазваниеИнститут стран Азии и Африки
страница1/4
Дата публикации19.06.2013
Размер344.88 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Институт стран Азии и Африки


Утверждаю Директор ИСАА МГУ


«___» __________________ 2011 г

Рабочая программа учебной дисциплины

«История Монголии»

(History of Mongolia)

Направление подготовки

032100 – Востоковедение и африканистика
Профиль подготовки

Социально-экономическое развитие стран Азии и Африки

Языки и литература народов Азии и Африки


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения – очная
2011


  1. Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление об основных закономерностях и особенностях исторического процесса Монголии, о специфике этого процесса в сравнении с другими странами и регионами.




  1. ^ Задачи курса:

- ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

- ознакомить студентов с культурно-историческим своеобразием Монголии;

- сформировать систематизированные знания по монгольской истории;

- выработать у студентов навыки получения, анализа и обобщения исторической информации;

^ 3. Результаты освоения курса:

В результате изучения курса студент должен:

Приобрести:

А) Общекультурные компетенции:

  • обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов;

  • самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований основных процессов, связанных с историей Монголии;

  • быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов в области исследования истории Монголии;

  • уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные по истории Монголии.


Б) Профессиональные компетенции:

  • приобрести профессиональное понимание особенностей монгольской истории;

  • овладеть умением соотносить исторические, политические, социальные, экономические и цивилизационные закономерности, факторы, тенденции истории Монголии с основными этапами мировой истории и истории сопредельных регионов;

  • сформировать навыки профессионального анализа и экспертной оценки событий, связанных с историей Монголии, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки;

  • сформировать способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в Монголии, в кочевых обществах Центральной Азии и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.



^ В) В результате обучения студент должен:

Знать: движущие силы и закономерности исторического процесса; теории и методы исторической науки; основные этапы и ключевые события истории Монголии; выдающихся деятелей монгольской истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории Монголии; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; использовать полученные знания для оценки и анализа различных тенденций, фактов и перспектив развития Монголии в Азии и в мире в целом.

Владеть: понятийным аппаратом исторической науки; навыками восприятия и анализа источников и текстов, связанных с историей Монголии, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

^ 4. Краткое содержание курса

В рамках курса рассматриваются основные события, этапы и процессы монгольской истории с древности и до наших дней; изучаются основные источники по истории Монголии и исследования отечественных и зарубежных ученых-историков. Особое внимание уделяется специфике истории монголов как кочевого народа, анализируются особенности возникновения государственности у кочевников, ключевые аспекты их социально-экономической и культурной жизни. История Монголии рассматривается в тесной взаимосвязи с историей сопредельных стран и регионов, особое внимание уделяется истории российско-монгольских отношений. Дается характеристика роли кочевых народов Центральной Азии (монголов и их предшественников) в истории Евразии. Подробно освещаются проблемы новейшей истории Монголии, которые даются в широком международном контексте.

^ 5. Место дисциплины в структуре подготовки:

а) Курс занимает важное место в системе учебных дисциплин и является одним из основных курсов при подготовке филологов-монголоведов и экономистов-монголоведов.

б) Курс рассчитан на студентов-бакалавров ИСАА 2 и 3 годов обучения (3-5 семестры). Курс является вариативной частью профессионального цикла. Трудоемкость базового модуля составляет 72 часа.
^ 6. Структура курса


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

72

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:




Лекции

36

Семинары




Самостоятельная работа

36

В том числе:




Творческая работа (эссе)

12

И (или) другие виды самостоятельной работы

24

Вид промежуточного контроля

Зачет

Вид итогового контроля

Экзамен

^ 7. Содержание дисциплины

Одна из особенностей курса «История Монголии» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли Монголии в мировой истории, а также влиянии последней на ход исторического развития Монголии.
^ 7.1 Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий




Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

1

Монголия с древнейших времен до начала XX вв.

36







1.1

Введение: основное содержание курса

2







1.2

Источники и историография

2







1.3

Племенные союзы и государственные образования (конец Ш в. до н.э. - начало ХII в. н.э.)

2







1.4

Чингис-хан и образование единого монгольского государства

4







1.5

Монгольская империя при преемниках Чингис-хана

6







1.6

Религия и культура монголов в средние века


4







1.7

Монголия в период «малых ханов» (XIV-XVI вв.)

4







1.8

Распространение буддизма в Монголии (конец XVI – начало XVII вв.)

4







1.9

Монголия в составе империи Цин

(вторая половина XVIII - 1911 гг.).

4







1.10

Монголо-российские отношения

2







1.11

Теократическая монархия (1911-1924)

2







2

Монголия в XX веке

32






2.1

Революция 1921 г.


6






2.2

Монголия в период провозглашения республики.

8






2.3

МНР до и во время второй мировой войны (1925-1945)

8







2.4

МНР в 1946-1960 гг.


4







2.5

МНР в 1960-80 гг.

6










3

Монголия на рубеже веков

36







3.1

Демократические реформы 1989-1992 гг.


4







3.2

Политическое устройство и политическая жизнь в современной Монголии

6







3.3

Социальная трансформация монгольского общества

8







3.4

Экономические реформы 1990-х и 2000-х гг. и их последствия


8







3.5

Монголия в системе международных отношений

4







3.6

Изменения в культурной и религиозной жизни Монголии в 1920-1980-е гг.

6








7.2. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины


  1. ^ МОНГОЛИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВВ.

Тема 1. Введение: основное содержание курса

Общая характеристика курса, его цели и задачи, требования к усвоению материала.

Общее и особенное в историческом развитии Монголии. Географическая среда, гео- и этнополитические факторы. Номадизм - основа материальной и духовной (с XVII в. наряду с буддизмом) культуры монгольских народов. Монголия - очаг великих переселений племен и народов и источник глобальных изменений в Евразии.
Тема 2. Источники и историография

Археологические находки. Данные исторической этнографии. Упоминания о монгольских племенах в китайских источниках. Записки Марко Поло, Плано Карпини, свидетельства францисканских миссионеров, китайские, арабские, персидские, армянские, русские, европейские данные о монголах. «Сокровенное сказание монголов» как источник по средневековой истории монголов. «История монголов» Рашид ад-Дина. Монгольские аймаки в документах Цинской администрации. Сочинения европейских и русских путешественников, донесения дипломатов и записки сотрудников царской администрации. Материалы по истории русско-монгольских отношений. Сочинения очевидцев исторических событий. Труды христианских миссионеров. Работы монгольских общественных деятелей и писателей начала XX в. Произведения литературы и искусства. Материалы съездов МНРП. Статьи и книги представителей монгольской интеллигенции, в том числе и оппозиции. Статистические сборники и периодические издания. Аудиовизуальные материалы и интернет-ресурсы.

Причины возникновения и процесс становления монголоведения как науки. Основные этапы развития монголоведения в России. Основатели российского монголоведения: А.М. Позднеев, Г. Цыбиков, Б.Я. Владимирцов, В.Л. Котвич, Н.Н.Поппе, А.В.Бурдуков, С.А.Козин и др.

Советское монголоведение. История монголоведения на Западе, основные центры и ведущие монголоведы (Р. Рупен, О. Латтимор, Ч. Бауден, К. Атвуд и др.). Монголоведение в Монголии и его специфика. Исследования по Монголии в Китае, Республике Корея, Японии. Монголоведение на рубеже XX-XXI веков: состояние, узловые проблемы, «белые пятна», дискуссионные вопросы и перспективы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Познакомить студентов с корпусом письменных источников монгольской истории, их типологией, подходами и методами исследования

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Изучение дисциплины направлено также на выработку понимания культурного многообразия и цивилизационных особенностей народов и учета...

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Знать: основные этапы и специфику распространения религий у монгольских народов, содержание современных дискуссий в области монголоведения...

Институт стран Азии и Африки iconДжавад Мухаммадтаги лексико-грамматические особенности поэзии Сухраба Сипехри
Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии

Институт стран Азии и Африки iconXxvi международная конференция Источниковедение и историография стран Азии и Африки
Секция источниковедение и историография османской империи и республиканской турции

Институт стран Азии и Африки iconЭкзаменационные вопросы по истории стран азии и африки. Для 4 курса...
Китай в годы гражданской войны и японской интервенции 1927 – 1945гг. Расстановка политических сил

Институт стран Азии и Африки iconДетского и юношеского художественного творчества
Фестиваль–конкурс призван способствовать сохранению общего культурного и информационного пространства между Европейским Союзом и...

Институт стран Азии и Африки iconОсобенности раннегреческой философии. Ионийская школа
Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия...

Институт стран Азии и Африки iconРеферат Тема: Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии в мировой экономике
Некоторые особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90-е годы 7

Институт стран Азии и Африки iconХудожественное своеобразие творчества гу чэна (1956-1993)
Специальность 10. 01. 03. – Литература народов стран зарубежья (литературы народов стран Азии)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница