Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка




НазваниеБольшая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка
страница1/25
Дата публикации14.06.2013
Размер3.38 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Григорий Трестман

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ

МАЛЕНЬКОГО ГОСУДАРСТВА


«КАРТА ДОВЛАТОВА»
Раздобыл карту Ближнего Востока…

Я взглянул и ужаснулся.

Микроскопическая синяя точка.

Слово «Израиль» не умещается.

Конец – на территории Иордании, начало в Египте.

А кругом внушительные красные пятна…

Есть такая расплывчатая юридическая формулировка – предел необходимой самообороны.

Где лежит этот злополучный предел?

Нужно ли дожидаться пока тебя изувечит шайка бандитов?

Или стоит заранее лягнуть одного ногой в мошонку?

Казалось бы, так просто.

Тем не менее, прогрессивное человечество с дурацким единодушием осуждает Израиль.

Прогрессивное человечество требует от Израиля благородного самоубийства.

^ Сергей Довлатов

С какого момента истории начать рассказ об Израиле?
С какого момента истории начать рассказ об Израиле?

С самого начала? С ТАНАХа? С рождения Авраама, нашего праотца, первого еврея? Но ведь об этом столько написано! С середины? А почему, собственно, с середины? И кто знает, где эта середина?

Тогда я спросил себя: «Для чего ты хочешь создать этот текст?»

А вот для чего.

В наше время миллионы людей со святою простотой уверены, что видят, как покончить с проблемой Ближнего Востока, и, не задумываясь, вслед за популярной политической демагогией, выдадут рецепт разрешения арабо-израильского конфликта: отдать оккупированные территории в обмен на мир. И при этом, почти никто не знает ни истории этого конфликта, ни откуда взялись эти «оккупированные территории», ни того, куда могут завести подобного рода рецепты.

Попробуйте спросить у случайных прохожих: с чего, собственно, все там у них началось? И что, собственно, происходит?

Уверяю вас: из ста опрошенных вряд ли найдутся двое, которые сказали бы нечто вразумительное.

Я хочу познакомить людей с частью истории, которая касается этой тяжбы.

Я не автор этих страниц. Я их собиратель. Я их собирал и продолжаю собирать. Честная история зависит от автора меньше, чем автор от нее, – он, в качестве летописца, может заниматься только осторожным плагиатом, чтобы не повредить  и без того искаженного прошлого, не модифицировать историю, не превращать ее в очередную версификацию. Я собирал эти страницы – иногда по фразам, иногда по главам, иногда (случается и такое везение) по целым книгам. Как говорил Шекспир: «У кого нахожу свое – у того и беру».

Я старался не править тексты, дабы не нарушать принципов историографического плагиата, не менять ангажированного голоса очевидцев, даже не лишать их права на молчание. Я позволял себе лишь определить порядок вызова свидетелей и отбор их показаний. Но занятия историческими компиляциями подобны постройке корабля: обшивку следует накладывать тщательно, не то корабль потонет. Час от часу приходится проникать в чужие тексты и редактировать их на авторских правах: доски-то чужие, а на корабле плыть тебе. После этого нелегко определить: где цитата, где авторский текст… Да и читателю, наверное, груз ссылок, сносок и примечаний не добавит ровным счетом ничего. Тем не менее, я бы определил жанр этой книги как хрестоматию свидетельств.

В конце книги приведен краткий список работ, которые послужили созданию текста. Мне казалось, что, чем большее количество материала мне удастся переработать и представить в виде фактов, мнений, оценок и выводов, тем объективнее будет картина, тем убедительнее станет то, чем мне хочется поделиться с читателем.

Однако, не будучи профессиональным историком, я не знал, что когда «чужих» в рукописи собирается больше одного, то все остальные, включая и меня, становятся «лишними гостями».

Я чувствовал себя героем Борхеса – Пьером Менаром, сидящим над рукописью собственного «Дон Кихота».

И только к концу работы я понял, почему эта книжка, сплошь построенная на заимствованиях чужих текстов, оказалась для меня такой личной, почему хору чужих голосов случилось исполнить мою песню. Дело в том, что все они рассказывали мне именно мою судьбу, историю моей жизни, где я сам мог и должен был выбрать свое будущее.

История – та река, в которую следует войти дважды: один раз в историческое событие, и второй – в исторический текст.

Два ощущения правды должно совпасть в тебе.

Правды события. И правды текста. И когда ты увидишь, что между двумя правдами не хватает мостика, и когда ты уверишься, что этого мостика никто до тебя не построил, и когда ты поймешь, что без него нельзя обойтись –  только тогда ты получишь право взять в руки перо.

Григорий  Трестман

1. ^ МАРК ТВЕН В ПАЛЕСТИНЕ
В 1869 году путешествовал по Святой Земле американец Самюэл Клеменс. Ему еще лишь предстояло прославиться под псевдонимом Марк Твен, но, может быть, именно поэтому молодому литератору удается фиксировать свои наблюдения «без гнева и пристрастия». Вот некоторые из его впечатлений: «Мне пришлось прилежно и честно стараться забыть о множестве сведений, когда-то усвоенных относительно Палестины… Я себе представлял все в Палестине гораздо большим. Некоторые из моих представлений были просто дикими. Палестинский мир всегда оставлял у меня неясное впечатление такой же большой страны, как Соединенные Штаты… Мне кажется, причина была в том, что я не мог себе представить, чтобы у такой маленькой страны была такая огромная история».

Это говорил Марк Твен, прекрасный знаток Библии. Похоже, он был одним из последних, кто признавался в незнании и непонимании Страны Израильской.

Представляю себе, как усталый и потный Марк Твен тащился по скудной земле Иудеи – и перед его глазами возникали видения еще не разоренного Иерусалима, процветающего Хеврона, картины Иудейской войны…

Вон кто-то в запыленной хламиде едет на лошади… ну-ка… точно: Иисус Навин со свими воинами, а вон заплутавший римский легион спешит засветло попасть на север. Да-да, американец, у нас все близко, все рядом, просто рукой подать. Вот север, вот юг, вот небеса, а вот Геенна огненная, втяни ноздрями запах. Чуешь? – сера. То-то! А это катятся по горам выжженные, гремящие шары перекати-поле, это вечность.

А это кто? Где? А… это аравийские племена, которым еще предстоит стать народом.

Кто-кто, а Марк Твен помнил историю. Арабы Передней Азии прозябали в неизвестности тысячу двести лет. Вершина их взлета, их слава – это Багдадский Халифат. Седьмой-восьмой век нашей эры. В те годы за сто двадцать лет они создали огромную империю, западные границы которой доходили до Франции, восточные упирались в современный Китай и Индию, южные тонули в Африке, а северные прихватывали нынешнюю Ростовскую область.

Ислам вырос из иудаизма, но весьма отличен от своего источника. Несмотря на то, что Коран, по словам Мохаммеда, призван подтвердить все, «что было до него», он не только не содержит подтверждения, но, по сути, ниспровергает нашу Тору.

В 1649 г. в послесловии к английской версии французского перевода Корана Александр Росс писал:

«Добрый читатель! Великий арабский самозванец сейчас, спустя тысячу лет, через Францию прибыл в Англию, и его Алькоран, или мешанина заблуждений (отродье, столь отличное от Родителя и столь полное ересей, сколь ошпаренная голова может быть полна перхоти), теперь говорит на английском языке. Если вы кинете беглый взгляд на Алькоран, то обнаружите, что это всякая всячина, составленная из четырех основных ингредиентов: 1) из противоречий; 2) из богохульства; 3) из невероятных басен; 4) изо лжи».

Такая вот нелестная характеристика…

Арабы помнят времена своей славы. Багдад – бывшая столица Багдадского Халифата – для многих из них светоч будущего торжества.

Любопытно: Марк Твен мог ли предвидеть, глядя на вечные камни Святой Земли, что в 1990 году иракские танки войдут в Кувейт?

Если да, он понимал, что арабы не осудят Саддама за захват соседней страны: ведь когда-то именно Багдад был столицей того государства, в которое входила территория нынешнего Кувейта. Для араба достаточно, чтобы копыто его коня коснулось чужой земли, и эта земля считается навек завоеванной. А может быть, Марк Твен всмотрелся еще на десяток-полтора лет вперед, и увидел, как Саддам из великого тирана превратился в презренного узника и понимал, что этого арабы не прощают. Почему Саддам не застрелился, как обещал? Почему осрамил арабскую нацию?

За период Багдадского Халифата арабы потерпели всего три крупных военных поражения. В октябре 732 г. (в трудах ряда историков указывается 733 г.), когда франкский король Карл Мартелл разгромил арабскую конницу в битве при Пуатье, остановив арабское продвижение в Европу. Еще одно через полвека, когда арабы проиграли вторжение в Китай. И решающий удар по самолюбию они получили в девятом веке, когда проиграли столкновение с воинами Хазарского каганата. В то время (вероятно, Марк Твен улыбнулся) хазары уже приняли иудаизм.

Объединение всех арабов в один кулак – мечта нации, и эта мечта будет столетиями греть арабов. Почему же они не объединятся? Потому что каждый из их правителей жаждет стать первым и, главное, единственным.

Конечно, если Марк Твен смотрел через «магический кристалл» будущего, он, возможно, видел иную причину, из-за которой арабы не могут объединиться.

Во всяком случае, сами они часто объясняют это наличием еврейского государства, нашего Израиля…

Вспомним наиболее распространенные модели названий войн. Вот, скажем, франко-прусская война. Или русско-японская война. Либо оба слова – это народы, либо это государства. А вот арабо-израильский конфликт. Не израильско-египетский. Не ирако-израильский.

Стало быть, Израиль противостоит всему арабскому миру.

Вернее, наоборот: весь арабский мир противостоит Израилю.

Положение евреев в арабских государствах во все времена отличалось от положения евреев в христианских, в особенности в европейских, государствах. Положение евреев на Западе (во всяком случае, до начала ХХ века) всегда зависело от той или иной личности, от того или иного монарха. Надо признать, что массовые избиения, кровавые погромы и замуровывания в гетто, в отличие от Европы, в мусульманских странах не практиковались. Но такой системы изощренного унижения евреев, как на Востоке, в Европе не было.

Еврею было запрещено ездить на осле, верблюде и лошади: он не должен возвышаться над мусульманами. Еврею было запрещено носить местную одежду. (А поскольку любая одежда есть производное от климата, можно понять, как им было неуютно.) Еврею было запрещено строить дома выше мусульманских.

Обратите внимание на клятву свидетеля в мусульманском суде: «Клянусь не лгать, и если я солгу, буду я презренным евреем!».

В то же время свидетель-христианин клялся таким образом: «Клянусь не лгать, и если я солгу, буду я презренной собакой!».

Как известно, мусульманским женщинам запрещено снимать чадру при постороннем мужчине. Но поскольку евреи не считались людьми, женщины раздевались при них свободно.

– Впрочем, – мог улыбнуться Марк Твен, – это унижение я бы, пожалуй, вынес...

При дворе правителей Йемена была традиция солить головы казненных. На эту работу ставили только евреев.

Часто евреям запрещали вслух молиться.

Надо отметить, что в реалиях Востока арабы находились на самой низшей ступени социальной лестницы. Скажем, турки или персы, в свою очередь, относились к арабам с презрением. Арабов считали низшими существами. Многие почитаемые арабами персонажи национальной истории и даже герои арабского эпоса не были арабами по крови. Скажем, Салах-Ад-дин был курдом.

Марк Твен мог представить себе удивление арабов, если бы предвидел, что уже через несколько лет на этих землях появятся нормальные люди, одетые в нормальную европейскую одежду, – высокие, крепкие, бородатые, с винтовками, на лошадях. И эти люди окажутся евреями – первыми репатриантами из царской России и Польши, которые приедут в Палестину возрождать Еврейское Государство.

А если всмотреться немного дальше, – какой завертится сюжет, когда после первой мировой войны союзные государства подпишут Версальский договор!

^ 2. ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР
Союзные государства, одержавшие победу в первой мировой войне, подписали Версальский договор, учредили Лигу наций и de-facto признали право наций на самоопределение, согласно доктрине президента США Вудро Вильсона. В ходе Версальской конференции и последующих международных форумов был выработан план: кому и что требуется отдать.

Надо отметить, что конференций было множество (более тридцати), однако для истории современного Израиля судьбоносными явились три: собственно Версальская (январь 1919 г.), 1-я Лондонская (апрель 1920 г.) и Севрская (август 1920 г.). Решения, принятые на них, назвали Версальским пактом.

Пакт фактически утверждал, что каждая отдельная национальная группа имеет право на создание собственного государства и самостоятельное решение своей судьбы. В соответствии с принципами данного пакта были созданы самостоятельные балтийские государства – Эстония, Латвия и Литва. Обрели государственную независимость Польша (которая более двухсот лет была разделена между Россией, Пруссией и Австрией) и Венгрия, входившая, как и Чехословакия, в состав Австро-Венгерской империи.

Жители Австралии, Канады и Южной Африки были впервые признаны в качестве суверенных наций.

Тогда же и такое же признание получил еще один народ – евреи.

Кроме того, в цивилизованном мире утвердилось почти единодушное согласие относительно того, что еврейская государственность должна быть возрождена на древней родине евреев – в Палестине, находившейся до 1917 года под властью Османской империи. Таким образом, сионизм получил такое же международное право, как иные национальные движения.

Само название «Палестина» до ХХ столетия относилось исключительно к бывшей земле евреев – подобно названиям Иудея, Сион и Израиль. Причем «Палестина» никогда не было названием страны. Это топоним, использовавшийся применительно к району юго-восточного прибережья Средиземного моря. Слово происходит от древнееврейского «пелештим», перекочевавшего в английский в виде «филистайн» (в русской версии «филистимляне»). Филистимляне были народом мореплавателей, происходившим из Малой Азии и Пелопонесса. Они достигали южного побережья Израиля несколькими миграционными волнами. Одна группа появи­лась в препатриарший период и расселилась южнее Беэр-Шевы в Граре, вступив в конфликт с Авраамом, Ицхаком и Ишмаэлем. Другая группа, будучи вытесненной с Крита в результате интервенции Египта в 1194 году до н.э., захватила южное побережье и основала пять полисов: Газу, Аскалон (ныне Ашкелон), Ашдод, Экрон и Гат. В персидский и греческий период новая волна миграции филистимлян пришла на эти земли. Начиная с Геродота, греки называли восточное средиземноморье «Сирия Палестина». Филистимляне не были арабами или даже семитами; этниче­ски они наиболее близки грекам, в культурном же отношении – крито-микенской и позднемикенской цивилизации. В завершение нашего экскурса добавим, что в течение почти двухсот лет филистимляне доминировали на этой территории, а с возвышением царства Израиль (Х в. до н. э.) стали утрачивать культурную и этническую самобытность, а затем ассимилировались с окрестным населением – населением ханаанейско-израильским, т. е. не арабским. И термин «Фаластин», используемый арабами сегодня, – это слово отнюдь не арабского происхождения. Это арабская транскрипция греко-римского «Палестина», восходящего к многократно встречающемуся в Та­нахе «плешет» (корневое значение – захватчик, интервент), которое в библейские времена служило для обозначения мигрантов. Использование же термина «палестинцы» для обозначения арабской этнической группы – это политическое новшество, не имевшее никакого международного или академического признания до 1967 года. Но мы отвлеклись.

Версальским пактом евреям было дано право на создание собственного государства в Палестине, т. е. на обоих берегах реки Иордан. До создания же еврейского государства территория Палестины переходила по мандату Лиги Наций в управление Великобританией.

Сохранил ли Версальский пакт свое значение поныне? В международно-правовом смысле сохранил, ибо формально ни одна из стран-участниц не денонсировала ни одного из документов, касавшихся создания Еврейского Государства. Однако сегодня многие правительства фактически отвергают решения Версальского договора. Конечно-конечно, большинство стран мира стыдливо признают за евреями право на собственное государство, но в лучшем случае они готовы оставить евреям лишь 15% «обетованной» Версалем территории.

В арабском мире сегодня 21 государство. Территория же, которой владеют арабы, в пятьсот раз превышают площадь еврейского государства.

Предлагаемое ныне «урегулирование» оставит евреев с государством, ширина которого всего 15 км. От обещанного в Версале маленького, но жизнеспособного государства, могущего принять 15 млн. евреев и обеспечить надлежащие условия для проживания их потомкам, останется жалкое приморское гетто.

Лет десять-двеннадцать назад я редактировал книгу Б. Нетаниягу, которая вышла в свет на русском языке под названием «Место под солнцем». Некоторые тексты и доказательная база были, на мой взгляд, сформулированы достаточно удачно, чтобы ознакомить с ними читателя. Его свидетельства положены в основу некоторых эпизодов и глав этой книги.

Б. Нетаниягу пишет, что после подписания Версальского пакта, после нацистского геноцида, после войн и интифад, развязанных арабами с целью уничтожить Государство Израиль, – евреям говорят, что и пятой части обещанной им территории – слишком много. А желание иметь страну хотя бы в минимально безопасных границах, т. е. не 15, а 65 км шириной – доказательство агрессивности и экспансионизма.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconПо истории Средневекового Востока (4 семестр 2009/2010 уч г.)
Обозначить территорию Восточной Римской империи, ее административное деление, границы. Нанести территории сопредельных с ней стран...

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconКурс: История государства и права зарубежных стран Тема Государства...
Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н э здесь существовали крупные города — центры ремесленного...

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconАлександр Никонов За гранью реальности. Объяснение необъяснимого
А. Назаретян в своем послесловии к книге А. Никонова «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности», положившей начало...

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка icon: «Китайская грамота или палка, точка, запятая»
...

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка icon«Предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце»
Тема: «Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чк, чн, кч, нч»

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconДревнейшие цивилизации ближнего востока издательство «наука» главная...
Пер с англ и комментарий Е. В. Антоновой. Пре-дисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука»

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconКонспект игрового занятия "Посылка для Доктора Айболита"
Лёля Дмитриева читает стих о почте и идёт отправлять телеграмму, вслух проговаривая текст: «Дорогой Доктор Айболит. Точка. Скоро...

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconОлимпиадные задания по географии 10-11 классы
На границе какого государства и региона России находится крайняя южная точка страны

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» призвана дать студентам знания, которые позволят им

Большая история маленького государства «карта довлатова» Раздобыл карту Ближнего Востока… я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка iconРоссия, Прокофьева – Акопова С. А
Актуальность нашего исследования определяется тем, что за последние годы в Западной и Восточной Европе, в странах Ближнего Востока,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница