Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального




НазваниеПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального
страница1/8
Дата публикации06.10.2013
Размер0.94 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного (общего) образования, Примерной программы основного общего образования, авторской программы Новая история 8 класс. / под редакцией Ведюшкина В.А. и С.Н. Бурина. - М.: Просвещение, 2010 и учебника: Ведюшкин В.А. С.Н. Бурин. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. Программы по истории России для общеобразовательных учреждений. 6 - 9 классы. /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011 и учебника: Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 12-е изд. - М.: Просвещение, 2011 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Данная программа составлена для 8 «Б» физико-математического класса. Здесь уместно привести слова Германа Вейля: «Музыка, математика, поэзия и мифотворчество - наиболее присущие человеку области его творческой деятельности, в которых проявляется его человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере жизни, являющейся одним из проявлений мировой гармонии».

^ Главная цель изучения истории в школе - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад курса 8 класса в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. От учеников физико-математического класса требуется не только умение решать сложные задачи по физике и математике и программировать на компьютере, но и хорошо ориентироваться в гуманитарных предметах. И это оправданно: ведь задача школы - воспитать разносторонне развитую личность. Данная программа претерпела некоторые изменения. В данной редакции расширенно изучение роли личности в истории, некоторые темы изучаются блоками, активно используется дополнительный материал (таблицы, хроники, фильмы и т.д.) позволяет использовать на уроке компьютерные технологии, применять ЭОР и ЦОР, кроме того внесены вопросы по истории математики и физики.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

^ Задачи изучения истории в 8 физико-математическом классе:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской, самоидентификации на основе усвоения исторического опыта об окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями о важнейших события, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности XIX в. в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; руководствуясь принципом историзма;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  • формирование у школьников умений применять исторические знания по истории XIX в. для осмысления сущности современных общественных явлений;

  • овладение знаниями по истории математики, физики.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рабочая программа составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 8 классе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Культурологическая направленность данных УМК линии в ключевых проблемах каждого учебника, которые ставятся во введении и осмысливаются на повторительно-обобщающих уроках, помогая выстраивать современному школьнику его историческую картину мира, объясняя современный мир через знание истории. Для учебникаВ.А.Ведюшкина, С.Н. Бурина «История Нового времени» ключевая проблема звучит так: «Почему западные порядки распространены по всему миру?». Ответ находится в плоскости изучения становления индустриального общества и его колониальной экспансии.

Для учебника «История России. XIX – начало XX века» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) ключевая проблема строится на споре А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева: «Каково место России в семье цивилизаций?» Этот вопрос в обозримом будущем не получит однозначного решения, но с вариантами ответов на него и действиями, вытекающими из этих ответов, восьмиклассники могут познакомиться в ходе решения проблем конкретных уроков (исторических тем и процессов).

Для достижения поставленных целей и задач предполагается сочетать репродуктивные и креативные подходы в преподавании.

Важно подчеркнуть, что в целом ряде случаев без репродукции не может быть и продуктивности: без полученных и усвоенных памятью знаний невозможно проведение дискуссий, дебатов, создание обоснованных проектов и т.п. Разновидностью первой группы подходов являются репродуктивно-продуктивные, которые основываются на том, что базовая информация воспроизводится обучающимися без каких-либо изменений, но при этом они подбирают собственные примеры из жизненного опыта, социальной действительности, то есть появляется некий новый продукт. Принципиально другим подходом является второй - креативный, в основе которого лежит конструктивизм, подразумевающий стремление к творческой переработке информации, к созданию нового продукта, т.о. знание создается учеником.

В практике преподавания истории учитель должен применять комбинацию стратегий преподавания: пассивную («соревновательное обучение»), активную и интерактивную (основное внимание переносится на ученика, в первом случае роль центра остается за ним, а во втором и центр, и инициатива находятся внутри групп учащихся, взаимодействующих между собой).

Принципиально важным является открытость исторического знания. Прежде всего, это взаимодействие с другими предметами. Несмотря на общеизвестную важность межпредметных связей, обучение в основной школе традиционно строится как не-координированное. У школьников практически не происходит переноса средств, освоенных в ходе изучения одного предмета, на работу в другом материале, и, следовательно, не строится единая научная картина мира. Программа предполагает возможность координации истории и других предметных линий (математики, географии, литературы, музыки, ИЗО, обществознания).

Программа поддерживает разные виды деятельности учеников, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении ими содержания курса.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках истории

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объеме  70 часов, по 2 часа в неделю и составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

«Всеобщая история» - 28 часов (1 - 2 четверть);

«История России» - 40 часов (3 - 4четверть).
Требования к результатам обучения и освоения содержания

курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:

  • воспитание идентичности как гражданина страны, патриотизма;

  • осознание учащимися своей этничекой принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др;

  • владение умениями работать в группе, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты.

Предметные результаты изучения истории учащимися 8 класса включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
    6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
    7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • устный ответ

  • письменный ответ

  • тест

  • зачет

  • самостоятельная работа

  • таблица

  • схема

  • контрольная работа

  • проверочная работа

  • задания по карточкам

  • взаимоконтроль

  • самоконтроль


Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (28 часов).


Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Тема I. Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха

(5 ч)

Обобщение: Французская революция

(1ч)

Тема II. Европа в XIX - начале XX века.

(6 ч)

Обобщение: Европа в XIX-начале XX века.

(1ч)

Тема III. Страны Америки в конце XVIII – начале XX в.в.

(4 ч)

Обобщение: Страны Америки в конце XVIII – начале XX в.в.

(1ч)

Тема IV. Азия и Африка в XIX- начале XXв.в.

(3 ч)

Обобщение: Азия и Африка в XIX веке

(1ч)

Тема V. Мир в конце XIX – начале XXв.в.


(4 ч)

Итоговое повторение

(2ч)

Итого:

28 часов



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconРабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской...

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для III ступени...
Рабочая программа по литературе для III ступени (10 – 11 класса) составлена на основе

Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница