2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия




Скачать 97.22 Kb.
Название2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия
Дата публикации14.06.2013
Размер97.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > История > Методические рекомендации
Тема 1. Кочевой мир и земледельческие цивилизации

  1. Кочевой тип организации общества:

а) характерные черты кочевого хозяйства;

б) социальный тип кочевника, специфика его менталитета.

2. Политика завоеваний кочевых народов.

3. Кочевой мир и города Востока.
Источники и литература

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. – М., 1990.

Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. – М., 2000.

Буровский А.М. Степная скотоводческая цивилизация: критерии описания, анализа, сопоставления//Цивилизация, - М., 1995. - Вып. 3.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1976.

Каэн К. Кочевники и оседлые в средневековом мусульманском мире//Мусульманский мир. – М., 1981.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. – СПб., 2000.

Крадин П.Н. Кочевые общества// Восток. 1992. № 1.

Крадин П.Н. Кочевничество в цивилизационном и формационном развитии // Цивилизация. – М., 1995. – Вып. 3.

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М., 1997.

Очерки истории арабской культуры V-XV вв. – М., 1983.

Першиц А.И. Кочевники в мировой истории//Восток. 1998. №2

Плетнева С.А. Кочевники средневековья: поиски исторических закономерностей. – М.,1982.

Филипс Э.Д. Монголы. Основатели империи Великих ханов. – М., 2004.
Методические рекомендации
Тема 2. Возникновение ислама и Арабского Халифата

  1. Доисламская Аравия.

  2. Мекка и Медина: возникновение ислама и мусульманской общины.

  3. Арабские завоевания и правление «праведных халифов».

  4. Возникновение и содержание основных направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты.

  5. Процессы централизации в Дамасском Халифате. Омейяды.


Источники и литература

Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Щахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть 1. Ислам/ Пер. с араб., введ и коммент. С.М. Прозорова. – М., 1984.

Усама ибн Мункыз. Книга назидания/ Пер. С араб. М.А. Салье. – М., 1958.

Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов/ Пер. С араб., предисл. И примеч. И.Б. Михайловой. – М., 1983.

Большаков О.Г. История Халифата. – М., 1998.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. – М., 1986.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1966.

Очерки истории арабской культуры. – М., 1982.

Шумовский Т.А. У моря арабистики. – М., 1975.
Методические рекомендации

Тема 3. Арабо-исламский город в эпоху расцвета (IX – X вв.)


  1. Место города в социально-политической жизни Халифата.

  2. Экономическая жизнь и профессиональные организации горожан.

  3. Социальная организация и психология горожан.

  4. Топография, архитектура и инфраструктура городов исламского мира.

  5. Культура и наука в странах Халифата


Источники и литература

Аль-Харири. Макамы/ Арабские средневековые плутовские новеллы. – М., 1987.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1966.

Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов / Пер. с араб., предисл. И примеч. И.Б. Михайлолвой. – М., 1983.

Хрестоматия по исламу: Пер. с араб./Сост. С.М. Прозоров. – М., 1994.

Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. (VII –сер. XIII в.). – М., 1984.

Большаков О.Г. История Халифата. – М., 1998.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. – М., 1986.

Михайлова И.Б. Средневековый Багдад. – М., 1990.

Очерки истории арабской культуры. – М., 1982.

Фильштинский И. История арабов и Халифата (750-1517). – М., 2006.
Методические рекомендации

Для понимания социального статуса горожан Халифата, необходимо разобрать вопрос о социальной структуре населения Халифата и месте горожан в его политической системе. Следует обратить внимание на то, что место человека в исламском обществе определяла, прежде всего, его религиозная принадлежность. Первоначальная посылка ислама – это равенство всех верующих перед Богом, поэтому теоретически мусульманское население не имело сословной организации. Вместе с тем род занятий накладывал определенный отпечаток на статус человека. Подумайте, в чем это проявлялось, каков был характер неравенства в Халифате, как это сказывалось на положении городского населения.

Определите особенности политического статуса городов Халифата. Объясните, почему они, в отличие от европейских городов, не стремились построить стены, отгородиться от сельской местности.

Определите, чем руководствовался горожанин в своей обыденной жизни и повседневных трудах. Насколько его профессия влияла на самоощущение ремесленника, купца. Какие организации существовали в городе, что они давали своим членам.

Готовясь по 4 и 5 вопросу, попытайтесь найти ответ, почему высокие достижения культуры в исламском мире связаны с городским развитием.

В итоге сделайте выводы об особенностях положения и статуса город, городского населения в арабо-исламском обществе и государстве.
Тема 4. Военное дело и военная политика на Ближнем Востоке


  1. Политическая ситуация на Ближнем Востоке и арабские завоевания.

  2. Организация, вооружение и тактика арабского войска.

  3. Создание Османского государства, его военная политика.

  4. Военное искусство и организация армии у турок: сипахи, мамлюкское и янычарское войско.


Источники и литература

Али-заде А. Хроники мусульманских государств в I-VII веков хиджры. – М.,2004.

Записки янычара. – М., 1978.

Большаков О.Г. История Халифата. – Т.1,2,3. – М., 1989, 1993, 1998.

Ирвинг Р. Ислам и крестовые походы. 1096-1699 // История Крестовых походов/Под ред. Дж. Райли-Смита/ Пер. с англ. Е.Дорман. – М., 1998.

Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. (Иран при «праведных» халифах). – М., 1982.

Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПБ.: Алетейя, 2001

Смирнов В.Е. Некоторые проблемы организации феодального войска османского Египта//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. – 1997.

Смирнов В.Е. Мамлюкские институты как элемент военно-административной и политической структуры османского Египта//Одиссей. – М., 2004.

Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.). – М., 2006.

Юнусов А.С. Восточное рыцарство (в сравнении с западным) // Вопросы истории – 1986, №10.

Методические рекомендации

Тема 4. Сёгунат и военное сословие в Японии.


  1. Формирование, сущность и этапы развития сёгуната в истории Японии (XII-XVII вв.).

  2. Самураи – военное сословие Японии: истоки, эволюция.

  3. «Бусидо» – идеология и приоритеты, их роль в служении обществу и государству.

  4. Духовный мир самурая, его составляющие: от военного искусства до мира поэзии и цветов.


Источники и литература

Миямото-Мусаси. Книга пяти колец// Серия «Тайны Востока»: Дэвид Чейни. Честь самурая. – СПб., 1993.

Повесть о доме Тайра. – М., 1982.

Басов А.Р. Самурай. – М., 2000.

Валиньяно Алессандро. Предупреждение и предостережение по поводу обычаев икатаги (нравов), распространенных в Японии [трактат католического миссионера 1539-1606]// Восток. – М., 1998. – № 4.

Гришелёва Л.Д. Формирование японской национальной культуры: конец XVI – начало XX века. – М., 1986.

Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. – М., 1988.

Конрад Н.И. Очерк истории культуры Средневековой Японии VII – XVI вв. – М., 1980.

Нагата Х. История философской мысли Японии. / Пер. с яп. – М., 1991.

Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. – М., 1986.

Очерк истории культуры Средневековой Японии. – М., 1980.

Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.

Судзуки Д.Т. Лекции по Дзэн-буддизму./ Пер. с англ. – М., 1990.

Юнусов А.С. Восточное рыцарство (в сравнении с западным) // Вопросы истории – 1986, №10.

Литература дополнительная

Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо: традиции воинских искусств. – Люб. изд.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерки ранней истории. – М., 1987.

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. – М., 1988.

Пронников В. Икэбана или Вселенная, заключенная в цветке. – М., 1985.
Методические рекомендации

Тема 5. Возникновение Монгольской империя

  1. Термины «монголы», «моголы», «татаро-монголы», особенности их употребления.

  2. Чингисхан и возникновение единого Монгольского государства.

  3. Завоевания монголов в XIII в. и создание Монгольской империи.

  4. Распад Монгольской империи на улусы. Монгольское правление в Иране и Китае.

Источники и литература

Книга странствий/ Пер. с лат. и ст.-фр., сост., статьи и ком. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006.

Сокровенное сказание монголов/ пер. С.А.Козина. – М., 2002.

Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. «История татар» брата Ц. Де Бридиа. – СПб.,2002.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. – М., 1985.

Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. – СПб., 2001.

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М., 1997.

Мыськов Е.Н. Политическая история Золотой Орды (1236-1313). – Волгоград, 2003.

Мюллер А. История ислама. От мусульманской Персии до падения мусульманской Испании. – М., 2004.

Скрынникова Т.Д. Сакральность правителя в представлениях монголов XIII в.//Народы Азии и Африки. 1989. №1.

Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006. – 445с.

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. – М.,1993.

Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005.

Першиц А.И. Кочевники в мировой истории//Восток. 1998. №2.

Филипс Э.Д. Монголы. Основатели империи Великих ханов. – М., 2004.

Юрченко А.Г. Францисканская миссия 1246 г. во владения Батухана // Тюркологический сборник 2001. Золотая Орда и ее наследие. – М.,2002.

Юрченко А.Г. Империя и космос. Реальная и фантастическая история походов Чингис-хана по материалам францисканской миссии 1245 года. – СПб.,2002.

Юрченко А.Г. Русские и половцы перед лицом монгольского вызова (1223 г.)//Тюркологический сборник 2002. Россия и тюркский мир. – М., 2003.

Методические рекомендации

Подготовку по теме следует начинать с выяснения смысла употребляемых терминов «монголы», «монголо-татары» и «монголы», встречающиеся в источниках по истории Монгольской империи.

Особое внимание должно быть уделено таким вопросам, как социально-экономические предпосылки возникновения Монгольской империи, особенности функционирования верховной власти у монголов и места Монгольской империи в ряду других государств, созданных кочевыми народами.

При изучении вопроса о появлении улусов Монгольской империи, следует обратить внимание на монгольские завоевания и их значение для самих монголов и завоеванного населения Евразии.

Последний вопрос требует отдельного рассмотрения способов и результатов правления монгол в Иране и в Китае. Остановиться особо на процессах ассимиляции монгол в странах древней государственности и культуры.
Тема 6. Средневековые путешественники X – XV века

1. Путешествия как важный фактор международного и межкультурного общения.

2. Особенности источников и подходов исследования: «свой - чужой» или ксенология.

3. Географические представления, сухопутные и морские путешествия арабо-исламского мира: Ибн Фадлан (X в.), Абу Хамид ал-Гарнати (XII в.), Ибн Батута (XIV в.).

4. Европейские путешествия к монголам XIII в.: Плано Карпини, Гильом Рубрук, Марко Поло.

5. Держава и двор Тимура в записках европейского путешественника Р.Г. де Клавихо.

Источники и литература

Клавихо Р.Г. де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). – М., 1990

«Книга» Марко Поло. – М.,1965.

Книга странствий/ Пер. с лат. и ст.-фр., сост., статьи и ком. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 320с.

Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. «История татар» брата Ц. Де Бридиа. – СПб.,2002.

Мельникова Е.А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе V-XIV вв. – М.,1998.

Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПБ.: Алетейя, 2001.

Лучицкая С.И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) // Одиссей.1993. – М.,1994.

Лучицкая С.И. Мусульмане и христиане в Святой земле. (Частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан)// Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы. – М., 2000.

Мельникова Е.А. Формирование и эволюция географических представлений в средневековой Западной Европе//СВ. – М.,1990. Вып.53.

Райли-Смит Дж. Умонастроения крестоносцев, идущих на Восток. 1095-1300 // История Крестовых походов/Под ред. Дж. Райли-Смита/ Пер. с англ. Е.Дорман. – М., 1998.

Райт Д.Ж. Географические представления в эпоху Крестовых походов.- М., 1988.
^ Методические рекомендации

Средневековые путешествия играли выдающуюся роль в международном общении, особенно в обмене культурными ценностями: научными знаниями, техническими изобретениями, достижениями художественной культуры и быта. Особенностью средневековых путешественников было то, что они совмещали различные функции и были, в первую очередь, миссионерами и дипломатами, а затем – торговцами и учеными.

На практическом занятии в качестве источников используются переводные работы и их фрагменты, составленные европейскими и арабоязычными путешественниками. Ряд работ таких путешественников, как: Гильом Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло, де Клавихо имеются в библиотеке в электронном виде.

Знакомство со специфической литературой в виде дневников и записок путешественников требуют использовать современные исследовательские подходы, которые получили научное название «ксенология». Именно с освещения метода ксенологии или «свой-чужой» необходимо начать изучение темы и соответственно характеристику источников. А также обязательно познакомиться с работой Мельниковой Е.А. об особенностях географических представлений средневекового общества на Востоке и Западе Старого света.

Изучение материалов отдельных путешествий должно происходить строго по плану с соблюдением хронологической их последовательности. Это позволит в итоге выявить процесс изменения взглядов не только путешественников, но и их современников относительно не только своих ближайших соседей, но и достаточно далеких и часто легендарных странах и народах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconВасилий Владимирович Бартольд (1869-1930) востоковед, академик, классик....
В недавно изданной книге Фильштинского "История арабов и Халифата (750-1517 гг.)" в перечне рекомендуемой литературы фигурирует 6-й...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconОда на старость
Саманов могущественная восточноиранская династия Саманидов (864-949), добившаяся культурной и политической независимости от арабского...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconОдех Абдель Хаким Желаемая должность: Переводчик со знанием арабского языка
Письменный перевод текстов различной тематики с арабского языка на русский язык и с русского языка на арабский

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconПрогнозно-аналитический центр
«посланника-пророка» и является религией монотеизма-единобожия. Однако, существует множество серьёзных отличий как в алгоритмике...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconОсвобождение ислама (сборник текстов)
Гейдар Джахидович, вы являетесь шиитом, а это, как известно, меньшинство в мусульманстве, составляющее немногим более десяти процентов...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconКоран, основополагающий текст ислама, является первой Арабской Книгой....
Арабской Книгой. Его стиль, одновременно символический, лаконичный и энергичный, оказал глубокое влияние на все последующие произведения...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconВведение мораль ислама источник мира и доверия между людьми
«Ислам» и «террор» не могут употреблять вместе, ибо ни одна Божественная религия никаким образом не оправдывает и не может поощрять...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconСпециалисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения...
«кофе». По одним источникам, оно образовалось от арабского "кауэ", что в переводе означает "сила, энергия", по другим — его появление...

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия icon-
Перевод с арабского: Анзор бин Эльдар Астемир при содействии иибп "ГIазотан байракх"

2. Возникновение ислама и Арабского Халифата Доисламская Аравия iconПрограмма вступительных испытаний по истории Восточные славяне в...
Восточные славяне в древности. Возникновение государственности у восточных славян в VI-IX вв



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница