Шестая Терпение и стойкость




НазваниеШестая Терпение и стойкость
страница1/16
Дата публикации02.10.2013
Размер1.44 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Глава шестая

Терпение и стойкость


Введение. 1. Что поможет тебе быть терпеливым?
2. Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях.
3. (Необходимость) терпеть унижение на пути знания. 4. (Необходимость) терпеть бедность. 5. (Необхо­ди­мость) терпеть голод. 6. Терпение, проявляемое в бодр­ст­вовании. 7. (Необходимость) терпеть трудности, встре­ча­ющиеся во время пути и в поездках.

Введение

Дни показали мне, что за терпение

Награда славная вас ждет.

Но нет уж тех, кто ради цели

Усердие проявит и возьмет

Себе в друзья терпение

И добьется цели (и успеха в этом деле).

Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа сказал: «Благодаря тер-пению и глубокому убеждению достигается руководство в религии (имамат)».

Терпение, еще раз терпение, искатель знания! И пусть твоим девизом станет «с чернильницей до самой могилы».

Ибн аль-Мубарака спросили: «Сколько же ты еще будешь записывать хадисы?». Он ответил: «,Быть может, я все еще не написал то слово, которое бы принесло мне благо».

‘Амра ибн аль-А‘ла спросили: «До какого времени человеку следует учиться?». Он ответил: «Пока он жив».

Суфьян ас-Саури сказал: «Мы будем продолжать учиться до тех пор, пока есть кому нас учить».

И тебе, искатель знания, не следует обращать внимания на упреки, укоры порицающих и слова невежественных людей, которые осуждают тебя за твое терпение на пути к знанию, ведь невежда не может по достоинству оценить знание. Ибн аль-Мукри’ сказал: «Чтобы получить экземпляр1 Муфаддала ибн Фадаля, я прошел (огромное расстояние, сделав по пути) семьдесят остановок. Но если бы я предложил его пекарю взамен на лепешку, то он не взял бы его».

^ Душа! Терпение прояви,

Не долго длятся эти дни,

Словно несвязанные сны.

Душа! От жизни этой отрекись,

Оставь ее, (не суетись),

Ведь жизнь реальная начнется впереди.

^

1. Что поможет тебе быть терпеливым



1) Разве не достаточно тебе того, что ты один из наследников пророков?! Все тяготы, ночные бдения, невзгоды, отрешенность от мирских благ и желаний, что встречаешь ты на своем пути, никак не сравнятся с теми плодами, которые ты пожинаешь в этом мире (дунья), не говоря уже о жизни вечной (ахират), ведь плоды – то, что ты являешься одним из наследников пророков.

2) Будешь ли ты рад получить богатство султанов, но при этом не обладать тем знанием, которым обладаешь?!

3) Вспомни о щедром воздаянии и великой награде, которую уготовил тебе Аллах. В хадисе говорится:

فَوَاللَّهِ لأنْ يُهْدَى بِكَ رَجُلٌ وَاحِدٌ خَيْرٌ لَكَ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ

«Клянусь Аллахом, если посредством тебя (Аллах) выведет на прямой путь хотя бы одного человека, то это будет лучше для тебя, чем обладать красными2 верблюдами».3 Так преодолевай же трудности и невзгоды, помня о достоинстве знания, и ты добьешься, если будет угодно Аллаху, успеха и благополучия.

4) Как можно больше читай о том, как предшественники стремились к знанию, и посмотри, сколько они трудились, сколько переносили трудностей, тягот и разлук с семьей и родиной, пока не собрали это знание. Или ты думаешь, что в наше время ты переживаешь тяготы или преодолеваешь трудности?! Ты жив¸шь в то время, когда передвигаться стало уже несложно, средства сообщения продвинулись далеко вперед, появилось множество книг и сочинений. А что если бы ты воочию увидел опасности, изнуряющие тяготы и трудности, которые встречались на пути предшественников?! Бывало так, что кто-то из них отправлялся в путь в поисках знания, расходуя на это все свое имущество и средства, и даже был вынужден продать свою одежду. Некоторые из них занимались ремеслами и тяжелым трудом, чтобы обеспечить себе кусок хлеба. Да и множество других трудностей встречалось у них на пути. Ниже мы поведаем некоторые рассказы об этих людях.

^

2. Терпение, проявляемое

в непрерывных занятиях



Один человек удивленно сказал имаму Ахмаду, увидев у него чернильницу: «О Абу Абдуллах! Ты уже столького достиг, ведь ты же имам1 мусульман?!»2 На что имам Ахмад ответил: «С чернильницей до самой могилы».1

Люди пришли к Суфьяну, когда он был при смерти, и один человек рассказал ему хадис. Хадис понравился Суфьяну, и он просунул руку под постель, достал оттуда дощечки и записал его. Ему сказали: «В твоем – то состоянии?!». На что он ответил: «Поистине, это хороший хадис. И если я останусь (жив, то смогу сказать), что услышал хороший хадис, а если умру, то я уже записал хороший хадис».

Ученик Абу Йусуфа, Ибрахим ибн аль-Джаррах, сказал: «Абу Йусуф заболел, и я пришел навестить его. Он был без сознания, а когда очнулся, спросил меня: “Что ты можешь сказать по (следующему) вопросу?”. Я сказал ему: “В таком состоянии?”. Он ответил: “Ничего страшного, будем учиться, быть может, кто-то найдет себе в этом спасение”. Затем он спросил: “Ибрахим, в каком положении лучше бросать камешки (во время хаджа): спешившись или верхом?”. Я ответил: “Верхом”. А Абу Йусуф сказал: “Ты ошибся”. Тогда я ответил: “Спешившись”. Он вновь сказал: “Ты ошибся”. Тогда я сказал ему: “Скажи же ответ, да будет доволен тобою Аллах”. Он ответил: “Там, где он останавливается2, чтобы обратиться к Аллаху со словами мольбы (ду‘а), лучше бросать спешившись, а там, где не останавливается, лучше бросать верхом”. Затем я встал, чтобы уйти, но не успел дойти до двери его дома, как услышал плач по нему : он был уже мертв, да смилуется над ним Аллах».

Са‘лаба сказал: «За пятьдесят лет я (ни разу) не видел, чтобы Ибрахим аль-Харби пропустил (хотя бы один) урок по языку или грамматике».

Аз-Захаби сказал об Ибн аль-Джаузи: «Он читал (Коран), когда ему было уже восемьдесят лет, десятью (разновидностями чтения)… и вместе с ним читал его сын Йусуф…».

Ибн ‘Акиль сказал: «В свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели, когда мне было двадцать».

^

3. (Необходимость) терпеть унижение

на пути знания



Кто не испробовал ни разу унижения,

За знанием идя,

Терпеть его тот будет непременно

Всю жизнь, невеждою слывя.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда я узнавал о хадисе, который передавал какой-нибудь человек, то ш¸л к его двери, когда в полдень он отдыхал дома1, клал свою накидку под голову, разложив ее перед его дверью, а ветер нес в мою сторону пыль. Затем он выходил и говорил: “О сын дяди посланника Аллаха, что привело тебя? Почему ты не послал за мной, и я бы сам пришел к тебе?”. А я отвечал: “Я имею больше оснований прийти к тебе”, – и спрашивал его о хадисе».

Кто-то может возразить: «(Неужели) мы должны терпеть унижение, оправдывая себя (необходимостью поиска) знания?!».

На это мы ответим так: «Не спеши и послушай, что сказал этот выдающийся ученый, Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах:“Многие качества, которые не приветствуются в человеке, даже порицаются, для искателя знания являются похвальными, как, например, заискивание, беззастенчивость, приниженность, обивание порогов ученых и т. п. Эти качества приветствуются в искателе знания только потому, что это путь к приобретению знания, и они говорят о совершенстве этого человека или делают его таковым. Так же обращение к людям с вопросами – это порок и недостаток человека, это унижение, умаляющее его благородство. Но не для искателя знания. Для него это предел совершенства, благородства и величия».1

Да, это величие, хоть оно и приняло образ унижения, поскольку это то унижение, которое в итоге дает величие. Ибн ‘Аббас сказал: «Я терпел унижение, когда искал знание, и приобрел величие, когда стали искать меня».

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Если мухаддис не проявляет особого желания передавать и рассказывать хадис, то его искателю следует быть с ним в этом вопросе любезным и обходительным… и неуклонно просить Аллаха за него. Так он сможет добиться от него того, чего желает».2

Амр ибн Кайс аль-Мула’и узнал о хадисе, передаваемом одним человеком, и захотел его услышать. Он пришел к нему, сел перед ним, выразил свое смирение и сказал: «Научи меня, да смилуется над тобой Аллах, тому, чему научил тебя Аллах».

^

4. (Необходимость) терпеть бедность



Кто все невзгоды терпеливо переносит ради знания

Успеха, тот добьется (и признания).

Как человек, руки красавицы желая,

Смиренно терпит, щедрыми дарами награждая.

^ Кто ж голову склонить не хочет, добиваясь

Высоких целей, тот (сам того и не желая),

Жизнь проведет, презренно унижаясь.

Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не даруется тебе это дело1 до тех пор, пока не познаешь вкуса бедности».

Книги, посвященные литературе, истории, жизнеописанию предшественников и вопросам нравственности, переполнены рассказами ученых о своей бедности, жизни на чужбине, о том, как терпеливо они переносили беды, бравшие их за горло, но которыми они пренебрегали и не придавали им значения, проявляя терпение в надежде получить за это награду, в чем они сумели преуспеть…

Вот, например, кади Ахмад ибн Омар аль-Музаджжад аз-Зубайди вопрошает об обиталище бедности, чтобы знать и держаться от него подальше. Но бедность ему отвечает, что она – его неразлучный друг, приятель, товарищ и собрат, который никогда его не покидает!

^ Я бедность спросил: «Где твой дом?»

А в ответ прозвучало:

«В чалмах знатоков мусульманского права!

Ведь связаны мы, как связаны братья,

И порвать эти узы так тягостно, тяжко!»

Другой ученый рассудил, что слово «фикх» («мусульманское право») есть «факр» («бедность»), и лишь буква «ра» арабского алфавита, округлившись, превратилась в этом слове в букву «ха», и сказал, намекая на неразрывную связь между наукой мусульманского права и бедностью:

^ Факих есть факир, и лишь «ра» в этом слове

Концы подобрала – (и на «ха» вдруг похожа)1».2

Имам аль-Шафи‘и сказал:

Буду жив если я, хлеба ломоть найду,

А умру, без могилы никак не останусь.

У этого имама не было средств даже на бумагу, чтобы записывать хадисы, и он писал на костях. Он говорил: «Когда я замечал сверкавшую (на солнце) кость, подбирал ее и писал на ней. Когда я ее всю исписывал, то складывал в горшок, который был у нас уже давно».

Также он сказал: «Когда я учился, у меня не было денег… и я ходил в диван выпрашивать исписанные листы бумаги, чтобы писать на оборотной стороне».

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если бы у меня было пятьдесят дирхемов, то я бы отправился к Джариру ибн ‘Абдульхамиду».

Омар ибн Хафс аль-Ашкар сказал: «(Однажды) в Басре аль-Бухари несколько дней не приходил записывать хадисы. Омар сказал: «Мы отправились искать его и нашли в одном из домов обнаженным. У него закончились все (средства) и не осталось ничего. Мы собрали для него (несколько) дирхемов, купили ему одежду и одели его, затем он вместе с нами отправился записывать хадисы».

^

5. (Необходимость) терпеть голод



‘Абдуррахман ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: «В 214 г. (по хиджре) я восемь месяцев провел в Басре, хотя хотел прожить там год! Но у меня закончились средства, и я принялся продавать одежду, снимая ее с себя одну за другой, пока не остался без средств. Затем я опять продолжал вместе со своим другом ходить к шейхам и слушать их (уроки) до самого вечера. Мой друг ушел, а я вернулся в пустой дом и принялся пить воду, пытаясь утолить голод. На следующее утро я встал, ко мне зашел мой друг, и вместе с ним я отправился слушать хадисы, чувствуя страшный голод. Затем он (вновь) покинул меня, а я ушел голодным».

Аль-Вахши сказал: «Я был в Аскалане и слушал (уроки) Ибн Мусаххиха и др., когда у меня закончились средства, и не­сколько дней я оставался без еды. Я принялся писать, но был уже не в силах. Тогда я направился к лавке пекаря и сел неподалеку от нее, чтобы вдохнуть запах хлеба и на­браться от этого сил. Затем Всевышний Аллах помог мне».1

Ибн аль-Джаузи сказал: «В то время, как я наслаждался учебой, меня постигали различные беды, которые казались мне тогда слаще меда, (поскольку я переживал их) ради того, к чему стремился и желал.

В молодости я брал с собой сухие лепешки и отправлялся в поисках хадисов. Я садился на берегу реки ‘Исы, потому что не мог есть их без воды.

Каждый кусок я запивал водой, и ничто не могло доставить мне удовольствие, кроме учебы. И в результате я стал известен как человек, знающий большое количество хадисов-высказываний посланника Аллаха, , (хадисов, рассказывающих) о его делах и благовоспитанности, а также о делах его сподвижников (сахаба) и их последователей (таби‘ин)…».


^

6. Терпение, проявляемое

в бодрствовании и недосыпании



Ты от учебы никогда не уставай

И знание получая, усердствуй ночью.

И ты досаду никогда не выражай,

Ты благодарен будешь завтра той бессонной ночи.

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, не спал по ночам, и рядом с ним всегда была вода, которую он использовал для борьбы со сном. И он говорил: «Сон от жары, поэтому его следует отгонять холодной водой».

Передают, что аль-Бухари «вставал по 15 – 20 раз за ночь и каждый раз собственной рукой высекал кременем огонь и зажигал (лампу), затем доставал хадисы и (что-то) там помечал».1

Выдающийся ученый Абу-ль-Фадль Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, рассказывая о том, как он изучал тафсир Великого Корана, когда ему не было еще и двадцати, сказал: «Поистине, я, за что воздаю благодарность Аллаху, с тех пор, как с меня сняли талисманы2, а на голову надели чалму, не переставая, стремился раскрыть его сокровенные тайны и старался отпить его ар-рахик аль-махтум.1 Я надолго расстался со сном, чтобы постичь эту науку до мелочей, и покинул свой народ, чтобы познать все ее тонкости. И если бы ты посмотрел на меня, то увидел бы, как я касаюсь своим лбом страниц книги от недосыпания, как я читаю под светом луны, когда гаснет свеча, и так я проводил многие ночи напролет. В то время как мои сверстники с головой уходили в забавы, стремились предаться веселью, предпочитали призрачные удовольствия истинному наслаждению и позволяли низменным страстям пожирать их драгоценное время. Но меня, несмотря на мою молодость и бедность, их жизнь не прельщала, и я не завидовал тому, что они делали».
^

7. (Необходимость) терпеть трудности,

встречающиеся во время пути и в поездках,

как-то: жара, холод и т. п.



Ар-Рази сказал: «Когда я впервые отправился в путь, я провел на чужбине семь лет. Я прошел более тысячи фарсахов2 пешком, затем перестал считать. Я пешком отправился из Бахрейна в Египет, затем в Рамлю, а затем в Тарсус, и было мне тогда двадцать лет».

Ибн Тахир аль-Макдиси сказал: «Находясь в пути в поисках хадисов, я дважды испускал с мочой кровь: первый раз в Багдаде, а второй раз в Мекке. Когда я босой пешком шел по жаре, меня постигло это. Я никогда не садился на верховое животное, отправляясь на поиски хадисов, а свои книги тащил на собственной спине».

Ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: “Мы были в море, когда у меня случилась поллюция. Утром я сообщил своим спутникам об этом, и они сказали: “Окунись в море”. А я ответил: “Я не умею плавать”. Тогда они сказали: “Мы обвяжем тебя веревкой и подвесим над водой”. Так они и сделали. Я висел в воздухе, желая как следует совершить омовение. Когда же я совершил омовение, я сказал им: “Опустите меня немножко”. Они опустили меня, я окунулся в воду и сказал: “Поднимите меня”, – и они подняли».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шестая Терпение и стойкость iconКоврова Валентина Николаевна 22года (1944г) Служба
Ленинград рыть окопы для военных. Этим они отдавали честь и долг своей Родине. В то время у юной девушки закалился мужественный характер,...

Шестая Терпение и стойкость iconПример оформления статьи
Меньшая стойкость инструмента характерна для высоких шпиндельных скоростей и малых подач. Отмечено, что карбидные сверла имеют более...

Шестая Терпение и стойкость iconЛобсанг Рампа. Ты вечен Читателям понравится эта, шестая по счету в нашем издательстве, книга

Шестая Терпение и стойкость iconИнструкция к набору заданий №2
Бодрое и радостное восприятие мира — это а грусть, б стойкость, в оптимизм, г сентиментальность, д равнодушие

Шестая Терпение и стойкость iconСодержание
Правила поведения в обществе. Пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая заповеди. Стихии 56

Шестая Терпение и стойкость iconМакс Гурин Шестая раса. Часть первая: «Превентивная война»
Да останутся те, кто не верит в собственную Победу, в числе потерпевших убыток

Шестая Терпение и стойкость iconШестая научная конференция научных достижений иранских студентов в Российской Федерации
Сейед Махмуд Реза Саджади, чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ

Шестая Терпение и стойкость icon5 октября 2009 года канал гт-стс 18 часов 30 минут «новости города»
Удивительные люди – ветераны Великой Отечественной! Они проявили великое мужество и стойкость, защищая нашу Родину

Шестая Терпение и стойкость iconКлассный час. Тема: «Две войны две правды»
Родине, постоянной готовности к ее защите; показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа

Шестая Терпение и стойкость iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого Дню Победы
Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой героев Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница