Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и




Скачать 33.32 Kb.
НазваниеДуховные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и
Дата публикации20.09.2013
Размер33.32 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Духовные искания в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и

Д.С. Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»

Куличева Евгения Вячеславовна

Аспирант Московского государственного областного университета, Москва, Россия

– Конец XIX – начало XX века – сложный, переломный этап в жизни России: один исторический пласт сменял другой, происходила переоценка ценностей, новое отвергало старое, философские, нравственные, религиозные вопросы были наиболее актуальны и звучали с удвоенной силой.

– К проблемам современной эпохи в своем творчестве обратились философы (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский), художники (М.А. Врубель, В.М. Васнецов), композиторы (А.Н. Скрябин), писатели, поэты (А. Блок, А. Белый, В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский).

– В.Я. Брюсов и Д.С. Мережковский на примере исторического прошлого попытались понять те исторические процессы, которые происходили в стране. Они устремились в глубь веков, к началу XVI века. В.Я. Брюсов перенесся в Германию («Огненный ангел»), Д.С.Мережковский – в Италию («Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»). Выбор данных стран не случаен. Поскольку Валерия Яковлевича интересовала созидательная, творческая личность, способная порывать сложившиеся устои и открывать новое в познании вселенной, то его выбор вполне оправдан. Именно на родине романтизма – в Германии – он сделал попытку найти подобный идеал, так необходимый времени. Дмитрий Сергеевич, думается, переносит место действия романа в Италию, так как она являлась родиной сложной, неординарной личности, великого художника – Леонардо да Винчи, судьба которого заинтересовала писателя.

– Интересно отметить, что романы «Огненный ангел» и «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» создавались практически одновременно. Д.С.Мережковский начал работу над произведением в 1901 году. В конце 900-х годов у В.Я. Брюсова возник замысел «Огненного ангела», над которым он работал три года (с июля 1905 г. по июнь 1908 г.). Концепция художественных текстов различна, однако они имеют черты сходства: представлен рубеж XV – XVI вв.; показаны яркие исторические личности, которые являются носителями истины; основной акцент делается на исторические и бытовые зарисовки, являющиеся лишь фоном для решения нравственных, философских, религиозных вопросов; передан дух времени (увлечение магией, чернокнижием; поиск философского камня; остро поставлен вопрос о смысле жизни человека, показана вера в его созидательные способности, в силу разума; обращение к духовным основам человеческого существования – поиск любви, религии).

– Поиск любви героями романов «Огненный ангел» и «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» связан с обращением их к магии. Показательна в этом отношении сцена на шабаше, которую оба писателя, словно копируют друг у друга, описывая приготовление к дьявольской мессе, само действо, присутствующих, сообщая рецепт мази. Однако, несмотря на внешнее сходство сцен, их смысловая наполненность различна. Д.С.Мережковский пытался примирить два начала в человеке – язычество и христианство и не только в образе Леонардо да Винчи. Так, Кассандра из христианской веры перешла в язычество. Ей открылась пленительная красота, величие древних богов, их внутренняя свобода, которой так не хватало девушке. Полет на шабаш – лишь сон, в чем героиня сама и признается: из мира грез вновь перенеслась на землю, где сегодня так же, как вчера. Подобно Ренате, героине «Огненного ангела», Кассандре хочется порвать с опостылой действительностью и улететь ввысь, к мечте – прекрасному юноше, богу Дионису. И шабаш для нее – это только средство ухода от действительности.

Кассандра мыслит и чувствует иначе, чем другие ведьмы. Она тоньше. Не случайно у Бельтрафио девушка ассоциировалась с белой дьяволицей, что еще раз указывает на двойственную природу героини: страсть, одержимость сочетается со стыдливостью (перед полетом осталась в нижней сорочке, попросила погасить свет, на шабаше испытала чувство омерзения и нежелания соединяться с нечистым, в отличие от Ренаты), умением любить, пусть даже вымышленный образ.

Рупрехт же отправляется на шабаш, чтобы обрести любовь с Ренатой, однако, подчеркнул В.Я. Брюсов, нечистая сила не способна подарить самое светлое чувство человеку, поэтому ее могущество поэтапно развенчивается в художественном тексте.

– Сцена шабаша и в «Огненном ангеле», и в «Воскресших богах» выполняет еще одну функцию (и здесь отразилось сходство двух писателей) – В.Я. Брюсов и Д.С. Мережовский показали насквозь больное общество, погрязшее в грехах, похоти, чревоугодии, указали на сложность духовного преображения людей в период исторических катаклизмов [Смирнова 2001: 310] .
Литература
Брюсов В.Я. Огненный ангел: Роман. Повести. – М.: Эксмо, 2007.

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Учебник для студентов университетов и педагогических институтов. – М., 2001.

Собрание сочинений в четырех томах. Том I. – М.: Правда, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconРассказ «Чистый понедельник»
Данное положение обоснованно и довольно интересно, но нам кажется более явственной и значимой связь рассказа «Чистый понедельник»...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconКлестова Л. В
Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconУрок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова
Через анализ поэтических произведений В. Брюсова создать образ поэта, выявить причины, повлиявшие на формирование творческой программы...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconКнига первая «родовой покон»
Книга первая «Родовой Покон» раскрывает различные вопросы современного Родноверческого Мудрословия и Мировиденья – Духовные искания,...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconЭволюция Вселенной
Вселенной, приблизительно десять миллиардов лет назад, был гигантский огненный шар, раскаленный и плотный. Его состав весьма прост....

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconСветлый ангел, он же сосед сверху, он же священник
Светлый ангел женского рода, он же племянник клиента, он же нищенка, он же Хелена

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и icon1. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова
И. Анненский сказал, что «никто не умеет лучше Брюсова показать сквозь холодную красоту слов и чуткие, часто тревожные волны ритмов...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconУроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconПланы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...

Духовные искания в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел» и iconНаши духовные ценности Элективный курс по литературе для 10 класса (34 часа)
«Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница