Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г




Скачать 218.15 Kb.
НазваниеАналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г
Дата публикации15.09.2013
Размер218.15 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Аналитическая справка

о степени готовности к формированию заявленных компетенций ООП ВПО, разработанных в РГГУ в 2010-2011 уч. г.
По состоянию на 25 января 2012 года
Большинство открытых в университете в 2011 году ООП ВПО в основном отвечает установленным требованиям – соответствует нормам федерального законодательства, требованиям ФГОС ВПО и нормативно-методических документов РГГУ. Однако нужно отметить, что в проектировании новых программ имеется немало недоработок. Например, есть образовательные программы, документы которых подготовлены на невысоком профессиональном уровне или вовсе до настоящего времени не разработаны. К таким, прежде всего, относятся ООП ВПО бакалавриата по направлениям подготовки «Искусства и гуманитарные науки»; «История» с профилями «Историческая антропология», «История Древней Греции и Рима», «Компаративистика» и некоторые другие ООП ВПО.

Стремление ряда факультетов всеми силами сохранить имеющийся профессорско-преподавательский состав наложило существенный отпечаток на содержание некоторых ООП ВПО. Так, отдельные дисциплины были включены в учебные планы образовательных программ не в силу своей необходимости для формирования определенных компетенций, а лишь для обеспечения нагрузкой соответствующих преподавателей. Впрочем, нужно отдать должное ряду проектировочных коллективов, которые подвергли серьезной рефлексии именно компетентностное наполнение образовательной программы («Информационная безопасность», «История искусств» (профили «История зарубежного искусства»; «История русского искусства»), «Филология» (профиль «Прикладная филология (русский язык)»), «Лингвистика»). Это, в частности, сказалось на том, что в ООП ВПО были добавлены специфические для нее «программные компетенции».

Одной из наиболее трудоемких и сложных задач в рамках проектирования ООП ВПО стала разработка современного компетентностно-ориентированного методического обеспечения. Качественные учебно-методические документы призваны определить роль дисциплины в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, последовательность реализации междисциплинарных связей, устранить дублирование изучаемого материала, распределить учебный материал между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов. Качественные УМК представлены по следующим образовательным программам: «Культурология» (профиль «Региональная культура: Евреи в Восточной Европе»), «Политология», «Управление персоналом», «Менеджмент».

Компетентностный подход подразумевает продуманность образовательных технологий и измерителей (средств оценки) формирования компетенций. Большую роль при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным методам деятельностной педагогики. Анализ ООП ВПО и входящих в их структуру рабочих программ дисциплин в части образовательных технологий показал, что в целом практически в каждой рабочей программе раздел «Образовательные технологии» нашел отражение, однако в большей части он прописан достаточно формально. Но стоит отметить и рабочие программы, в которых образовательные технологии были описаны достаточно полно. В частности, это рабочие программы «Педагогические технологии» (ООП ВПО бакалавриата по направлению «История»), «Основы социального государства», «Профессиональная этика и этикет» (ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Туризм, ФИПП») и др.

Новый образовательный стандарт требует тщательной проработки оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Традиционные оценочные средства, представленные в разработанных программах, направлены на проверку освоения предметной области дисциплины, но не всегда показывают, насколько обучающиеся овладели заявленными умениями и навыками. К сожалению, подавляющее большинство разработчиков не уделило серьезного внимания системе текущего и итогового контроля по дисциплинам: практически во всех ООП ВПО эта часть методического обеспечения представлена крайне слабо (см. Приложение).

В условиях новой образовательной среды самостоятельная работа становится важнейшей частью образовательного процесса. В учебном плане самостоятельной работе отводится около половины общего объема трудозатрат по изучению дисциплины. Роль преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать обучающихся к получению новых знаний и навыков. Инициатива учащихся, их творческая активность, направляемые опытным педагогом, позволяют выработать индивидуальную образовательную траекторию, позволяющую достичь желаемых результатов. Поэтому в учебно-методических документах необходимо было представить полную информацию о последовательности изучения дисциплины, о видах и содержании самостоятельной работы, формах ее контроля и оценивания. К сожалению, пока организация самостоятельной работы является слабым звеном в системе учебного процесса. В большинстве ООП ВПО отсутствуют разделы, содержащие соответствующие рекомендации. В тех программах, где этот вопрос затрагивался, он описывался крайне формально, зачастую сводился лишь к методическим указаниям по подготовке рефератов или докладов.
Приведенные ниже данные позволяют выделить наиболее качественные (с точки зрения направленности на формирование компетенций) ООП ВПО и определить коллективы, на которые следует сделать ставку на следующем этапе совершенствовании качества образовательных программ Университета.

Программы высокого уровня представлены по следующим направлениям подготовки:

  • «Информационная безопасность»;

  • «Культурология» (профиль «Региональная культура: Евреи в Восточной Европе»);

  • «Политология»;

  • «Управление персоналом»;

  • «Менеджмент»;

  • «Филология» (профиль «Прикладная филология (русский язык)»);

  • «Лингвистика» (профили «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации»).

В этих программах уделено достаточное внимание проработке специфических компетенций программы, их связям с образовательными технологиями, в известной мере описаны система оценивания и самостоятельная работа студента (при общем низком уровне осмысленности этих составляющих учебного процесса).

Несколько уступают по уровню качества материалов ООП ВПО, но представляют собой результат серьезной работы проектировщиков, следующие программы:

  • «История искусств» (профили «История зарубежного искусства», «История русского искусства», «Искусство цивилизаций долины Нила»);

  • «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»;

  • «Прикладная математика»;

  • «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • «Экономика»;

  • «Юриспруденция» (ФИПП);

  • «История» (профиль «История современной России»).

В Приложении приводится сравнительная таблица, составленная на основе анализа экспертных заключений Методического совета РГГУ, созданных в ходе внутренней экспертизы в период проектирования новых образовательных программ (2010-2011 уч. г.). Исходя из сопоставления ООП ВПО можно судить о том, какие программы в большей степени ориентированы на построение учебного процесса, результатом которого станет формирование компетенций, а какие по большей части остаются в пределах традиционной («зуновской», «дисциплинарной») парадигмы обучения. При анализе экспертных заключений и оценивании ООП ВПО использовалась следующая шкала:

0 – документы отсутствуют или не соответствуют внутривузовским требованиям к качеству ООП ВПО;

1 – документы имеются в наличии, но их компетентностный характер не очевиден;

2 – документы описывают образовательный процесс, действительно направленный на формирование компетенций.



^ Направление подготовки

Профиль

Программные компетенции

Паспорта компетенций

Матрица соотношения дисциплин и компетенций1

Система контроля по дисциплине


Образовательные технологии для формирования компетенций

^ Организация самостоятельной работы студента

ИТОГ



030900

Юриспруденция ИЭУП




Нет экспертного заключения

0



040100

Социология

«Социальная антропология»


Нет экспертного заключения

0



035400

История искусств

«Консервация и реставрация художественных ценностей»

Нет экспертного заключения

0



030600

История


«Историческая антропология», «История Древней Греции и Рима»,

«Компаративистика»

0

0

0

0

0

0

0



035300

Искусства и гуманитарные науки


«История театра и кино,

театральная и кинокритика»

0

0

0

0

0

0

0



030600

История


«Историческая антропология», «История Древней Греции и Рима»,

«Компаративистика»

0

0

1

0

0

0

1



034700

Документоведение и архивоведение

«Военные архивы»

0

0

1

0

0

0

1



034700

Документоведение и архивоведение

«Аудиовизуальные коммуникации»; «Электронные архивы и документы»; «Научно-технические и бизнес-архивы»

0

0

1

0

0

0

1



031300

Журналистика


-

0

0

1

0

0

0

1



036000

Интеллектуальные системы

-

0

0

1

0

0

0

1



033000

Культурология

Культура стран и регионов мира: Европа; Культура России;

Культура массовых коммуникаций

0

0

1

0

0

0

1



030300

Психология

-

0

0

1

0

0

0

1



050400

Психолого-педагогическое образование

«Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»; «Педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании»

0

0

1

0

0

0

1



033300

Религиоведение

«История религий»

0

0

1

0

0

0

1



100100

Сервис

-

0

0

1

0

0

0

1



040100

Социология

-

0

0

1

0

0

0

1



100400Туризм (ФИПП)

«Технология и организация экскурсионных услуг (международный туризм)»

0

0

1

0

0

0

1



032700

Филология

«Зарубежная филология (Классическая филология)»; «Зарубежная филология (Компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации)»; «Зарубежная филология (Славистика: языки, литература, культура Чехии и Германии)»; «Новейшая русская литература: творческое письмо»; «Отечественная филология (Компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации)»; «Прикладная филология (Иностранные языки)»

0

0

1

0

0

0

1



035300

Искусства и гуманитарные науки


«История театра и кино,

театральная и кинокритика»

0

0

1

0

1

1

2



032100

Востоковедение и африканистика.

Языки и литературы стран Азии и Африки

«Языки и литературы Китая», « Языки и литературы Древней Месопотамии»

0

0


1

0

1

0

2



081100

Государственное и муниципальное управление

-

0

0

1


1

0

0

2



034700

Документоведение и архивоведение

«Документационное обеспечение управления»; «Организация управления электронными документами»; «Организация делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления»

0

0

1


1

0

0

2



034700

Документоведение и архивоведение

«Государственные и муниципальные архивы»; «Архивы государственных, муниципальных и коммерческих организаций»

0

0

1

1

0

0

2



034700

Документоведение и архивоведение

«Архивное дело за рубежом/История, культура и архивы Франции»

0

0

1

1

0

0

2



032000

Зарубежное регионоведение

«Европейские исследования»

0

0

1

1

0

0

2



030600 История

«Историческая информатика»

0

0

1

1

0

0

2



030600 История

«Историческое краеведение»

0

0

1

1

0

0

2



030600 История

-


0

0

1

1

0

0

2



031900

Международные отношения

«История международных отношений»

0

0

1

0

0

1

2



072300

Прикладная информатика

«Прикладная информатика в информационной сфере», «Прикладная информатика в экономике»

1

0

1

0

0

0

2



031600

Реклама и связи с общественностью

«Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»,

«Реклама и связи с общественностью в некоммерческом секторе»,

«Реклама и связи с общественностью в политике»,

«Реклама и связи с общественностью в отрасли информационных технологий»

0

0

1

1

0

0

2



040100

Социология

«Политически и бизнес PR», «Социология маркетинга и рекламы», «Социология управления и организации»

0

0

1

1

0

0

2



030100

Философия

«Восточная философия»

0

0

1

0

0

1

2



030600 История

«История современной России»

0

0

1

1

0

1

3



035400

История искусств

Искусство цивилизаций долины Нила

0

0

1

1

0

1

3



035400

История искусств

«История зарубежного искусства»; «История русского искусства»

2

0

1

0

0

0

3



072300

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация

«Выставочная деятельность»

0

0

1

1

1

0

3



231300

Прикладная математика

-

1

0

1

1

0

0

3



035800

Фундаментальная и прикладная лингвистика

-

1

0

1

1

0

0

3



080100

Экономика

-

0

0

1

1

1

0

3



030900

Юриспруденция

«Государственно-правовой с углубленным изучением правозащитной деятельности»; «Гражданско-правовой с углубленным изучением корпоративного права »

1

0

1

1

0

0

3



090900

Информационная безопасность

«Организация и технология защиты информации»; «Комплексная защита объектов информатизации»

2

0

1

1

0

0

4



033000

Культурология

«Региональная культура: Евреи в Восточной Европе»

0

0

1

0

2

1

4



035700

Лингвистика


«Перевод и переводоведение»,

«Теория и практика межкультурной коммуникации»

2

0

1

0

0

1

4



030200

Политология

«Государственная политика и управление; политический менеджмент»

0

0

1

1

1

1

4



080400

«Управление персоналом»

-

0

0

1

1

2

0

4



032700 Филология

«Прикладная филология (русский язык)»

2

0

1

0

0

1

4



080200

Менеджмент

-

1

0

1

1

1

1

5




1 Критерий «Матрица соотношения дисциплин и компетенций» в данном случае не является показательным, т.к. в экспертных заключениях содержательная сторона вопроса не раскрывается, а указывается лишь наличие или отсутствие данного документа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconАналитическая справка по итогам работы за 2011-2012 уч г

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconМетодическое пособие для учителей по формированию исследовательских...
Включение школьников в исследовательскую проектную деятельность – важный фактор формирования их готовности к профессиональному самоопределению...

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconИнформационно-аналитическая справка о выполнении годового плана работы...

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconОбж картотека ситуативных бесед в старшей группе
Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного...

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconАналитическая справка по итогам реализации проекта «Обучение и социализация...

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconИнформационно-аналитическая справка о выполнении Годового плана работы...
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сухобузимский д/с №4»

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconАналитическая справка по организации, проведению и результатам егэ...
Результаты егэ во многом зависят от предварительной подготовки школ к этому напряженному и очень ответственному периоду

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconСправка
Обеспечение образовательного процесса электронно-библиотечной системой, необходимой для реализации заявленных к лицензированию образовательных...

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconАналитическая справка по организации, проведению и результатам егэ...
Результаты егэ во многом зависят от предварительной подготовки школ к этому напряженному и очень ответственному периоду

Аналитическая справка о степени готовности к формированию заявленных компетенций ооп впо, разработанных в рггу в 2010-2011 уч г iconАналитическая записка по итогам конкурса «слава россии- 2011»
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница