Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 354.75 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации04.09.2013
Размер354.75 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет менеджмента

Программа дисциплины
Введение в профессию
для направления 030600.62 История

подготовки бакалавра
Авторы программы:

О.В.Будницкий, д-р ист.н., obud@mail.ru

Е.А. Вишленкова. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru

И.Н. Данилевский д-р ист.н, проф. viddanin@mail.ru

А.Б. Каменский д-р ист. н., проф. akamenskii@hse.ru

А.В. Полетаев д-р экон. н., проф. apoletayev@yandex.ru

А.Б. Давидсон д-р ист. н., проф. adavidson@yandex.ru

И.М. Савельева д-р ист. н., проф. isavelieva@yandex.ru

П.Ю. Уваров д-р ист.н., проф. oupav@mail.ru

В.И. Уколова д-р ист. н., проф.
Адаптировано для НИУ-ВШЭ – Пермь:

Д.В. Офицеров-Бельский, к-т ист.н., DmitriyBelskiy@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «__»____________2011 г.
Зав. кафедрой _________________________А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»____________2011 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина


Пермь, 2011

^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 История, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию».

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом 030600.62 История, протокол №15 от 02.07.2010;

  • Образовательной программой 030600.62 История, подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2011г.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:

  • Формирование у студентов общих представлений о специфике исторической науки, ее месте в системе гуманитарного знания, взаимосвязи с иными социальными и гуманитарными науками, функциях, основных разделах и направлениях;

  • Знакомство студентов с базовыми понятиями исторической науки;

  • Знакомство с прошлым развитием исторического знания и эволюцией методологии;

  • Знакомство студентов с основными формами знания о прошлом;

  • Формирование у студентов общих представлений о понятии «исторический источник», его значении в историческом исследовании и знакомство с важнейшими методами работы с источниками;

  • Формирование у студентов компетенций работы с источниковым материалом и литературой;

  • Формирование начальных исследовательских компетенций в сфере исторического знания и развитие исследовательско-аналитических компетенций в целом;

  • Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, целеустремленности, организованности, чувства гражданской ответственности, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.



В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать: базовые понятия исторической науки, ее основные разделы и направления, современные трактовки функций исторического знания, особенности образов прошлого в разных формах знания, специфику исторического времени, взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла

    • Понимать значение исторического источника в изучении прошлого

    • Уметь отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания

    • Иметь первичные навыки реферирования научной литературы


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение исторической науки, распознает проблемы исторического познания, представляет связи исторической науки с иными социально-гуманитарными науками, обосновывает научность исторического знания, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, дискуссии, написание реферата

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК-7

Демонстрирует умение интерпретации художественного произведения; владеет основными категориями анализа таких текстов

написание реферата




  1. ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование и предваряет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимание язык литературы по общим проблемам исторической науки


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар», «Всемирная история» «История российской государственности и др.
^ 5. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Историческая наука в системе гуманитарного знания

12

4







8

2

История и знание о прошлом

18

4







14

3

Исторический источник и его место в историческом исследовании

12

4







8

4

Исторические источники в исследованиях по социальной истории

12

4







8

5

Микро- и макро подходы в истории

12

4







8

6

Новые направления исторической науки

12

4







8

7

Синхронизация как метод создания комплексных моделей исторического познания


10

4







6

8

Исторические реконструкции культурного наследия.

10

2







8

9

Почему историки переписывают историю?

10

2







8







108

32







76



  1. Контроль знаний студентов

^ 6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Реферат

1










^ 8-10 страниц

Итоговый

Зачет

1
















    1. ^ Критерии оценки знаний, навыков

Реферат представляет собой письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Он может иметь две формы: реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм. Цель выполнения реферата – отработка навыков реферирования научной литературы.

Зачет имеет целью демонстрацию студентом знания базовых понятий исторической науки, ее основных разделов и направлений, современные трактовки функций исторического знания, особенности образов прошлого в разных формах знания, специфику исторического времени, взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла; понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



  1. ^ Содержание дисциплины

Раздел 1. Историческая наука в системе гуманитарного знания

Тема 1. Представления о прошлом как часть миросознания человека.

Цели изучения прошлого. Профессиональное знание и массовые представления о прошлом. Историческая информация и ее использование в социально-гуманитарной сфере. Проблема научности исторического знания. Доказательства возможности создания достоверной картины прошлого; опасности и ограничения. Понятие исторического источника; объективность и субъективность его интерпретации. Особенности истории как науки. Что значит «знать историю»?

Количество часов аудиторной работы: 2
^ Тема 2. Направления исторической науки и исторические дисциплины.

Политическая, экономическая, социальная, военная история и история культуры как разделы исторического знания. «Метанарратив» и микроистория. Историческая антропология, история семьи, частной жизни, история эмоций, история детства, история смерти, история повседневности, гендерная история и другие направления современной исторической науки. «Теории истории». История как многофакторный процесс. Детерминированность исторического процесса и альтернативная история. Национальная и «глобальная» история. Проблема уникальности в истории.

Количество часов аудиторной работы: 2
Литература к разделу1.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 6-29.

http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/index.php

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 14-21.

http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html

http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html

Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С.33-56.

http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html
Раздел 2. История и знание о прошлом.

Тема 3. Значения и смыслы «истории»

Основные значения слова «история». Античность: формирование значений. Средние века: эволюция смыслов. Эволюция исторического знания в новоевропейской культуре. Смыслы «истории» в ХХ веке.

Количество часов аудиторной работы: 1
Тема 4. Понятие «прошлого»

Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе. Структуры исторического времени. Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности.

Количество часов аудиторной работы: 1
Тема 5. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I.

Архаичное знание. Общая характеристика архаичных представлений, образы времени и темпоральная картина мира.

Религия. Трансцендентная и социальная реальности, теология «истории» и христианская историография.

Количество часов аудиторной работы: 1
Тема 6. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I I

Философия. Модели и схемы: базовые подходы, циклические и стадиальные модели исторического процесса.

Идеология. Идеологические темпоральные универсумы. Роль идеологии в становлении историографических школ. «Партийная», «национальная» и «гендерная» история.

Искусство. Трансляция ценностей и знание о прошлом. История и искусство: реальность и тексты

Количество часов аудиторной работы: 1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра местного самоуправления

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Рецепция как факт диалога культур. Постановка теоретической проблемы

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема выпускной квалификационной работы «Политическая лирика В. А. Жуковского (1812 – 1825)»

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Процентное выражение гендерно маркированной лексики в других глянцевых журналах: gq, National Geographic 65

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему бизнес-модель познавательных каналов вгтрк и холдинга discovery. Сравнительный анализ

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
«Анализ кредитоспособности юридических лиц на основе модели кредитного скоринга на примере ОАО «Банк Международный»

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Мемуаристика В. Ф. Ходасевича в контексте эмигрантской прессы 1920-1930-х гг на материалах сборников «Некрополь» и «Белый...

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Выборы 2011-2012 гг в новостях федеральных каналов и в социальных сетях: проблема расхождения информационной «повестки дня»

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет мировой экономики и мировой политики Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница