Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ




НазваниеСмелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ
страница1/71
Дата публикации18.06.2013
Размер9.59 Mb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
ББК 36.84

С50

Смелзер Н._Социология

С50 Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688с.

Нейл Смелзер - директор крупнейшего исследовательского центра в области социологии при Стенфордском университете, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся работ в области экономсоциологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменении и методологии сравнительных исследовании.

Книга Н.Смелзера "Социологии" представляет курс лекций но общей социологии для студентов высших учебных заведении. Это учебное пособие за последние 10 лет выдержало и США три издания, что свидетельствует о его высоком качестве.

На русском языке это второе издание. Книга Н.Смелзера "Социология" завоевала популярность у российского читателя. Ее достоинство в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса "Социология", как он отражен в государственном стандарте, а потому может стать базовым пособием по ному курсу.

Книга Н.Смелзера также предназначена дня широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.

ББК 36.84

С - 98

© N.Smelser. SOCIOLOGY

©Издательство «Феникс», 1998
ISBN 5-7113-0109-8


^ НЕЙЛ СМЕЛЗЕР

Фото Шарон Смелзер

Учебное пособие Нейла Смелзера выходит вторым изданием. Как объяснить такой успех Н.Смелзера у рос­сийского читателя? Будучи первым зарубежным учеб­ником, переведенным на русский язык, он быстро завое­вал популярность, в первую очередь, благодаря тому, что очень уж отличался от отечественных курсов и пре­жде всего в изложении теоретических проблем социологии. Но главное, видимо, в том, что Н. Смелзер - один из выдающихся социологов современности - десятки лет совмещает свою исследовательскую деятельность с преподавательской, он старается найти наиболее простые образы и аргументы, чтобы дать представление о дис­циплине, которой студент решил себя посвятить. В то же время он стремится довести до студентов широкий объем накопленного в социологии знания, изложить /5/ историю ее становления, увлечь их пониманием гражданской миссии и необходимости профессии социолога для общества. Учебное пособие Н. Смелзера за десять по­следних лет выдержало в США три издания. Для амери­канской практики с ее высокой конкуренцией - очень хо­рошая рекомендация качества лекционного курса.

Курс построен таким образом, что в изложение ос­новных понятий и проблем автор вкрапливает историче­ские справки о классиках социологии. Это делается в тех разделах, в которые великие мыслители внесли наи­больший вклад. Например, историческая справка об Эмиле Дюркгейме дана в главе, посвященной социаль­ному контролю и девиациям. Э.Дюркгейм доказал, что теоретическая гипотеза, если она хорошо обоснована, может быть эмпирически проверена и в социальной нау­ке. Он выдвинул предположение, что в странах с господ­ством католицизма, где церковь - сильный инструмент социального контроля, самоубийств должно быть мень­ше в сравнении со странами протестантской культуры, ибо протестантизм утверждает индивидуальные отно­шения верующего с богом. Анализ статистики само­убийств убедительно подтвердил эту гипотезу. Достой­ное место находит автор курса и К. Марксу, естественно, в разделе о теории социальных изменений. Все макросоциологические теории Смелзер классифицирует на тео­рии эволюционные и конфликтологические. Маркс - крупнейший мыслитель, обосновавший теорию револю­ционных социальных изменений, прежде всего приме­нительно к развитию капитализма. "Хотя его предска­зание мировой пролетарской революции оказалось не­верным, его вклад в социологическое знание - особенно в области социальных классов и социальных измене­ний – по- прежнему остается значительным", - заключает Н. Смелзер. И здесь он более объективен, нежели не­которые бывшие российские марксисты, которые еще недавно признавали Маркса единственным /6/ научным авторитетом в области социальной философии, а сегодня столь же решительно отказывают ему в каком бы то ни было доверии как социальному мыслителю.

Несомненное преимущество этого курса в том, что в нем содержится краткое изложение отшлифованного временем знания. Его автор не склонен к пространным отступлениям, рефлексии по поводу тех или иных кон­цепций и подходов, которые еще не вошли в основной багаж науки. Это способ построения базисного учебно­го курса для студентов. Учебный курс Нейла Смелзера хорош еще тем, что он прекрасно логически организо­ван, краток, содержит ключевые определения и форму­лировки основных выводов по всем разделам. Курс как бы содержит готовый конспект всех лекций: о класси­ках смотри исторические вставки, выводы по каждой главе - в конце глав, основные понятия - в терминоло­гическом словаре. Берите книгу Смелзера, читайте вы­воды, определения, вспоминайте содержание разделов и - на экзамен! На мой взгляд, книга очень хороша для начинающих социологов. В дальнейшем они сами будут искать ответы на многие вопросы, обращаясь к допол­нительной литературе, путем собственных исследований и размышлений.

И наконец, надо рассказать о самом авторе. Ему принадлежит заслуга в становлении экономсоциологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В другой крупной работе - "Теория коллективного по­ведения" (1962) - Н.Смелзер развернул собственную теорию ценностно-ориентированного коллективного поведения. В отличие от теорий "психического зараже­ния", мобилизации и других он выделяет в механизмах формирования массового действия когнитивные ком­поненты: единство взглядов, ценностей, верований его участников. Многие современные массовые движения, например, движение "зеленых", объясняются этой тео­рией лучше, чем другими теоретическими подходами. /7/

Н.Смелзер основательно работал и продолжает ра­ботать в области общей теории социальных изменений и методологии сравнительных исследований. Надо ли го­ворить, что проблематика социальных изменений в на­ше бурное время радикальных перемен особенно важна. Кроме того, Н.Смелзер специально исследовал методо­логические проблемы сравнимости данных в межкуль­турных анализах.

В его учебном курсе методология рассматривается лишь в самом общем виде. Но профессионализм автора в сфере методологии позволяет так изложить теоретиче­ские проблемы, чтобы у студента сформировалось дос­таточно ясное представление о важнейшей особенности социологии как научной дисциплине в отличие от соци­альной философии. Ее гипотезы и концептуальные под­ходы следует проверять на фактуальной основе. Отсюда - множество иллюстраций, эмпирических доказательств основных теоретических заключений.

Нейл Смелзер много энергии отдаст преподаванию и укреплению социологического сообщества как про­фессионального содружества у себя в стране (в 1995-96 гг. президент Американской социологической ассоциа­ции) и в Международной социологической ассоциации. С 1986 г. Н.Смелзер был членом исполкома Междуна­родной социологической ассоциации, а в 1991 г. избран ее вице-президентом и председателем программного ко­митета XIII Социологического конгресса в 1994 г.

Н. Смелзер получил докторскую степень в Гарварде - одном из самых престижных университетов США. Более 30 лет он преподавал в Калифорнийском университе­те в Беркли, а сейчас - директор крупнейшего исследовательского центра в области социальных наук при Стенфордском университете. Он является членом редколлегий многих социологических журналов. Был редакто­ром ведущего американского социологического журнала "Sociological Review", является членом /8/ Американской академии искусств и наук. Философского об­щества.

Смелзеру сейчас около 70 лет. Он очень живой, подвижный, приветливый в повседневном общении че­ловек. Высокий, седой, с постоянной улыбкой на лице. Внимателен к студентам. Одна из моих сотрудниц по санкт-петербургскому периоду моей работы, которая сейчас в Беркли, говорит, что Нейл - душа университет­ского социологического сообщества. Ему можно в лю­бое время позвонить по личным делам так же, как прий­ти на консультацию без заранее назначенного часа или просто ухватить за рукав в коридоре. Он всегда готов помочь студенту. Мне много раз приходилось общаться с автором этой книги, и не было случая, чтобы Нейл не затевал разговор о студентах: он любит своих учеников, хорошо чувствует их интересы. Книга Н.Смелзера вполне отражает эти педагогические способности автора.

И, наконец, несколько замечаний, которые я хочу сделать как редактор издания книги на русском языке.

При редактировании были произведены некоторые незначительные сокращения, касающиеся рассмотрения собственно американских социальных проблем. Во мно­гих других случаях эти разделы даны петитом.

Надо иметь также в виду, что адресованный амери­канским студентам учебник, в первую очередь, акцепти­рует вклад в развитие социологической теории социо­логов США. Иными словами, в этом аспекте книга не дает полного представления о современных исследова­ниях европейских социологов и ученых других стран. Естественно, это замечание не относится к классикам социологической теории. В основном тексте имена всех упоминаемых Н. Смелзером авторов даны в русской транскрипции, а список литературы - в оригинале, ис­ходя из того, что владеющие английским языком смогут легко идентифицировать русское написание имени ав­тора и оригинал в английской транскрипции. /9/

У меня был большой соблазн снабдить иллюстра­тивный материал примечаниями, относящимися к на­шей российской действительности. Но, начав эту рабо­ту, я понял, что она не только непомерно объемна, но может в чем-то затрагивать и авторскую позицию. Ил­люстрации теоретических положений в социологии не­редко весьма заметно вплетаются в самую ткань анали­за предмета. Скорее всего, решил я, надо дать студентам возможность самостоятельно поразмыслить, в какой мере те или иные частные теории и описываемые соци­альные тенденции могут служить пониманию и объяс­нению социальных процессов нашего общества. Естест­венно, что для этого потребуется знакомство с оте­чественной социологической литературой, а это, в свою очередь, станет стимулом для творческого ос­воения всего курса социологии. /10/

Профессор В.А.ЯДОВ
^ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Появление на русском языке моего учебника для меня ра­дость и большая честь. Это событие исполнено особого смысла как возможность общения с коллегами и студентами, изучаю­щими социологию на русском языке. Но, кроме того, я при­ветствую перевод моей книги как еще одно подтверждение того, что идеи и перспективы нашей науки все больше стано­вятся интернациональными в условиях, когда медленно и все-таки неминуемо исчезают политические и культурные барьеры на пути распространения общественных наук.

Эта книга - прямой перевод с английского без существен­ных изменений, и читатели заметят в ней определенные за­падные пристрастия. Большинство концепций и теорий, рас­смотренных в книге, относятся к США. Нет смысла оправды­ваться: ведь автора сформировал Запад, и книга была написана прежде всего для студентов американских колледжей и университетов. Но пристрастие автора действительно создает некоторые ограничения, поскольку книге не достает сравни­тельного материала и проникновения в особенности россий­ского общества. В то же время я прошу читателей проявить терпение и учесть два преимущества, которые, быть может, содержит книга для русских читателей. Эти страницы многое расскажут об американском обществе, свободное и объектив­ное знание о котором десятилетиями оставалось для совет­ских студентов недоступным. Еще важнее, я знаю, то обстоя­тельство, что многие мысли и методы исследования, о кото­рых рассказано в книге, применимы ко всем обществам не­смотря на их особую историю и социокультурные традиции. В связи с этим я приглашаю читателей в ходе чтения вести со мной диалог, критически оценивая применимость содержа­щихся в книге социологических теорий и принципов ко всем другим обществам вообще и к российскому в частности. /11/

Эта книга выходит в то время, когда российское общество переживает период перемен - один из наиболее драматиче­ских в своей истории. Несомненно, историки теперь сотни лет будут рассматривать десятилетие после 1985 года как водо­раздел в российской истории, но мы пишем в середине этого периода и не можем точно предсказать, что принесет следую­щее десятилетие. Мы, однако, можем предположить, что ряд важных спорных проблем социологии, которые выявила советская и российская история за последние десятилетия, - это проблемы настолько существенные, что они заставляют нас коренным образом изменить самую структуру социологии. Среди этих спорных проблем я считаю наиболее важными следующие.

Исторический опыт Советского Союза окончательно пока­зал непрочность власти государства. Советский эксперимент, быть может, - наиболее экстремальный во всем мире пример проникновения государства в общественные структуры. Мно­гие из нас, считавших советский режим всего лишь альтерна­тивным типом политической системы - и в большой мере так оно и было, - оказались захваченными врасплох, когда в оп­ределенный исторический момент он рухнул так быстро и полностью. Мы не знаем, каково будущее государственной власти в России; это, видимо, совершенно открытый вопрос. Но мы твердо знаем, что государство, даже такое всемогущее, как советское, не может существовать, если отсутствуют со­циальные условия, способные в достаточной мере обеспечить законность.

Те, кто знаком с историей западного рыночного капитализ­ма, знают о его ранних завоеваниях в Европе и Северной Америке, о его крайностях, постепенном развитии регулиро­вания рынка (подчас доходившего до государственной собст­венности в некоторых европейских странах) и о дальнейшем его превращении в капитализм процветающих государств. Было бы ошибкой утверждать, что в России экономическое и политическое развитие повернуло вспять: ведь перед событи­ями 1917 года капитализм уже достиг здесь определенной сте­пени развития. Тем не менее "коммунистический" период в Советском Союзе возвестил новую эру - административно-командной системы производства, цен и распределения, эру, когда был в корне отвергнут рыночный принцип. Эта система рухнула, и в России идет борьба за восстановление рынка в качестве главного экономического института. Каким бы ни был конечный результат борьбы, "капиталистическая" Рос­сия не будет повторять путь развития "капиталистического" Запада - из-за особенностей своего политического и экономического /12/ наследия в XX в. Короче говоря, экономическая эво­люция России в следующие десятилетия заставит нас пере­смотреть и подвергнуть переоценке наши нынешние теории развития.

Во многих отношениях история Советского Союза - и вооб­ще история Восточной Европы после второй мировой войны - преподала нам урок, суть которого лучше всего выражает следующая фраза: "неукротимость примордиального* (*примордиальный - первичный, исконный. (Ред.)) в обще­стве". Западная социология, от Ф.Тенниса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных, целенаправленных организа­ций означает общее ослабление примордиальных сил. Более того, много раз в своей истории Советский Союз пытался по­давить семью, религию и прежде всего этническую общность - нацию. В конечном счете эта попытка потерпела неудачу. Стремление к национальной независимости было в сущности одним из главных факторов, приведших к окончательному крушению советского коммунизма. В настоящее время эти исконные силы - одним словом, силы Гемайншафт** (** Ф.Теннис определяет Gemeinschaft (нем.) как общину, в отличие от Geselischaft - общества) - видимо снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингви­стическом сознании, в социальных движениях и в политиче­ской борьбе во всем мире. Эти события требуют, чтобы соц­иологи переосмыслили прежние теории социальных перемен и обратили на примордиальные структуры достойное внима­ние, какового они всегда заслуживали, но которое не всегда им уделялось.

Таковы некоторые мысли, которыми я хотел бы поделиться с новой аудиторией, той аудиторией, что появляется благода­ря переводу моей книги на русский язык.

Хочу выразить благодарность профессору Владимиру Ядову за идею перевода книги и за то, что он взял на себя труд­ную задачу организации ее издания в России. /13/

^ Нейл Дж. Смелзер

Беркли, Калифорния
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconПеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ
Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология/ Пер с англ. — М.: Соц полит журн., 1994. 272 с

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconПримерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconМосква
В15 Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер, с англ под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2004. 368 с. Isbn 5-94010-255-7

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconГончарова Наталья Владимировна
Сфера научных интересов: молодежные телесные практики, социология здоровья, социология питания

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ icon лекция № Социология как наука  Предмет, объект, функции и методы социологии
Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconРабочая программа по дисциплине Социология Москва
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...

Смелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ iconГ. А. Васильев зав кафедрой маркетинга Всероссийского
С50 Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб пособие/Пер с англ под ред проф. Л. Ф. Никулина. – М.: Юнити-дана, 2001. 415 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница