Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс»




Скачать 324.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс»
страница1/2
Дата публикации02.09.2013
Размер324.04 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > История > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка по курсу «История России 20 – начало 21 века. 9 класс».
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, 20 – начало 21 века: учеб. для 9 кл2. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2010.. – 384с.

Программа по курсу истории (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03 2004 года №1089), примерных программ по истории ( письмо Департамента государственной политики в образовании Миобрнауки России от 07.07.2005 года № 03 – 1263), с учетом учебного плана МБОУ СОШ №22 г. Абакана и тематического планирования предложенного авторами учебно - методического комплект Даниловым А. А., Косулиной Л. Г.

Настоящая программа является продолжением авторской линии курса истории России с древнейших времён до конца 19 века для учащихся основной школы. Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.

Программа является составной частью учебно – методического комплекта по Истории России для 9 класса издательства «Просвещение» состоящего: учебник (Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, 20 – начало 21 века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений),

рабочая тетрадь в 2-х частях (Данилов А. А., Косулина Л. Г., История России, 20 – начало 21 века. Вып.1.1900 – 1940гг; вып.2. 1941 – 2003 гг.), поурочные разработки (Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, 20 – начало 21 века. 9 класс)

Основной целью учебно – методического комплекта является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих её народов, об основных этапах, событиях и деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, стоящих перед педагогами и учащимися:

— усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории России, позволяющих школьнику успешно ори­ентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной сре­дой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

  • усвоение основных понятий и тер­минов исторической науки, совершенст­вование умений и навыков работы с раз­нообразными источниками информации;

  • формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

  • гражданское самоопределение уча­щихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности;

обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Изучение курса новейшей отечест­венной истории в основной школе осно­вано на сочетании систематичности с об­разностью. Рациональное следует обяза­тельно подкреплять эмоционально-чув­ственным: яркими характеристиками событий, явлений, деятелей, образными историческими представлениями — без этого невозможны ни формирование личностно-ценностного отношения к ис­тории родной страны, ни гражданское самоопределение учащихся.

Изучение новейшей отечественной истории будет наиболее эффективным, если созданы условия для реализации деятельностного подхода к обучению. Методическая система учебника (вопросы и задания к парагра­фу, иллюстрациям, схемам, докумен­там, источникам, учебному тексту) ори­ентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по уров­ню самостоятельности (репродуктив­ную, преобразующую, творчески-поис­ковую) и методам решения познава­тельных задач (описание, оценка, ин­терпретация, сопоставление и др.).

Поэтому целесообразно учитывать уровень подготовки учащихся при изучении нового материала, так для учащихся 9 «а» класса больше использовать работу на уроке преобразующего, творческо-поис­кового характера для этого использовать исторические источники, другие дополнительные материалы.

Для учащихся 9 «б» и 9 «в» классов при больше использовать методы репродуктивного, описательного характера, сопоставления событий.

^ Структура курса подчинена хроно­логическому принципу, что в полной ме­ре отвечает специфике основной шко­лы, закладывающей первоначальные представления об истории нашей стра­ны в XX в.

Выделяются следующие крупные разделы: Россия в конце XIX — начале XX в.; революция и Гражданская война в России; СССР между мировыми война­ми; государство и народы СССР в Вели­кой Отечественной войне; СССР в послевоенный период, 1946-1953 гг.; построе­ние экономических основ индустриаль­ного общества в СССР, 1953-1964 гг.; СССР в середине 1960-1980-х гг., кризис социально-экономической и политичес­кой системы; реформирование советской системы, 1985-1991 гг.; демократическая Россия, 1991 г. — начало XXI в.

Внутри разделов материал сгруппи­рован по проблемному признаку. Через весь учебник проходят ключевые содер­жательные линии, последовательно рассматриваемые во всех разделах: экономическая, социальная, политичес­кая модернизация, ее российский вари­ант, реформы и революции; реформы и контрреформы; государство, его эволю­ция, роль политической власти как до­минирующего фактора российской ис­тории в XX в.; власть и общество, вза­имное притяжение и отталкивание, сотрудничество и конфликты, социаль­ные движения; динамика социальных отношений, социальные сдвиги в поло­жении основных социальных групп, в повседневной жизни, образе жизни, социокультурных стереотипах и образ­цах поведения; национальная политика, положение народов и этносоциальных общностей, межнациональные от­ношения; традиционные конфессии в жизни российского общества, положе­ние верующих, роль церкви в жизни общества; геополитические факторы в новейшей отечественной истории, внешняя политика страны в различ­ные периоды, национальные и госу­дарственные интересы и приоритеты России, российское общество в годы военных испытаний; духовная жизнь, характерные черты духовной культу­ры народов нашей страны, человек в системе отношений «личность — общество — государство».

Согласно федеральному базисному плану для основного общего образования по истории приходится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю. Это годовое количество часов рассчитано на историю России и Всеобщую историю (новую историю). Поэтому на наш взгляд целесообразно внести ряд небольших поправок в предложенное авторами тематическое планирование: на изучение §10-11 «Свержение монархии. Россия весной- летом 1917г», §14-15 «Гражданская война», §23-24 «Социальная индустриализация и коллективизация», §22-26 «Духовная жизнь в 20 – 30 –е гг.», §20,27 «Внешняя политика СССР в 20 – 30 гг.», §29-30 «Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление 1942 г.», §31, 33 «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», §32, 34 «Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны. Окончание войны», §35-36 «Экономическое и политическое развитие страны», §35,36, 37 «Социально-экономическое и политическое развитие страны §39, 41 «Изменения политической системы», §44-45 «Социально – экономическое развитие СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.», §52-53 «Политическая и духовная жизнь в 1992 - 1999 гг.», §55-56 «Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге 21в.». Эти темы были объединены на основе тематической схожести и необходимости более плотного компанования материала с целью выделения часов на изучение всеобщей истории. Объединять некоторые темы учебника Данилова А. А.., Косулиной Л.Г., Брандта М. Ю. «История России. 20 – начало21 века. 9 класс» предлагают и другие авторы, занимающиеся разработкой методических рекомендаций к данному учебнику, например, Божескова О. А.

Информационно-методическое обеспечение.

- СД-диск в 4-х частях «История России 20 век. Данилов А. А., Косулина Л.Г.»

^ В процессе изучения курса «История России 20 – начало 21 века» учащиеся должны овладеть умениями и навыками:

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке,

- определять и объяснять понятия;

- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, документе, рассказе учителя, докладе одноклассника;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать и систематезировать полученную информацию;

- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, оценочные суждения

- владеть и развивать навыки устной и письменной речи, вести диалог, грамотно формулировать вопрос, грамотно и лаконично давать ответ, выступать с сообщениями;

- уметь участвовать в групповых формах работы;

- уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты.

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства..

^ Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собствен­ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори­ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности.
Краткое содержание курса «История России, 20 – начало 21 века»

Урок 1. Россия в 19 веке(повторение)

  1. Содержание и особенности курса новейшей отечественной истории.

  2. Итоги развития России в 19 веке.

Раздел 1. Россия на рубеже XIX — XX вв.

(9 ч)

Урок 2 Государство и российское общество

в конце XIX — начале XX в.
Территория и население. Особеннос­ти российской модернизации. Политиче­ский строй. Государственные символы. Российское общество и его структура.

Учебник. § 1.

^ Основные понятия: государствен­ные символы, индустриальное общест­во, модернизация.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: становление индустриального об­щества и его особенности в отдельных странах (Новая история, 7 класс; Новая история, 8 класс); российское общество в пореформенный период (История Рос­сии, 8 класс).

Урок 3. Экономическое развитие страны

Российская экономика на рубеже ве­ков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Монополистический капитализм. Сельское хозяйство.

^ Основные понятия: монополии, многоукладная экономика, формы мо­нополий.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: промышленные монополии, осо­бенности монополий в отдельных стра­нах (Новая история, 8 класс); реформа 1861 г., община и ее роль в пореформен­ной России (История России, 8 класс).

Урок 4. Общественно- политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

Николай II: личность монарха в оценках современников и историков. Борьба в верхних эшелонах власти. На­растание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Создание РСДРП. Партия социалистов-революционеров. Либеральные органи­зации. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

^ Основные понятия: «зубатовский социализм», политические партии.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: либерализм, консерватизм, ради­кализм как идейно-политические учения нового времени (Новая история, 8 класс); реформы 60-70-х гг. XIX в., их незавер­шенный характер, революционное на­родничество, распространение марксиз­ма в России (История России, 8 класс).

^ Урок 5. Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Основные направления внешней по­литики России на рубеже ХГХ-ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточ­ная политика. Начало Русско-япон­ской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окон­чание войны. Сближение России и Ан­глии.

^ Основное понятие: всеобщее разо­ружение.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: международные отношения на рубеже ХГХ-ХХ вв. (Новейшая исто­рия, 9 класс).

Урок 6. Первая российская революция. Реформы политической системы

Причины революции. Начало рево­люции. Развитие революции весной — летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование монархических партий. Формирование либеральных политичес­ких партий. Декабрьское вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность I Государственной думы. Деятельность II Государственной думы. Итоги революции.

^ Основные понятия: Государствен­ная дума, законосовещательная дума, либеральные партии, монархические партии.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: российское самодержавие в поре форменный период (История России, 8 класс).

Урок 7. Экономические реформы

П.А.Столыпин: личность, деятель­ность, оценка современников и истори­ков. Программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика. Первые результаты реформ.

Основные понятия: отруб, пересе­ленческая политика, хутор.

^ Межпредметные и внутрикурсовые связи: пореформенное сельское хозяй­ство (История России, 8 класс).

Урок 8. Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

Новый избирательный закон. III Го­сударственная дума. Национальная по­литика. Общество и власть в годы сто­лыпинских реформ. Нарастание рево­люционных настроений. IV Государст­венная дума.

^ Основные понятия: избирательные курии, фракция.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: избирательная система (Обществознание, 8 класс).

Урок 9. Духовная жизнь Серебряного века

Духовное состояние общества. Наука. Просвещение. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка, ба­лет, театр, кинематограф.

^ Основные понятия: акмеизм, модер­низм, русская религиозная философия, Серебряный век русской культуры, символизм, футуризм.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: культура и духовная жизнь стран мира в конце XIX — начале XX в. (Новейшая история, 9 класс); русская литература Серебряного века (Литера­тура, 7, 8 классы).

Вариант 1. Обсуждение сообщений учащихся о выдающихся деятелях рос­сийской культуры.

Вариант 2. Школьная лекция с эле­ментами беседы. Обсуждение проблем­ных заданий 1, 2.

Урок 10. Россия в Первой мировой войне

Начало Первой мировой войны. От­ношение народа и партий к войне. На­чало боевых действий. Военные дейст­вия в 1915-1916 гг. Перестройка эконо­мики. Приближение кризиса. Война и общество.

^ Основные понятия: позиционная война, «распутинщина».

Межпредмгтиые и внутрикурсовые связи: Первая мировая война (Новей­шая история, 9 класс).

Работа с текстом учебника. Состав­ление хронологической таблицы «Рос­сия в Первой мировой войне». Работа с картой. Обсуждение проблемных зада­ний 1, 2.

Раздел 2. Великая российская революция. 1917-1921 гг.

(8 ч)

Урок 11. Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г.

Причины революции. Революцион­ные события февраля 1917 года в Петро­граде. Образование новых органов влас­ти. Отречение Николая II. Двоевластие. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы». Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис власти. Государственное совеща­ние. Выступление генерала Корнилова

^ Основные понятия: Временное пра­вительство, двоевластие, Советы, Учре­дительное собрание, коалиционное правительство, кризис власти.

Урок 12. Октябрьская революция 1917 г.

Последний этап кризиса власти. Со­циально-экономическая ситуация. Под­готовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Сове­тов,. Декреты о мире и земле. Установле­ние новой власти в Москве и на местах.

^ Основные понятия: аннексия, дек­рет, контрибуция.

Урок 13. Формирование советской государственности

Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сослов­ного неравенства. Судьба Учредитель­ного собрания. III съезд Советов. Брест­ский мир. Распад коалиционного совет­ского правительства. Первые мероприя­тия в промышленности. Аграрная поли­тика. Продовольственная диктатура. Выступление левых эсеров. Принятие Конституции 1918 г.

^ Основные понятия: диктатура про­летариата, национализация, рабочий контроль, сепаратный мир.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: Первая мировая война (Новей­шая история, 9 класс).

Урок 14- 15. Начало Гражданской войны в России

Причины и основные этапы Граждан­ской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование белого движения. Создание Красной Армии. Выступление чехословацкого корпу­са. «Демократическая контрреволю­ция». Восточный фронт. Красный и бе­лый террор. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Поль­шей. Разгром Врангеля

^ Основное понятие: гражданская война, белый террор, интервенция, красный террор Межпредметные и внутрикурсовые связи: Гражданская война в США 1861 — 1865 гг. (Новая история, 8 класс).

Урок 16. Экономическая политика красных и белых

Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П.Н.Врангеля. Итоги и уроки Граждан­ской войны..

^ Основные понятия: военный комму­низм, продразверстка.

Урок 17. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.

Малая гражданская война. Крон­штадтское восстание. Причины пораже­ния белых и победы красных.

^ Основное понятие: малая граждан­ская война.

Межпредметные и енутрикурсовые связи: Гражданская война в произведе­ниях отечественной литературы (Лите­ратура, 8, 9 классы).

.

Урок 18. Урок повторительного обобщения«Итоги развития России в конце 19-начале 20 века»

Учебник. Заключение к разделу I- П.

Вариант 1. Обсуждение проблем­ных заданий в учебнике (выборочно).

Вариант 2. Ученическая конферен­ция «Трагедия Гражданской войны».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconПять лекций по истории россии ХХ века (Дополнения к курсу История России ХХ века)
Церковь и Февральская революции. Антицерковная политика Временного правительства

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconПояснительная записка. История России 6 класс Статус документа
Рабочая программа по истории России для 6 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования мо РФ 2004 г,...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconДанилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века. Учебник
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconРабочая программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова...
Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России с древнейших времен до концаxvi века» 6 класс, М., «Просвещение»

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconПояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины...
Осознание литературы как процесса, выявление различных мировоззренческих систем, стилей и направлений, индивидуальности писателей...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших...
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение» 2013; М. В. Пономарев,...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели)...

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconСтандарт
Рабочая программа разработана на основе программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В. С. Морозова «История России xx-начало xxiвека....

Пояснительная записка по курсу «История России 20 начало 21 века. 9 класс» iconИстория России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах
История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. — М.: Ооо «Издательство act», 2001. — 608 с.: ил



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница