Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797)




Скачать 214.77 Kb.
НазваниеГотический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797)
Дата публикации17.06.2013
Размер214.77 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Готический роман.

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) в предисловии ко второму изданию «Замка Отранто» (1765): 1) соединение «средневекового» и «современного» повествования; 2) фантастических вымыслов и правдоподобия. Клара Рив, написавшая второй крупный готический роман «Старый английский барон» (1777), также вводит в повествование сверхъестественный элемент как санкционированный народным суеверием Средневековья.

Основная тема готических романов – загадочность жизни, невозможность проникнуть в тайны действительности.

Это отличает готический роман от романов Дефо и Филдинга, которые ориентированы на реальные картины жизни, в них главное – рационалистическое познание бытия.

Теперь на место просветительского рационализма, идеала порядка и единства приходит свобода воображения. В готическом романе создается картина мира, сознательно освобожденная от житейского правдоподобия. Особыми приметами нового жанра становятся: фантастический сюжет, мрачный колорит, зловещая атмосфера тайны и ужаса, вмешательство в судьбу героев неведомых, сверхъестественных сил.

В предисловии к первому изданию (1764) он писал: «Внимание читателя постоянно держится в напряжении. Развитие действия почти на всем протяжении рассказа происходит в соответствии с законами драмы (обратите внимание: у Уолпола 5 глав, что соответствует 5 действиям драмы). Персонажи удачно обрисованы, и – что еще важнее – их характеры выдержаны с начала до конца. Ужас – главное орудие автора – ни на мгновение не дает рассказу стать вялым…»

Ужас – необходимое качество готической прозы (вспомните Берка). Готическую прозу еще называют «историей ужаса». Ужас возникает почти на первой странице романа: «Очень скоро он (слуга) бегом возвратился назад, совершенно обезумивший, задыхающийся, с расширенными от испуга глазами и с пеной на губах. Не произнеся ни слова, он указал рукой на двор. Всех присутствующих охватило изумление и страх. Княгиня Ипполита, не зная, что произошло, но сильно встревожившись из-за сына, от волнения лишилась чувств».

Повышенным интересом пользуется иррациональное, сверхъестественное в человеческом поведении. Человек в готике становится предметом самого пристального внимания, потому что в человеческой натуре многое не поддается объяснению и определению. Привидения, призраки (а потом вампиры) стали обязательными героями этой литературы. Герои ощущают присутствие незримых сил, не могут противостоять вмешательству неведомого. Все это влияет на характер конфликта, систему персонажей, повествовательную технику, иерархию мотивов (предопределенность судьбы, случайность, алогизм событий, происходящих вопреки логике разумных построений).

Технику «тайны и ужаса» разработал создатель этого жанра – Х.Уолпол. Он же подарил жанру – хронотоп замка (его называют одним из элементов ужаса) и типы героев. В романе много фантастических событий. Главный герой Манфред – внук преступника, отравившего своего сюзерена и присвоившего его владения. Над его родом тяготеет проклятие. Чем ожесточеннее он борется с роком, тем больше действуют вокруг него сверхъестественные силы. Сверхъестественное выполняет здесь различные функции: служит средством испытание характера, участвует в развитии событий, создает готический колорит – нравы Средневековья, когда была распространена вера в чудеса. В предисловии к первому изданию сообщается: «Предлагаемое читателю сочинение было найдено в библиотеке, принадлежащей католической семье старинного происхождения, на севере Англии». Оно было напечатано готическим шрифтом в Неаполе, в 1529 году. Насколько раньше этой даты было оно написано, - неясно. Главные события повести приводят на ум мрачнейшие века христианской эры – именно тогда верили в возможность подобных происшествий… Повесть написана на чистейшем итальянском языке».

Таинственное здесь связано с образом готического замка. Это особое художественное пространство, с которого сняты все запреты бытовой логики. Замок является воплощением средневекового духа, свидетелем смены поколений и участником загадочных событий. «Портреты оживают, орудие обретают силу, двери магически закрываются перед виновными и раскрываются перед невинными. Своды и подземелья, башни и винтовые лестницы хранят тайну, ракрытие которой определяет готический сюжет» (Зеленко Т.В. Мотив фантастического в романе Уолпола «Замок Отранто»).

Авторы готических романов стремились к развлекательности, создавали захватывающий сюжет с нагнетанием преступлений, мотивом тайны, описанием порочных страстей. При этом авантюрный сюжет способствовал усвоению нравственных истин. Сюжетная линия, как ни странно, являлась вариацией на просветительские темы: о постепенном падении, преображении или взрослении человека. Родоначальник жанра готического романа в предисловии к первому изданию говорит о дидактизме, желании научить читателя состраданию, воспитать его чувства. «ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств». В романе Уолпола развивается мысль о неправедно нажитом имуществе и неизбежности наказания за содеянное в прошлом зло.

«Замок Отранто» имел немедленный и шумный успех. Уолпол стал свидетелем бурного расцвета жанра. В конце 18 века были созданы следующие значительные произведения этого жанра: «Старый английский барон» Клары Рив (1777), «Ватек. Арабская повесть» Уильяма Бекфорда (1786), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец»(1797) А.Радклиф, «Монах»(1796), написанный 20-летним Метью Грегори Льюисом. Каждый внес что-то новое в этот жанр. У К.Рив местом действия стала не экзотическая Италия, а средневековая Англия. Радклиф создала «романтический» пейзаж, использовала различные эффекты для нагнетания ужаса. Но все непостижимые тайны и ужасы получали у нее рациональное объяснение, а призраки оказывались существами из плоти и крови. Страшный и таинственный мир создал Льюис. Его романа наполнен ужасами, сатанинской фантастикой, о которой не мыслили создатели жанра. Бекфорд и Льюис повествуют о пагубности стремлений проникнуть в роковые тайны бытия. Они изображают «злодеев с могучей душой», подготавливая появление демонических героев в романтизме.

В эпоху романтизма жанр развивается В.Скоттом (Зеркало тетушки Маргарет. Комната с гобеленами) М.Шелли (Франкенштейн), Байроном (Полидори) «Вампир», Мэтьюрином «Мелмот-скиталец». Английский литературовед Питер Хэйнинг подсчитал, что в Англии с 1765 по 1840 год опубликовано около шестисот готических историй. Развивается этот жанр и других странах – Гофманом, Нодье, Гюго, Бальзаком, По, Бестужевым-Марлинским, Загоскиным и др.

^ Поэтика готической прозы.

Замок (аббатство) – обязательное место действия, элемент ужаса. Он имеет мрачный и величественный вид, рождает ощущение таинственности. В новелле Уильяма Харрисона Айнсворта «Невеста дьявола» замок представлен следующим образом: «Мощные каменные стены окружали высокие готические башни; построенный в духе времени, замок извне являл пышный архитектурный стиль, но внутри состоял в основном из темных извилистых коридоров и сводчатых покоев, увешанных гобеленами; огромные размеры его зал поражали душу своим величием…». Сюжет разворачивается в пределах замкнутого пространства. Замок имеет огромные размеры, бесконечные лестницы и лабиринты. На их фоне человек выглядит слабым и беспомощным. Готический замок всегда старинный. Замок – основное место действия романа «Тайны Удольфского замка»: «она с беспокойством оглядела все здание, но за темнотой могла различать только части его очертаний, с массивными стенами и брустверами, и вывести заключение, что замок старинный, огромный и мрачный». Удольфо – один из самых ярких готических замков. Он полон нежилыми комнатами, из которых доносятся стоны. В замке царит полумрак. Готический замок часто заброшен. Его новые обитатели не знакомы с планировкой здания, обнаруживаются потайные ходы, склепы. Помещение замка до конца не изучено даже хозяевами. С замком обычно связана тайна – какое-то кровавое событие, чаще всего убийство законного наследника.

Существовал набор деталей, описывающий замок: массивные двери, с грохотом поворачивающиеся на ржавых петлях, их скрежет гулко отдавался под сводом, шаткие лестницы; заброшенные покои, обвалившиеся перекрытия, бой колоколов, блуждающие привидения. Так, к героини новеллы «Невеста дьявола» леди Клотильде в 12 часов является призрак: «В дальнем конце залы беззвучно повернулась на массивных петлях дубовая дверь, и бескровная фигура, облаченная в могильный саван, медленно ступила в залу. Ни звука не раздалось при ее приближении… Девушка не замечала ее, но внезапно почувствовала, как ледяная рука сжала ее запястье, и печальный голос прошептал: «Клотильда».

Значительную роль в описании играет пейзаж. В романе «Удольфские тайны» есть еще один замок, расположенный в Пиренеях – Леблан. В него трудно попасть: густые заросли преграждают путь. Во время сумерек замок кажется страшным чудовищем. В окрестностях замка звучит музыка: «Помню, было это в чудную летнюю ночь… я услыхал вокруг такие звуки, что их описать невозможно… То была какая-то ангельская мелодия; я напряженно глядел на небо, точно ожидая увидеть самих ангелов».

^ Замок считается пассивным элементом ужаса. Активным элементом являетс готический злодей. Обычно он преследует, угрожает невинной героине. Герой-злодей совершает преступление или связан с силами зла. Чаще всего в роли злодеев оказываются итальянцы. В «Удольфских тайнах» Анны Радклиф готическим злодеем является Монтони. Он вводится в повествование портретным описанием: «мужчина лет сорока, чрезвычайно красивой наружности, с выразительными мужественными чертами; главной особенностью его лица была какая-то надменная властность и острый пронзительный взгляд». Глаза выделяются и отражают злодейскую сущность: «глаза Монтони теряли их обычную угрюмость и метали молнии…». У злодеев глаза горят нестерпимым блеском, их взгляд ужасающ.

Готический злодей отличается от обычных людей: мрачностью фигуры (Скедони в «Итальянце» Анны Радклиф), уродством («Франкенштейн» Мэри Шелли).

Преследование невинных девушек имеет оттенок кровосмесительного влечения: невесту сына хочет соблазнить Манфред, но чаще брат-сестра, опекун-воспитанница.

Ощущение непомерного зла в мире и душах героев часто связано с мотивом сговора с дьяволом и карой за это. Герой либо добровольно и самостоятельно отдает свою душу взамен вечной жизни (как, например, Мельмот в романе Мэтьюрина «Мелмот-скиталец»), либо подвергается искушению.

Нагнетанию действия способствует любимый авторами готики мотив узнавания. Он может быть связан с сюжетной линией «незаконно обиженного наследника». Так, в безвестном крестьянине окружающие постепенно узнают Теодора, потомка Альфонса Доброго и законного владельца замка Отранто у Горация Уолпола.

Раскрытию истины способствуют иррациональные силы: оживающий портрет, кровь, сочащаяся из статуи. О тайне происхождения могут быть осведомлены и обычные люди, а не только запредельные силы.

Важную функцию выполняет мотив сна. Он показывает неизбежность судьбы, является элементом, организующим развитие сюжета.

Общение с потусторонними силами осуществляется с помощью призраков, привидений, обитающих в замке или являющихся на место гибели. Призрак может приходить на место совершенного им преступления (Беатриса в одежде окровавленной Монахини сто лет в день и час совершения ею убийства своего любовника – барона – является в замок Линденберг в романе Льюиса «Монах»). В повести Вальтера Скотта «Комната с гобеленами» призрак дамы появляется в комнате, где ею было совершено кровосмешение и убийство. Призрак способен предсказать герою будущее и предсказание обычно сбывается.

Таким образом, поэтика готической прозы связана со сверхъестественными силами, фантастикой и ничем не ограниченным воображением автора.
^ Классификация готики.

Существует несколько классификаций готической прозы. Согласно классификации английского исследователя Монтегю Саммерса «готический роман» представлен тремя жанровыми разновидностями:

  1. роман ужасов,

  2. исторический,

  3. сентиментальный.

Автор отечественной монографии М.Б.Ладыгин «Романтический роман» (М., 1981) различает:

    1. «черный» готический роман,

    2. аффективный роман, в котором «ужасное» лишь прием для создания у читателя определенного эмоционального настроения, а все «псевдо сверхъестественные» события получают реалистическое правдоподобное объяснение (романы Радклиф),

    3. ориентальный роман, в котором действие разворачивается не в средневековом замке, а на экзотическом Востоке («Ватек» Бекфорда).

Но наиболее приемлемой сейчас является классификация В.Малкиной. Она выделяет разновидности жанра исходя из типа конфликта:

  1. «Сентиментально-готический роман». Сюда относятся «Замок Отранто» Уолпола (1764), «Старый английский барон» Клары Рив (1778), романы А.Радклиф и др. В центре – идеальный герой или героиня (иногда оба), которые сражаются со злодеем (иногда несколькими). Характеры почти всегда однозначные: преступник имеет одни отрицательные черты, положительный персонаж не совершает ни одного дурного поступка. Основа сюжета – разгадывание тайны, тяготеющей над обитателями замка. Действие происходит на фоне изображения быта эпохи. Люди из народа – носители суеверия, но в то же время – глашатаи правды. Все таинственные явления в конце романа получают естественное объяснение.

  2. «Черный роман». Это – «Ватек» У.Бекфорда (1786), «Монах» М.Г.Льюиса (1796), «Эликсиры сатаны» Гофмана (1816), «Мельмот-скиталец» Ч.Р.Мэтьюрина (1829). В центре такого романа всегда один герой. У него необычная внешность, он отличается от всех остальных людей (прообраз романтического героя байронического типа). Сверхъестественные силы в этой разновидности жанра действуют как реально существующие. Здесь главное – конфликт добра и зла, борьба человека с инфернальными силами.



^ Восточные поэмы Байрона

Или Восточные повести - создавались в 1813-1816 гг.: «Гяур»(1813), «Абидосская невеста»(1813), «Корсар»(1813,оп.1814), «Лара»(1814), «Осада Коринфа»(1815,оп.1816), «Паризина»(1815,оп.1816).

Основанием для объединения поэм в цикл служит их органическое единство, связанное с развитием образов центральных героев и темой борьбы против феодальной деспотии.

  1. Поэмы называются «восточные», так как действие происходит на востоке от Англии. «Гяур» - Греция; «Абидосскую невесту» Байрон назвал «турецкой повестью», «Лара» - неопределенно описанная географическая обстановка, вероятно, феодальная Испания; «Осада Коринфа» - Греция; «Паризина» - Италия, XVвек.

  2. Герои восточных поэм отличаются активностью, смысл их жизни – борьба с деспотией и любовь к преданной женщине.

  3. С образами главных героев связана тема индивидуализма, то есть единоличного права человека решать, что является добром, а что злом.

  4. Во всех поэмах напряженно развивающийся сюжет. Большинство из поэм повторяет одну сюжетную схему: выделяется три действующих лица: герой (изгнанник), его возлюбленная (восточная красавица или прекрасная христианка), антагонист главного героя. В центре действия стоит главный герой. Все внешние события определяются его переживаниями и поступками. Герой любит героиню. Например, Гяур любит Лейлу. Уго любит мачеху Паризину. Но они встречают препятствие в третьем лице. В «Гяуре» - это Гассан, в «Паризине» - отец героя. По такой схеме развивается «Абидосская невеста»: Селим – Зюлейка – Джафир; «Осада Коринфа»: Альк – Франческа – Минотти. Герой разными путями стремится к осуществлению своего чувства. Но обычно становится причиной гибели возлюбленной, а в некоторых случаях и своего трагического конца.

  5. Композиция «восточных поэм» связана с традицией баллады; передаются самые напряженные моменты в развитии сюжета. В.М.Жирмунский в монографии «Байрон и Пушкин» назвал такой тип композиции «вершинным». Этот тип композиции ярко представлен в «Гяуре». Сначала изображается всадник, внезапно он поворачивает вспять. Вторая картина представляет странное шествие с мешком, который бросают со скал в море. Затем следует поединок на горной тропе во время которого убивают мусульманина и т.д. Потом в монастыре гяур (иноверец) рассказывает о том, что он любил Лейлу, готовил побег с ней из гарема. Заговор был раскрыт, и ее бросили со скалы в море. Он отомстил: убил человека, по приказу которого погибла любимая им женщина. С тех пор жизнь потеряла для него смысл.

Когда она погибла в море,

Я жить остался. Гнев и горе

Обвили сердце мне змеей.

Отдельные фрагменты в поэме соединяются только в финале. Фрагментарность подчеркивает загадочность героя:

Так умер он, и ничего

О роде, имени его

Мы не узнали

Но Байрон не всегда придерживался этого типа построения. В «Корсаре» события описываются последовательно.

  1. Поэма часто представляет собой монолог героя.

Да, умерла моя Леила,

И гибели ее печать

Хранит чело мое. Читать

Ты можешь там следы мученья;

Следы позора, преступленья.

Не содрогайся, погоди,

Меня легко так не суди.

Ведь этот грех свершен не мною,

Хоть я и был тому виною…

Да, суд Гассана был жесток,

Но ведь иным он быть не мог.

Ее измена погубила,

Его же месть моя сразила.
7. Стихотворный размер – 4 или 5 стопный ямб.

«Корсар» (1813)

События развиваются последовательно, но автор сохраняет тайны, связанные с прошлым, и не дает однозначного финала.

Главный герой – Конрад – предводитель корсаров на острове, расположенном в Эгейском море. Корсарство возникло в 12 веке, когда появился обычай выдавать частным лицам специальные патенты на право задержания и даже уничтожения торговых судов враждебных государств. В 18-19 вв. корсарство стало формой борьбы за независимость. В 1809-11 гг. Байрон увидел греческих корсаров, нападавших на турецкие корабли.

Конрад – благородного происхождения. К нему все обращаются – «лорд Конрад». Байрон подчеркивает, что не природные склонности, а душевная трагедия превратили его в отщепенца. С детства Конрад возненавидел людей: они избегали его, клеветали на него, т.к. в его характере было нечто сильное, что заставляло предполагать в нем способность возвыситься над людьми. Люди боялись его.

Он знал искусство власти, что толпой

Всегда владеет, робкой и слепой.

Постиг он приказаний волшебство

И с завистью все слушают его.

Сюжет. Как феодальный владыка Конрад живет вместе с Медорой на острове. Жестко и властно управляет он отрядом корсаров, которые боятся его, но верят в его талант предводителя и беспрекословно подчиняются ему. Конрад решителен и смел, умеет найти уязвимой место врага и молниеносно нанести ему удар. Получив известие о готовящемся нападении кораблей турецкого паши Сеида, Конрад опережает его. Корсары уже близки к победе, но крики из горящего гарема заставляют их броситься на спасение жен и наложниц Сеида. Конрад выносит из огня любимую жену Сеида Гюльнару. Паша, видя, что отряд корсаров малочислен, вновь бросается в ожесточенную битву. Конрад схвачен, брошен в темницу. Утром его должны казнить. Теперь Гюльнара спасает Конрада. Она убивает спящего Сеида, подкупает стражу и на одной из греческих галер они выходят в море. Их спасают идущие на выручку корсары Конрада. Он отвергает любовь Гюльнары, думает лишь о Медоре. Но она, тоскуя о Конраде, умерла. Он покидает своих сподвижников.

…Дней проходит череда,

Нет Конрада, он скрылся навсегда,

И не один намек не возвестил,

Где он страдал, где муку схоронил.

В жанровом аспекте «Корсар» относится к лиро-эпической поэме, в ней совмещаются повествовательное и лирическое изложение.

В композиционном плане поэма представляет собой фрагмент из биографии героя. Он основывается на загадочности Конрада, которая, связана с одиночеством героя. Таинственно появление Конрада, таинственно его исчезновение в конце. С одиночеством связаны властность, решительность, поиски уединения. Безмерно любит Конрад лишь Медору.

Страсть юных лет, надежды лучших дней,

Ключ нежности и ласки – с нею, с ней,

С единственной, кого любит он мог –

Исчезли вмиг.

Байрон относится к Конраду с симпатией и интересом.

Современники заметили внешнее сходство Конрада и Наполеона – Мицкевич, Пушкин, Стендаль. Действительно в характере Конрада есть черты, поразившие Байрона в деятельности и судьбе Наполеона – одиночество, возвышение над людьми, обреченность, связанная с властолюбием.

Тема Наполеона прозвучала и в 3 песне (1816) «Паломничества». Она решается здесь неоднозначно. Падение Наполеона освободило народы, которые находились под его властью. Но Байрон скептическим относится к победителям Наполеона. Он может быть сравним со львом, которого одолела стая волков.

^ Наполеоновский цикл Байрона

Стихотворения этого цикла создавались в основном в период 1814-1816 гг: «Ода к Наполеону», «На бегство Наполеона с острова Эльба», «Звезда Почетного легиона», «Прощание Наполеона», многие стихотворения имеют добавление: «С французского». Это связано с тем, что стихотворения могли поместить в журналах как переводы, так как малейшее сочувствие Наполеону или напоминание о славе расценивалось как недозволенное.

Отношение к Наполеону, с которым, кстати, его соединил Пушкин в стихотворении «К морю», не было однозначным. Напомню Пушкина:

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Сначала Байрон восхищается Наполеоном. Правда, во время путешествия по Испании при написании «Чайльд Гарольда», поэт осудил захватническую политику Наполеона. Однако он для него по-прежнему – романтический герой. Поражение Наполеона при Лейпциге подорвало веру Байрона в талант наполеона-полководца. В течение следующего года поэт радуется победам Наполеона, не верил в возможность его падения, поэтому был потрясен первым отречением. Затем Ватерлоо и второе отречение стали для Байрона ударом. Он задумался над судьбой недавнего властителя Европы.

В целом наполеоновский цикл звучит скорбно. Байрона интересует проблема трагической несовместимости заслуг и преступлений Бонапарта. В стихотворении «Прощание с Наполеоном» отмечается, что он вписал в историю Франции «самые блестящие и самые черные страницы». Он покрыл французское оружие такой славой, что содрогнулись все враги свободолюбия. На поле Ватерлоо Наполеон сразил себя сам, так как превратился из защитника, героя в тирана и царя. По мнению Байрона, честолюбие превратило Бонапарта из защитника свободы в деспота.

Далее поэт размышляет: могло ли быть иначе? Или же в его положении необузданное тщеславие, честолюбие неизбежное зло? Так возникает проблема сильной личности, которая стремится к власти, достигает ее, а затем разочаровывает тех, кто в нее поверил. Над этой проблемой будет размышлять В.Скотт в «Жизни Наполеона Бонапарта»(1827). Байрон и В.Скотт близки в понимании трагедии вождей, руководителей, в появлении которых заинтересованы. Народы. Даже самые талантливые из них подвластны некоему року, который приводит их к ошибкам и гибели.

В Швейцарии, уже в изгнании, Байрон находит художественный образ для решения темы сильной личности. Аллегорический образ подсказал ему швейцарский пейзаж. Великий, одаренный человек поднимается над другими людьми примерно так, как смельчак восходит на горную вершину. Достигнув вершины, он видит, что она окутана облаками и туманами. Тот, кто стоит выше других людей или подчиняет их себе, теряет с ними связь. Он будет сверху взирать на ненависть тех, кого оставил внизу. Ему светит солнце славы, земля и океан стелются у его ног, а кругом – ледники и ветры, он не защищен от стужи. Его награда на этих высях.

Вывод, к которому приходит поэт, - печальный. По Байрону, удел сильной личности, гениальных властолюбцев – высокомерное одиночество.
Место «Дон Жуана» в творчестве Байрона: традиции и новаторство

Поэма, над которой Байрон работал в 1818-1823 гг., осталась неоконченной. Поэт предполагал написать 100 песен, но успел завершить 16 и начать 17 песню.

В поэме преобладает авторская речь, авторский монолог, но по сравнению с «Чайльд Гарольдом» он разнообразен.

Так, о специфике жанра Байрон рассуждает в лирических отступлениях. К этой проблеме он возвращается несколько раз. Например, в 4 песне:

Я с детства знал, что я способный малый,

И укреплял в других такое мненье;

Я заслужил, когда пора настала,

Признание и даже одобренье.

Теперь моя весна уже увяла,

Давно остыл огонь воображенья,

И превращает правды хладный блеск

Минувших дней романтику в бурлеск.

Теперь, когда смеюсь над чем0нибудь,

Смеюсь, чтоб не заплакать, а вздыхаю

Лишь потому, что трудно не вздохнуть…

Почти о современниках пишу я;

Правдиво ль я изображаю их?

Не повторю ль ошибку роковую

Пристрастных ненавистников моих?

И все же я не слишком негодую:

Нужна ж свобода слова и для них!

Но Аполлон меня за ухо тянет

И просит говорить о Дон Жуане.

Эпический элемент в «Дон Жуане» усилен, герой и автор отделены друг от друга. Дон Жуан – обыкновенный человек, изображенный в обстоятельствах частной жизни, в социально конкретных условиях. В поэме дано новое соотношение личности и обстоятельств: «Люди – игрушки в руках обстоятельств, хотя кажется, что обстоятельства – игрушка в руках людей». Соотношение личности и среды, внутреннего мира и внешнего намечено, но не раскрыто. Но поэма остается романтической. Романтизм проявляется в лирическом чувстве, в дисгармоничности мироощущения, во вселенском охвате событий.

Первое полное издание поэмы вышло в 1833 году. Оно включало не напечатанное ранее «Посвящение». Оно направлено против «двух Робертов» - Саути и министра Каслрея, саркастические характеристики даются поэтам «озерной школы»; Байрон преклоняется перед Мильтоном:

Лишь Мильтон, злоязычьем уязвленный,

Взывал к возмездью Времени – и вот,

Судья нелицемерный, непреклонный,

Поэту Время славу воздает.

Но он не лгал – гонимый, угнетенный,

Не унижал таланта, ибо тот,

Кто не клевещет, кто не льстит, не гнется,

Всю жизнь тираноборцем остается.

Байрон использует знаменитый «бродячий сюжет» и затем подвергает его полнейшему переосмыслению. Поэт называет главного героя «нашим старым другом».Средневековая легенда привлекала внимание Тирсо де Молино, Мольера, Гофмана… Действие поэмы отнесено к периоду, предшествующему Великой Французской революции (предполагалась гибель героя во время революции). У Байрона Дон Жуан лишился традиционных аморальных черт характера, он предстал в амплуа «естественного человека». Байрон начинает поэму с объяснения выбора героя – покорителя женских сердец. Время героических личностей прошло, его герой равнодушен к политическим вопросам. Главное качество героя – умение приспосабливаться к любой обстановке (необитаемый остров, турецкий гарем, двор Екатерины II,великосветский салон). Герой видит пороки мира, иногда сочувствует, но в нем никогда не возникает чувство протеста. Он занят собой, поисками выхода из трудного положения. Отсюда – не мужественность поведения Дон Жуана. Он – «игрушка случая».

Основа сюжета – приключения Дон Жуана. Мать – донна Инесса отличается ученостью ирландки. Исследователи полагают, что прототип образа – жена Байрона. Отца привлекают любовные приключения. Любовная история юного Дон Жуана с замужней женщиной (Юлией=Джулией) привела к необходимости покинуть Испанию. После кораблекрушения оказывается на острове, где встречается с прекрасной Гайдэ, дочерью пирата Ламбро. По его приказу Дон Жуана продают в рабство. Гайдэ умирает с горя. В Турции Дон Жуана покупает султанша Гюльбея. Герой отказывается принять ее любовь, бежит из Константинополя и оказывается в лагере Суворова, сражается на стороне русских, за доблесть, проявленную при штурме Измаила, Суворов посылает его в Петербург с сообщением о победе. Пребывание при русском дворе описано схематично, Байрон опасался рассуждений о стране, известной по книгам. Затем Дон Жуан с поручением оказывается в Англии.

В основу композиции положен принцип построения английского просветительского романа, в котором последовательное изложение биографии героя перемежалось пространными философскими и назидательными отступлениями.

Вместе с тем, обращает на себя внимание, что в поэме содержится пересмотр собственного творчества. Первые песни – любовь, морские бури, плен, чудесные спасения и капризы судьбы – повторяют мотивы более ранних поэм. При этом традиционные эпизоды наполняются сумрачной жизненной философией, обрастают злободневными политическими сопоставлениями.

Он был мужчина видный и суровый:

Чалма до носа, борода до глаз;

Он ловко спасся из тюрьмы дворцовой

И брата удавил в удобный час.

Он был монарх не слишком образцовый,

Но плоховаты все они у нас:

Один лишь Солиман – могучий воин –

Быть славой рода своего достоин.

Ходил он честно, как велел Алла,

В мечеть молиться в дни богослуженья,

Визирю он доверил все дела,

Не проявляя к ним большого рвенья,

А жизнь его домашняя текла

Легко: он управлял без затрудненья

Четверкой жен и нежных жен толпой,

Как наш король – супругою одной.

1 песнь – воспитание молодого повесы из аристократической семьи – повторяет тему 1 песни «Паломничества…» и в какой-то степени ее пародирует: мрачность английского замка, мировая скорбь заменены южными испанскими нравами, земными чувствами, недолговечностью любви. Любовь в ранних поэмах была необходимым условием жизни героя. Здесь нет этого всепоглощающего чувства.

Следующие песни – морское путешествие, острова Эгейского моря, восточная красавица, гибнущая жертвой страстной любви к чужеземцу – напоминают «Восточные поэмы». Но прежние, вольнолюбивые, пираты заменены работорговцем Ламбро. Образ восточного феодала появляется затем в турецком гареме. Женщины гарема – примитивны, послушны, жестоки, отличаются от самоотверженной и трогательной Гюльнары, которая спасает Конрода. Таким образом. Мотивы первого этапа сохраняются, но в значительной степени переосмысливаются.

Суворов и Наполеон изображаются в «Дон Жуане» как завоеватели чужих земель, на которые не имеют права., они не щадят ни врагов, ни собственных солдат. Престиж Наполеона в глазах Байрона падает окончательно. Суворов у Байрона – фигура не самостоятельная. В отличие от Наполеона в Суворове отсутствуют высокомерие и гордыня, он прост в обращении с солдатами. «Русский эпизод» «Дон Жуана» представляет собой обобщенно-сатирическое изображение любого европейского двора. Намеки на специфически русские социальные условия здесь немногочисленны.

Первые 10 песен Байрон рассматривал как вступление к поэме, называл «прелюдиями» к основной части, действие которой переносится в Англию. Здесь оно развивается медленно, появляется сложная любовная интрига, не получившая разрешения. Эту часть Байрон называет «романом». Главный объект – лондонский высший свет.

Я говорить хочу на этот раз

О той весьма приятной части света,

Где все на первый взгляд прельщает нас –

Брильянты, горностаи и банкеты;

Но это все – обман ушей и глаз,

На деле ж в этом храме этикета,

В однообразной, скучной пустоте,

Простора нет ни мысли, ни мечте…

Они уподобляются порой

Солдатам после пышного парада,

Которые ломают четкий строй,

Пресытясь пестрым блеском маскарада…

Характерные особенности Англии – таможни и высокие пошлины; ее государи носят короны, как дурацкие колпаки, а ее истинные хозяева – финансисты, обладатели гигантских капиталов; ее парламент превратился в налоговую западню, ее солдаты давят копытами своих лошадей народ.

От общей картины Байрон переходит к сатирическому изображению светского общества. Особенно выразительно даны в поэме образы лорда и леди Амондевилль. Так, в описании Аделины преобладают мнимо восторженное превознесение ее совершенств, но она расчетлива и лицемерна. Лорд Генри занимает высокий пост советника короля, но ничтожен по своим данным, он демагог и мелкий честолюбец.

Фамилии представителей светского общества создают впечатление суетности, пустоты, показного блеска: священника зовут Пустослов достопочтенный, гвардейца – Джек жаргон, судью – сэр Джеффри Груб, Философа – Дик Скептикус; дамы носят фамилии Мак-Корсет, Бом-Азей о’Шлейф, Блеск, Мак-Ханжис.

Таким образом, в «Дон Жуане» Байрон ставит многие вопросы, которые занимали его раньше, но решает их по-новому. Если раньше его занимали волевые герои, то теперь его дон Жуан – безволен, никого не хочет себе подчинять. Байрон ведет скрытую полемику с романтической концепцией героя. Если раньше, изображая другую страну, Байрон воспроизводил ее колорит, чтобы показать неповторимость, то теперь ему важно показать, что везде царят несправедливость, жестокость, безнравственность. Так, Екатерина II русская Гюльбея, при ее дворце царят те же нравы, что в турецком серале.

«Дон Жуан» создал традицию романа в стихах. Стихи придавали повествованию особую яркость. Пушкин читал «Дон Жуана» с «большим вниманием». «Евгений Онегин» явно восходит к «Дон Жуану».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconПлан I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот»...
Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином...

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconАннотация Роман «Экспансия-ii»
Семенова является продолжением романа «Экспансия-I». Оба романа объединены одним героем – советским разведчиком Максимом Максимовичем...

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconКак лирический философский роман 1
Патрике (вариант названия, найденный на уцелевшем после пожара зимой 1941–1942 г рукописном листке, «Начало романа о Патрике» Сохранились...

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconСпецифика жанра «сенсационного романа» в английской литературе (У. Коллинз, М. Рид)

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconНазвание романа предложил редактор первой публикации. (в)
Основной конфликт романа – личностный, выявляющий противоборство отдельных персонажей. (б)

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconКроссворды Кроссворд«Русская литература XX века»
Один из героев романа А. Фадеева «Молодая гвардия». 26. Рассказ А. Н. Толстого. 27. Писатель, автор романа-хроники «Мужики и бабы»....

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconРоман А. Толстого «Петр Первый»: концепция истории, специфика проблематики....
Роман А. Толстого «Петр Первый»: концепция истории, специфика проблематики. Новаторство в жанре исторического романа

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconПланы практических занятий
«Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение...

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconПитання для самоконтролю з курсу “Історія російської літератури ХХ ст
Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Философские, исторические и литературные источники, особенности композиции,...

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) iconФ. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница