Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История».




НазваниеПрограмма курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История».
страница1/7
Дата публикации29.07.2013
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма курса
www.lit-yaz.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7



Программа курса опубликована:



Марченя П.П. Система взаимодействия власти и общества / П.П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». - Ч. 1. - М.:РГГУ, 2009. - С. 107-153. (2,9 п.л.).





КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ АВТОРА:

E-mail: marchenyap@mail.ru

Профиль: http://www.google.com/profiles/marchenyap

© Российский государственный гуманитарный университет, 2009

© Марченя П.П.
^

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА


канд. ист. наук, доц. П.П. Марченя
Пояснительная записка

Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (^ СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация: Магистр истории; направление: 520800 - История - Отечественная история; специализация: «История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве»).

Курс рассчитан на два семестра (планируемая общая трудоемкость курса – 100 часов). По организационным формам он включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой магистрантов, выполнение контрольных работ, реферата, и заканчивается экзаменом.

В первом семестре проводится 20 лекционных и 6 семинарских часов, выполняется контрольная работа и сдается зачет по первой части дисциплины.

Во втором семестре проводится 16 лекционных и 8 семинарских часов, выполняется реферат и сдается экзамен по всей дисциплине.

^ Место и роль учебной дисциплины в образовательной программе магистрантов-историков обусловлены необходимостью системного изучения взаимодействия власти и общества, имеющего особую теоретическую и практическую значимость в контексте любых исторических исследований. Материал распределен в соответствии со структурно-проблемным принципом и с учетом хронологической последовательности изучаемых событий. Темы лекций и семинарских занятий содержат наиболее значимые в методологическом отношении проблемы, постановка которых способствует углубленному пониманию ключевых событий истории, прежде всего отечественной, преимущественно ХХ-ХХI вв.

Новизна авторского преподавания этого учебного курса обусловлена последовательным акцентированием внимания на системном аспекте постоянного взаимного влияния власти и общества, что позволяет критически переосмыслить все хорошо знакомые магистрантам переломные моменты отечественной истории под необычным углом зрения.

Предметом данной учебной дисциплины является особая социальная сфера многоаспектного взаимодействия элементов внутри системы «человек - общество - власть».

Цель курса в профессиональном аспекте - формирование методологически целостного, историографически многоаспектного и исторически конкретного представления о системе взаимодействия власти и общества как сложном и противоречивом феномене, который характеризуется одновременно динамизмом и устойчивостью, многообразием и единством, структурной неоднородностью и органической целостностью; а также готовности будущих магистров истории к проведению квалифицированных исследований и экспертных оценок различных аспектов этого взаимодействия.

Курс решает следующие задачи:

  • постановка и анализ фундаментальных методологических, историографических, источниковедческих и конкретно-исторических проблем исследования системы взаимодействия власти и общества;

  • выявление и осмысление ключевых особенностей и базовых эмпирических (факторы и факты), теоретических (идеи и модели) и операционных (инструменты и способы) составляющих системы «человек – общество – государство» в отечественной истории;

  • определения места и роли отечественной многопартийности в системе взаимодействия политической власти и гражданского общества в прошлом и настоящем России;

  • выделение и сравнительная качественная характеристика основных периодов в истории становления и развития системы взаимодействия власти и общества в России;

  • ознакомление с концептуальными принципами формирования, основными задачами, тенденциями и перспективами системы взаимодействия власти и общества в современной России.

К важнейшим компетенциям, которые призван обеспечить курс «Система взаимодействия власти и общества», относятся:

  • знания магистрантом ключевых подходов и терминов, применяемых при анализе комплекса взаимосвязей государства и общества, а также основных событий и тенденций в развитии соответствующей системы отношений в СССР и РФ, их отражения в источниках и интерпретации в историографии;

  • умения систематизировать изучаемые процессы взаимодействия личности, общества и власти, выявлять и формулировать закономерности, эффекты и механизмы прямых и обратных связей индивидуального и общественного сознания, гражданского общества и государства;

  • навыки исследовательской работы с различными видами источников, критического осмысления достижений историографии, самостоятельной трактовки, экспертного анализа и моделирования взаимоотношений власти и общества в контексте отечественной и всеобщей истории;

  • владение основными методами, методиками и технологиями конкретно-исторической исследовательской практики в сфере системного взаимодействия власти и общества;

  • способности понимания и объяснения конкретных фактов и факторов системного взаимодействия власти и общества;

  • готовность представлять итоги самостоятельной научной деятельности по изучению системы взаимодействия власти и общества в виде отчетов, рефератов, статей, контрольных и квалификационных работ, оформленных в соответствии с принятыми в исторической науке требованиями, с использованием современных информационных технологий и средств редактирования и печати.

Для реального обеспечения профессиональных научно-исследовательских, инструментальных и информационно-технологических компетенций магистров истории по дисциплине «Система взаимодействия власти и общества» магистрантам предлагается особый - расширенный и многоуровневый список информационных ресурсов, охватывающий все темы курса. Он разработан максимально подробно и адресно, с учетом того, что пользователи (магистранты) уже являются специалистами-историками с высшим образованием и смогут квалифицированно воспользоваться подобранными ресурсами в качестве адекватной - актуальной, современной и разноаспектной - научной базы для самостоятельной творческой работы в ходе изучения соответствующих тем дисциплины.

Система контроля и оценки знаний включает формы текущего и итогового контроля.

^ 1. Работа в семинарской группе (устно) - форма текущего контроля.

Предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность магистранта в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное теоретическое и конкретно-историческое содержание курса.

Цель - оценить степень и компетентность участия магистранта в дискуссионном обсуждении конкретных проблем учебного курса, предлагаемых (заблаговременно) в качестве специальных вопросов семинарских (практических) занятий.

^ 2. Контрольная работа (письменно) - форма промежуточного контроля.

Предполагает теоретическое усвоение магистрантом основной проблематики и терминологии учебного курса и способность применить полученные новые знания на практике.

Цель - оценить умения и навыки магистранта формулировать, обосновывать и предлагать профессиональные трактовки и варианты решения научной проблемы как конкретного объекта (предмета) исторического изучения (исследования).

3. Зачет (устно) - форма промежуточного (межсеместрового) контроля.

Проводится аудиторно, по перечню вопросов и проблем дисциплины, изученных в течение всего семестра.

Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации (защиты) знаний, умений и навыков, свидетельствующих о достаточном усвоении учебного материала первой части курса.

Цель - оценить способность магистранта поддержать осмысленный и грамотный диалог по основным проблемам, изученным в первом семестре, на профессиональном уровне, соответствующем степени «магистр истории».

4. Реферат - (письменно) - форма промежуточного контроля.

Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем рефератов.

Цель - оценить применение магистрантом профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве магистранта как с традиционным требованиями и стандартами академической науки в области написания подобных квалификационных работ, так и с новейшими исследованиями в области историографии темы.

5. Экзамен (устно) - форма итогового контроля.

Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов и проблем дисциплины, предлагаемых магистрантам заранее.

Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала всего курса, как за первый, так и за второй семестры.

^ Цель - определение уровня реализации магистрантом основной цели учебного курса, степени соответствия его знаний, умений и навыков задачам курса в целом.

На основе суммарной совокупности оценок (в баллах) различных форм контроля определяется оценка за учебный курс в целом (за оба семестра):

  • сумма баллов в пределах 91-100 соответствует оценке «отлично»,

  • сумма 75-90 соответствует оценке «хорошо»,

  • сумма 60-74 - оценке «удовлетворительно»,

  • менее 60 баллов - «неудовлетворительно».



^ Вид контроля

Кол-во баллов

Форма проведения

1 семестр

^ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

1

Контрольная работа

0-10

внеаудиторная

2

Работа в семинарской группе

0-10

аудиторная

^ МЕЖСЕМЕСТРОВЫЙ КОНТРОЛЬ

3

Зачет

0-15

аудиторная

2 семестр

^ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

4

Контрольная работа

0-10

внеаудиторная

5

Работа в семинарской группе

0-10

аудиторная

6

Реферат

0-20

внеаудиторная

^ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

7

Экзамен

0-25

аудиторная

Итого:

0-100


^ Тема 1. Система взаимодействия власти и общества: специфика предмета, основные проблемы и междисциплинарные связи курса

Система взаимодействия власти и общества как актуальный предмет исторического познания. Цель и задачи, теоретическая и практическая значимость курса. Методологические основы изучения комплекса взаимоотношений и взаимовлияния власти и общества в истории России. Междисциплинарные связи и пределы полидисциплинарности курса. Возможности содержательной трансформации традиционных терминов и новых понятийных систем в исторической науке. Возможности индивидуализирующих и генерализирующих подходов в изучении взаимодействия власти и общества. Проблемы периодизации и определения содержания процессов политической и социальной истории России в отечественной и зарубежной историографии. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к изучению власти и общества. Степень изученности тем курса и особенности соответствующей современной отечественной и зарубежной исследовательской практики. Соотношение «научного», «публицистического» и «массового» исторического знания в контексте взаимодействия власти и общества. «Образы» прошлого в контексте современного и будущего комплекса «человек – власть – общество». Проблемы источниковедения курса. «Новые» источники и «новое» историческое знание в постсоветской науке.
^ Тема 2. Особенности и основные модели системы

«человек - общество - государство» в отечественной истории

Государство, его типы и формы как факторы исторической жизни общества. Цивилизационные и культурно-исторические типы и модели системы «человек - общество - государство». Оппозиция «Восток-Запад» в контексте системного изучения взаимодействия власти и общества. Цивилизационный анализ места и роли России в оппозиции «Восток-Запад». Специфика отечественной государственности. Базовые эмпирические, теоретические и операционные составляющие системы «человек – общество – государство» в отечественной истории. «Русская Идея» и «Русский архетип» («Душа России», «русский национальный характер»…): проблема идентификации в современном российском обществе. Религия и церковь в системе «человек - общество - государство» в российской истории. Идеология и идеологемы в системе взаимодействия власти и общества в России. «Империя» как особая система взаимодействия власти и общества. Особенности российской «имперскости». Держава и право в русском национальном сознании и русской политической истории. Гражданское общество и государственная власть в отечественной истории. Власть и оппозиция в отечественной истории: противоборство и взаимодействие. Преемственность и дискретность в отечественной истории взаимодействия власти и общества.
^ Тема 3. Российская многопартийность в системе взаимодействия власти и общества

Политические партии России в системе «человек - общество - государство». Специфика отечественной многопартийности в контексте взаимодействия власти и социума. Партийные идеологии и партийные идеологемы в системе взаимодействия власти и общества. Российские политические партии и российский народ: проблемы соотношения и взаимовлияния. «Народ» и «массы» в отечественной истории взаимодействия власти и общества: общая характеристика и базовые исследовательские модели. «Элиты» и «народ» в российской системе взаимодействия власти и общества. Феномен «интеллигенции» и ее роль в отечественной истории взаимоотношений власти и общества. Индивидуальное и групповое, общественное и массовое сознание в системе взаимодействия партий и электората как предмет исторического познания. Российские партии и общественное сознание в России: история и современность. Сравнительно-исторический анализ феномена российской многопартийности начала XX в. и начала XXI в.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconП. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconП. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском...
П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История»...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconРоссийской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю»
Прикладные аспекты философского знания: Учебное пособие / Д. И. Грядовой, Н. В. Балябин, П. П. Марченя, Н. Ф. Медушевская, А. М....

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconДанное пособие представляет собой дополненный вариант печатного издания: Марченя П. П
Данное пособие представляет собой дополненный вариант печатного издания: Марченя П. П. Культурология: Учеб пособие. М.: Мфюа, 2004...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconПлан работы студенческого научного общества кафедры немецкой филологии на 2012-2013 уч год
Встреча куратора и актива сно, руководителей секций сно со студентами 1-4 курсов бакалавриата и 1-2 курса магистратуры

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconПлан приема в состав студентов 1 курса фгбоу впо «петрозаводский государственный университет»
...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconРабочая программа по истории в 9 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconРабочая программа
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconОбразовательная программа элективных курсов «История : история культуры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением...

Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». iconПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница