Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева




Скачать 166.21 Kb.
НазваниеУрока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева
Дата публикации16.06.2013
Размер166.21 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Итоговый урок по истории: «СССР в 1953-1964 гг.

Эпоха Н.С.Хрущева»
Цель урока

Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н.С.Хрущева

Задачи

  1. Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме «СССР в 1953-1964-гг», определить причины взлета и падения политики Н.С.Хрущева.

  2. Развивающая: развивать аналитичность и критичность мышления учащихся, умение сопоставлять исторические источники со своим мнением.

  3. Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей, критическое отношения к окружающей действительности.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний
Оборудование

1. Подборка исторических документов:

- « Из книги Сергея Хрущева "Никита Хрущев: кризисы и ракеты".

- Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева XX съезду КПСС.

- Высказывания современников о Н. С. Хрущеве.

- Из сообщения радио.

- Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

- Из информации Министерства обороны СССР в ЦК КПСС, 24 октября 1956 г.

- Из послания Ф. Кастро - Н. С. Хрущеву. 27 октября 1962 г.

- Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом

пространстве и под водой. 5 августа 1963 г.

- Из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина о событиях в Новочеркасске

1962 г.

- Из Заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956 г.

- Из послания Председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущева президенту США

Дж. Кеннеди 27 октября 1962 г. по московскому радио.

- Из постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака» от

23 октября 1958 г.
^ 2. Материал для моделирования: 4 ватмана, маркеры (синий, зеленый, красный,

черный);

3. Интерактивная доска.

Ход урока:


  1. Оргмомент – 3 мин. (1 слайд)

Учащиеся заходят в кабинет, рассаживаются по группам, сформированным по цвету.

Группа №1 –зеленый, Группа №2 – красный, Группа №3- черный, Группа №4-синий

На столе лежит набор маркеров соответствующего цвета, ватман, табличка

для названия команды, подборка исторических документов.



  1. ^ Постановка проблемы и предоставление необходимой информации (2 минуты)

В качестве разминки учащимся выдаются карточки с заданием, учащимся необходимо:

- ответить на вопрос, поставленный в карточке;

- определить к какой сфере деятельности (экономической, политической, социальной,

духовной) относится данное задание;

- дать название своей группе и написать его на карточке («политики», «экономисты»,

«идеологи», «социологи»);

- сформулировать тему урока и цель работы на уроке.
Карточка Группе №1 (2 слайд)

Установите соответствие между событиями и годами, когда они происходили:

1. Карибский кризис

2. Ввод советских войск в Венгрию

3. Освоение целины

4. Испытание первой водородной бомбы в СССР

А. 1953 г. Б. 1954 г. В. 1956 г. Г. 1962 г. Ответ: 1-г, 2-в, 3-б, 4-а.
Карточка Группе №2 (3 слайд)

Установите соответствие между фамилиями писателей периода «оттепели» и

названиями их произведений:

1.А. Солженицын 2. Б. Пастернак 3. И. Эренбург 4. В. Дудинцев

А. « Доктор Живаго» Б. «Оттепель» В. «Не хлебом единым»

Г. «Один день Ивана Денисовича» Ответ: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

Карточка Группе №3 (4 слайд)

Что из названного относилось к политике Н.С. Хрущёва в годы его руководства

страной?

  1. Предоставление права на пенсию колхозникам

  2. Неоднократное снижение цен на продукты питания

  3. Поддержка новых течений в искусстве

  4. Поддержка арендного подряда в деревне.

Ответ: 1, 3.
Карточка Группе №4 (5 слайд)

Какие три события из перечисленных ниже относятся к экономической политике

государства в период «оттепели» в СССР?
А) Начало освоения целинных и залежных земель

Б) Закупка хлеба за границей

В) Принятие Программы построения коммунизма Г) Массовое внедрение кукурузы Д)Ликвидация МТС

Е) Реабилитация репрессированных

1.АБГ 2. АГД 3. БГД 4. АДЕ

Ответ: 1. АБГ


Группа №1 (зеленый)– Определяет, что карточка относится к политической сфере

деятельности. Дают название «Политики»,

Группа №2 (красный) – к духовной. Дают название «Идеологи» или «Культурологи»

Группа №3 (черный) – к социальной. Дают название «Социологи»

Группа №4(синий) – к экономической. Дают название «Экономисты»

Выводят тему, определяют цель и задачи урока. (6 слайд)
3^ . Этап
Учитель: (7 слай)

- Ребята, вы правильно определили тему нашего урока «СССР в 1953-1964гг. Эпоха Н.С.Хрущева». На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ. Вы будете оценивать эпоху с точки зрения заданной сферы деятельности: «Политики» с политической,

«Идеологи» с духовной, «Социологи» с социальной, «Экономисты» с экономической.


  1. «Мозговой штурм» (8 слайд)


Задание 1

- Используя ватман и маркеры (у каждой группы своего цвета), напишите преобразования периода власти Н.С. Хрущева.

«Политики» - политические преобразования, «Идеологи» - культурные, «Социологи»- социальные и научно-технические, «Экономисты» - в области экономики.

(каждая группа выполняет работу на своем ватмане, моделируя эпоху 1953-1964гг)
Учитель: (9 слайд)

- Время вышло. Сейчас вы передадите свой наработанный материал по принципу «Водоворота» по кругу соседней группе. Получив новый лист, группа оценивает записи, сделанные предыдущей группой, выделяет (+) позитивные, и (-) негативные преобразования в политике Н.С.Хрущева. Группы могут пользоваться подборкой исторических документов, в качестве дополнительного материала, анализировать их. Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. В течение 3 минут каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет маркера. Это позволяет зрительно зафиксировать вклад в общую работу всех групп. После возвращения листа своим группам необходимо выполнить следующее задание.
^ Задание 2. (10 слайд)

- Указать даты написанных событий. Использовать можно исторические документы.

В течение 3 минут, каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет. Ватман возвращается своей группе, со всеми исправлениями и доработками.
^ Задание 3. (11 слайд)

- Ответьте на вопрос и зафиксируйте ответ на ватмане в соответствии с вашей группой «Политики» о политических реформах, «Идеологи» о культурных, «Социологи»- социальных реформах и научно-технические изменениях, «Экономисты» о экономических реформах.

Вопрос:

- Каковы, на ваш взгляд, результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?

В течение 3 минут, каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет.

^ 2. Защита моделей, подведение итогов. (12 - 16 слайд)

Подготовка выступающего к защите своей модели. Ответы на вопросы других групп (не более 5 минут). Выводы по теме «СССР в 1953-1964гг».

Учитель: вы защитили свои модели, сделали выводы об эпохе правления Хрущева.

Да, за время его правления были значительные успехи во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, но были и просчёты. В связи с этим в обществе нарастало недовольстве среди разных слоёв населения.

- Давайте запишем выводы в тетради. (17 слайд).

Выводы:

  1. В период правления Н.С.Хрущёва произошли  изменения во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

  2. Величие Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма.

  3. Его слабость – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость.


(18 слайд) - Вся деятельность этого человека носила половинчатый характер, незавершенный, волюнтаристский и субъективистский. Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать скульптор? Таким образом, он подчеркнул, что не все плохо в этом человеке – половина его светлая и хорошая.
^ 4. Домашнее задание

Учитель: - Ребята, у меня сундучок с сюрпризом. (Открывает) - Шоколад?!?! – он бывает черным и белым или черно-белым, горьким и сладким.

Так какова была политика Н.С. Хрущева для народа и всей страны? Над этим вопросом вы подумаете дома. ^ Домашнее задание - Вы должны написать эссе на одну из следующих тем: (19 слайд).

  1. «Какова была политика Н.С. Хрущева для народа и всей страны?»

  2. «Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление

личной власти?»

  1. Оценки за урок.


Приложение (Характерные для данной эпохи исторические документы).
    Из книги Сергея Хрущева "Никита Хрущев: кризисы и ракеты"
"ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы... Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца... Аппарат жаждал спокойствия и стабильности... Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры... Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.
        Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств... отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращение "малоэффективных" подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя... Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования... Отец исчерпал себя. Его время истекло...".

http://www.bitnet.ru/demo-ege/history.html
^

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева XX съезду КПСС


После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности... Основным и, по сути, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причем это «признание», как показала затем проверка, получалось путем Физических мер воздействия на обвиняемого...

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других ЛИЦ. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.


^

Современники о Н. С. Хрущеве


Я считаю, что Хрущев был правый, а Берия еще правее. Еще хуже. У нас были доказательства. Оба правые. И Микоян. Но это все разные лица. При всем том, что Хрущев - правый человек, насквозь гнилой.
^

В. М. Молотов


В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы.
^

Д. Ф. Устинов, министр обороны


Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хотя противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам.
^

Из сообщения радио


В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли, и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего солнца при помощи простейших оптических инструментов...

Успешным запуском первого созданного человеком спутника Земли вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы.
^

Из воспоминаний С. Н. Хрущева


Рассказ Королева о планах запуска в начале января следующего года с помощью доработанной «семерки» вымпела на Луну не улучшил настроения отца. В отличие от предыдущих встреч они разошлись не то чтобы недовольные друг другом, но с чувством неудовлетворенности.

Вечером отец посетовал, что Королев, кажется, больше увлечен рекордами в космосе. Работа на оборону отошла на задний план.
^

Из письма Н. С. Хрущеву учительницы М. Николаевой. Ноябрь 1956 г.


Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго. Фактически нормально питаться можно только в Москве. Во многих городах в магазинах преобладают крабы и зеленый горошек. В деревне почти не едят сахара. Главное то, что положение с питанием год от года не улучшается.
^

Из сообщения ТАСС о запуске первого в мире искусственного спутника Земли


В результате большой, напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 г. в СССР произведен успешный запуск первого спутника. По предварительным данным ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость - около 8000 метров в секунду
^

Из информации в ЦК КПСС


Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого Рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит никакого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.
^

Из откликов на повышение цен на продовольствие 1 июня 1962 г.


Помощник машиниста станции Нижний Тагил Мазур: «Условия жизни ухудшаются, зарплату снижают, а цены повышают. При нынешнем правительстве хорошего ждать нечего. Необходимо сделать забастовку и потребовать улучшения жизненных условий».

Инженер Гуров (Пенза): «В Америке два миллиона голодных f,a у нас будет их 200 миллионов. Кормим всех друзей, а себя прокормить не можем».
^

Из воспоминаний К. Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода


На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что успешно преодолевали межведомственные и отраслевые барьеры, способствовали оперативному решению многих хозяйственных вопросов, развивали инициативу и самостоятельность местных советских и хозяйственных органов. К сожалению, этот период оказался непродолжительным... (Хрущев), послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естественно, вызывали конфликты местных и областных... органов с руководителями совнархозов... В результате разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен.
^

Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии». Июнь 1963 г.


Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществования идеологий, против формалистического трюкачества, серости и ремесленничества в художественном творчестве, за партийность и народность советского искусства - искусства социалистического реализма.
^

Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства


В вопросах художественного творчества Центральный Комитет партии будет добиваться от всех... неуклонного проведения партийной линии.

Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн, и каждый может своевольничать, вести себя, как ему заблагорассудится. Нет.

Партия проводила, и будет проводить и твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…

Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности, рисуют действительность сообразно своим предвзятым, извращенным, субъективистским представлениям о ней, по надуманным ими худосочным схемам... Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Хорошо, что таких художников у нас немного... Вы видели и некоторые другие изделия художников-абстракционистов. Мы осуждаем, и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью. …В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы.
^

Из информации Министерства обороны СССР в ЦК КПСС, 24 октября 1956 г.


Докладываем:

В соответствии с решением Правительства СССР об оказании помощи Правительству Венгерской Народной Республики в связи с возникшими в стране политическими беспорядками Министерством Обороны проведены следующие мероприятия:

1. К 23.00 23 октября с. г. подняты по тревоге:

- особый корпус советских войск в Венгрии в составе двух механизированных дивизий;

- стрелковый корпус Прикарпатского военного округа в составе одной стрелковой и одной механизированной дивизий;

- одна механизированная дивизия отдельной механизированной армии, дислоцирующаяся в Румынии, вблизи румыно-венгерской границы.

Всего по боевой тревоге поднято пять дивизий советских войск в составе: людей - 31 550, танков и САУ-1130, орудий и минометов - 615, зенитных орудий-185, бронетранспортеров - 380, автомашин - 3930.

Одновременно приведена в боевую готовность наша авиация.
^

Из послания Ф. Кастро - Н. С. Хрущеву. 27 октября 1962 г.


Если произойдет агрессия... и империалисты нападут на Кубу с Целью ее оккупации, то опасность, таящаяся в такой агрессивной политике, будет настолько велика для всего человечества, что Советский Союз после этого ни при каких обстоятельствах не должен будет допустить создания таких условий, чтобы империалисты первыми нанесли по СССР атомный удар.
^

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 5 августа 1963 г.


1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв.

http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-6292
Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

ЦК ВКП (б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно.

Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание... Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами...

Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе...

Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности,… Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.
Из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина о событиях в Новочеркасске 1962 г.

В результате применения оружия в целях самозащиты военнослужащими внутренних войск 2 июня на площади и у горотдела милиции было убито 22 и ранено 39 участников беспорядков. Еще два человека убиты вечером 2 июня при невыясненных обстоятельствах.


Из Заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956 г.

Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атомная война, Советское правительство придает важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении атомного и водородного оружия, о прекращении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия, с тем, чтобы великое открытие человечества — атомная энергия — служило исключительно мирным целям.
Из послания Председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущева президенту США Дж. Кеннеди 27 октября 1962 г. по московскому радио

Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Но этого же хочет и Куба; все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству, оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, окружили военными базами наших союзников... расположили там свое ракетное вооружение... Ваши ракеты расположены в Англии, расположены в Италии и нацелены против нас. Ваши ракеты расположены в Турции... Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединенных Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые похаживают и поглядывают один на другого... Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас... Я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Мы согласны, это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для Вас и для нас, чтобы это осуществить.
Из постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака» от 23 октября 1958 г.

Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: дидактическая игра. Оборудование урока
Цели: Повторение, обобщение и систематизация материала, контроль усвоения знаний

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрок в 8 классе: «Россия в царствование Александра 1»
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Правление Александра 1” в результате которого учащиеся должны сделать...

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока I актуализация знаний
Содействовать развитию мыслительных операций : сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»
Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы...

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconЛитература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл
Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница