Сабля – правда и легенды




Скачать 214.36 Kb.
НазваниеСабля – правда и легенды
Дата публикации15.06.2013
Размер214.36 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы

САБЛЯ – ПРАВДА И ЛЕГЕНДЫ.


(по материалам Музея истории оружия)
Авторы: Виталий Шлайфер,

Вадим Добрянский.
Во все времена оружие служило двум целям – охоте и защите. При его помощи человек мог совладать со зверем или себе подобным. Каждый мужчина был добытчиком и оборонителем себя и своей семьи. Какова вообще роль клинкового оружия в истории общества? Почему, если в какой-либо культуре возникал культ оружия, он был связан непременно с клинком?

Человек со временем переходил от примитивных видов оружия к более сложным, каждый раз увеличивая их эффективность.

От палки к палице, от длинной палки к рогатине, к каменному топору и ножу. Были изобретены и метательные виды оружия, такие как лук и праща.

С самых давних времен и до сегодня перед охотником, а особенно воином стоит одна и та же проблема. Любой хотел бы носить в кармане полевую пушку, вот только в кармане она не помещается.

На роль оружия для постоянного ношения как нельзя лучше подошли клинки. С момента своего появления они стали спутниками охотников или воинов. Клинки прижились благодаря своей универсальности и разнообразию. Охотник и воин получили подобающие им клинки, которые они могли носить открыто, а какой-нибудь «спецназовец» или шпион того времени имел какой-либо клинок скрытого ношения или замаскированный.

В экспозиции Музея истории оружия в г.Запорожье можно увидеть ряд таких клинков. Наиболее интересен из них вариант китайских парных мечей XIX в. – цзяней. Они имеют с задней стороны плоские рукояти, и это позволяет вкладывать оба клинка в одни ножны, так, что внешние они представляют собой один целостный меч. Примечательными образцами скрытого оружия, которые представлены в Музее, являются также кастет-нож и шпага, замаскированная под трость.

Так как получить удар исподтишка никому не нравилось, то малые клинки-кинжалы, стилеты, которые легко спрятать в одежде, стали оружием «низким», а оружие носимое открыто – меч, сабля – благородным.

В России меч и сабля стали «белым» оружием. Во многих странах холодное оружие называют белым, но на Руси именно «белый» всегда означало чистый, благородный.

Так постепенно сформировался культ меча. Он существовал во многих культурах. У мавров, в Индии единственными кто могли носить оружие, были кшатрии – каста воинов, в Японии – самураи и в Европе – дворянин, рыцарь.

Самым мощным оружием рыцаря было копье. Из трех дисциплин рыцарского турнира – копье, меч, булава, именно копейный поединок – джауст считался самым главным, а победа в нем – самой почетной.

Тем не менее, ни один из рыцарей не характеризовался как носящий доспехи, скачущий на коне или выбивающий противника из седла. Рыцарь представлялся опоясанным мечем. Меч всегда был при нем, обещая наказание тем, кто посягнет на его достоинство. Меч был орудием поединка, в котором обиженный мог отстоять свою честь.

Сабля или меч были последним аргументом в споре.

И еще один момент. В обществе сложилась традиция заставлять других работать на себя. Сначала пленников превращали в рабов, потом и своих соплеменников. Рабу никто оружия не даст. Опасно, да и зачем? Честь рабу не положена, значит, и защищать нечего.

Так меч, сабля или кинжал выставленного на всеобщее обозрение, становятся визитной карточкой свободного человека. У богатого – побогаче, у бедного – победнее, но наличие обязательно. Полоса клинка стала той линией, что отделила благородного от смерда, пана от холопа.

За что бились запорожские казаки с поляками, зачем было пролито столько крови? За волю? За свободу? ^ За сословные права приписного войска! Да, за волю и свободу носить саблю на поясе, как и гонористая шляхта. За то, чтоб признали равным себе, а не считали быдлом.

^ Вот так клинок стал символом свободы и независимости.

Ни одна из войн не выигрывалась ни мечем, ни саблей. Пращники, лучники, арбалетчики, дротик, копье и пика – прореживали ряды врагов гораздо эффективнее и с безопасного расстояния. Когда войска сходились в рукопашную, меч имел альтернативы в виде топора, секиры, шестопера, чекана и т.д., оружия не менее эффектного, но и гораздо более дешевого.

В кавалерии та же ситуация. Наиболее эффективной была таранная копейная атака тяжелой конницы. Да и гораздо позже кавалерия вовсю использовала пику.

Вот в чем феномен клинка. Меч и сабля в войне играли роль далеко не первую, но при этом ношение их стало символом благородства.

Ношение оружия было неотъемлемым правом свободного гражданина, оружие было символом привилегий и средством их защиты.

Прямой клинок и кривой. Любой из этих видов оружия прекрасно приспособлен для выполнения своих задач и несет подчас также огромную мистическую нагрузку.

Вот уж где во всей полноте отразились различия во взглядах и мироощущении между Востоком и Западом.

Различия, которые видны во всем: алфавит – латинская, почти “клинопись” и арабская “вязь”, прямолинейность европейского этикета, с привычкой разделять свет на белое и черное, своих и чужих, и его полная противоположность – этикет восточный, полный ритуалов и многозначительных условностей, с массой оттенков в отношениях и чувствах.

Различия эти – нечто гораздо большее, чем внешняя непохожесть, это две разных формы бытия.

Отличия, особенно заметные в военных областях, фортификации, стратегии, тактике, экипировке, снаряжении, доспехах и оружии.

Каждый из этих пунктов достоин не то что статьи, книги. Но нельзя обнять необъятное. Так что в статье мы поговорим лишь об одном из интереснейших феноменов холодного оружия – сабле.

Откуда она пришла? Как развивалась? Как случилось, что она вытеснила меч в пехоте и кавалерии?

Чтобы разобраться в этом, вначале необходимо заглянуть в историю.

Преимущества кривой режущей кромки наши пращуры смогли оценить еще за несколько тысяч лет до Рождества Христова. Кривые лезвия кремневых ножей направляют усилия под углом к месту разреза, что значительно улучшает проникающие свойства.

С ходом времени плюсы кривого лезвия переносились на другие материалы – медь, бронзу, но недостаточная прочность материала накладывала свои ограничения на производство таких клинков.

Подавляющее большинство воинов тех давних времен если и носили длинный клинок, то прямой.

Все преимущества искривленного лезвия смогли реализоваться только с поступлением железного века. Развитие металлургии и кузнечного ремесла позволило изготовить клинок, который был легче и значительно эффективнее, чем раньше.

Кривизна придает клинку дополнительную жесткость, что позволяет снижать вес без потери прочности и железо, в отличие от меди и бронзы, прекрасно точится, значит за счет бритвенной остроты лезвия и режущего эффекта можно нанести серьезную рану большой кровопотери, затратив гораздо меньше усилий.

Для достижения подобного эффекта удар прямым клинком (дробяще-рубящий с малым проникновением) нужно наносить с “потягом”. Подобный удар требует тренировки и устойчивого навыка. В конструкцию сабли этот элемент заложен изначально.

В Музее истории оружия представлен скифский искривленный клинок с ограничителем, украшенным золотой фольгой. Этот образец оружия сложно назвать ножом, хотя бы потому, что его общая длина (42 см) равна длине скифских мечей-акинаков. Не исключаем вероятность того, что этот клинок может быть прототипом будущих сабель.

Как отмечал известный конструктор-оружейник и историк В.Г.Федоров, лучшие рубящие качества имели турецкие мамлюкские сабли (килич) с углом изгиба до 45.

Но вернемся к древним.

Так, благодаря прогрессу и непрекращающимся войнам кривые мечи были по достоинству оценены и получили распространение от Ближнего до Дальнего Востока. В.Бехайм, историк-оружиевед 19 века описывает древних персов (IV век до н.э.) прекрасно знакомых с кривыми клинками.

В других источниках упоминается использование кривых мечей в армии Александра Великого.

Позже во время своих завоевательных походов воины Чингиза и Тимура дали возможность оценить прекрасные боевые качества сабель всем, кто встречался им на пути.

Сабли сформировались как устойчивый самостоятельный тип к VIII веку н.э. В отличие от меча рыцарей европейцев, сабля оказалась “демократичнее”, ближе к народу. Саблю на вооружении имели огромные массы хазарских-печенежских-половецких-татарских и пр. кочевников.

Сабли этого периода обычно имели длинный (более метра) клинок малой кривизны с лезвием на выгнутой стороне и обухом на вогнутой. Встречались и короткие сабли. Эфес сабель VIII-XIII вв. состоял из короткой крестовины с утолщенными концами, перекрестья и рукояти с деревянными щечками. Иногда крестовина была украшена гравированным геометрическим орнаментом и изготавливалась не из железа, а из бронзы. Ножны сабель VIII-XIII вв. были деревянными, оклеенными кожей или берестой. В нижней их части всегда присутствовал металлический наконечник, представлявший собой трубочку овальную в сечении. Такой тип сабли был распространен в IX-XIII вв. от Средней Азии до территории современных России и Украины.

На рубеже XIII-XIV вв. в изготовлении сабель происходят существенные изменения: появляются сабельные клинки с елманью (утяжеленным двулезвийным расширением нижней части клинка) или с штыковидным острием. Центр тяжести при этом был значительно отдален от эфеса, что в сочетании с кривизной клинка увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. Сабля в это время была преимущественно рубяще-колющей. Кроме того, штыковидное острие ряда азиатских и кавказских сабель позволяло прокалывать кольца афеха – кольчуги без особых усилий со стороны воина. В Музее истории оружия можно увидеть целый ряд кочевнических сабель IX-XIVвв. От ножен многих из них сохранились железные наконечники. Представлены здесь также сабля с штыковидным острием и кривые сабли XIII-XIV вв. с ассиметричной крестовиной. Есть в экспозиции Музея несколько прямых клинков VII-X вв., напоминающих позднейшие европейские палаши. Такие прямые и узкие клинки с полуторной заточкой впервые появились на Востоке на рубеже VII-VIII вв. и стали предшественниками сабель. Они были легче мечей, но еще не имели сабельной кривизны. Кривизна на таких клинках появляется к концу VIII в. В Музейной коллекции наиболее интересны три найденных на северном Кавказе клинка – «палаша» (аварские (?)) с усеченным острием. Внешне они очень схожи с японскими традиционными мечами. И это неудивительно, ведь такие клинки были распространены на Кавказе, в Средней Азии и Северном Китае, а как известно, первые японские оружейники были выходцами из Китая и Кореи. Поэтому, изготавливая японское клинковое оружие, мастера сохраняли традиционные формы, бытовавшие на их родине.

В коллекции присутствует также прямой клинок типа палаша VII-X вв., изготовленный из высококачественной дамасской стали. Несколько сабель IX в., найденных в погребениях и хранящихся в Музее истории оружия, свернуты или же сломаны. Связано это с погребальным обрядом и верованиями кочевников. По одной из версий считалось, что у сабли может быть только один хозяин. Саблю погибшего воина нагревали, сворачивали и хоронили вместе с ее владельцем.

Повсеместное распространение сабли на Востоке привело к тому, что оружие в каждом из регионов приобретает свои характерные особенности.

Восточная сабля приобрела свои национальные признаки, сделавшие их очень разнообразными. Персидские, азиатские – изящные шемширы с суженным к острию клинком, массивные турецкие палы и кылычи с утяжеленной елманью. Кривые мамлюкские сабли (мамелюки) и слабоизогнутые сейфы и шашки. В Музее истории оружия есть несколько персидских шемширов (у одного из них S-образная крестовина) и турецких сабель XVII-XVIII вв.

Интересен и случай с ятаганами. Появившись как гражданское оружие янычар, они распространились крайне широко. Клинок ятагана мог быть изогнутым вниз – наиболее традиционный вариант, но мог иметь и сабельное лезвие. Иногда он сочетал в себе оба изгиба на манер Египетского хопеша. В Музее истории оружия хранится нож ятаганного типа VII-IX вв. (длина клинка 33,3 см, ширина – 2,8 см), найденный в Предкавказье и возможно имеющий аварское происхождение. Эта находка еще раз подтверждает тот факт, что форма клинка янычарских ятаганов имеет очень глубокие корни. Ятаган с сабельным лезвием можно считать предтечей шашки, в эфесе которой четко видны его фамильные черты.

Кроме национальных, существуют также и религиозные традиции. Во всех мусульманских странах изготавливались клинки в подражание легендарному мечу пророка Зульфикару. Его главные атрибуты – раздвоенное острие и пламенеющее лезвие.

Благодаря традиционализму Востока до нас дошли эти феноменальные клинки.

Вариации на тему Зульфикара очень разнообразны. С раздвоенными в веритикальной или горизонтальной плоскости кончики лезвия, «пламенеющие» или волнистые со стороны лезвия или обуха клинки. Клинки также могли быть кривыми или прямыми и сочетаться с разными эфесами. Применяя различные сочетания элементов получались поразительные сабли, палаши, мечи. В экспозиции Музея истории оружия представлены индийский меч с «пламенеющим» клинком и зульфикар XVIII-XIX вв. персидского производства.

Нужно отметить и оружие Дальнего Востока. Там использовалось множество кривых клинков. Некоторые из них мы можем отнести к саблям – по размеру и весу они подходят, но своей традиции в культурном контексте своей страны такие клинки как дха, тати, дао, катана и им подобные остаются мечами. Поэтому правильнее относится к ним как к таковым и нам.

Каждый из типов имеет свои особенности, но часто различия довольно условны. Это относится и к представленным в Музее индийским саблям-тулварам и кханде. Они имеют схожую форму клинков, стандартное для индийского оружия дисковидное навершие. Единственное отличие это шпиль в навершии кханды, служивший украшением и продолжением рукояти.

Шпага, палаш, меч, сабля или шашка иногда лишь несут на себе название, не соответствуя указанному типу. Иногда эта путаница возникает из языковых особенностей, а иногда из-за бюрократических ошибок.

Существуют сабли с прямыми (!) и шпаги с кривыми (!) клинками. Тем не менее, мы называем их по тем именам, что им присвоили при принятии на вооружение.

В России показателен пример шашки. Обычно шашки представляется со слабоизогнутым клинком и упрощенным эфесом с раздвоенной головкой. Но все же, главное отличие шашки в способе ее ношения. Деревянные обтянутые кожей ножны шашки подвешиваются за одно кольцо с выгнутой стороны. традиционный же сабельный подвес с двумя кольцами на вогнутой стороне.

Так в России была принята на вооружение шашка Туркменского Конного дивизиона обр.1895г. Хоть и называется шашкой, этот клинок – типичная сабля. И по форме (шемшир, «клыч») и по способу подвески – портупея с двумя пасовыми ремнями, крепились со стороны обуха. Российско-кавказская шашка во 2-й половине XIX в. положила начало и т.н.афганской шашке, которая представляет собой удлиненный вариант «хубера» - пуштунского национального ножа. Афганская шашка представлена в запорожском Музее истории оружия.

Распространение сабель с Востока в Европу происходило разными путями.

Очень показателен пример Руси – России. Кривые клинки в этот регион проникают с трех сторон, несколькими волнами в разное время – с Востока, из Азии и с Кавказа. Каждый тип в отдельности характерен и интересен. И в то же время имеет значительные различия. Сравните экипировку Запорожских казаков и их наследников Кубанского казачьего войска.

Оружие первых – в начале (XV-XVIIвв.) было ближе к европейскому (польскому), а затем в XVIII в. – турецко-балканско-восточное, вторые были вооружены по кавказскому образцу: кривая запорожская «шабля» и слабоизогнутая шашка «кубанка».

История сделала свой выбор в пользу Кавказского оружия. В России кавказская шашка и кавказский кинжал были приняты на вооружение. В Музее истории оружия представлены многие образцы российских шашек: драгунские солдатские обр.1881г., драгунская офицерская обр.1881/1909гг. с николаевским вензелем, казачьи нижних чинов обр.1881г. и кавказского образца 1904г., казачья офицерская шашка азиатского образца 1913г. и др.

Хотя слабоизогнутое лезвие шашки требует долгих тренировок для овладения ударом с «потягом», но казаки являлись тем сословием, где оружие находилось в постоянном обиходе. Каждый мужчина был военнообязанным, а каждый мальчик с детства приобретал привычку в обращении с оружием.

Такая практика была свойственна не только казачеству. В дворянских семьях дети приписывались к различным войсковым подразделениям. В соответствие с тем, к какому полку был приписан, ребенок получал униформу и вооружение ему соответствующие.

Юный отрок – будущий офицер с младых ногтей осваивал сложную науку обращения с оружием пока еще «детским». «Детским» лишь по размеру. Во всем остальном такие сабли или винтовки ни в чем не уступали штатным образцам. В Музее истории оружия можно увидеть английскую детскую саблю (уменьшенный вариант боевой сабли) и изготовленную в Англии юнкерскую драгунскую офицерскую шашку обр.1881г. с клеймом на пяте Iron proved («железо проверено»).

Вот так через смотры, униформу и «детское» оружие молодой дворянин приобретал свой первый армейский опыт, вот так с детства воспитывалась та самая «белая кость» офицерства.

Во второй половине XVII в. сабля уже получила широкое распространение не только в Восточной, но и в Западной Европе, чему способствовали почти не прекращавшиеся военные столкновения с государствами мусульманского мира, в первую очередь с Турцией. Начало утверждения сабли в боевой практике можно отнести к XVв., а уже в XVIIв. появились польские и венгерские сабли собственного изготовления. Вообще польские и венгерские сабли оказали немало влияния на развитие западноевропейского холодного оружия в XVIIв. это объяснялось активным участием польских, венгерских и хорватских формирований в различных кампаниях Тридцатилетней войны 1618-1648гг., а также в более поздних войнах.

Первоначально и в Польше, и в Венгрии, и в Западной Европе сабля считалась «плебейским» оружием. Благородное рыцарство традиционно предпочитало меч или шпагу.

Упрочение положения сабли в номенклатуре боевых образцов холодного оружия тесно связано с именем польского короля венгерского происхождения Стефана Батория, избранного на трон в 1576г. и правившего до своей смерти, последовавшей в 1586г. При короле-венгре широчайшее распространение в Польше получили венгерский костюм и венгерское оружие, «ориентализированное» под влиянием турок. Популярная в Польше венгерская сабля, производившаяся и польскими оружейниками, впоследствии была названа оружиеведами саблей польско-венгерского типа. Именно она стала прототипом гусарской сабли, получившей широкое распространение в XVIIIв. в Восточной и Западной Европе. Такую саблю можно увидеть в запорожском Музее истории оружия. Датируется эта сабля венгерско-польского типа второй половиной XVIII в.

Наиболее популярным в среде польской шляхты типом сабли стала так называемая карабела (карабэля). Название ее вероятно происходит от арабского “carab” – «оружие». Главной особенностью карабелы была головка рукояти в виде стилизованной головы орла. Клинок карабелы при этом мог быть персидского (без елмани) или же турецкого (с елманью) типов.

Эти сабли постепенно вытеснили из обихода польской шляхты меч и шпагу. Сабля стала их преемницей в боевой практике, а также восприняла те социальные функции, которые выполнял рыцарский меч как символ сословной принадлежности. В Речи Посполитой сабля стала знаком шляхетского достоинства, с которым в XVII-XVIIIвв. не расставались не только магнаты, но и шляхтичи средней руки.

В подражание им, украинская старшина, одевалась и вооружалась на польский манер. Хотя относительно вооружения строгих правил не существовало. За неимением штатных образцов как в постоянной армии, украинское оружие могло быть различного происхождения – польское, венгерское, турецкое, балканское или русское.

Что до сабель венгерского типа, то к концу XVIII в. они доминировали не только в Восточной, но и в Западной Европе. Так, некоторые австрийские кавалерийские сабли конца XVIII - перв. пол. XIX в. были по сути продолжением, усовершенствованными копиями венгерских сабель. В Музее истории оружия есть несколько оригинальных венгерских сабель XVIII в. Одна из них тяжелая кавалерийская сабля 1740-1750 гг. с широким клинком и гравированным изображением Мадонны у пяты. Сабли такого типа назывались «мадоннами». Мадонна считалась покровительницей венгров и ее изображение на клинках этих сабель всегда сопровождала соответствующая пояснительная надпись на латыни. Другая венгерско-австрийская гусарская сабля 2-й пол. XVIII в. имеет узкий стальной, сильной кривизны клинок. На обеих голоменях клинка присутствуют гравированные клейма золингенского мастера Петера Мюниха (Муниха), жившего во второй половине XVI в. И только лишь форма клинка, а также латинская надпись, восхваляющая Марию-Терезию, королеву Венгрии и императрицу Австрии, позволяет правильно датировать эту саблю второй половиной XVIII века.

Любопытна история французских клинков.

Французы никогда не имели собственного высококачественного клинкового производства. Основой для их холодного оружия служили клинки из Золингена, Пассау, Толедо и Брешии. Что, однако, не мешало французам быть законодателями мод и в этой области. Французские образцы широко копировались. Как образец легкокавалерийской сабли XI, сабля образца 1822г. или легендарная “sabre-briquet” (образец ІХ.)

Копиями французских сабель первой четверти XIX в. были российские пехотные офицерские сабли обр.1826 г. и драгунские сабли обр. 1841 г. И пехотная сабля обр.1826 г., и драгунские офицерские и солдатская сабли обр.1841 г., представлены в экспозиции Музея истории оружия. Кроме того клинок пехотной сабли, хранящейся в Музее, изготовлен в Золингене известной фирмой перв.пол. XIX в. – P.Knecht. Там же было произведено синение и золочение клинка путем термической обработки.

На американском континенте холодное оружие формировалось под влиянием колонизационных армий – испанской, английской, французской. С обретением независимости американцы копировали европейские образцы, но со временем выработали собственный тип сабли, с лишь ему присущими особенностями.

Вообще, появление какого-либо удачного образца вызывало массу подражаний. Яркий пример – «Блюхеровская сабля», ставшая основой для различных модификаций.

«Сабля Блюхера» – прусская кавалерийская сабля обр.1811г. Характерной особенностью эфеса этой сабли были – защитная дужка в виде перевернутого знака вопроса с прямой крестовиной, имеющей полукруглые щитки, и спинка рукояти с расширениями на планке.

В Музее истории оружия можно увидеть целый ряд сабель с «блюхеровским» эфесом. Это австрийская офицерская пехотная сабля обр.1837 г., германские легкие кавалерийские сабли XIXв., болгарская наградная офицерская сабля конца XIX – 1 пол. ХХ вв. с кириллической надписью «За царя и отечеството». Но наибольший интерес вызывает австрийская сабля обр. 1837 г. Кроме «блюхеровского» эфеса она имеет еще и клинок из дамасской стали. Для стран Западной Европы изготовление дамасских клинков было довольно редким явлением.

Что до «блюхеровского» эфеса, то традиционно такой характерный эфес считается немецким, хотя кавалерийские сабли с подобными эфесами существовали и раньше. Например, такие как Британская солдатская легкокавалерийская сабля образца 1796г., разработанная командиром 2-го гвардейского драгунского полка майором Джоном Гаспаром Ле Маршаном.

Однако в истории такие сабли остались связанными с именем видного прусского военачальника Гебхарда Леберехта фон Блюхера.

Гебхард Леберехт фон Блюхер родился 16 декабря 1742г. в Ростоке (Мекленбург). С четырнадцати лет служил в шведской армии и участвовал в Семилетней войне. В 1760г. был взят в плен пруссаками. На новой службе не только неоднократно подтверждал репутацию храброго и дерзкого офицера, но и славился также своими гулянками, амурными похождениями и пристрастием к азартным карточным играм. Словом, настоящий кавалерист-рубака.

Блюхер остался в истории России единственным иностранным полководцем, получившим орден Св.Георгия двух высших степеней – исключительно почетной, наиболее любимой и желанной награды русских офицеров и генералов.

В 1815г. Блюхер был назначен главнокомандующим прусско-саксонской армией, выход которой в критический момент к полю сражения при Ватерлоо предопределил поражение армии Наполеона. После заключения мира «маршал «Вперед!», как его называли прусские и русские солдаты, теперь уже окончательно вышел в отставку и поселился в Крибловице в Силезии, где довольно бурно, несмотря на преклонный возраст, провел последние годы жизни и скончался 12 сентября 1819г.

Распространение сабель того или иного типа также было подвержено влиянию моды. После Наполеоновских походов в Египет многие офицеры заказывали себе сабельные клинки восточного типа с елманью и общим оформлением «под Восток».

Другим толчком повышенного интереса к восточным саблям были походы русской армии в 1813-1814 годах. Воины башкирских, калмыкских и татарских полков произвели сильное впечатление на европейцев колоритным внешним видом своего костюма и, конечно, оружия.

Мода на ношение подобного оружия вне строя ширилась и привела к тому, что сабли восточного типа носились офицерами многих еврпейских стран – Англии, Германии, Австрии.

В Англии популярные мамлюкские сабли даже стали штатными образцами. Они были широко распространены как боевое и парадное оружие и для ношения вне строя.

Существуют примеры и обратного проникновения.

В Турции в конце ХІХ начале ХХ веков произошла германизация холодного оружия. Турки, имеющие свою многолетнюю традицию изготовления сабель, приняли на вооружение копии немецких клинков – шпаг, сабель, палашей.

Это перевооружение тесно связано с именем барона Кольмара фон дер Гольца, приглашенного турецким правительством для реформирования армии.

Примером может служить и Япония. В период Мэйдзи (2 пол.XIX в.), перестраивая армию на западный манер, японцы переняли также и некоторые виды холодного оружия европейского типа, несмотря на собственную школу производства клинков, достигшей совершенного уровня. Но перемены в обществе потребовали изменений и в видах вооружений. Так в Музее истории оружия представлена японская армейская офицерская сабля обр.1875 г. с эфесом, выполненным в германском стиле.

Сабля прижилась во всех странах и во всех родах войск. В кавалерии, пехоте, артиллерии и на флоте. В каждом из родов войск клинок и эфес приспосабливались для конкретных задач.

Вид холодного оружия зависел от рода войск и способов его применения.

Устройство эфеса зависело от назначения сабли, да и вес клинка мог значительно колебаться – от тяжелого как «колун» до легкого почти рапирного, сильно или слабо изогнутого.

Например, в кавалерии: самым тяжелым видом кавалерии являлись кирасиры – наследники рыцарской конницы. Они вооружались тяжелыми палашами или шпагами (и иногда тяжелыми саблями) – прямыми потомками рыцарских мечей. Их тактика – таранный колющий удар сомкнутым строем – сродни атаке рыцарского клина.

За ними шли драгуны – универсальная конница, способная воевать верхом или в пешем строю. Драгуны вооружались тяжелыми саблями и ружьями.

Польские и венгерские гусары XVI-XVII вв. были тяжелой конницей. Полный латный комплект и тяжелая сабля. Они стали образцом для подобных формирований в других странах. Только в Австрии, Пруссии, России и др. европейских государствах с XVIII в. гусары считались уже легкой кавалерией. Со временем они потеряли тяжелую защитную экипировку, но сохранили довольно тяжелые сабли. Гусарские полки в основном набирались из добровольцев и были прекрасно обучены. Часто действовали небольшими отрядами, совершая «партизанские» рейды. Отлично подготовленные и высокомобильные гусары стали эдаким кавалерийским «спецназом».

Еще более легкая конница – уланы, вооруженные пиками и легкими саблями. Их тактикой было быстрая копейная или сабельная атака. Недостаток мощи они компенсировали прекрасной маневренностью.

Самыми легкими были отряды иррегулярной конницы. Такими в России были казачьи, башкирские, татарские и калмыкские полки. На вооружении таких полков были самые разные образцы вооружения от легких сабель восточного типа и шашек до луков и арканов (!!!)

Пешие войска тоже имели различия в типах сабель. Каждому роду войск были присущи свои характерные особенности. С унификацией количество образцов сводилось к минимуму, но все же сохранялись пусть и декоративные отличия.

Пехота и артиллерия несли на клинках свою символику. Привилегированные полки также могли иметь образцы отличные от прочих, что подчеркивало их элитный статус.

На флоте сложились два типа сабель: офицерские и абордажные. Моряки абордажных партий вооружались короткой саблей со слабоизогнутым массивным клинком и глухой развитой гардой – идеальное оружие для боя в тесноте судовых коридоров.

Офицерские морские сабли всегда отличались очень богатой отделкой. Различные орнаменты и декоративные детали, связанные с морем – якоря, ракушки и т.д. отборные материалы эфесов и клинков. Золото и галюша, богатая фантазия в формах эфесов. Иногда такие интересные детали как навершие в виде головы льва с разными глазами – зеленым и красным – по цветам огней правого и левого борта. В экспозиции Музея истории оружия представлен ряд таких сабель английского и германского производства (английская морская офицерская обр.1827/1910 гг. и немецкая морская офицерская обр. 1848 г.(?)).

Эти особенности плюс разнообразная художественная отделка, в которой использовались самые разнообразные материалы и геральдика породили неимоверную массу образцов холодного оружия. В отделке клинков и эфесов использовались самая разная техника – воронение, синение, золочение, серебренная или золотая насечка, гравировка и травление. С клинками обычными, дамасскими и булатными, с эфесами стальными, бронзовыми и позолоченными, с гербами, девизами. С навершиями, выполненными в виде шлемов, голов зверей, птиц, рыб и людей.

В сегодняшнем быстроменяющемся мире сабля осталась в спорте и в армии в качестве церемониального оружия.

Почетный караул у знамени или у дверей венценосной особы вооружен саблей. Какой это клинок, зависит от традиционной униформы соединения. Так например, в Англии почетный караул из шотландцев вооружен традиционным для них палашом, а гренадеры – саблей и т.д.

Сабля осталась фетишем – символом благородства и отваги. Сегодня она вряд ли имеет какое-либо практическое значение, но возьмите ее в руки …

Трудно найти другое холодное оружие сколь привлекательное и изящное, столь, и эффективное, и смертельное.

Плавный изгиб ее лезвия, удобная искривленная рукоять и баланс с «отвесом», идеально приспособленные для рубящего удара, обязательно разбудят в любом мужчине атавистическое желание взмахнуть клинком, свиснуть лезвием.

Представить себя благородным персидским воином, кочевником Тамерлана, Запорожским казаком или бесшабашным и удалым гусаром.

Яркий, легендарный образ и потрясающее разнообразие делают сабли уникальным объектом коллекционирования.

Можно собирать клинки отдельного региона, конкретной эпохи или все понемножку.

В любом случае вы получите занятие на всю жизнь. Из-за богатства типов, форм и размеров, это занятие будет бесконечным.

Так один офицер обязательно имел несколько сабель. Для ношения в строю, вне строя, парадную, и это если он не был награжден, к примеру «золотым» оружием. Оружие «золотое» или с бриллиантами имело также установленный образец его заменяющий.

В коллекциях особенно ценятся образцы, представляющи6е собой или совершенно типичные образцы, такие как штатное армейское оружие или наоборот – уникальное, наградное, парадное или отличное от других. Даже самый заурядный клинок может стать сокровищем коллекции, если имеет «говорящие» надписи, рисунки или интересную историю – принадлежал какой-либо знаменитости или побывал в каких-либо событиях. Например, в экспозиции Музея истории оружия представлена германская шпага обр. 1889 г. с надписью Hus.Rgt Kaiser Nicolaus II Russland. («Гусарский полк Императора Николая II Российского»). Очевидно, Николай II был шефом данного гусарского полка или же владелец шпаги служил в конвое российского императора. Есть в Музее и австро-венгерская (генеральская(?)) сабля 2 пол.XIX нач. ХХ в. с латинской надписью на навершии рукояти «viribus unitis» - «объединенными усилиями». Эта надпись была девизом австрийского императора Франца Иосифа I и указывала на согласие между Австрией и Венгрией в составе дуалистической монархии Габсбургов.

Ценность клинка может зависеть от места производства и от того кем он сделан. Клинки известных зарубежных мастеров из Пассау, Золингена, Толедо, Брешии, Российских Олонецких, Тульских и Златоустовских – могут обходиться и без особых украшений, и все равно станут звездой любой коллекции.

Подчас сентиментальная ценность выше материальной, оба эти фактора влияют на цену предмета.

И о цене. Историческое оружие относится к той категории ценностей, что со временем только поднимаются в цене.

Сколько бы вы не заплатили за коллекционный клинок, завтра он будет только дороже. Так что коллекционирование можно рассматривать и как вложение капитала.

С каждым днем все больше людей понимают это, и на коллекционном рынке царит оживление. Но покупка может быть сопряжена с риском приобретения подделок, в этом случае кроме огорчения вам предстоят и финансовые потери.

Согласитесь, что, вывалив небольшое состояние за саблю «самого Наполеона», которую он забыл в Москве, когда снимал квартиру у чьей-то прабабушки, обидно было бы обнаружить на ней надпись “made in Taiwan”.

Обращайтесь к экспертам. Приобретайте оригинальные образцы или просто изучайте мир оружия, и ваше хобби доставит вам неисчисляемые мгновения радости, и чем черт не шутит, даст возможность стать богаче.

^

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Аствацатурян Э.Г. Турецкие оружие. СПб.: ООО «ТПГ «Атлант», 2002г.

Стр.119 – пламенеющие сабли «атеш-кылыч»

Стр.156 – ятаганы

Стр.166 – ятаган «5»

  1. Горелик М.В. Оружие древнего востока (IV тысячелетие – IV в.до н.э.) М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993г.

  2. Иллюстрированная история оружия/Пер. с англ.; Худ.обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.

Стр.35 – Вавилонский меч (хопеш)

  1. Кулинский А.Н. Европейское холодное оружие. СПб.: «Атлант» 2003г.

  2. Попенко В.Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. М.: «Богучар», 1996

  3. Трубников Б.Г. Большой словарь оружия. М., С. П.:Полигон. АСТ. 1997г.

  4. Царскосельский арсенал. СПБ.: «Балтика» 2000г.

Кат.№76 – Зульфикар стр.83 (1836г. Златоуст)

  1. Gustowski Jacek. Bron I uzbrojenie tatarow. Warszawa 1997г.

Стр.66 – сабля «S»

Стр.67 – сабля «S»

  1. H.Muller, H.Kolling. Europa, hieb-und stichwaffen.

  2. Splendeur des armes orientales.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сабля – правда и легенды iconСмысл легенды Во времена Крылова Часть 1
«пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого», утверждала философия. С неотвратимой последовательностью...

Сабля – правда и легенды iconРазвлекательная программа
Вед: и наш первый товар – буденовка и сабля. Это те атрибуты с которых начиналась

Сабля – правда и легенды iconРассказ для детей В. Смирнова Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции...
Гиваргизов А. Со шкафом на велосипеде; Тры-тры-тры, мы, автобус и другие рассказы; Хитрый Зубов или др сборники рассказов

Сабля – правда и легенды iconНиколай Кун Легенды и мифы Древней Греции Всемирная мифология Кун...
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые...

Сабля – правда и легенды iconПлан-конспект классного часа. 3 класс. «Правда и ложь»
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...

Сабля – правда и легенды iconДайджест горячие страницы украинской печати
«Донеччина», «День», «Дзеркало тижня», «Крымская правда», «Газета по-українськи», «Зоря Полтавщини», «Деснянська правда», «Високий...

Сабля – правда и легенды iconДайджест горячие страницы украинской печати
«Донеччина», «День», «Дзеркало тижня», «Крымская правда», «Газета по-українськи», «Зоря Полтавщини», «Деснянська правда», «Високий...

Сабля – правда и легенды iconСабля, ташка, конь гусарский
В стихах поэта-партизана, гусара Дениса Васильевича Давыдова, воспевались гусарская лихость, отчаянная смелость, предприимчивость,...

Сабля – правда и легенды iconПродукция: Видеосериал «Байкал. Легенды Великого Озера». Фильм «У края чарующей бездны
Видеосериал «Байкал. Легенды Великого Озера». Фильм «У края чарующей бездны» 43 мин. Vcd – рус. Dvd – рус., англ., нем

Сабля – правда и легенды iconУрок мужества, посвященный 75-летию «Молодой гвардии»
О. Кошевого, книги Лермонтова, Дж. Лондона, М. Горького, «Кобзарь», томик стихов Пушкина, деревянная сабля, самолётик, рогатка, комсомольский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница