Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)»




Скачать 84.82 Kb.
НазваниеДиссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)»
Дата публикации15.06.2013
Размер84.82 Kb.
ТипДиссертация
www.lit-yaz.ru > История > Диссертация
СПБГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, факультет журналистики.

Магистратура, 2-ой курс

Кафедра «Истории журналистики»

Магистерская диссертация

Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)»

Кегль – 14

Интервал – 1,5

Объем – ок. 120 полных страниц.

Введение – 20 страниц

Глава 1 – 40 страниц

Глава 2 – 40 страниц

Заключение – 5-6 страниц

Список литературы и источников – более 100 наименований

Введение (концептуально, задает мысль): дано в связном тексте (не делить на условные единицы, вести непрерывное научное повествование).

Обязательно: объект, предмет. Обоснование выбора (что и почему?). Хронология исследования (хронологические рамки): объяснить верхнюю и нижнюю планки, указать связь с историческим контекстом.

Цель и задачи исследования: цель – раскрытие темы. Задачи – этапы достижения цели. 1-н параграф на 1-ну задачу. Задачи ставятся и решаются по принципу: от общего к частному.

Историография – освещение работы с исследовательской литературой. Обзор того, что сделано по теме. Здесь есть три варианта группировки лит-ры по тематическим блокам (выбрать 1-н):

  1. Хронологический принцип;

  2. Анализ работ, разделенных по тематическому принципу;

  3. Предпочтительный (три параметра историографии):

А) Какие вопросы по рассматриваемой теме исследователи ставили и успешно решали?

Б) Какие решили частично или не решили?

В) Какие вопросы вообще не ставили?

Нужно разделить все исследования на группы. По каждой группе – подробный аналитический разбор (ориентироваться нужно на готовые кандидатские и магистерскую – см. архив «готовые работы»). Выделить плюсы и минусы каждого значительного исследования

Например три группы: иссл-я творчества, биографические, исторического контектста. Внутри каждой группы также дифференциация (хронология, тематика и пр.), Подробный разбор значимых работ (плюсы и минусы, анализ, что есть, чего нет и многое, многое другое). Любое утверждение («значимая работа») должно быть аргументированно и обоснованно.

Далее - обзор источников (характеристика источниковедческой базы).

Также три группы – например тексты Шестова, мемуаристика, остальное – воспоминания по исторической эпохе и пр. Подробный разбор внутри каждой группы. Работ должно быть много – например двух работ в разделе «мемуаристика» явно недостаточно. Ориентироваться на библиографию.

По источникам и исследованиям должны быть подготовлены два разных обзора. Первый по исследованиям – например три группы: иссл-я творчества, биографические, исторического контектста. Внутри каждой группы также дифференциация (хронология, тематика и пр.), ПОДРОБНЫЙ разбор значимых работ (плюсы и минусы, анализ, что есть, чего нет и многое, многое другое). На данный момент, по словам преподавателя, историография отсутствует. Простого перечисления работ, перессказа – не нужно. Любое утверждения («значимая работа») должно быть аргументированно и обоснованно.

Источники

Отдельный обзор. Также три группы – например тексты Шестова, мемуаристика, остальное – воспоминания по исторической эпохе и пр. Также подробный разбор внутри каждой группы. Работ должно быть много – например двух работ в разделе «мемуаристика» явно недостаточно. Даже в моей библиографии работ значительно больше. И обзор по каждой существенной работе (объяснить почему существенно) должен быть ПОДРОБНЫМ.

В сумме объем историографии –не менее 10-ти полных страниц, т.е. половина введения.

Ссылки должны быть оформлены правильно – точное указание данных: страниц и т.д.

Должны быть описаны методы исследования – причем ПОДРОБНО.

Должна быть структура работы.

Меньше «воды» - больше по сути. Ключевые слова: «публицистика», «цензура», «преиодика» и пр.

В чем новизна работы. Новизна – за счет того, что исследуется ранее не затрагиваемый публицистический аспект творчества. Аргументировать, обосновать.

Актуальность – зачем она нужна сегодня. Связь времен.

Методы иссл-я: общенаучные, специализированные: социологические, исторические, принцип выборки источников (сплошная и частичная). Если частичная - объяснить почему.

Структура работы – кратко.

Основная часть: В конце каждого параграфа – итог по параграфу (вывод). В конце каждой главы – итог по главе (вывод).

Название каждой части должно быть самостоятельным, все вместе должны составлять тему работы. Ни один заголовок не должен называть тему всего исследования.

Сноски – концевые. ^ Начало нумерации на каждой новой странице. В сноске полные (подробные) данные источника. Если интернет источники - полная ссылка (раскрытие ссылки с пометкой URL).

^ На каждой странице – несколько ссылок. И не формальных, а по существу.

Цитирование должно подчеркивать, иллюстрировать авторскую мысль. Здесь важна умеренность.

Местоимение я или мы – вопрос выбора.

Заключение – достигнуты ли поставленные цели. Чего не смогли достигнуть, к чему стремиться. ^ Ни в коем случае не повторять тексты введения и/или промежуточных заключений (по параграфам, главам). И простого перефразирования будет недостаточно.

Список использованных источников и литературы:

Два больших блока (единая сквозная нумерация):

Источники – структура:

Законы, закодательные акты;

Периодические издания;

Архивные фонды;

Мемуары, дневники, переписка.

Литература (начинается со сквозной нумерации):

Книги;

Статьи;

Диссертации и авторефераты;

Учебные пособия и учебники (крайне нежелатель использовать учебную литературу, ссылаться на нее);

Справочная литература.

Отдельно (сквозная нум.):

Интернет-источники

^ На все указанные в списке источники и исследования должны быть ссылки в тексте курсовой.

Цитирую научного руководителя: «Три слова повторенные в том же порядке – плагиат. Плагиат недопустим». Плагиат видит невооруженным глазом.

По структуре, оформлению, спискам лит-ры и пр. – всё есть в прилагаемых готовых работах (курсовая, магистерская, кандидатская).

Основная часть

Больше информации о сотрудничестве в периодике (точное кол-во статей в том или ином издании, тематика, отношения с редакцией пр.). Подробности, обоснования – почему не печатали, почему отказался от участия в «Мира божьем»и многое, многое другое.

Анализ причин – не только непонимание, сам Шестов не ориентировался на периодику и т.д.

Акцент на то, что и в отдельных философских работах Шестов публицистичен. Объяснить почему, дать краткий обзор истории создания книги, её опубликованния, связи с текстами в периодике.

Перечислить по ходу текста (грамонтно, не пересказом) все издания в которых сотрудничал или хотел сотрудничать Шестов (рассылал предложения), дать точные данные изданий.

Перечислить по ходу текта (грамотно, не пересказом) все статьи и книги подготовленные в рассматриваемый период.

Все заявления в духе «просыпается интерес к творчеству», «нет специальных исследовани», «представляет интерес» и пр. должны быть аргументированны (аргумент, ссылка и т.д.).

Необходимы акценты: на публицистичности Шестова, на цензурных аспектах (в широком смысле), на его отстаивании свободы творчества, на неисследованном сотрудничестве с периодикой. Философские и даже литературоведческие элементы творчества – как контектст, не более.

Журналистская деятельность Шестова = опубликование им своих литературно-критических очерков, публицистических эссе, философских размышлений в журналах и другой периодике. Это, прежде всего, петербургский период. "Мир искусства" Дягилева, "Полярная звезда" и др. издания Струве, немногочисленные газетные заметки и т.д.

В работе надо, в хорошем смысле, «приземлить» философскую эссеистику Шестова. Выявить социальные и политические аспекты его публицистических работ, определить и конкретизировать его своеобразные взгляды на режим, государство, свободу, несвободу, самовыражение, творчество, журналистику и публицистику. Приложить это к реалиям как его исторической эпохи, так и к настоящему. В основе анализа - газетно-журнальные публикации указанного периода. Но разбрать нужно и тексты, изданные отдельными книгами. Здесь акцент на публицистическите аспекты работ. Пусть даже придется притягивать за уши, но это необходимо. Обращать внимание на противостояние цензуре, борьбу с любой формой контроля над человеком, над его самовыражением.

Что касается исторического контектста (первая глава) – ориентир – биографические работы (Баранова-Шестова и пр.); воспоминания (Лундберг и пр.) и многое другое. Основное – приведено в библиографии. Часть из этого есть в интернете. Указано мало работ по цензурному контексту эпохи, общежурналистской ситуации, культурной атмосфере (как в источниках, так и в исследованиях). Желательно этот список расширить. Причем стараться избегать учебных пособий и учебников. Также интересны были бы исследования редакций изданий с которым сотрудничал Шестов в рассматриваемый период. Направление издания, его идейная основа, ключевые фигуры – важно для реконструкции исторического контекста творчества мыслителя. Как пример – есть диссертация по редакционной работе Струве в интересующий нас период (нужно поискать). Как известно, Шестов публиковался в нескольких изданиях Струве. См. напр.: Гапоненков А.А. Журнал "Русская Мысль" 1907-1918 гг. редакционная программа, литературно-философский контекст. Автореф. диссертации. Саратов, 2004.

Что-либо, конечно же, есть по «Миру искусства» и пр.

Нужно не забыть и про цензурные аспекты: давление цензуры, борьба с ней и пр. Как в историческом контексте, так и в публицистике Шестова. Причем, цензура должна пониматься как в узком, так и в широком смысле. Это и официальное давление, запреты, и «цензура среды» (конфликт с Мережковским и пр.), и «читательская цензура» (непонимание и пр.). Нужно подробно разобрать все эти нюансы.

Попробовать выяснить были ли проблемы с опубликованием работ из-за цензурного контектса: тогда евреям зачастую не давали печататься; церковь мешала публикации сочинений, которые казались ей «еретическими».

Пункт 1.3. – ДЕТАЛЬНЫЙ разбор критических статей - современники Шестова о его творчестве. Полный список этих статей в библиографии.

В самих тектстах – концепции «чем абсолютней идея, тем относительней человеческая жизнь» ; «стремления человека быть подцензурным»; «диктат разума»; рационализация; «комплекс пророка» (о Достоевском, Л. Толстом и др.); использование гос. режимом творческого человека в своих целях; противостояние массы («всемства») и индивидуальности; надзор за «ненормальными» и их наказание; многое, многое другое.

В подтверждение (по возможности) выдержки из дневников, писем, свидетельств, других работ.

Важно отметить, что Шестов, развивая идеи Достоевского и Ницше, предсказал неизбежность появления тоталитарных режимов, предвидел, что цензурирование жизни достигнет чудовищных размеров и т.д. и т.п. Все подобные утверждения проиллюстрировать цитатами и примерами, дополнить аналитическими комментариями.

В библиографии нужно больше крупных работ по журналисткому, культурному, цензурному, общеисторическому контексту эпохи. Больше исследований по конкретным периодическим изданиям, в кот. работал Шестов.

Точная и полная информация о сотрудничестве в периодике (точное кол-во статей в том или ином издании, тематика, отношения с редакцией пр.). Подробности, обоснования – почему не печатали, почему отказался от участия в «Мира божьем»и многое, многое другое.

Анализ причин – не только непонимание, сам Шестов не ориентировался на периодику и т.д.

Акцент на то, что и в отдельных философских работах Шестов публицистичен. Объяснить почему, дать краткий обзор истории создания книги, её опубликованния, связи с текстами в периодике.

Перечислить по ходу текста все издания в которых сотрудничал или хотел сотрудничать Шестов (рассылал предложения), указать точные данные изданий.

Перечислить по ходу текта все статьи и книги подготовленные в рассматриваемый период.

Выводы (напр. первая глава): Итог: где публиковался, с кем владах/не в ладах, имел ли влияние, резонанс и пр. в таком ключе.

Выводы к каждому параграфу и каждой главе должны быть аналитическими, содержательными и подробными. Причем не должны дублировать друг друга, содержать общих слов. Заключение курсовой также не должно быть построено на копировании промежуточных выводов. Напомню: вывод – решение одной из поставленных задач.

Необходима детальная проработка каждого пункта, много источников и исследований, тонкая и грамотная аргументация.

Например (обязательно проработать): философскоя, литературно-критическая и публицистическая составляющие в совокупности присутствуют во всех работах Шестова. Но нам надо разделить их, оставить в стороне, несколько это возможно, «чистую» философию, показать соотношение лит. критики и публицистики, указать в каких статьях доминирует первая, в каких вторая и т.д.

Уточню: это даже не филологическая диссертация (лит. критика). Это работа по историии журналистики. На этом акцент (публицистика, участие в журналистике).

Чтобы обосновать анализ лит. критики, нужно указать, что это классический, в каком-то смысле, «родовой» жанр русской журналистики, основа публицистического дискурса (Белинский и пр.). Это надо аргументироованно представить, но не топорно и не скопировав данный абзац.

Далее - важно проследить связь работ Шестова с конкретными социально-политическими действиями. В этом отношении его влияние существенно отсрочено. Его мысли о «норме» (всемстве) и «ненормальных» серьезно повлияли, в частности, на Ж. Батая (с которым Шестов общался), а через него и на М. Фуко, который вел активную правозащитную деятельность, отстаивая смягчение режима в психиатрических клиниках и многое, многое другое. Обязательно об этом в подробностях.

И в таком ключе по всем тематическим блокам. Грамотные привязки к журналистике, публицистике, политике.

Все вышеуказанные темы должны присутствовать во введении, а далее раскрываться по ходу диссертации.

Естесственно, нужен разбор и трудов Шестова, изданных отдельными книгами. Но с акцентом и на их ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconПублицистика публицистика публицистика публицистика публицистика публицистика публицистика
Публицистика публицистика публицистика публицистика публицистика публицистика стихотворения

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconНиколай Александрович Бердяев Основная идея философии Льва Шестова
Впервые: "Путь", №58. Ноябрь-декабрь 1938 г. Статья переиздана и публикуется по изданию: Типы религиозной мысли в России. [Собрание...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» icon1. Проблема государственного устройства
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconД. А. Леонтьев психология свободы
Дается краткий обзор основных подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрен ряд узловых аспектов проблемы...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconЛьва толстого в польше
Рассмотрение в этом контексте творчества Льва Николаевича Толстого, гениального писателя, который с предельной остротой и проницательностью...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconХотя основой для этой пьесы стал документальный материал воспоминания...
Льва Толстого, имевших место в 1910 году. Однако, как представляется автору, все отступления от фактов были продиктованы художественной...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconУрок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой...
Тема урока: По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910)

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconНевинномыский государственный гуманитарно-технический институт
Философская парадигма свободы нашла свое отражение во многих произведениях В. Высоцкого: в некоторых из них она лежит на поверхности,...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconПодготовка диссертации
Не пиши длинно. Диссертация не «Война а мир», а ты не Лев Толстой. Пухлая диссертация действует на оппонентов, как красный цвет на...

Диссертация Тема «Публицистика Льва Шестова: проблема свободы творчества (1895-1910)» iconТема свободы в лирике пушкина
«Вольность»(1817), «к чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница