Рабочая программа дисциплины




Скачать 173.35 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата публикации15.06.2013
Размер173.35 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > История > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Исторический факультет

Кафедра истории России

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1. ДВ3 История мировой художественной культуры

Направление подготовки: ^ 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: История и обществознание

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 5 лет

Нижний Новгород

2012 г.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011 г., № 46

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профилю подготовки История и обществознание, утвержденного 26. 04. 2012 г.



Рабочая программа по дисциплине «История мировой художественной культуры» принята на заседании кафедры истории России,

протокол № ___ от ___ ______2012 г.

Разработчики: к.ф.н., доцент Е.М. Кирюхина

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой истории России

_________________/^ В.П. Сапон/

«____»_______________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_________________/А.В. Хазина/

«____»_______________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/^ Т.А. Ефимова/

«____»_______________2012 г.


  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «История мировой художественной культуры» является формирование систематизированных знаний об историческом развитии стилей и направлений художественной культуры и, в частности,— изобразительного искусства Западной Европы и России со второй половины XIX по ХХ век, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи дисциплины:

- актуализация знаний о событиях, фактах и явлениях, связанных с развитием изобразительного искусства и художественной культуры Западной Европы и России со второй половины XIX по ХХ век в их историческом развитии;

- раскрытие современных подходов к изучению художественной культуры и, в частности,— изобразительного искусства и творческого пути мастеров художественной культуры данного периода;

- формирование личностных и профессиональных компетенций.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: гуманитарный, социальный и экономический

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «История России до конца XVIII века», «История России XIX – начала ХХ века», «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени».
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

ОК 3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

ОК 14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основные закономерности развития стилей, направлений, выразительных средств и техник изобразительного искусства Западной Европы и России со второй половины XIX по ХХ век и творчество мастеров соответствующей эпохи;

- даты и периоды соответствующего этапа истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

уметь:

- анализировать проблемы исторического развития изобразительного искусства и художественной культуры, устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических источников;

владеть:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории и истории изобразительного искусства;

- научными понятиями и терминами.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зач. ед.

Всего

часов

Семестр 10

Общая трудоемкость дисциплины

3


108

108

Аудиторные занятия

48

48

В т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

48

48


Лекции

16

16

Практические занятия,

семинары

32

32

Самостоятельная работа

60

60

Вид итогового контроля

Зачет


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостотельная работа

Итого по разделам дисциплины

^ Раздел 1. История художественной культуры Западной Европы со второй половины XIX по ХХ в. в контексте развития изобразительного искусства.

8

18

30

56

1.1. Проблемы преподавания истории МХК в школе в контексте изучения истории изобразительного искусства




2

6

8

1.2. Импрессионизм как явление истории культуры

2

4

6

12

1.3. Постимпрессионизм, его историческое развитие

2

4

6

12

1.4. Символизм, стиль модерн и примитивизм в контексте истории

2

4

6

12

1.5. Авангард как явление культуры

2

4

6

12

Раздел 2. История художественной культуры России со второй половины XIX по ХХ в. в контексте развития изобразительного искусства.

8

14

30

52

2.1. Русская художественная культура второй половины XIX в.




4

6

10

2.2. Русская художественная культура на рубеже веков.

2

2

6

10

2.3. «Мир искусства» и «Союз русских художников» в контексте развития истории культуры

2

4

6

12

2.4. «Голубая роза» и русский символизм как явления истории культуры

2

2

6

10

2.5. Русский авангард, его историческое развитие

2

2

6

10

Итого:

16

32

60

108


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История художественной культуры Западной Европы со второй половины XIX по ХХ в. в контексте развития изобразительного искусства.

1.1. Проблемы преподавания истории МХК в школе в контексте изучения истории изобразительного искусства

Разграничение понятий «культура» и «художественная культура». Стили и направления в истории культуры, основные виды и жанры изобразительного искусства. История изобразительного искусства как доминанта в изучении истории мировой художественной культуры. История художественной культуры на уроках истории.

1.2. Импрессионизм как явление истории культуры.

Импрессионизм, его место в историческом развитии искусства. Основные категории, особенности поэтики. Национальные особенности французского и русского вариантов. Э. Мане как основоположник импрессионизма. «Певец безобразно-прекрасной современности» Э. Дега. «Художник счастья» О. Ренуар. К. Моне — ярчайший представитель французского импрессионизма. Тема женского счастья у Б. Моризо. Мастера французского пейзажа К. Писсарро и А. Сислей.

1.3. Постимпрессионизм, его историческое развитие.

Особенности эстетики постимпрессионизма. П. Сезанн как основоположник постимпрессионизма. Трагизм творчества В. Ван Гога. Поиски рая на земле П. Гогеном. Образ Парижа у А. Тулуз-Лотрека.

1.4. Символизм, стиль модерн и примитивизм в контексте истории.

Место примитивизма, символизма и стиля модерн в художественной культуре рубежа веков. Мастера символизма и стиля модерн. Примитивизм полотен А. Руссо. Прерафаэлиты как художественно-историческое явление, отношение к символизму и стилю модерн поздних прерафаэлитов.

1.5. Авангард как явление культуры.

Особенности эстетики западноевропейского авангарда. Фовизм, его художественные особенности. «Живописные арабески» А. Матисса. Закономерности развития кубизма. Творческий путь П. Пикассо. Экспрессионизм, его художественное воплощение. Особенности немецкого экспрессионизма. Поэтический мир А. Модильяни. Абстракционизм как художественное явление; В. Кандинский. Сюрреализм, особенности эстетики. «Загадка ХХ века» — С. Дали. «Художественные метафоры» Р. Магритта.

Раздел 2. История художественной культуры России со второй половины XIX по ХХ в. в контексте развития изобразительного искусства.

2.1. Русская художественная культура второй половины XIX века.

Особенности исторического развития русской художественной культуры второй половины XIX века. Место и роль передвижников. Пейзаж (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, В. Поленов, И. Левитан) и историческая картина (И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов) второй половины XIX века. Русская живопись XIX века в коллекции Нижегородского художественного музея.

2.2. Русская художественная культура на рубеже веков.

Особенности развития русской художественной культуры конца XIX — начала ХХ века в связи с развитием исторической ситуации в России на рубеже веков. Творческий путь В. Серова. Своеобразие творчества К. Коровина. Поиски смысла бытия М. Врубелем.

2.3. «Мир искусства» и «Союз русских художников» в контексте развития истории культуры

«Мир искусства», «первая» и «вторая» волна, особенности поэтики, персоналии. Идеал прекрасного у З. Серебряковой. Воплощение идеала народного счастья в произведениях Б. Кустодиева. Философская образность полотен Н. Рериха. Русская история на полотнах А. Рябушкина. Творческое объединение «Союз русских художников»; поэтическое изображение России его мастерами (К. Юон, С. Жуковский). Творческий путь М. Нестерова.

2.4. «Голубая роза» и русский символизм как явления истории культуры.

Поэтическая символика В. Борисова-Мусатова. Творческое объединение «Голубая роза», особенности эстетики. Творческие искания К. Петрова-Водкина.

2.5. Русский авангард, его историческое развитие

Авангардные художники объединения «Бубновый валет». Русский авангард 1910-х гг.: М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич. Утопия и антиутопия П. Филонова. Сказочно-мифологическая образность М. Шагала.
^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенции

1

2

ОК-3

+

+

ОК-14

+

+


^ 6. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются следующие технологии: традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные.

6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах

1. Проблемы преподавания истории МХК в школе в контексте изучения истории изобразительного искусства. Семинар-дискуссия – 2 ч

2. Импрессионизм как явление истории культуры. Лекция - визуализация – 2ч.

3. Импрессионизм как явление истории культуры. Практ. занят.-презентация – 4 ч.

4. Постимпрессионизм, его историческое развитие. Лекция -визуализация –

2 ч.

5. Постимпрессионизм, его историческое развитие. Практ. занят.-презентация – 4 ч.

6. Символизм, стиль модерн и примитивизм в контексте истории. Лекция – визуализация – 2 ч.

7. Символизм, стиль модерн и примитивизм в контексте истории. Практ. занят.- презентация – 4 ч.

8. Авангард как явление культуры. Лекция – визуализация – 2 ч.

9. Авангард как явление культуры. Практ. занят.- презентация – 4 ч.

10. Русская художественная культура второй половины XIX века. Практ. занят.- презентация – 4 ч.

11. Русская художественная культура на рубеже веков. Лекция –визуализация – 2 ч.

12. Русская художественная культура на рубеже веков. Практ. занят.-презентация – 2 ч.

13. «Мир искусства» и «Союз русских художников» в контексте развития истории культуры. Лекция - визуализация – 2 ч.

14. «Мир искусства» и «Союз русских художников» в контексте развития истории культуры. Практ. занят.- презентация – 4 ч.

15. «Голубая роза» и русский символизм как явления истории культуры. Лекция-визуализация – 2 ч.

16. «Голубая роза» и русский символизм как явления истории культуры. Практ. занят.- презентация – 2 ч.

17. Русский авангард, его историческое развитие. Лекция - визуализация –

2 ч.

18. Русский авангард, его историческое развитие. Практ. занят.-презентация – 2 ч.
^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1. Горелов А.А. История русской культуры: учеб. для бакалавров: допущено М-вом образования и науки РФ. М.: Юрайт, 2012. 387 с.

2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Высш. образование, 2009. 435 с.

3. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2010. 456 с.

4. Кирюхина Е.М. История изобразительного искусства: западноевропейские мастера конца XIX — начала ХХ века. Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2008. 92 с.

5. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. для студентов вузов: рек. М-вом образования РФ. - Второе изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2009. 495 с.
7.2. Дополнительная литература:

1. Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2010. 543 с.

2. Кирюхина Е.М. История изобразительного искусства: русские художники конца XIX — начала ХХ века. Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2007. 75 с.

3. Кирюхина Е.М. Светская культура России XVIII – XIX веков: Программа курса. 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: НГПУ, 2012. 25 с.

4. Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада: М.: Галарт, 2010. 431 с.

5. Русское искусство. ХХ век: Исследования и публикации. Вып.3. М.: Наука, 2009. 835 с.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.rasl.ru/

Электронный каталог библиотеки РАН

http://nbmgu.ru

Научная библиотека МГУ

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: тесты, раздаточный материал, презентации.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Показатель оценки

сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

ОК -3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Знает:

- основные закономерности развития стилей, направлений, выразительных средств и техник изобразительного искусства Западной Европы и России со второй половины XIX по ХХ век и творчество мастеров соответствующей эпохи;

Умеет:

- анализировать проблемы исторического развития изобразительного искусства и художественной культуры, устанавливать причинно-следственные связи;

Владеет:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по палеографии и истории

^ Тест, экспресс-опрос

Экспресс-опрос

Тест

ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Знает:

- даты и периоды соответствующего этапа истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса.

^ Умеет:

- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических источников;

Владеет:

- навыками толерантной коммуникации в различных культурных средах

^ Выступление на семинаре на основе презентации

Выступление на семинаре на основе презентации


Контрольные вопросы к зачету:

  1. Импрессионизм, его художественные принципы. Русский и французский варианты.

  2. Эдуард Мане как основоположник импрессионизма.

  3. «Певец безобразно-прекрасной современности» Эдгар Дега.

  4. «Художник счастья» Огюст Ренуар.

  5. Клод Моне — ярчайший представитель французского импрессионизма

  6. Тема женского счастья у Берты Моризо.

  7. Мастера французского пейзажа К. Писсарро и А. Сислей.

  8. Постимпрессионизм, особенности эстетики.

  9. Поль Сезанн как основоположник постимпрессионизма.

  10. Трагизм творчества Винсента Ван Гога.

  11. Поиски рая на земле Полем Гогеном.

  12. Образ Парижа у Анри Тулуз-Лотрека

  13. Примитивизм полотен Анри Руссо.

  14. Место символизма в культуре рубежа веков. Мастера символизма.

  15. Стиль модерн в художественной культуре рубежа веков.Мастера стиля модерн.

  16. Прерафаэлиты как художественно-историческое явление, отношение к символизму и стилю модерн поздних прерафаэлитов

  17. Западноевропейский авангард как явление культуры

  18. Фовизм, его художественные особенности. «Живописные арабески» Анри Матисса.

  19. Закономерности развития кубизма. Творческий путь Пабло Пикассо.

  20. Экспрессионизм, его художественное воплощение. Особенности немецкого экспрессионизма.

  21. Поэтический мир Амедео Модильяни.

  22. Абстракционизм как художественное явление; Василий Кандинский.

  23. Сюрреализм, особенности эстетики. «Загадка ХХ века» — Сальвадор Дали

  24. «Художественные метафоры» Рене Магритта.

  25. Особенности исторического развития русской художественной культуры второй половины XIX века. Место и роль передвижников.

  26. Мастера русского пейзажа второй половины XIX века.

  27. Мастера русской исторической картины второй половины XIX века.

  28. Русская живопись XIX века в коллекции Нижегородского художественного музея.

  29. Особенности развития русской художественной культуры конца XIX — начала ХХ века в связи с развитием исторической ситуации в России на рубеже веков.

  30. Творческий путь Валентина Серова.

  31. Своеобразие творчества Константина Коровина.

  32. Поиски смысла бытия Михаилом Врубелем.

  33. «Мир искусства», «первая волна», особенности эстетики.

  34. «Мир искусства», «вторая волна», особенности эстетики.

  35. Идеал прекрасного у Зинаиды Серебряковой.

  36. Воплощение идеала народного счастья в произведениях Бориса Кустодиева.

  37. Философская образность полотен Николая Рериха.

  38. Русская история на полотнах Андрея Рябушкина.

  39. Творческое объединение «Союз русских художников».

  40. Поэтическое изображение России мастерами «Союза русских художников» (Константин Юон или Станислав Жуковский — на выбор).

  41. Творческий путь Михаила Нестерова.

  42. Поэтическая символика Виктора Борисова-Мусатова

  43. Творческое объединение «Голубая роза».

  44. Творческие искания Кузьмы Петрова-Водкина.

  45. Авангардные художники объединения «Бубновый валет».

  46. Русский авангард 1910-х гг.: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич.

  47. Утопия и антиутопия Павла Филонова.

  48. Сказочно-мифологическая образность Марка Шагала.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины п. 09 Общая электротехника и электроника Цели и задачи дисциплины
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины профессионального цикла

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Литература»
Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 030912...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 120714...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «история литературы»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам заочной формы обучения...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи»
Рабочая программа дисциплины «Культура речи»/ сост. С. И. Сергеева – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. 24 с

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 15

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического циклов...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница