Егорова В. С. О природе исторического познания




НазваниеЕгорова В. С. О природе исторического познания
страница1/6
Дата публикации15.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Тема №1

История как гуманитарная наука

(2 часа)

1.     Предмет и методы исторической науки.

2.     Исторические источники и их классификация.

3.     Периодизация отечественной истории.

Источники и литература

1. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242 с.

2. Егорова В.С. О природе исторического познания. – М.: Знание,1986. – 64 с.

3. Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. –  Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 150 с.

4. Ивин А.А. Введение в философию истории. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 287 с.

5. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – 343 с.

6. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / Данилевский И.Н. Кабанов В.В. Медушевская О.М. Румянцева М.Ф. – М.: РГГУ, 1998. – 702 с.

7. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 1987. – 438 с.

8. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию  истории. – М.: Высш. шк., 1989. – 174 с.

9. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. – М.: Наука, 1975. – 281 с.

10. Савельева И.М. Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. – М.: Языки русской культуры,1997. – 800 с.

11. Селунская Н.Б. К проблеме объяснения истории // Проблемы источниковедения и историографии: Материалы II Научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. – М.: РОССПЭН, 2000. – 432 с.

12. Теория познания.  Т.4.  Познание социальной реальности / Под ред. Лекторского В.А., Ойзермана Т.И. М.: Мысль, 1995. – 430 с.

Методические рекомендации

Термин «история» понимается в двух смыслах. Во-первых, он означает сам процесс развития человеческого общества; во-вторых, так называется наука, изучающая этот процесс. История принадлежит к числу гуманитарных (от лат. homo – человек) наук. Следовательно, предметом её изучения является человек. Причём как отдельный индивид, так и всё человеческое общество в целом. Издавна человек интересовался своим прошлым, прошлым своей семьи и общества, в котором живет. Усвоение опыта, знаний и способов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяло ему использовать их в своей практической деятельности. Так возникли предпосылки к появлению науки, изучающей прошлое человечества.

При изучении темы используется лекционный материал. Сначала нужно дать характеристику основным подходам к изучению истории. Какие из этих подходов можно назвать научными? Затем следует подробно изучить основные принципы исторического познания – историзм, объективность, партийность. Студенты должны привести примеры использования принципов исторического познания в практической деятельности. Какие ещё методы исторического познания существуют?

Характеризуя исторические источники, следует обратить основное внимание на письменные источники, несущие основную смысловую нагрузку в изучении истории. Какие принципы заложены в основу различных типов классификации источников? Какие из исторических источников наиболее достоверны? В чем заключаются трудности при анализе данных исторических источников?

Рассматривая периодизацию истории России, необходимо выяснить классифицирующий признак, определяющий различия между этапами развития страны и народа. Студенты могут использовать периодизацию, приведённую в исторической литературе или предложить собственную. Необходимо объяснить хронологические рамки каждого из этапов отечественной истории.

В заключение занятия делается вывод об особенностях истории как науки. Чем история и другие гуманитарные науки отличаются от точных и естественных? В чём сложность изучения истории?

Темы докладов

1.     Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

2.     Сравнительный анализ восточного и западного типа цивилизации.

3.     Историческая наука как область человеческого знания.

Тема №2

Социальная история восточных славян

(2 часа)

1.     Расселение восточнославянских племен и их соседей.

2.     Быт и верования восточных славян.

3.     Социально-экономические отношения в Киевской Руси.

Источники и литература

1. Русская правда пространной редакции (по Троицкому I списку) // Памятники русского права / Сост. А.А. Зимин. Вып. I: памятники права Киевского государства. X-XII вв. – М., 1952. – 287 с.

2. Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Сост. А.Г. Кузьмин, В.В. Фомин.  – Арзамас: Издательство АГПИ им. А.П. Гайдара, 1993. – 383 с.

3. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. (I – VI вв.). М.: Восточная литература. РАН, 1994. – 472 с.

4. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003. 399 с.

5. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М. Госполитиздат, 1953. – 475 с.

6. Древние славяне и Киевская Русь: Сб. науч. трудов. – Киев: Наук. Думка, 1989. – 197 с.

7. Зимин А.А. Холопы на Руси (С древнейших времён до конца XV века).  – М.: Наука, 1973. – 391 с.

8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1993. – 572 с.

9. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М.: Наука, 1973. – 167 с.

10. Кузнецов Е.В. Славяне и русы: очерки по истории этногенеза (IV–IX вв.) – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1997. – 208 с.

11. Нечволодов А. Сказания о Русской земле. Кн. 1. – М.: Товарищество Русских Художников,  1991. – 335 с.

12. Лесной С. Откуда ты Русь? – М.: Витязь, 1998. – 348 с.

13. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1978. – 184 с.

14. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI - X. Кн. 1,2. – М.: М.: Мол. гвардия, 1986. – 701 с.

15. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX– XI веков. – Смоленск: Русич, 1995. – 317 с.

16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 1993. 736 с.

17. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М.: Наука, 1991. – 390 с.

18. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI – XIII вв. – Л.: Наука, 1966. –239 с.

19. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 591 с.

20. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988. – 782 с.

21. Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХIII вв. – М.: Наука, 1982. – 327 с.

22. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: Наука, 1979. – 156 с.

23. Славяне и Русь: Проблемы и идеи. – М.: Наука, 1999. – 484 с.

24. 24. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. – М.: Изд-во Моск. ун-та., 1953. – 192 с.

25. Трубачев О.Н. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему единства Руси. – М.: Наука, 1997. – 284 с.

26. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. – Л.: Издательство ЛГУ, 1974. – 157 с.

Методические рекомендации

«Откуда есть пошла Русская Земля…» – этот вопрос волновал летописцев прошлого. Не оставляет он и современных историков. Споры о происхождении древних славян, месте их выделения из общей семьи индо-европейских народов, появлении их традиций и особенностей национального характера не утихают в исторической науке. Количественный недостаток источников по первым векам русской истории даёт широкие возможности для выдвижения новых версий. Целью занятия является изучение начального этапа русской истории, становления и развития древнерусского общества.

Первый вопрос темы изучается с помощью исторической карты. Сначала нужно выяснить, где находилась прародина древних славян и как происходила их миграция на территорию Восточно-Европейской равнины. Что стало причиной миграции? Студенты должны рассказать о содержащихся в «Повести временных лет» сведениях о жизни восточнославянских племен. Как в летописи объясняются их названия? Места расселения племён необходимо показать по карте. Какие народы были соседями восточных славян? Как строились взаимоотношения славян с их соседями.

Характеризуя быт древних славян, следует обратить внимание на их основные занятия, места проживания, особенности общинной жизни, жилища, национальную одежду, блюда и напитки народной кухни. Необходимо дать характеристику подсечно-огневому типу земледелия – главному занятию восточных славян. Чем быт славян отличался от быта других известных вам народов в древности? Говоря о религии восточных славян, необходимо назвать основных языческих богов. Какие стихии они представляли? Чьими покровителями являлись? В чём состояли особенности языческих богослужений  и похоронного обряда восточных славян? Какие элементы язычества сохранились в современной культуре?

Основным источником по изучению социальной истории Киевской Руси является свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда». На основании изучения статей этого источника следует сделать анализ социальной структуры древнерусского общества, дать характеристику положения основных слоев населения, доказать существование имущественного неравенства в Киевской Руси. Кто такие холопы в «Русской правде»? Чем их положение отличалось от рядовичей и закупов? Как свободный человек мог попасть в холопы? Было ли добровольное холопство?

В конце занятия делается вывод о формировании сословно-классовой структуры древнерусского общества. Какие факторы способствовали этому процессу?

Темы докладов

1. «Повесть временных лет» как исторический источник.

2. «Русская Правда» –  памятник средневекового права Киевской Руси.

3. Проблема существования рабства в Древнерусском государстве.

4. Военная демократия у славянских племен.

5. Язычество древних славян.

Тема №3

Образование древнерусского государства

(2 часа)

1.     Теории образования государства у восточных славян.

2.     Объективные предпосылки образования государства.

3.     Принятие христианства: причины, последствия и значение.

Источники и литература

1. Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Сост. А.Г. Кузьмин, В.В. Фомин. – Арзамас: Издательство АГПИ им. А.П. Гайдара, 1993. – 383 с.

2. Бушуев С.В. Миронов Г.Е. История государства российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. 1. IX - XVI вв. – М.: Кн. палата, 1991. – 544 с.

3. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.

4. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 457с.

5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков
(IХ–ХII в.). Курс лекций. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 398 с.

6. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 382 с.
7. Карпов А. Ю. Владимир Святой. М.: Мол. гвардия, 1997. – 446 с.

8. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.

9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1993. – 572 с.

10. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 288 с.

11. «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / Сост.: А.Г. Кузьмин, В.И. Вышегородцев, В.В. Фомин. – М.: Мысль, 1988. – 333 с.

12. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 238 с.

13. Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М.: Прогресс, 1985. –304 с.

14. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. – М.: Высшая школа, 1971. – 192 с.

15. Оргиш В.П. Древняя Русь: Образование Киевского государства и введение христианства. – Минск: Наука и техника, 1988. – 147 с.

16. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI - X. Кн. 1,2. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 701 с.

17. Рапов О.М. Русская церковь в IХ – первой трети ХII в. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

18. Рыбаков Б.А. Мир русской истории: начальные века русской истории. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 349 с.

19. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. – М.: Мысль, 1980. – 358 с.

20. Славяне и Русь: Проблемы и идеи. – М.: Наука, 1999. – 484 с.

21. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. – М.: Русская панорама, 2005. – 486 с.

22. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Ч. 2. – Л.: Издательство ЛГУ, 1980. – 254 с.

23. Шаскольский И.П. Норманнская теория в современной буржуазной науке. – М.- Л.: Наука, 1965. – 221 с.

24. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462). – СПб: «Алетейя», 1998. – 541 с.

Методические рекомендации

Киевская Русь – первое в истории государство восточных славян. История его формирования и развития изучается на этом семинарском занятии.

Проблема формирования и развития Древнерусского государства всегда вызывала интерес и споры среди историков. В исторической науке существует две основные теории образования государства у восточных славян: норманнская и антинорманнская. Какова история формирования этих теорий? Кто из исследователей являлся сторонником каждой из них? Аргументы норманистов и антинорманистов необходимо рассмотреть при изучении первого вопроса темы. В чем слабые и сильные стороны каждой из теорий? Перескажите легенду об основании Киева. Почему мы ничего не знаем о потомках Кия?

Во втором вопросе следует подробно остановиться на таких предпосылках образования государства у восточных славян, как развитие способов обработки почвы, совершенствование орудий труда, появление излишков продукции, развитие внешней торговли, увеличение военных конфликтов. Как эти объективные предпосылки привели к образованию государства? Можно ли говорить о том, что государство возникло как аппарат принуждения к повиновению низших классов высшим? Какие еще теории возникновения государства существуют в исторической и философской науках?

Говоря о принятии Киевской Русью христианства в 988 г., следует обратить внимание на причины крещения. Как шло проникновение христианства на Русь? Почему было выбрано именно православие? Где происходило крещение Владимира и его дружины?  Как крестили киевлян и жителей других городов? Среди последствий принятия христианства особое значение имеет влияние высокой византийской культуры на развитие культуры Киевской Руси. Как принятие православия отразилось на государственном развитии Руси? Что такое двоеверие и каковы причины его появления?

Подводя итоги занятия, необходимо ещё раз подчеркнуть объективный характер возникновения древнерусского государства и принятия православия в качестве государственной религии Киевской Руси.

Темы докладов

1. Исторический портрет Владимира Святого.

2. Термин «Русь» в исторической науке.

3. Варяги и Русь.
4. Культура Киевской Руси.

Тема №4

Эпоха феодальной раздробленности в истории России

(2 часа)

1. Причины феодальной раздробленности.

2. Владимиро-Суздальское княжество.

3. Галицко-Волынское княжество.

4. Новгородско-Псковская Русь.

Источники и литература.

1. Галицко-Волынская летопись // Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 164-174.

2. Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Сост. А.Г. Кузьмин, В.В. Фомин. – Арзамас: Издательство АГПИ им. А.П. Гайдара, 1993. – 383 с.

3. Слово о полку  Игореве. – М.: Худож. лит., 1987. – 220 с.

4. Андреева В.Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1983. – 142 с.

5. Горский А.А.  Русь. От славянского расселения до Московского царства – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 390 с.

6. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков
(IХ–ХП в.). Курс лекций. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 398 с.

7. Даркович В. Вечевая республика на Волхове // Наука и жизнь. – 2000. – № 1. – С. 68-76.

8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 тт. Кн. 1. Т. I. – Древняя Русь. – М.: Моск. Рабочий, 1993. – 366 с.

9. Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики. – М.: Наука, 1969. – 135 с.

10. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.

11. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1993. – 572 с.

12. Коваленко В. Распад: Земли-княжества домонгольской Руси // Родина. – 1999. – № 8. – С. 38-43.

13. Коган В.М. История дома Рюриковичей. –  С.Пб.: Издательский дом «Бельведер», 1993. – 287 с.

14. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XV вв. – М.: Наука, 1984. – 349 с.

15. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л.: Наука, 1987. – 213 с.

16. Майоров А.В. Галицко –Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. – СПб.: Университетская книга, 2001. – 639 с.

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 1993. 736 с.

18. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М.: Наука, 1991. –  390 с.

19. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М.: Наука, 1982. 591 с.

20. Рыбаков Б.А. Мир русской истории: начальные века русской истории. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 349 с.

21. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. – СПб: Питер, 1999. – 352 с.

22. Соловьёв С.М. Об истории Древней России. – М.: Просвещение, 1992. – 544 с.

23. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. – СПб.: Наука, 2001. –220 с.

24. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиции наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. – 1996. – № 3. – С. 93-114.

Методические рекомендации

Распад Киевской Руси на отдельные княжества являлся закономерным этапом её социально-экономического развития. Феномен феодальной раздробленности характерен не только для Руси. Феодальная раздробленность была присуща истории практически всех государств средневековой Европы. Период феодальной раздробленности в истории Древней Руси – один из самых противоречивых и сложных для исследования.  В эту эпоху Русь переживала бесконечные княжеские усобицы и нападения кочевников. Одновременно именно на XI – начало XIII вв. приходится бурное экономическое и культурное развитие древнерусских княжеств.

Говоря о причинах начала феодальной раздробленности Киевской Руси, следует отметить, что этот процесс являлся следствием господства натурального хозяйства и слабого развития внутренней торговли в экономике государства. Ослабление торгового пути «из варяг в греки» подорвало внешнюю торговля Руси и ослабило власть князя. Каковы были причины этого ослабления? Как передавалась княжеская власть в Киевской Руси? Как эта система повлияла на начало феодальной раздробленности?

Характеризуя основные политические центры  Древней Руси эпохи феодальной раздробленности: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю, необходимо выделить особенности исторического развития каждого центра. Эти особенности во многом объяснялись их географическим положением, которое определяло социально-экономическое развитие. В каждом княжестве шла внутренняя борьба между князьями и боярами. Исход этой борьбы в каждом княжестве был различен и зависел от соотношения военной и экономической мощи противников.

Расскажите о политической истории Владимиро-Суздальского княжества. Дайте характеристику деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Каковы были причины возвышения этого княжества? Почему политический центр Руси постепенно переместился из Поднепровья на северо-восток?

В чём состояли особенности политического и социально-экономического развития Галицко-Волынского княжества. Какова роль князей в формировании Галицко-Волынской государственности? Чем объясняется их тяжёлая борьба за власть с местными боярами? Какую роль играли Венгрия, Чехия и Польша в истории юго-западной Руси?

Дайте характеристику системы политической власти в Новгороде Великом и Пскове. Каковы были органы власти в Новгороде Великом. Какие функции они выполняли? Какую роль выполнял князь в Новгороде. Чем объясняется не характерное в целом для Руси того времени республиканское государственное устройство в Новгороде и Пскове?

В заключении занятия выясняются последствия периода феодальной раздробленности для истории России.

Темы докладов

1. Юрий Долгорукий – основатель Москвы.

2. Древняя Русь и «Великая степь»: проблема сосуществования.

3. «Слово о полку Игореве» как исторический источник.

4. Культура Руси периода феодальной раздробленности.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Егорова В. С. О природе исторического познания iconРусская философия
В) философия истории (интерпретация исторического процесса и исторического познания)

Егорова В. С. О природе исторического познания iconПедагогического творчества
Цель проекта: Содействовать развитию у детей эмоционально- чувственного отношения к природе Дона, познания ёе и себя в ней, потребности...

Егорова В. С. О природе исторического познания iconЕгорова А. Е 30 Девушка с холста: Повесть / Алина
Егорова А. Е 30 Девушка с холста: Повесть / Алина Егорова. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с. —

Егорова В. С. О природе исторического познания icon1. Россия в системе мировых цивилизаций. Особенности и факторы ее...
Предмет история – это цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что и позволяет достаточно...

Егорова В. С. О природе исторического познания iconЕлена Егорова Детство и отрочество Михаила Лермонтова Рассказы для детей и взрослых
Егорова Е. Н. Детство и отрочество Михаила Лермонтова. — Москва: Московский филиал моо «Лермонтовское общество»; Дзержинский: бф...

Егорова В. С. О природе исторического познания iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Егорова В. С. О природе исторического познания iconКонспект непосредственной-образовательной деятельности в области...
Цель: Познакомить детей с частями растения (на примере одуванчика); Дать представление детям о изменениях в природе цветов в разное...

Егорова В. С. О природе исторического познания iconДревняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII -сер. XV вв
Теория истории рассматривает соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса в их историческом развитии

Егорова В. С. О природе исторического познания iconД искуссии и обсуждения психологический смысл исторического кризиса...
С учетом возросшего интереса в мире к идеям российской культурно-деятельностной школы подобная перспектива представляется автору...

Егорова В. С. О природе исторического познания iconТрансформация массового исторического сознания на Дону в период «перестройки»
На примере Ростовской области я хочу выявить специфику изменений локального исторического сознания, основанную на культурно-исторических...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница