В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их




Скачать 128.59 Kb.
НазваниеВ истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их
Дата публикации10.07.2013
Размер128.59 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их деятельность основана на их целях и мечтах, которые, в свою очередь, являются следствием их жизненного опыта. Поэтому изучение биографии таких людей необходимо для понимания истории страны.

В Российской истории одним из таких людей является царь Петр I. Среди его основных заслуг выделяют создание военно-морского флота, преобразования, затрагивающие все сферы жизни страны от армии до норм моды и этикета, укрепление института дворянства, открытие «окна в Европу» и многое другое. В данной работе нами будет рассмотрено произведение Павленко Н.И. «Петр I», в котором автор описывает жизнь этого русского царя и его роль в истории России.

Основными задачами, которые ставил перед собой автор, являются составление красочной и цельной биографии Петра I, где автор акцентирует внимание на тех аспектах, которые потом оказывают влияние на поступки и государственную деятельность Петра. Таким образом, можно сказать, что цель автора – объяснить государственную деятельность Петра его характером, проанализировать его личность. Автор стремится наиболее правдиво и с разных сторон показать жизнь этого человека, чтобы у читателя была возможность сделать собственные выводы.

Детские и юношеские годы, как правило, оказывают существенное влияние на дальнейшую жизнь и характер человека, так как именно в этот период происходит формирование личности и жизненных ценностей. Поэтому автор этой книги начинает повествование с описания детства и юношества Петра.

Автор отмечает, что детство Петра постоянно сопровождалось интригами и разбирательствами. Оказалось так, что на престол претендовали два несовершеннолетних царевича. Поскольку родственникам каждого их низ было выгодно воцарение именно их протеже, между ними велась целая «холодная война». По причине этого в десять лет Петр стал свидетелем кровавых расправ, что травмировало его психику.

После этого, пока Софья, возглавлявшая противоборствующую сторону, правила семь лет, Петр жил в подмосковных селах. Известно, что окружение формирует характер человека, поэтому в той среде будущий царь развился соответствующим образом. В отличие от Ивана, второго претендента на престол, он был активным и любопытным. Среди интересов и увлечений Петра Павленко выделяет:

  • Ремесла;

  • Воинское дело. Петр играл вместе с друзьями, входившими в его «потешный полк». Впоследствии эти люди остались его самыми близкими соратниками, и полки были сформированы настоящие – Преображенский и Семеновский.

  • Мореплавание – тоже находило отражение в его играх.

Все его детские увлечения, реализовывавшиеся в игровой форме, затем стали делом его жизни, в котором он прекрасно разбирался. Он не изменил ни своим пристрастиям, ни людям, окружавшим его.

Петр получил плохое образование по причине отсутствия хороших учителей, но в течение жизни самообразовывался. Он с детства настаивал на том, что ему интересно, и находил возможность испробовать это. Я считаю, что это оказало влияние на становление его как реформатора: Петр не боялся претворять в жизнь ранее не виданные задумки.

По желанию его родственников и матери он вступил в ранний брак, но был к нему не готов. Жена быстро надоела ему, так как не разделяла его интересов и была замкнутым человеком.

Затем автор описывает ряд важных государственных событий, коснувшихся Петра. Заговор Софьи со стрельцами, интриги и даже план убийства Петра с одной стороны, постоянное ожидание нападения с другой привели к тому, что взаимные сплетни породили конфуз. Решив, что стрельцы идут в Преображенское, Петр сбежал, бросив мать и жену, проявил малодушие и совершил глупый поступок.

Ситуация с женой и с побегом говорит о том, что в эти годы он еще не был готов быть царем, не осознавал ответственности. После заточения Софьи в монастырь и смерти матери Петр не повзрослел мгновенно. Среди перечисленных автором особенностей сохраняется любовь Петра к забавам, активным играм и отсутствие интереса к государственным делам. Интересно то, что официально до смерти своего брата Ивана Петр делил с ним престол, но Иван участвовал в жизни государства еще меньше.

В следующей главе «К морю» автор описывает Азовский поход Петра и его путешествие по Европе. В начале главы Павленко анализирует отношения Петра к войне и приходит к выводу, что Петр видел необходимость «законных причин» для начала военных действий. Так же автор описывает основные проблемы, существовавшие в России в то время. Среди них основными являются: отсутствие выхода к морю, набеги крымских татар и крепостное право, препятствующее развитию и нововведениям в области хозяйства. Подчеркивается, что была тенденция культурных изменений от духовной культуры к светской. Автор утверждает, что предпосылки преобразований уже существовали и зарождались, а Петр поймал дух времени и не только двигался в том же направлении, но и многократно ускорил эти изменения.

Азовский поход был первым самостоятельным решением Петра. Это действие было задумано отличным от предшествующих, но сохранить план в тайне не удалось, и он не увенчался успехом. После поражения и возвращения ни с чем Петр не пытается замаскировать провал, а, наоборот, признается в нем, ищет и устраняет его причины. Среди ошибок он выделил: отсутствие флота, недостаточная выучка солдат, плохая координация в действиях военачальников. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что Петр стал взрослым, стал мыслить иначе. Так же, он не отсиживался во время боевых действий. Не смотря на то, что был царем, рисковал своей жизнью. Позднее Петр участвовал в строительстве кораблей наравне со всеми.

Устранение недостатков привело к тому, что второй поход на Азов стал победоносным. Но содержание и оборона крепости потребовали наличие мощного флота. Так как в казне не было на это средств, Петр усилил налоги на крестьян, но и знать так же заставил оставить роскошь и приняться за труд.

После раскрытия череды заговоров и жестокое наказание заговорщиков, Петр отправился в путешествие по Европе. Автор отмечает, что Петр старался везде быть инкогнито, обучался ремеслам и занимался физическим трудом, как простой человек. Заграничная знать составила о нем впечатление как об умном и проницательном человеке, не отличавшимся однако хорошими манерами. Срочно возвратиться в Россию Петра заставило известие о восстании стрельцов, но они были повержены еще до его возвращения. Поэтому царь задержался за границей, познакомился и проникся взаимной симпатией с Августом II, в результате чего ими был заключен союз в антишведской коалиции.

Глава «Начало преобразований» включает в себя описание, как военных, так и административных реформ. Вернувшись из путешествия, Петр первым делом отрезал у бояр бороды и обязал всех, кроме духовенства, брить бороды, а несогласным – платить большой налог на ношение бороды. Не смотря на то, что это противоречило православной традиции, и было встречено сопротивлением, изменение произошло. Позднее, на одном из пиров Петр отрезал длинные рукава на костюмах приглашенных, чем ввел европейскую моду в Россию. К числу светских нововведений относится и изменение календаря: летоисчисления и празднования нового года. Все это Петр сделал по европейскому образцу.

Хотя этого не было отмечено автором, я думаю, что это было сделано не только потому, что западная мода очень понравилась Петру. Ликвидация внешних культурных различий способствовала доверию и более близкому общению с другими странами. А это было необходимо, так как был создан Северный союз, и готовилась война. В частности, в Воронеже строился флот.

Следующие несколько глав книги посвящены Северной войне, основными участниками которой были Россия и Швеция. Глава «Между двумя Нарвами» повествует о том, как развивались события: заключение мира с Турцией, длительная подготовка к войне, поражение на Нарве. Автор уделяет большое внимание тому факту, что при известии о наступлении большого числа шведов Петр уезжает от Нарвы. Павленко указывает на различие в мнениях историков об этом событии. Некоторые утверждают, что этот побег – такое же следствие трусости, как и случай, произошедший в молодости. Другие считают, что царю действительно было необходимо собрать дополнительные войска, и за этим он и поехал. Но, так как сражение под Нарвой окончилось поражением для русской армии, информация о побеге Петра распространилась по Европе, вследствие чего престиж России в ее глазах сильно упал.

Автор многократно отмечает особенность характера Петра – царь не опускал руки при поражении, а начинал активно исправлять ошибки и действовать с удвоенной силой. Однако на этот раз ему не хватало для этого средств: денег, людей. Проблема с деньгами частично была решена за счет выпуска валюты из заначки, сделанной его отцом, частично за счет абсурдного увеличения числа налогов на жителей. Проблему нехватки людских ресурсов в плане количества царь решил за счет рекрутских наборов, а в плане качества – путем учреждения заведения для обучения офицеров и привлечения наемников.

В это время шведы пошли на Польшу, страх Турции поддерживался постоянной заботе о флоте, а Россия начала одерживать мелкие победы над шведами. Автор отмечает, что, описывая их, Петр не присваивал себе все заслуги, а употреблял местоимение «мы» относительно всей армии.

«Годы испытаний и надежд» рассказывают о дальнейшем ходе военных действий и недовольстве среди народа, вызванном непомерными налогами, результатом которого стало восстание в Астрахани.

Следующая глава «Мать полтавской баталии» названа так не случайно. В ней рассказывается о предпосылках для победы. Русская армия вынуждала шведов идти по выжженной земле, на которой не осталось ничего, так как население уничтожало посевы и мосты. В результате этого шведы умирали от голода, и многие из них сбежали. Русская армия стала все увереннее побеждать. В то же время существовали препятствия, такие как восстание на Дону. Оно было вызвано опять же ужесточением налогов и ущемлением в правах коренного населения.

Глава «Преславная виктория» помимо описания военных действий указывает на то, чем занимался Петр в периоды затишья. Он развил книгопечатание в стране. При этом в основном переводились на русский язык иностранные издания. Это вновь указывает на стремление Петра ввести в Россию европейские стандарты жизни. Так же описывается осуществление Петром губернской реформы, которая была необходима как мера борьбы с восстаниями. В конце главы описывается полтавское победоносное сражение, после которого престиж России вновь возрос, а Петр избавился от клейма беглеца.

Следующая глава «От Балтики к Пруту» начинается с описания пышного празднования победы. Однако, война еще не закончена. Более того, Турция готовится к военным действиям, что грозит вылиться в войну на два фронта, чего царь всеми силами стремится избежать.

Как известно, о характере великого человека нельзя судить исключительно по его карьерным успехам. Важны и его отношения с людьми. Поэтому Павленко уделяет в данной главе внимание отношению Петра с женщинами и с друзьями, в частности, с Меньшиковым. После того, как он все же упрятал первую жену в монастырь, Петр продолжал поддерживать отношения с Монс, но та завела любовника. В принципе, это было не удивительно в условиях его частых отлучек, но так как он был царем, выглядело невиданной дерзостью, за что Петр отомстил фаворитке, сначала заключив ее под домашний арест, а затем вместе с Меньшиковым побив ее нового жениха.

В конце концов, Петр все же нашел женщину, не боящуюся трудностей, схожую с ним по нраву и женился на ней. Екатерина, как и его лучший друг Меньшиков, была не из благородного рода, а из простых людей. Я думаю, что автор не случайно подчеркивает их истинное происхождение, так как в этом заключена одна из особенностей характера Петра. Самыми близкими людьми для него становились те, кто раньше был прислугой или уличным торговцем. Во-первых, он сам предпочитал простоту и не боялся работы, а во-вторых, возможно, причина была в том, что эти люди не были избалованы и отличались умом. Иначе как бы они смогли пробиться к такому положению.

Глава «Шпага и Перо» в своем названии содержит тот смысл, что шпагой Петр называл армию, а пером – законодательную власть. Управлению ими и посвящена эта глава. Так же, в ней детально описывается новое путешествие по Европе, которое оканчивается налаживанием дружеских отношений с Францией.

Очень интересной показалась мне глава «Отец и сын», так как в ней автор косвенно сравнивает Петра с его сыном Алексеем. Оба они в детстве жили в изоляции среди интриг родственников, у обоих были плохие учителя и образование, но Петр сам сформировал свой характер, не был подвержен лени. А Алексей не любил заниматься ни умственным, ни физическим трудом, стремился к праздному существованию, злоупотреблял алкоголем. Петр неоднократно пытался изменить его характер и наставить на путь, но этого не произошло. Сын позорно бежал в Австрию, замышлял против отца. В его планы входило сделать все по-старому, то есть пустить на ветер все старания отца. После долгих разбирательств его вина была доказана, и он умер в тюрьме.

Здесь можно упрекнуть автора в субъективизме. Изначально рассматривая фигуру Петра как положительную, а Алексея как отрицательную, Павленко не высказывается критически о недостатках Петра, а схожее поведение Алексея считает еще одним доказательством его подлости. Петр не только бросил нелюбимую жену, заведя любовницу, но и вынудил уйти в монастырь, но автор не дает этому выраженной негативной оценки. Плохие отношения с женой у Алексея и любовница сразу приобретают в глазах автора негативный смысл. Кроме того, основной недостаток Алексея – отсутствие интереса к делам государства – было свойственно в молодости и Петру, который до Азовского похода занимался только одними забавами.

Как отмечает автор, в характере Петра сочетались противоречивые качества, но все они были объединены единым смыслом служения своей стране. При этом службу эту он отсчитывает не с того периода, когда он взошел на трон, а с того, когда эта служба стала приносить реальную пользу стране, то есть, с Азовского похода.

Глава, названная «Государственное тягло» повествует не столько о бюрократических заботах, сколько открывает читателю особенности мышления и жизненные принципы Петра. Они заключаются в искренней заботе о государстве и общем благе, но в то же время проявляются в той мере, как эту заботу понимает царь. Автор отмечает, что Петр был настоящим монархом, не смотря на занятия ремеслами и любовь к труду. Он четко различал привилегированное и податное сословия и их роли в государстве. Их служение государству было разным. От дворян Петр требовал воинской доблести и образованности, которой добивался насильственным путем, вынуждая их детей учиться. В то же время он всячески укреплял их положение.

К крестьянам Петр относился исключительно как к ресурсам. Он понимал, что ухудшает их жизнь, облагая бесчисленными налогами, и старался не делать этого без надобности. Но Петр вовсе не был заинтересован в улучшении качества их жизни. Ему было нужно, только чтобы они были способны кормить армию в период войны.

Глава «Конец троевременной школы» говорит о Каспийском походе в той же мере, как и о бытовых привычках Петра. Автор вновь акцентирует внимание на простоте и непривередливости в пище и быте Петра. Если предыдущие главы характеризовали Петра только с положительной стороны, то теперь автор сосредоточился на его недостатках и говорит о несовершенстве системе управления, которую он использовал.

Очевидно, что царь стремился к благу для государства, и у него даже существовала своя теория часов, которые должны показывать счастливое время. По мнению автора, Петр не смог добиться этого, так как постоянно прибегал к тирании. С одной стороны он не умел делегировать полномочия, постоянно вмешивался в дела всех, следил за исполнением указов. С другой стороны, он, отлично видя, что написанное на бумаге не исполняется в жизни, не мог подобрать иного инструмента как репрессии для устранения этого.

Глава, посвященная строительству города Петербурга, отражает и культурные нововведения, сделанные Петром. Возведение новой столицы означало и открытие новых учебных заведений, создание новой культурной жизни страны. Петр ввел балы и светскую культуру. Это изменило роль женщин, которые перестали быть невидимыми для общества. Так же, появились правила этикета для обоих полов. Хотя, как и любые изменения, общество приняло это не сразу, постепенно именно положенное Петром начало, развилось и стало основополагающей частью светской культуры страны.

Последняя глава повествует о тяжелой смерти Петра и его отношениях с родственниками в последние годы его жизни. Он заботился о том, чтоб после него страна продолжала развиваться, стремился избавить последователей от ошибок, которые совершил сам. Поэтому издал указ о том, что царь имеет право сам назначить наследника и изменить свое решение, если тот не оправдает надежд. Сам Петр решил сделать императрицей свою жену. Интересен эпизод его жизни, когда он казнил любовника жены и при этом заставил ее смотреть на его отрубленную голову. Я думаю, это была своего рода проверка. Императрица не подала виду, и доказала, что достойна править страной после смерти мужа.

В качестве эпилога Павленко представляет мнения различных выдающихся людей разных времен о Петре. Он подчеркивает наличие споров вокруг его имени. Одни критикуют его, обвиняя в том, что распущенность и воровство, процветавшее при Екатерине II, является прямым следствием его преобразований. Другие восторгаются им как человеком и как монархом. Последними автор приводит мнения марксистов, отмечающих как огромный вклад Петра в развитие государства, так и недостатки его правления, выраженные в том, что он не отменил крепостное право.

Изучая данную книгу, я пришла к выводу, что автор придерживается марксистских взглядов и замечает некоторые сходства Петра со Сталиным. Не случайно в качестве эпиграфа к каждой главе выступает цитата таких деятелей коммунизма как Ленин, Маркс и Энгельс. Оба этих человека превратили отстающую Россию в развитое государство в свое время и делали это жестокими способами. Каждый из них воспринимал народ как ресурс и не щадил его, жестоко казнил заговорщиков, при этом считая, что выполняет свой долг для общества. Петр, как и Сталин, встречался с предательством и казнокрадством людей из близкого окружения и мстил за это.

Я считаю, что роль этих людей в истории нашего государства действительно можно сравнить. Во многом их действия были похожи. Различное отношение к ним историков объясняется тем, что поведение Петра было естественным для тех времен и нравов, а к приходу Сталина общество все же стало более гуманным, поэтому его манера правления и вызывала такой шок за границей.

Среди преимуществ данной книги можно выделить доступный и относительно легкий язык, которым она написано, в результате чего ее интересно читать. Так же, заслугой автора является представление различных взглядов на личность Петра. Он акцентировал внимание на определенных деталях, которые затем подтверждали друг друга и позволяли сложиться целостному образу.

Однако, по моему мнению, это произведение имеет ряд недостатков. Во-первых, материал изложен не совсем логично. Можно сказать, что первая часть книги представлена как исторический материал, особенно главы, посвященные Северной войне. Здесь автор теряет из виду свою цель и начинает писать учебник по истории вместо того, чтобы анализировать влияние описываемых событий на личность Петра. Вторая половина книги, напротив, повествует только о привычках и характере царя. Кроме того, потерян хронологический порядок: упоминания о Петербурге появляются значительно раньше главы о нем, в то время как ничего еще не сказано о его строительстве. В первой половине книге автор не указывает на недостатки царя, показывает несколько субъективный взгляд. Потом он наоборот сосредотачивается на негативных сторонах его личности. Мне кажется, что если бы оценка по каждому параметру производилась равномерно, в течение всей книги, материал воспринимался бы лучше, и произведение было бы более цельным.

Анализ данного произведения позволил мне получить много новой информации, критически посмотреть на фигуру Петра в истории России, обратить внимание на детали. Безусловно, его роль сложно переоценить, какой бы противоречивой она не была.

Литература:

1) Павленко Н.И. Петр I: Биография Петра Великого, преобразователя России. - М.: Молодая гвардия, 2007. – 432с.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconВойна в судьбе человека
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской...

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconОсновой данной программы служит примерная программа вступительных...
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного...

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconЛичность в истории наполеон
Очень немногие выдающиеся личности за весь период человеческой истории оказывали на ее развитие столь значительное влияние, как Наполеон...

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права протокол №8 от 10 апреля 2006 г

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 29 июня 2005 г., протокол №11

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 10 апреля 2006 г., протокол №8

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 10 апреля 2006 г., протокол №8

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 10 апреля 2006 г., протокол №8

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 2004 г., протокол №

В истории любого государства существуют великие деятели, оказавшие огромное влияние на развитие страны, внедрившие изменения и поменявшие ход истории. Их iconКафедра истории государства и права
Утверждено на заседании кафедры истории государства и права 2004 г., протокол №



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница