Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта




Скачать 426.18 Kb.
НазваниеНемного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта
страница1/3
Дата публикации09.07.2013
Размер426.18 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > История > Статья
  1   2   3
Черняев А.Ф.

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3
Боги – фараоны Древнего Египта

А на небе, по представлению древних дгиптян обитали Боги. И в истории древнего народа их было много, так много, как ни у одного другого народа. Причём, что необычно, были среди них не только подобные людям, но и животным, и рыбам и даже насекомым, и все они оказывались как бы «равноправны» в своём божественном величии. И в определённый исторический период на религиозной арене страны или отдельных регионов появлялись те или другие Боги или их группы. В этом равноправии как бы отсутствовал единый главный Бог, но наличествовала группа Богов прошедшая практически через всю историю Древнего Египта и оказавшая громадное воздействие на развитие народа – Великая Девятка Богов – Эннеада.

А как гласят мифы, жизнь на Ниле начиналось так:

Река Нил, протянувшаяся на тысячу с лишним километров с юга на север по земле египетской, во многом определила способ существования и образ мышления людей, проживающих на его берегах. Великая река, несущая массу воды, орошающая берега и удобряющая их плодородным илом, с древности обожествлялась и уподоблялась океану. Определяемое природой, русло реки делилось на две части: Верхний Нил (севернее Каира) и Нижний Нил (от Каира до Средиземного моря – дельта Нила).

Как говорят предания, в древности вся дельта была покрыта озерами и болотами. В период ежегодных наводнений она полностью заливалась водами, превращаясь в единое море, в океан, в котором в ночное время отражалось и переливалось звездное небо со своей «звездной рекой» – Млечным Путем.

Океан вод – основа теологических представлений древнеегипетского народа – отождествлялся с изначальным Хаосом – окутанной темнотой, бескрайней, холодной и неподвижной водой по имени Нун. Протекали века и тысячелетия, но покой Первозданного окeaнa оставался незыблемым [1].

Но вот однажды, как следует из наидревнейшей гелиопольской космогонии, из Океана появился бог Атум – первый бог во Вселенной. Бог, создавший самого себя. Он стал искать в Первозданном Океане твердую землю или островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной холодной воды Хаоса Нуна. И тогда бог Атум создал Холм Бен-Бен первую сушу на Земле. Изначальный Холм.

Но пока, кроме холма Бен-Бен, никакой суши не было, и в океане царил мрак и мертвое безмолвие. И задумал тогда Атум создать новых богов, представил их себе и выдохнул изо рта бога воздуха Шу, а затем выплюнул богиню влаги Тефнут.

Первые боги стали жить на единственном земляном холме Бен-Бен. Бог Шу женился на богине Тефнут. От соединения воздуха Шу и влаги Тефнут родились боги: Геб – бог Земли (а, следовательно, и появилась новая суша) и богиня неба Нут, которые позднее тоже поженились. От этого брака родилось три бога и две богини: Осирис, Хор (Бехдетский), Сет, Исида и Нефтида.

От радости за свои творенья Атум зарыдал и обильно увлажнил своими слезами Землю. Из этих слёз и произошли люди, заселив сначала холм Бен-Бен, а затем весь свет.

Такова первая легенда возникновения мира, возраст которой, как полагают, превышает 5000 лет, а по всей вероятности, намного больше. Так возникла Великая Девятка Богов – Эннеада, как много позднее назвали ее греки. Она возникла и утвердилась в качестве официальной религиозной концепции задолго до возведения первых пирамид и является идеологическим прологом этого возведения. Девятка богов послужила первоосновой пирамидального строительства. Легенда как бы констатирует появление богов и людей, а вместе с ними в неявной форме и первого города Иуну (Анну, Он) на священном Холме Бен-Бен.





Рис.1.Боги Великой Эннеады
Город Иуну – священный город на восточном берегу Нила, по той же легенде, был первым городом на земле, в котором в Золотом веке жили и боги и люди. Город превратился в религиозный центр сначала Нижнего, а затем объединенного государства Та Кемет («черная земля» – древнейшее название Египта). Видимо, отмечая поклонение Солнцу в священном городе, древние греки дали ему свое название Гелиополь – город Солнца, сохранившееся до настоящего времени.

Почти одновременно с городом Иуну (Гелиополем) на холме западного прибрежья Нила появился еще один религиозный центр – город Кхем, позднее названный греками Летополем от древнего города до наших дней сохранился только один храм, более древний, чем даже пирамиды. Предполагают, что этот город в те прежние времена был чем-то связан с именами богини Исиды и (или) бога Гора. Но главное, Летополь располагается точно на широте Гелиополя, примерно в 18 км от него. Между ними находится русло Нила, воды которого в ежегодные разливы превращали, в прежние времена, всю территорию, окружающую города, в единую водную равнину, над которой в данной местности слегка возвышались только два холма с «посаженными» на них городами.

Если ориентироваться на письменные источники, то, как уже говорилось, самая ранняя группа из девяти богов образовалась в древнейшем религиозном центре Египта – Анну (Гелиополе). Старшим богом этой группы являлся бог Солнца и творец всего сущего Атум, за ним следовали дети

– Шу (бог Света и Воздуха), его сестра и жена Тефнут (богиня Влаги и Дождя), далее внуки Геб (бог Земли) и Нут (богиня Неба) и, наконец, четыре его правнука: Осирис, Исида, Сет и Нефтида (рис. 1). Особняком стоит не вошедший в девятку по неясной причине и не всегда относимый к данной девятке бог, пятый брат правнуков – Хор Бехдетский (Гор Эффусский). И эта девятка богов получила в самом начале династического периода название Великой Гелиопольской Эннеады. Из них выделялись и до исчезновения египетской религии считались самыми чтимыми богами, естественно, с периодами подъемов и спадов, Бог Осирис, его жена Исида и их сын Гор. Подчеркну – Осирис, и Исида в религиозной мифологии неразрывно связаны со всей историей Египта. К тому же Осирис является не только земным Богом, но и первым фараоном Древнего Египта. Они отображены на небе: Осирис – как одно из наибольших и ярких созвездий неба – Орион (по-египетски Саху), Исида – мать Гора – ярчайшей звездой Сириус (по-египетски Сотис).

И хотя у народа Древнего Египта существовало зримое многобожество, как бы язычество, что подтверждалось и великой девяткой Богов, в этом многобожестве, как и в язычестве славянском, всегда существовало в скрытом или полуявном виде верховное божество, носившее название Нетер, и другие боги его порождение. Именно монотеистическая структура религии, включающая верховного бога, была способна сплотить разнородные племена и народности в единую нацию и обеспечить её культурное развитие. Что касается броского языческого антуража с богами-людьми и богами-животными и экзотических сопровождений (в основном похоронных ритуалов), то следует предположить, что «выпячивание» многобожия и подготовки к существованию в потустороннем мире имело целью скрыть истинную картину функционирования религиозных институтов. О них мы практически ничего не знаем, за исключением отдельных, не связанных фрагментов ритуалов, осуществляемых в неопределенное время.

Даже беглое знакомство с особенностями древнеегипетского религиозного культа вызывает сомнение в его естественном человеческом возникновении. А бросающееся в глаза тщательное, искусственное запутывание отношений между богами, доведение до кажущегося логического абсурда совокупности этих религиозных представлений свидетельствует о коренном непонимании назначения египетской религии, противоречит расхожему мнению о том, что религиозные представления «нарабатываются» людьми в процессе их эволюционного развития. Но не противоречит тезису о данности религии. О том, что каждая религия не возникает сама собой, а дается свыше в контексте с глобальным назначением племён и народностей, получающих данную религию, с природными условиями, в которых они находятся, с целями их духовного развития и, само собой разумеется, с космическим положением Земли и человечества.

Естественно, что глобальные цели охватывают не период жизни одного, двух или даже десяти поколений. Еще более естественно, что народы, выполняющие данную цель, не только не представляют стоящей перед ними цели, но и помыслить не могут о том, что может существовать глобальная цель их развития. К тому же нюансы и особенности развивающейся религии по месту географического проживания и с общественными отношениями в контексте со временем и производством не охватываются не только формациями в начальной стадии выполнения цели, но и обществами на более высокой ступени развития. Та же египетская цивилизация, выполнив цели своего развития, канула в лету, но канула не бесследно. Канула, оставив после себя каббалистику древних и древнейших знаний и сооружений, которые невозможно игнорировать и которые являются именно результатом использования лучших свойств веротерпимости и религиозного фанатизма, поддерживаемого в течение многих сотен лет. Они-то и являются материальным свидетельством логичности египетской религии и выполнения ею божественного предначертания.

К тому же, о какой алогичности может идти речь, если все последующие монотеистичные религиозные конфессии, получавшие через пророков и проводников свыше основные положения проповедуемых ими религий, включали в них в той или иной мере большинство положений древнеегипетской религии, естественно, без того «шума» алогичного многообразия богов, которое считается присущим египетской религии.

Рассмотрю в тезисной форме в качестве аргумента этого предположения связь между языческой религией Древнего Египта и возникшей тысячелетия спустя иудо-христианской, религией. Связь, которая к настоящему времени уже не отрицается [2].

Начну с того, что египетская религия не отрицает существование единого и единственного Высшего Существа БОГА, которое жречество скрывает под безымянными словами «Верховный Бог», «Нетер», «Бог Богов», поскольку по верованию имя это нельзя было открывать простым людям и незрелым душам. И потому в источниках древности, дошедших до нас в виде записанных жрецами в мифах и сказках, упоминания о нем практически отсутствуют. Но именно он и мыслится как Бог-Отец-Мать-Творец, существующий и до сотворения и в сотворении, совмещающий мужское и женское начала [2]. Он является тем источником, из которого исходят Боги (Нетеры), люди и все сущее. И поскольку он НЕТЕР (Всеохватывающее), но не Нетеры (Боги), и не имеет имени, он присутствует в скрытой, неявной форме, а для простонародья Амон-Ра-Птах (Святая Троица), символизирующая Солнечный Диск. И в этой троице Амон (Амен, Амун) – имя изначального БОГА в додинастическом Египте, означающее «Скрытый», «Всеобъемлющий», «Самотворенный», «ВСЕ» и т.д. И даже с таким не очень определенным именем он достаточно редко встречается в сохранившихся документах. Так, в гелиопольских «Текстах пирамид» это имя появляется всего четыре раза [3]. И, хотя, например, бог Птах входит в Святую Троицу и стоит вроде бы на одном уровне с другими богами, с одной стороны, он не достигает уровня Амона, а с другой, он сотворил богов своей десятки и потому стоит над ними. Они – боги нижней иерархии. АМОН – высшей. И потому: «Есть лишь одно ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВО, и ВСЕ есть ОНО: ОНО проявляет себя в бесконечных формах и множестве Богов» [2].

Отмечу, что сущность религии заключается в восстановлении связи верующего с изначальным источником веры – Богом Создателем. Тексты Библии, основного религиозного документа христианства, в своей основе повторяют положения древнеегипетской религии. Более того, основной тезис христианства об ответственности каждой личности перед Богом за свою судьбу и спасение души было развито у египтян в целую систему спасения и загробной жизни. Тема спасения звучит как в отдельных изречениях [2]: «Спасение обретается путем самостоятельных усилий. Между человеком и его спасением не существует посредников», так и в древнейших иероглифических трактатах, "Текстах пирамид", "Книге исхода" ... и т.д. Приведем из [2] небольшое сравнение библейского представления Бога с древнеегипетскими понятиями из «Книги исхода при свете дня» (10000 - 5000 лет до н.э.).

Из Библии, об имени БОГА «Я Есмь Сущий».

Иисус говорил о собственном происхождении и сущности:

«Я И Отец (БОГ) – ОДНО».

Из «Книги исхода ... »:

Нук Пу Нук (Я Есмь Сущий»)

Нтеф анук анук Нтоф (Он есть Я, и Я есть Он».)

Об атрибутах Бога (НЕТЕРА) и концепциях монотеизма и Абсолютного Бытия:

1. «Я был Един, Я стал Тремя».

2. «Атум-Ра-Птах – три в ОДНОМ».

З. «БОГ един и единствен, ничто не существует, кроме Него; БОГ есть Одно – ОДНО, сотворившее все сущее».

4. «БОГ есть Дух, сокровенный Дух, Дух Духов ... Божественный ДУХ».

5. «БОГ изначален, и Он был с самого начала; БОГ существовал с древности и был тогда, когда еще ничего не было. Бог существовал, когда ничто не существовало, а то, что существует сейчас, создал БОГ ... до сотворения не были сотворены ни Земля, ни человек, ни Боги, ни СМЕРТЬ».

6. «БОГ есть истина, и БОГ основал на ней Землю».

7. «БОГ есть жизнь, и только благодаря ему живет человечество. БОГ дарует жизнь мужчинам и женщинам, вдыхает дыхание жизни в их ноздри».

И т.д.

Даже несколько этих сопоставлений наглядно показывают значительную общность египетских и христианских религиозных воззрений. Но все же сомнения относительно их преемственности в какой-то мере остаются, и вызываются они уж очень устоявшейся формой поименного величания всех египетских Богов и в первую очередь наиболее влиятельных из них (как ни странно, но влиятельность эта, прослеживающаяся на протяжении всей истории Египта, до сих пор необъяснима): Осириса, Исиды, Сета, Хора (Гора) и Нефтиды, имеющих собственные имена, якобы свидетельствующие о политеистическом основании египетской религии, не сводимой, поэтому к монотеизму христианства, у которого только один Бог – сын человеческий – имеет собственное имя – Христос Иисус.

Неслучайность выбора имени Иисус Христос естественна.

Но имя ли это? Если имя, то, что скрывается в этом имени? Заложен ли в нем какой-либо тайный смысл? И поддается ли он расшифровке? Имеется немало литературы, в которой делаются попытки расшифровать имя Иисус Христос и по буквам [4], и по слогам [5], и по смысловому содержанию [6], и иначе. Немало источников старается подчеркнуть отсутствие личного имени у сына человеческого. Вот одно из толкований этого имени [7]:

«Иисус Христос - это не просто имя.

Это, скорее, звание. Имя «Иисус» происходит от греческого варианта имени Иешуа (или Иошуа), что в переводе значит «Иегова-Спаситель», или же «Господь-Спаситель. Звание же «Христос» взято из греческого и означает оно «Мессия» (на иврите – «Машиах», Дан. 9:26) или – буквально – «помазанник». Это звание (Христос») одновременно подразумевает царскую и священническую функции и утверждает Иисуса в качестве священника и царя, возвещенного пророчествами Ветхого Завета. Утверждение это имеет решающее значение для подлинного понимания Иисуса в христианстве».

Здесь величие Иисуса утверждается, Т.е. постулируется, «званием» Христа. Это постулирование, как будет показано далее, излишне. Царская и священническая функция Иисуса Христа изначально заложены в Его имени и не нуждаются ни в каких постулатах. Другое дело, что выявить это можно было только в определенное время, которое, вероятно, пришло.

Приведу другой пример раскрытия слова «Христос» как символа состояния [2]:

«Слово «Христос» является не именем, а титулом, как, например, слово «вице-президент». «Христос» означает «Тот, чья голова помазана елеем», или «Помазанник». Гор, Мудрец, Святой, Будда, Христос, Кришна и т.д. – названия, или понятия, описывающие одно и то же. Состояние Гора, или состояние Христа, означает определенные качества, представленные мифологическими или историческими личностями как символами, которые олицетворяют потенциальное состояние просветленности всех разумных существ во Вселенной».

Не приходится сомневаться, что и такие значения присутствуют в слове «Христос», но они не являются основанием для отрицания личностного имени бога. К тому же и в египетской, и в христианской религиях за Богом «закрепляется» много неявных имен, которые не произносятся, но принадлежат ему, в том числе и такие, которые включают сокращенные слова или слоги иных слов и даже символов. Приведем пример рассмотрения личного имени Гора (Хора) как символа [2]:

«Воскресения и жизни», «Помазанника», «СЛОВА, ставшего плотью», «ХРСТ (Христа)», «СЛОВА, ставшего ИСТИНОЙ», «Приходящего свершить ЗАКОН», «Победителя врагов своего отца» (ВРАГИ: неведение, ложь, обман, болтливость, завистливость, греховность, эгоистичность и т.д.), «Шествующего по водам Отца своего»…

Здесь следует обратить внимание на приведенное сокращение имени «Христа» в слове из одних заглавных согласных букв при отсутствии гласных «ХРСТ». Это обычная система записи слов в древнеславянском и древнеегипетском языках. При обратном восстановлении, в зависимости от содержания текста, можно подставить не те гласные, которые включало первоначальное слово, и образовать другое слово. А можно восстанавливать и так, что каждая согласная сама по себе будет образовывать определенное самостоятельное слово. К тому же чтение-расшифровка слова может производиться как слева направо, так и справа налево. Имея в виду эти правила, слова «Христос Иисус» С.Н. Удалова [8] расшифровала, записав их по группам гласных и согласных в следующем порядке:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconНемного о пирамидах Гизе. Статья 4 Земные пути звёзд
Хуфу пересекает и продолжение дороги пирамиды Хафра и пирамиды дороги Менкаура. Куда ведут эти дороги, точнее, что имитируют эти...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconВопросы к экзамену по мировой художественной культуре
Художественная культура Древнего Египта. Периодизация. Архитектура (пирамиды и храмы: комплекс в Гизе, храмы в Карнаке, Луксоре,...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconРеймонд Дрейк Боги и пришельцы Древнего Востока
«Боги и пришельцы Древнего Востока / Пер с англ. Л. A. Карповой.»: Центрполиграф; Москва; 2011

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconКонспект открытого урока в 5 классе по истории древнего мира Тема: «Культура Древнего Египта»
...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconДревнего Египта «маат»

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconКонтрольная работа По дисциплине: Культурология на тему: Культурное наследие Древнего Египта
Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconКультура Древнего Египта
Применяя Интернет – технологии на уроках изобразительное искусство можно использовать демонстрационные материалы и дополнительный...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconТема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта
Педагог: Шалыгина Ирина Владимировна, к п н, руководитель Учебно-методического отдела ООО "Кирилл и Мефодий"

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта iconДуховный воин духовные истины в психических явлениях
Однако в первую очередь книга адресована людям других традиций, таких как христианство и ислам, мистические школы Древнего Египта,...

Немного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта icon1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего
И пусть одолжат"; "Опустошение" Египта как воплощение замысла Всевшнего со времен Праотцев



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница