Историческая поэтика




НазваниеИсторическая поэтика
страница1/6
Дата публикации09.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

Историческая поэтика


  1. Проблема происхождения искусства и роль лит-ры в культуре.

Проблема происхождения искусства остается открытой и актуальной по сей день. В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд. Именно он предоставлял чел.у материальные средства д/воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного ис­кусства происходит 45-40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Появление искусства связывают с магическими и мифологическими представлениями. Борев считает, что мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству. Мифологические и магические образы были основным содержанием обрядовых действий, наскальной живописи, скульптуры. Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности, в нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделялись; не было в древности и разделения между творцами и потребителями искусства. Постепенно искусство выделяется из этого синкретического единства как самостоятельная сфера духовной деятельности.

^ Теория художественного инстинкта рассматривает искусство как биологическую функцию. Согласно ей, искусство в человеческом обществе имеет общие корни с «искусством» животных (строительство гнезд, красочное оперение, танцы и т.д.)

Иллюзионистская теория полагает, что искусство - чудесный обман, доставляющий наслаждение челу. Пример теории социального происхождения искусства –искусство – не проявление природы, а продукт общественных условий, поэтому оно социально по своей самой сущности. Вывод сделан на основании того, что искусство – творение уже сформировавшегося чела, поскольку оно возникло в эпоху верхнего палеолита, то есть в эпоху появления подлинного человеческого общества, и воплощает новую ступень освоения действительности, которая соответствует высокому уровню развития чела.

Еще на исходе 1920-х годов Бахтин писал, что главная задача «теоретической социологической поэтики» — «выделить лит-ое произведение как таковое, дать экспозицию его структуры, определить ее элементы и их функции». Он же подчеркивал, что задача эта неразрешима без ответа на вопрос об эстетическом: «...без систематического понятия эстетического, как в его отличии от познавательного и этического, так и в его связи с ними в единстве культуры, нельзя даже выделить предмет, подлежащий изучению поэтики — художественное произведение в слове, — из массы произведений другого рода; и это систематическое понятие, конечно, вносится каждый раз исследователем, но совершенно некритически».

Лит-ое произведение, как видно, в первую очередь должно быть поставлено в ряд явлений искусства, независимо от его видов. Картине, симфонии, зданию и т.д. могут быть присущи одинаковые свойства: именно те, которые заставляют нас относить все эти явления к области искусства.

Произведения словесного творчества, конечно, отличаются от творений других видов искусства. Таким образом, лит-ру мы должны рассмотреть не только как искусство, но и как его особый вид.

  1. ^ Синкретизм как художественный принцип.

Первую стадию в истории поэтики Веселовский называл эпохой синк-зма. Развитие науки подтвердило, что самым элементарным и в то же время самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или син-зм. Он пронизывает всю древнюю культуру, начиная с чувственных восприятий ее носителей до их идеологических построений — мифов, религии, искусства. Архаический чел. синк-ски воспринимает данные разных органов чувств, себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им предмет, искусство и жизнь. Син-зм, по Веселовскому, есть выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. В таком сознании сами идеи тождества и различия еще не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления.

В своих трудах Веселовский проследил, как проявляется этот принцип в древнем искусстве слова —т.е. провел его через центральные категории лит-ры изучаемой эпохи. При этом выяснилось, что дольше всего сохраняется синк-зм в сфере поэтической образности. После Веселовского большую роль в прояснении ведущего принципа архаического искусства сыграли труды Фрейденберг. Исследовательница подчеркивала, что мифопоэтическое сознание на этой стадии «имеет цельный характер, нерасчлененный. Фрейденберг не пользовалась термином «синк-зм» и даже с ним полемизировала. Она считала, что данный термин содержит в себе представление о развитии, исходящем из одного источника, тогда как на самом деле в основе становления лежит множество факторов — оно не «моно-», а «полифилично». Проявляется это в том, что здесь на всех уровнях целого (в образе, сюжете, персонаже и т.д.) действует принцип семантического тождества при различии форм, причем различие есть лишь внешнее проявление внутреннего единства.

Синк-зм тот «родимый хаос», из которого возникли современное сознание и искусство, и можно говорить, что на иной почве они не могли бы родиться. В этом смысле древний синк-зм лит-ры родствен мифологии, психическому бессознательному и другим первичным («архетипическим») структурам сознания и культуры, из которых вырастают их более дифференцированные формы. И в более позднее время — в момент своего становления — каждая лит-ра переживает состояние, типологически родственное тому, что мы называем синк-змом. Почему Пушкин — это «наше все»? потому, что он д/русской лит-ры был тем началом, в котором в синк-ком виде заложены возможности ее будущего развития.

Лит-ра выводит нас на такой уровень сознания, где синк-зм является не только ее историческим лоном, но и неким архетипическим качеством, каждый раз по-новому воспроизводящимся. Более поздние художественные принципы и формы искусства будут так или иначе соотноситься со своим архетипом — вырастая из него, от него отталкиваясь, к нему возвращаясь в иных обликах. Но во всех метаморфозах художественности генетическим «кодом» эстетического объекта останется принципиально нерасчленимое целое. В этом метаисторическое значение феномена синк-ма, открытого исторической поэтикой.

  1. ^ Художественные принципы эйдетической поэтики.

Новая стадия в истории поэтики начинается в 7 — 6вв. до н.э. в Греции и первых веках новой эры в Индии и Китае. К этим древним лит-рам, переживающим новую фазу развития, присоединяются римская, византийская, арабская, персидская, японская, средневековые европейские и древнерусская лит-ры.

Внешним признаком, свидетельствующим о наступлении новой стадии, можно считать появление первых поэтик и риторик, в которых лит-ра, отделяющаяся от других форм идеологии, постепенно становится предметом рефлексии. В Греции это «Пир» и «Государство» Платона, «Поэтика» Аристотеля, античные риторики.

Завершается эта стадия поэтики во 2-ой половине 18в. в Европе, а на Востоке — в 19 — 20вв.

Одной из первых обозначила границы изучаемого нами периода Фрейденберг, но в научный оборот эта стадия под названием риторической вошла после работы Курциуса.

Эйдос - это новый порождающий художественный принцип, который пришел на смену синк-зму. Более специфическими д/новой стадии являются критерий риторичности и рефлексивности, рефлексивность проявляется не только в самом факте возникновения поэтик и риторик, имеющих целью осознание лит-ры. Она проникает также внутрь самого произведения, автор которого не только изображает, но и тут же толкует свое создание, — в предельных случаях это приводит к возникновению «метаобраза», к рассказу о том, как рассказывается; само произведение тут становится риторикой и поэтикой.

Очевидны логицизм риторической рефлексии, ее универсалистско-дедуктивные тенденции, преобладание общего над частным, установка на «общие места» (топосы), а также на готовые формы (на канон, готовые жанры и сюжеты, слово и образ, готового героя и т.д.). Впоследствии искусство, придерживающееся этих принципов, будут упрекать в рационалистичности, рассудочности, «риторичности» и холодности. Содержащиеся здесь тяготения к замкнутости и «готовости» получат еще более законченное выражение в рационалистической философии, венчающей данную эпоху: у Спинозы и Лейбница «все определено и заранее решено», «мир уже завершен и закончен, и в нем определились все причины и все механизмы».

Но выделенные признаки — лишь одна из тенденций новой поэтики. Ярко проявилась она, например, в арабской лит-ре, где «традиционные мотивы воспринимались... как знаки, символы чего-то "непостижимого", а потому невоплотимого в слове». Поэтому в ней «каноны по самой своей природе должны были быть — и действительно были — чем-то зыбким, неуловимым и подвижным».

Интересующая нас поэтика и имеет 2предела: Бог и логика, первичный творческий акт и его воспроизведение-повторение. Это и понятно. Ведь в интересующую нас эпоху совершается переход от синк-зма к различению, от мифа к понятию, от дорефлексивности к рефлексии. И происходит он под знаком традиционализма и следования канону в его новом (риторическом) облике.

Платон называл эйдос: порождающий принцип предметов, их «идея», но одновременно конкретно-чувственный образ (многозначное греческое слово «эйдос» переводится и как «образ», и как «идея» — в этом его специфика).

Эта сращенностъ образно-понятийных начал в эйдосе обусловила своеобразие мысли и культуры нашей протяженной эпохи, в ней же ключ к новой поэтике, будучи по доминантной установке различающей (отсюда роль рационального начала),эта поэтика не знает ни чистого образа, ни чистого понятия. Исходя из этого, представляется, что термин эйдетическая поэтика столь же адекватно передает порождающий принцип нашей стадии, как термин синкретизм — предшествующей.

Осознание эйдоса как порождающего принципа новой поэтики позволяет увидеть в иной системе уже знакомые нам традиционализм, каноничность, рефлексию и риторику. Так, рефлексивность оказывается одним из аспектов принципа различения, и в этом смысле она — сущностное качество эйдетической поэтики. Но у нее есть своя граница, именуемая каноном. Д/изучаемой нами эпохи канон — не столько данные извне правила, сколько

заданные порождающие принципы произведения искусства.

В этом качестве он не обязательно жесток — он допускает большую (в принципе неисчерпаемую) свободу вариаций, ибо его моделью является творческий акт Бога. Следование канону можно назвать следованием готовому образцу только в том смысле, что этот образец уже был дан в прошлом — имел божественный прецедент.

Возвращаясь к соотношению канона и рефлексии, мы теперь можем сказать: как образ в эйдетической поэтике еще синкретичен с понятием, так и рефлексия не отделена от канона и находится не вне, а внутри него. Канон — не внешне данная граница рефлексии, а ее собственный внутренний предел. Так вот, канон в эйдетической поэтике организует рефлексию по законам обратной перспективы. И именно в этом смысле (а не в качестве внешней принудительной силы) он задан до начала игры. Рефлексии предоставлена любая возможная свобода внутри события, художник может рефлексировать и над самим каноном, но только как внутренне причастный ему субъект, а не как сторонний наблюдатель. Мы говорили о порождающем принципе эйдетической поэтики.Он эволюционировал во времени, принимал разные формы в разных культурах — об этом пойдет речь в других главах нашего раздела.

  1. ^ Жанры в эйдетической поэтике.

Эпоха эйдетической поэтики начинается в Европе с формирования системы жанров в древнегреческой лит-ре, затем идет длительная полоса жанрообразования в лит-рах Средневековья, а в 16 — 17вв. происходит возрождение античной системы жанров, вобравшей в себя художественный опыт национальных литератур. Устанавливается новый жанровый канон, как будто бы близкий к античному, но существенно отличающийся от него. Со 2-ой пол.16в. было «практически осуществлено размежевание между жанровым законом и жанровым каноном». Акцент на законе, то есть на общем принципе, отвлеченном от конкретного образа-носителя, еще более усиливается в 17 — 18вв., когда окончательно складывается система жанров — «закрытая, авторитарная, не допускающая исключений, в высокой степени наделенная самосознанием своей системности».

Если жанровый канон поначалу отправлялся от какого-то конкретного текста-носителя, то жанровый закон уже «включает в себя любой образцовый текст как одну из своих возможностей, но он этой возможностью не исчерпан, он складывается из суммы возможностей».

Отсутствие единого принципа классификации и смешение жанров художественных и нехудожественных приводило к тому, что Лихачев назвал «интенсивным самовозрастанием количества жанров».

Процесс жанрообразования в эйдетической поэтике, повторяясь, проходит во многом заново. Опыт предшествующей стадии развития, активно влияет на этот процесс, предлагая формирующимся лит-рам некие образцы. Но эти образцы подвергаются переосмыслению. Поэтому переход от жанрового канона, воплощенного в конкретном образце, к отвлеченному жанровому закону не мог быть прямым. =>Активное развитие жанровых образований с Фиксированной и заданной композиционной структурой. - строгие жанровые формы.

В 11 — 12 вв. персидская газелла, выделившаяся из касыды, под влиянием суфийской поэтики обретает свое жанровое своеобразие. идеальная величина (7бейтов), определенный порядок повторяющихся рифм, редиф, обязательное композиционное кольцо, включающее в себя афористическую концовку и введение в последний бейт именем автора. Несмотря на свободный ассоциативный ход, в развитии темы есть архитектоническое единство.

По-иному, но к такому же жанровому универсализму тяготеет хокку в японской лит-ой традиции. По композиционной форме — трехстишие (5 — 7 — 5 слогов соответственно в 1,2,3-й строках) с особой концовкой-завершением — коаном: На голой ветке Ворон сидит одиноко...Осенний вечер!

Композиционный и одновременно смысловой ключ к хокку— коан. Жанровое условие хокку — неожиданность, непредсказуемость коана — сочетается в нем, таким образом, с неким универсализмом и следованием традиции.

В эйдетической поэтике существуют и свободные жанровые формы- элегия.

Уже в древнегреч. лит-ре элегия была достаточно свободным жанром, имевшим в то же время строгий формальный ограничитель (элегический дистих). В ранних европ. образцах жанра еще отсутствует единство темы, тона и лирической ситуации — известны элегии торжественно-панегирические, исторические, любовные, часто лирическое начало осложнено повествовательным и драматическим. Устанавливается канонический размер элегии — им становится александрийский стих.элегическая ситуация — чел. перед лицом быстротекущего времени и смерти, хотя эта ситуация еще не имеет строго индивидуального и неповторимо конкретного характера, а осознается как вечная и разрешается в «суммарной эмоции». В ней жанровый закон явно превалирует над каноном, поэтому неслучайно элегия становится столь актуальной в пору кризиса эйдетической поэтики и перехода к новым принципам жанрового самоопределения.

Итогом же эйдетической поэтики в интересующем нас плане стало «создание единой жанровой системы, пришедшей на смену многосистемности или даже несистемности средневековых межжанровых отношений». Это — система, осознающая свою системность, иерархически упорядоченная (различающая жанры высокие, средние, низкие), закрытая, авторитарная и не допускающая исключений.

Главным из маргинальных жанров, который не попадал даже в низшие рубрики такой системы, был роман. В поэтиках он упоминается крайне редко и неизменно с уничижительной характеристикой.

Роман создается без правил, без «искусства», а потому не имеет правильного, то есть канонического постройния. Маргинальность его связана с тем, что у него нет не только строгих композиционных форм и жанрового образца-канона, но и жанрового закона, хотя бы такого, как в элегии. Поэтому в романе представлен уникальный д/рассматриваемой нами эпохи вариант жанрообразования. Все эйдетические жанры либо прямо получены в наследство от традиции синкретической поэтики, либо выросли на основе какого-либо из ее жанров. Так, элегия возникла из надгробных плачей, баллада — из весенних плясовых и игровых песен, идиллия — из пастушеских песен, газелла — из газала касыды, хокку — из танка, у которой были свои фольклорные источники, новелла — из анекдота и т.д. У романа же нет такого готового жанра-источника.

Таким образом, при создании исторической типологии жанров эйдетической поэтики следует учитывать наличие в ней: строгих жанровых форм (наиболее связанных с каноном и имеющих определенные композиционные приемы построения); свободных жанровых форм (тяготеющих не к канону, а к жанровому закону и не связанных жесткой композиционной структурой); наконец, маргинальных жанровых форм (противостоящих канону, не вписывающихся в закон и имеющих тенденцию к самоопределению путем выявления присущей им внутренней меры).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историческая поэтика iconВеселовский А. Н. Историческая поэтика Веселовский А. Н. Историческая...
Готовясь к экзамену, будущий магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века...

Историческая поэтика iconО. Э. Терехов Историческая мысль и историческая наука
I. Историческая мысль и историческая наука в эпоху романтизма в первой половине XIX века

Историческая поэтика iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе...
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов

Историческая поэтика iconПояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения»
«Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...

Историческая поэтика iconЯзык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха...
Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля / Российский государственный гуманитарный ун-т. М., 1994....

Историческая поэтика iconКонтрольная работа «Историческая школа Германии: оппоненты классической школы» содержание
Тема контрольной работы «Историческая школа Германии: оппоненты классической школы»

Историческая поэтика iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Историческая поэтика iconПрограмма учебной дисциплины Сравнительно-историческая фонетика индоевропейских...
Целями освоения дисциплины «Сравнительно-историческая фонетика индоевропейских языков» являются

Историческая поэтика iconУрок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви...
Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения

Историческая поэтика iconПлан конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь...
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница