Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей




Скачать 57.07 Kb.
НазваниеОрганизация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей
Дата публикации02.07.2013
Размер57.07 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через ТОКС и школьный музей.

Р.С. Амангулова, М. С. Амангулова

«…Патриотизм…это чувство гордости своим отечеством, его историей и совершениями, это стремление сделать страну краше, крепче, счастливее…. Это источник мужества, стойкости, силы народа…»

В.В.Путин.

«…Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм».

М. Меньшиков – историк, публицист.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств .Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по –настоящему гармоничной личности .Одним из способов формирования и развития патриотизма являются поисковая и музейная деятельность. С 2000г. в Геметюбинской школе действует ТОКС (Телевизионный отряд краеведов – следопытов) «Поиск». ТОКС - это детско-молодёжная организация, целью которой является активное участие в создании летописи Великой Отечественной Войны, пропаганда собранного материала о ратном и трудовом подвиге, проявления заботы, о внесение вклада в дело борьбы за мир. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОКСа: воспитание молодёжи на основе преемственности патриотизма и любви к Родине. Возрождение, сохранение патриотических традиций народа, упрочение единство Дагестана и России. Удовлетворение образовательных потребностей детей, приобщение их к научно - следовательской и поисковой деятельности. Изучение истории Великой Отечественной войны, локальных войн. Увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн, формирование уважительного отношения к памяти погибших при защите Отечества. Воспитание подрастающего поколения на традициях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, терпимости и миролюбия по отношению к другим народам, уважительного отношения к памяти защитников Отечества, героической истории страны. Формирование основ для гражданского становления и духовно- нравственного воспитания молодёжи. Развитие гуманных чувств милосердия, отзывчивости, сочувствия и сострадания к ветеранам войны и труда, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда. Оказание помощи семьям погибших воинов. Увековечение памяти военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга в мирное время. Создание банка данных об участниках Великой Отечественной войны, локальных войн, о павших на территории Дагестана защитниках Отечества конца 20 и начала 21вв. Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны, локальных войн, об историческом прошлом и настоящем родного края и создание Музеев боевой и трудовой славы, уголков боевой и трудовой славы, новых экспозиций. Создание памятников, обелисков и уход за ним. Пропаганда поисковой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Благодаря ТОКСу учащиеся нашей школы примкнули к этому глобальному движению, как поиск погибших в ВОВ и других локальных войнах. Поиск и встречи привели наших ребят в Москву, Рязань, Волгоград, Майкоп и.т.д. участвовали во многих научно – исследовательских экспедициях, связанных с поиском и захоронениями солдат ВОВ. На этапе становления её деятельность сводилась к активному сотрудничеству с ветеранскими и общественными организациями ,ведущими патриотическую работу .Уже за первый год деятельности был накоплен огромный материал, результатом чего стало открытие школьного историко - краеведческого музея. С этого момента и по сегодняшний день поисковая группа ТОКС «Поиск» свою работу строит на базе школьного историко – краеведческого музея. А.В.Луначарский назвал музей « Памятной книгой человечества»1 Действительно, это»книга памяти», ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают ей как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь и нить времён и поколений. В положении о школьном музее пишется “ … Школьные музеи должны способствовать формированию у учащихся любви к Родине, патриотизма и интернационализма, воспитанию познавательных чувств, интересов и способностей, содействовать развитию общественно -_политической активности учащихся, овладения ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служит в целом совершенствованию учебно_ воспитательного процесса.»2 Активной формой патриотической работы в этот период стал поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами войны и труда, локальных войн, походы по местам боевых действий, ухаживание за обелисками. В музее есть стенды об истории села, о культуре и быте, о его жителях, о героизме односельчан в годы Великой Отечественной войны, об Афганистане (1979-1989гг), о событиях 1999г в Дагестане. « Музей даёт возможность много видеть собственными очами и это делает музей могучим средством убеждения,средством агитации и пропаганды»-3говорила Н. КрупскаяВ школе зародились традиции ,которые действуют до сих пор:»Урок мужества», «Линейка памяти», «ТОКСовский десант». Сегодня ТОКС действует на основе программы «ТОКС ведёт поиск». Программа занятий строится таким образом, что в течение учебного года проходят базовый курс, в который входят:1.музееведение;2.военная история;3.краеведение;4. методика поисковой работы. В результате ТОКСовцы получают теоретические знания и практические навыки ,которые в дальнейшем смогут примянять в самостоятельной деятельности и во время экспедиций .В процессе поисковой работы закаляются нравственно и физически ,учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать логически материал ,работать с архивными источниками ,проявлять настойчивость и дисциплинированность. в течение учебного года собирают материал , собранный материал обсуждают на заседаниях ТОКСа, а в конце учебного года отчитываются на Республиканском слёте ТОКС. В процессе поисков Победы в Великой Отечественной войне были посвящены цикл передач: «По дорогам Мужества», «Дети войны»; урок мужества «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной», встреча с ветеранами войны и труда. Приняли участие научно-практической конференции по патриотическому воспитанию, в акции «Мы помним», «Солдатский платок», в «Вахте памятИ». ТОКСовцами Геметюбинской средней школы была организована поисковая экскурсия по местам боевой славы в городе – герое Волгограде, приуроченная к юбилею Сталинградской битвы. В программу экскурсии включалось посещение мемориального комплекса на Мамаевом кургане, музея «Панорама Сталинградской битвы»; исторического музея г.Волгоград, Дома Павлова и других достопримечательностей.

Мамаев Курган – это не только памятник, это огромная братская могила и вечной должна быть память о солдатах, не желавших своей жизни ради мира. В зале воинской славы горит вечный огонь. Его зажгли от Вечного Огня на площади Павших борцов. По периметру зала расположены приспущенные знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. Поиски идут до сих пор и имена на знаменах постоянно пополняются.Среди защищавших Сталинград был наш земляк Болатов Болат.Неизгладимое впечатления произвел на ребят главный монумент – «Родина – мать завет» Она символизирует призыв Родины к народу победить врага. Народ выполнил до конца свой патриотический долг перед – священной матерью – ТОКСовцы долго потом обсуждали увиденное в музее «Панорама Сталинградской битвы». Уверены, что такие поисковые – эскурсии послужат патриотическому воспитанию нашей молодежи. Интересные встречи и полученные впечатления надолго останутся в памяти ТОКСовцев.

Также ТОКСовцы приняли участие в походе экспедиции по местам боевых событий 1999г. По маршруту: Махачкала – Буйнакск – Чабанмахи – Карамахи – Леваши – Гуниб – Хунзах – Арани – Харахи – Ботлих – Рахата – Ансалта – Тондо – Агвали – Хасавюрт – Новолакское – Махачкала. ТОКСавцы посетили места боевых действий, встречались с участниками событий, собрали богатый материал об ополченцах, Героях России. В походе были проведены десятки встреч с родственниками погибших защитников Дагестана и России. По итогам поездок ,встреч, праздников ТОКСовцами оформляется альбомы, планшеты, стенды ,раскладные книги, которые используются на уроках .Поисково-исследовательская работа по расширении экспозиций музея продолжается. «Мы должны сделать всё, чтобы память о героических днях наших дедов жила в сердцах потомков»4-говорят ТОКСовцы . Эмоциональное восприятие, приобщение учащихся к истории страны побуждают в нём добрые чувства, сопереживания за судьбу народа, потребность в самопознании и саморазвитии ,а именно этому предназначению и служит ТОКС и школьный историко-краеведческий музей как одно из важных средств героико – патриотического воспитания школьников. Поисковый отряд нашей школы верный героическим традициям старших поколений продолжит поисковую работу по увековечению павших в боях за Родину.

Литература 1.Очерки истории музейного дела в СССР. - М.,Советская Россия, 1968.-Вып. Y1.–С.31.

2. Положение о школьном музее. – М., 1977.-С.24.

3.Н. К. Крупская « Музей на фронте классовой борьбы и Советского строительства» Пед.Соц. М.,И.-из.-во АПП РСФСР.,1960.-С.8.

4.Газета «Бабаюртовские вести».-№21 от 6 мая 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconСценарий открытия месячника героико-патриотического воспитания и...
Слайд №1 Вед: Добрый день уважаемые батуринцы, дорогие гости, учащиеся школы, педагоги! Мы рады приветствовать вас на торжественном...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconМетодические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир...
«храм». Музей — это место, по­священное наукам и искусствам. Как учреждение, музей занимается собиранием, изучением, хранением и...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconМобу «Средняя общеобразовательная школа №4», пгт. Пойковский
Музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся мобу пойковская средняя общеобразовательная школа №4. Программа...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconПримерная программа кружка «краеведческий музей»
И интерес этот не случаен, потому что школьный музей одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей icon«И не в шурф их бросали, а в наши сердца»
Цель: закрепить знания учащихся о подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия», способствовать активизации героико-патриотического...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей icon• Диплом II степени за участие во Всероссийском конкурсе воспитательных систем, 2006 год
Организация жизни и творчества учащихся реализуется через центры: социальной адаптации младших школьников, охраны здоровья, гражданского...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconФормирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой...
Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей icon«Программа деятельности школьного краеведческого музея»
Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconВосточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение
Целью Программы гражданско – патриотического воспитания является формирование у обучающихся высоких патриотических чувств и сознания...

Организация поисковой деятельности как основа героико – патриотического воспитания через токс и школьный музей iconПрограмма патриотического воспитания мбоу гимназия 37 “ мое отечество” паспорт
Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 августа 2010 г. №304«о республиканской целевой программе патриотического воспитания...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница