Урок 4: Авторитет в богословии




Скачать 434.64 Kb.
НазваниеУрок 4: Авторитет в богословии
страница1/4
Дата публикации18.01.2015
Размер434.64 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
  1   2   3   4

Russian 4,

Моя богословская позиция


Урок 4: Авторитет в богословии)))


  1. Вы когда-нибудь задумывались о том, что значительную часть нашей жизни мы проводим в поисках авторитетов и следовании за ними? Вопрос звучит в современном мире странно, но ведь это правда. Когда ломается машина, мы ищем надежного механика, чтобы поручить ему ремонт. Когда мы больны, мы ищем врача-специалиста. В любой ситуации благоразумный человек ищет надежного специалиста в нужной области, прислушивается к его мнению и, насколько возможно, следует его рекомендациям.




  1. Примерно так же обстоит дело и в богословии. Здесь рассудительный человек тоже находит авторитеты, за которыми можно следовать, и прислушивается к ним. На первый взгляд, в этом нет ничего сложного. Но христиане, занимаясь поисками надежных авторитетов вот уже 2 тысячи лет, обнаружили, что все не так просто. Какой авторитет нужен нам в богословии? Где его найти?




  1. Четвертый урок нашего курса называется «Авторитет в богословии». Он посвящен вопросам поиска авторитетов и следования за ними в процессе формирования своей богословской позиции. Мы сосредоточим внимание на том, как христиане решали эти вопросы на протяжении трех периодов истории церкви.
    4b. Во-первых, мы поговорим о взглядах католической церкви средних веков, во-вторых, о точке зрения ранних протестантов, и, в-третьих, о том, как этот вопрос надлежит рассматривать современным протестантам. Начнем с анализа взглядов на авторитет в христианском богословии католической церкви средних веков.




  1. ^ Средневековое католичество

  2. Эти занятия посвящены в первую очередь протестантскому и реформатскому богословию, но будет полезно начать с католичества. Мы увидим, что реформатский подход к авторитету в богословии возник в ответ на ошибки средневековой церкви.




  1. Занимаясь историей церкви средних веков, мы затронем две темы: во-первых, средневековое учение об авторитете Библии, и, во-вторых, проистекающее от него понимание авторитета церкви. Начнем с вопроса об авторитете Писания.


^ А. Авторитет Писания

  1. До Реформации отношение церковных орденов и отдельных людей в церкви к Писанию было неодинаковым. Нужно отметить, что - хотя бы в теории - большинство средневековых богословов верили в авторитет Писания. Но на практике церковь заняла по отношению к Библии такую позицию, что следовать авторитету Писания стало почти невозможным.




  1. Рассматривая этот вопрос, необходимо коснуться крайних взглядов на богодухновенность Библии, значение Писания и неясность в Библии. Начнем со средневекового понимания богодухновенности Библии.




  1. Богодухновенность

  2. В целом католические богословы утверждали, что Библия богодухновенна, и что для ее написания Бог использовал людей. К сожалению, многие богословы в этот период заняли крайнюю позицию в отношении богодухновенности Библии: подчеркивая ее божественное происхождение, они пренебрегали человеческими и историческими ее истоками.




  1. Внимание к первому за счет второго объясняется рядом причин. Например, это сильное влияние греческой философии – в частности Платона и Аристотеля. Эта философия придавала значительно большее значение вечным категориям, чем преходящему, и христианские богословы, руководствуясь этими категориями, привыкли считать, что аспект божественного происхождения Писания значительно существеннее, чем аспект исторический и человеческий.




  1. Кроме того, средневековые ученые были настолько невежественны в древнейшей библейской истории, что она просто не имела для них практического значения. Поэтому они подчеркивали то, что им было известно доподлинно, - а именно, что Библия содержит вневременные истины, которые открыл вечный Бог, - и умаляли прочее.




  1. Значение

  2. Акцент на божественность Библии привел к заслуживающим сожаления верованиям о значении библейского текста. Исходя из неземного происхождения Библии, богословы считали, что она несет в себе значение не так, как прочие книги. Поскольку она богодухновенна, в ней имеет место избыток значения. Многие средневековые богословы разделяли мнение Августина, что многозначность библейских текстов есть доказательство их богодухновенности. Вот что говорит он в книге «О христианском учении»:


13. «Когда одним и тем же словам Писания придаются два или более значений, в этом нет опасности… Ибо что еще могло бы быть столь щедрым и изобильным проявлением провидения о Священном Писании, как не то, чтобы те же слова можно было разуметь во многих смыслах?» (книга 3, глава 27).
14. Во многих отношениях, мы согласны с тем восхищением, с каким Августин относится к Писанию. Библия не обычная книга, и ее чрезвычайные качества говорят о ее богодухновенности. Мы согласны, что многие факты, связанные с ее написанием, можно объяснить лишь Божьим провидением.


  1. Но Августин пошел дальше. Он полагал, что благодаря своей богодухновенности Библия изобилует значениями. И нужно беспокоиться не о том, что именно хотели сказать авторы библейских книг, а сосредоточить свое внимание на множестве значений, которые имел в виду Бог. Этот взгляд мы называем классической поливалентностью. Суть его в том, что текст Библии имеет много смысловых уровней, поскольку он имеет божественное происхождение.




  1. Пожалуй, наиболее известным выражением классической поливалентности является подход к толкованию Иоанна Кассиана, под названием квадрига. Согласно ему следует считать, что библейский текст имеет 4 значения. Первое – это буквальное (простое) значение.

^ 16b. Второе – аллегорическое значение (текст содержит учение в метафорической форме). Третье – тропологическое значение (этические правила христианского поведения). Четвертое – анагогическое значение — эсхатологическое, указывающее на будущее исполнение божественных обетований в последние дни.


  1. Деталям квадриги и других проявлений классической поливалентности уделяется достаточно внимания в работах других авторов. Для нашего исследования они не важны, нам необходимо лишь увидеть, что, по мнению большинства католических богословов, библейский текст имеет не одно обычное значение; его многие значения не связаны с тем смыслом, который имели в виду люди, авторы библейских книг. Буквальный же смысл отрывка слишком примитивен для серьезных богословских размышлений. Достойными внимания считались скрытые уровни значения, поскольку именно они открывают церкви глубины Божьих мыслей.




  1. Неясность

  2. Естественным следствием такого понимания богодухновенности и значения библейского текста было чрезмерное подчеркивание неясности Библии. Библия стала считаться книгой совершенно непонятной для людей, - за исключением тех, кто получил особые сверхъестественные способности.




  1. Нет ничего удивительного в том, что накануне Реформации содержание Библии представлялось обычному христианину неясным. Библии были не только чрезвычайно редки, но и существовали лишь на латыни. Всё богословие также было только на латинском языке, и лишь немногие образованные люди владели им в достаточной степени. То есть, Библия была книгой закрытой для рядового христианина.




  1. Но смысл Библии казался скрытым даже для тех, у кого была возможность и способность ее читать. Множество значений, вложенных в нее Богом, казались недосягаемыми для обычного человека. Представьте, что вам показывают фотографию закрытого сундука с сокровищами и просят рассказать, какие они, - конечно, это невозможно, потому что сундук закрыт. Вот таким было средневековое представление о Библии. То есть, накануне Реформации Библия теоретически оставалась богодухновенным авторитетным богословским источником. Но она не могла иметь для богословия никакого практического значения. Поскольку ее смысл представлялся скрытым, она не могла быть руководством для богословов.


В. ^ Авторитет церкви

  1. Рассмотрев средневековые представления об авторитете Писания, мы готовы перейти к вопросу об авторитете церкви.




  1. Средневековое учение о церкви возникло в противовес учению о Писании и проистекающим из этого учения сложностям. Поскольку смысл Библии считался неясным, она не могла быть авторитетом для богословов. Как следствие, особую роль обрел авторитет церкви.




  1. Чтобы понять особую роль церковного авторитета, необходимо рассмотреть во-первых, точку зрения средневековых богословов на раннюю церковь, и лишь затем их позицию относительно современной для них церкви.


1.Прошлое

  1. Ко времени Реформации католическая церковь разработала очень детальное учение об авторитете церкви в прошлом. Естественно, и само Писание рассматривалось как часть наследия церкви. Но поскольку учение Писания считалось неясным, существовала нужда в другом руководстве. Поэтому, чтобы разобраться, как следует верить, средневековые богословы обратились к истории учения о церкви. И большинство из них в истории церкви увидело историю водительства Богом Своего народа на путях истины. Поэтому учение ранней церкви имело для средневековых богословов огромное значение.




  1. Во-первых, большое внимание они уделяли отцам церкви. Труды Поликарпа, Игнатия, Иринея, Тертуллиана, Иустина Мученика, Августина, Афанасия и Иеронима оказали огромное влияние на вероучение различных церковных орденов.
    25b. Отцы обычно не считались непогрешимыми, и различные ответвления церкви оказывали особое расположение разным святоотеческим традициям. Однако считалось, что великих богословов прошлого Бог наделял особой способностью проникновения в суть вещей, и поэтому церковь должна уделить особое внимание их учению.
    25c. Очень редко средневековые богословы не подкрепляли свои суждения цитатами из отцов ранней церкви.




  1. Во-вторых, еще больше средневековая церковь полагалась на мнение вселенских соборов: Никейского, Константинопольского, Халкидонского. К решениям этих и других соборов относились очень серьезно. В практических вопросах средневековые богословы воспринимали их как неоспоримое изложение библейского учения. Несогласие с ними было равносильно несогласию с Писанием и с Христом.




  1. Прошли века, и многое из того, чему учили отцы и что решили соборы, стало церковным преданием. Застыв, оно стало всеобъемлющей догмой. Эта церковная догма уже не считалась учением человеческим и подверженным ошибкам, но наделялась таким же авторитетом, как Писание.
    27b. По сути, в практических вопросах церковная догма даже заменила Писание. До Реформации благочестивый христианин не задавал вопрос: «Что говорит Библия?» Он должен был спрашивать: «Что сказала церковь?»


2. Настоящее

28. Авторитет ранней церкви был велик, но учение о неясности Писания создавало также потребность в современном церкви богословском авторитете. Теоретически, средневековая церковь подтверждала авторитет Библии. Но Библия была слишком непонятной, чтобы направить церковь в решении современных ей проблем, не решенных в прошлом.
28b. Чем должна была руководствоваться церковь, сталкиваясь с новыми ересями? Богословы считали, что Богом даны живущие авторитеты – церковная иерархия, которая обеспечивает тело Христово непогрешимым учением. Властью решать текущие богословские проблемы облечены священники, епископы и папа, которого многие считали непогрешимым главой церкви. Когда необходимо принять решение, касающееся богословия, верующие не должны задаваться вопросом: «Что говорит Библия?» Правильно спрашивать: «Что говорит руководство церкви?»
29. Лет 20 назад я участвовал в программе благовестия в одной из стран Восточной Европы – преимущественно католической. Я предложил одному молодому человеку Библию. Он разговаривал со мной, но Библию взять отказался. Он сказал: «Я не понимаю Библию. Мой священник мне объясняет, что в ней говорится».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 4: Авторитет в богословии iconЗначение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии...
На эту проблему указывает, например, архиепископ Смоленский и Вяземский в своем докладе «Процесс преодоления схоластического влияния...

Урок 4: Авторитет в богословии icon3. Писание, его авторитет и богодухновенность 25 4
Для того чтобы получить «общее представление» о библейском вероучении и понять, как взаимосвязаны его различные положения, взгляните...

Урок 4: Авторитет в богословии icon2. Программа Русской реформации
Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада

Урок 4: Авторитет в богословии icon4. Личные соображения Владимира
Политические предпосылки. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти

Урок 4: Авторитет в богословии iconМорковин А. А. Творение и эволюция: «Несовместимости суть дополнительности»
На мой взгляд, статья, безусловно, интересна, и некоторые заданные в ней вопросы не имеют однозначного и окончательного решения в...

Урок 4: Авторитет в богословии iconДревнерусские мотивы в богословии Синодального периода
Ведь известно, что именно во времена петровских реформ, по словам исследователя, «все предшествующее» было объявлено «как бы несуществующим...

Урок 4: Авторитет в богословии iconСанкт-петербург
Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной из наиболее разработанных областей научной психологии, за- воевавшей международное...

Урок 4: Авторитет в богословии iconТы наш Бог и наш кумир, Наш семейный командир!
Ты для нас авторитет! Ты всегда живешь в заботах, Жизнью каждого из нас. С детства я твоя работа. Помогаешь каждый раз

Урок 4: Авторитет в богословии iconНаталия Солженицына Демаркационная линия Беседу вёл Дмитрий Быков
Александра Исаевича. Тем интересней было спросить ее о том, что она думает о происходящем сегодня. Ее мнение, возможно, не совпало...

Урок 4: Авторитет в богословии iconIi. Демократия как государственно-правовой режим
Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница