Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми




Скачать 224.55 Kb.
НазваниеЗавет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер224.55 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2
2 Chronicles 6: 10- 2 Chronicles 7:13-16

Хвала за исполненное обетование Давиду (6:10-11)

Соломон снова обращается к теме обетования и выражает свое восхищение Божьими свершениями. Три главных темы славословия Соломона снова проявляются здесь. Во-первых, преемственность между Соломоном и Давидом подчеркнута, по меньшей мере, дважды. 1) Он снова называет Давида отцом своим (6:10). 2) Называет свой престол престолом Израилевым (6:10) – тем самым он указывает, что его царствование продолжает правление Давида.

Во-вторых, Соломон дважды упоминает о Божьем обетовании, тем самым он подчеркивает, что эта преемственность угодна Богу (6:10).

В-третьих, упомянув об имени Божьем как символе присутствия Бога в храме, Соломон подчеркивает важную роль храма. Это место, где человек может обратиться непосредственно к Богу (см. Введение: Имя Божье).

В конце славословия появляется еще одна тема: он сказал, что поместил в храме ковчег (6:11), в котором завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми. Параллельный отрывок в книге Царств добавляет: когда Он вывел их из земли Египетской (3 Цар.8:21). Непонятно, почему Летописец опустил эту часть стиха. И, тем не менее, здесь снова подчеркивается преемственность между скинией Моисеевой и храмом. Соломон считал его не сменой, а продолжением завета (см. Введение: 13) Завет).
^ Соломон молится о будущем (6:12-42)

По-прежнему следуя за книгой Царств, Летописец переходит от благодарений к молитве о будущем Израиля. Эта молитва наиболее полно выражает израильскую богословскую концепцию храма. Основное внимание в этой молитве Соломон уделяет Божьему имени – присутствию Господа в храме.
Этот материал делится следующим образом (см. рис. 23): за сложным вступлением следует молитва посвящения (6:12-13). Сама молитва делится на три части: Соломон просит за будущее Израильской монархии (6:14-17), затем за будущее храма (6:18-39). И, наконец, за храм и монархию вместе (6:40-42).
^ Вступление к молитве (6:12-13)

Соломонову молитву посвящения предваряет довольно тщательное описание самой сцены (сравните 6:3). Как сказано выше, в традиционном тексте 3 Цар. 8:22 этих деталей нет, однако они, вероятнее всего, утрачены в процессе переписывания текста. Сначала Соломон стоял у жертвенника Господня, а потом взошел на медный амвон, примерно 7.5 футов (2.3 метров) длиной 4.5 (1.3 метров) высотой (6:12-13). Перед амвоном Соломон стал и…воздвиг руки свои (6:12); на амвоне Соломон стал, и преклонил колена … и воздвиг руки свои к небу (6:13). Молитва на коленях часто упоминается в Ветхом Завете (коленопреклоненная молитва: 3 Цар 18:42; Ездра 9:5; Пс 94:6; Дан 6:10; молитва стоя: Быт 18:22; Лев 9:5; 1 Цар 1:26; 2 Пар 20:5,13,19; Неем 9:2,4; Иер 18:20); руки, простертые к небу в Писании обычная форма хвалы и прошения (см. Исх 9:29, 33; 3 Цар 8:54; Ездра 9:5; Иов 11:13 Пс. 43:20). Происходило это перед всем собранием (6:12-13). Летописец уже пояснял разницу между двором священническим и двором мирян (6:13). Эти детали ритуала создавали атмосфету величественного Богослужения и торжественности последующей молитвы. Используя термин собрание (6:12), Летописец ставит это событие в один ряд с наиболее важными религиозными событиями того времени (см. Введение: 5) Религиозные собрания)
Хвала и прошения за монархию (6:14-17)

Эти стихи связывает рефреном повторяющиеся слова ^ Господи, Боже Израилев (6:14,16,17). В другой части молитвы Соломон обращается к Богу иначе – Господи, Боже мой (6:19), Боже мой (6:40), Господи Боже (6:41 [дважды],42).

В хвалебной речи Соломон выразил свою веру (6:14-15): нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле (6:14). Уверенность в Божьем превосходстве над всеми сверхъестественными силами часто втречается в Писании, после того, как Бог являет Свое всемогущество в истории (см Исх 8:10; 9:14; 15:11; Вт 4:35,39; Иса 45:5-6). Завершение строительства храма в глазах Соломона подтверждает всемогущество Бога Израилева.

Царь основное внимание уделяет Божьей верности Своему завету. Он говорит Богу: Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим (6:14). Тема заветней верности Божьей красной нитью проходит через весь Ветхий Завет (см. Лев 26:9; Вт 7:9,12; Суд 2:1; Неем. 1:5; 9:31; Пс 110:5; Дан 9:4).

Однако, в хвалебной молитве Соломона упомянуто одно условие: Бог хранит завет Свой с рабами Своими, ходящими пред (Ним) всем сердцем своим (6:14). Условия присутствуют во всех крупнейших библейских заветах (см Осия 6:7; Быт 9:4-7; 17:10-14; Исх 19:5-6; 20:2-17). Летописец взял эти слова из книги Царств (// 3 Цар. 8:22), поскольку они полностью согласуются с его целями: он стремился побудить своих читателей хранить завет Божьий, чтобы Бог благословил их (см. Введение: 13) Завет).

Соломон далее свидетельствует о конкретном примере Божьей заветней верности – Господь исполнил свое обетование Давиду (6:15). Как и в прежнем славословии (6:3), царь напоминает, что Бог исполнил рукою Своею, что изрек устами Своими (6:15b).

Помня о Божьей верности роду Давидову в прошлом, Соломон обращается к Господу с молитвой о будущем (6:16-17). Он просит Его и далее исполнять Свои обетования Давиду. С особым чувством Соломон говорит о Божьем обещании: «не прекратится у тебя муж, сидящий пред лицем Моим на престоле Израилевом» (6:16) . Это напоминание о династическом обетовании, которое несколько раз приводится в Писании (см 4 Цар. 7:1-17 // 1 Пар 17:1-15; Пс. 88,132). Дом Давидов утвержден в быть Израиле постоянной правящей династией. Однако, каждый из царей этого рода должен соблюдать определенные условия, чтобы оставаться на престоле. Им следует наблюдать за путями своими, ходя по закону (Божьему) (6:16). Летописец отклонился от текста 3 Цар. 8:25, чтобы подчеркнуть, что ходить пред Богом означает: повиноваться Закону Моисееву.

Соломон отметил, что сынам Давида надлежит ходить пред Богом, как он (Давид) ходил (6:16). Давид был не совершенным человеком, его ошибки видны даже в идеализированном портрете Летописца. Но совершенство и не требовалось от Израильских царей. Однако, восседающий на престоле должен был хранить верность завету. Как ярко показано в повествованиях Летописца, проклятия завета обрушивались на тех, кто проявлял неверность (см. Введение: 13) Завет)
^ Хвала и прошения за храм (6:18-39)

Закончив славословия и молитвы за дом Давидов, Соломон обратился ко второму важнейшему установлению Израильскому – храму. Эта молитва делится на два крупных раздела, последний из которых состоит из восьми частей (см. рис. 23). Как и ранее (6:14-15), Соломон начинает раздел с хвалебной молитвы (6:18) и затем высказывает несколько прошений относительно храма (6:19-39). Прежде всего он просит, чтобы храм стал местом услышанных молитв (6:19-21), и далее перечисляет все обстоятельства, когда люди будут молиться в храме или лицом ко храму, и просит услышать эти молитвы с небес (6:22-39). Все семь прошений отмечены фразой-рефреном тогда услышь с неба(6:23,25,27, 30,33,35,39).
Хвала (6:18)

Молитва Соломона о храме начинается краткой хвалой. В своем славословии он превозносит Всевышнего Бога и говорит о том, что храм недостоин вместить Его. Эти слова напоминают письма Соломона к Хираму (2:4-6), где он утверждал, что храм может быть лишь местом воскурения пред лицем Божьим (2:6). Однако, теперь он несколько иначе подходит к этому вопросу. Да, храм не вместит Бога, даже небо и небеса небес не вмещают Его (6:18). Но зачем же тогда храм? В следующем стихе содержится ответ на этот вопрос: храм должен быть местом молитвы.
^ Общие прошения (6:19-21)

Во-первых, Соломон обращается к Богу с общим прошением о храме. Признавая, что Бог обитает на небесах, а не в храме, Соломон, однако, просит за храм, который построил.

Его внутреннее напряжение несомненно проявляется в его молитве. В смирении он четырежды называет себя рабом Божьим (6:19 [дважды], 20,21), тем самым признавая, что он лишь слуга Божественного Правителя. Ярко выражено в тесте и волнение Соломона. Он называет свою просьбу воззваниемпрошениеммолением… (6:19-21). Быстрое перечисление прошений и повторы подчеркивают эмоциональное состояние царя: призри…услышь….да будут очи Твои отверсты… услышь… услышь… услышь и помилуй (6:19-21)

О чем же так горячо молится Соломон? Он просит, чтобы Господь услышал молитвы, произносимые в храме. Эта просьба повторяется в разных вариантах: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью» (6:20). Иными словами, Соломон просит Бога призрить на происходящее в храме (см 6:20; 6:40 // 3 Цар 8:52; 4Цар 19:16; Неем. 1:6; Пс 33:15; Дан 9:18). Далее он развивает эту тему: «услышь моления раба Твоего и народу Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем» (6:21). Соломон всем сердцем просит Бога принять молитвы царей и народа, когда они будут молиться в храме либо лицом ко храму.

Основание его просьбы приводится в стихе 6:20б. Соломон напоминает Богу: храм…место, где Ты обещал положить имя Твое». Еще со дней Моисея Господь общал своему народу, что придет время, когда Имя Его будет посреди них (см. Втор. 12:5,11,21; 14:23,24; 16:2,6,11; 26:2). Основываясь именно на этом обещании Соломон просит, чтобы Бог ответил на молитвы в храме/лицом ко храму. Царь утверждает, что не Сам Бог, но имя Его будет пребывать в храме (6:20б). Как мы уже знаем, имя Божье символизирует Его силу, Его присутствие, к которому может воззвать человек (см. Введение: 11) Имя Бога). Иными словами, для Соломона храм был местом, где можно обратиться к Богу, прибегнуть к Его помощи. Сам Господь по прежнему пребывает на небесах (услышь с места обитания Твоего, с небес (6:21)), но в храме будет пребывать Имя Его и там можно взывать к Нему.

Храм, будучи местом, где можно было обратиться к Богу, стал ценром Израильской религии. Где бы ни был верный Израильтянин, он всегда мог молиться лицем ко храму, где пребывает имя Божье (см. Пс 5:7; Дан 6:10; Иона 2:4). Именно этим центральным положением храма во дни Соломона объясняется убежденность Летописца в необходимости восстановить его роль в сообществе переселенцев. Только там восстановленный народ Божий сможет обратиться к своему Всевышнему небесному Богу.

^ Прошение о клятвах (6:22-23)

Первая конкретная просьба Соломона касается ситуации, «когда кто согрешит против ближнего своего, и потребуют от него клятвы» (6:22). Это хорошо известная часть служения в скинии (см. Чис 5:13; Лев 6:3-6; см. также Амос 8:14). Клятва требовалась в случае пропажи или невыполнения обязательства (см. Исх 22:7-15), прелюбодеяния (см. Чис 5:11-31) и кражи (см Лев 6:3-5). Клятва была священным ритуалом, подразумевающим божественное проклятие за ложь или неверность своему слову (см. Лев 19:12; Суд 17:1-4; Иез 17:13-19 Пс 14:4).
^ Прошения о моливах в случае поражения в войне (6:24-25)

Вторая просьба Соломона касается ситуации, когда поражен будет народ (Израильский) неприятелем за то, что согрешил (6:24). Недвусмысленное определение – за то, что согрешил (6:24), подразумевает, что не всегда военные неудачи являются результатом греха (см 16:1; 25:13; 32:1). Но поражение и плен часто упоминаются в Моисеевых книгах как заветнее проклятие за неповиновение Богу (см. Вт 28:36-37,64; Лев 26:17). Летописец часто показывает поражение в войне как кару за грех, особенно в период Разделенного Царства (см 2 Пар 12:5-8; 21:12-17; 24:20,23-24; 25:20; 28:1-7; 33:10-11; ( см. также Введение: 23) Победы и поражения).

Соломон молит, чтобы в случае поражения из-за греха Господь услышал народ свой, когда они обратятся (см. Введение: 22) Раскаяние) и исповедают (6:24) Имя (Его) (см. Введение: 11) Имя Божье). Он надеется, что тогда Богвозвратит их в землю их (6:25). Надежды царя на возвращение основаны на ранних библейских традициях. В Моисеевом завете определенно утверждается, что раскаяние ведет к восстановлению и возвращению в свою землю (см. Вт 4:29; 30:1-3). Летописец рассказывает о двух примерах временного изгнания. Северные колена изгнали жителей Иудеи во время правления Ахаза. В этом эпизоде ничего не говорится о молитве (см. 28:6-15). Тем не менее, на примере из жизни Манассии Летописец показывает как действует молитвенное прошение Соломона. Манассия был изгнан, но затем, благодаря своему раскаянию и молитве, смог вернуться (см 33:10-13).

Соломонова молитва о возвращении народа в свою землю была особенно актуальной для читалелей-переселенцев. Они побывали в изгнании и вернулись. В своей жизни они увидели ответ на молитву Соломона о храме (см 36:23). Насколько же горячее должны они поддерживать восстановление храма и Богослужения?

^ Прошение о милости во времена засухи (6:26-27)

В этой молитве Соломон говорит о тех временах, когда заключится небо и не будет дождя (6:26). И снова он объясняет, что это кара за то, что они согрешили (6:26 see 6:24). Во времена Ветхого Завета дождь всегда считался Божьим благословением, а засуха – заветним проклятием (см Лев 26:3-4; Вт 11:13-14; 28:23-24; Притч 16:15; Иер 3:3; 5:24; Ос 6:3; 10:1; Иоиль 2:23; Амос 4:6-8).

Здесь Соломон признает, что Господь должен указать Израилю добрый путь, по которому идти им и послать дождь (6:27). Поэтому он не только молит Бога услышать, когда они исповедают имя Его (6:26; См. Введение : 11) Имя Бога), но и настаивает, что такие молитвы им надлежит совершать после покаяния, после того, как народ обратится от греха своего (6:26; см Введение: 22) Раскаяние).

В истории Летописца нет примера именно этого заветнего проклятия, но в списке 7:13-14 названа и засуха. За свое небрежение к храму в первые годы после переселения сообщество израильтян сильно пострадало от засухи (см. Аг 1:11). Чтобы наслаждаться изобильными дождями им следует выказывать должное внимание Богослужению и храму, где будут услышаны их молитвы.
^ Соломон молит Бога о милости в случае разных бедствий (6:28-31)

В четвертом прошении Соломон перечисляет множество бедствий: голод, моровая язва, палящий ветер, ржа, саранча, червь, неприятели (6:28). Он расширил перечень проклятий и включил в него любое бедствие и болезнь (6:28).

Каждое из этих бедствий представляет собой одно из заветних проклятий.

1) Голод может быть вызван природными причинами, войной и осадой (см Быт 12:10; 26:1; 41:1-57; Лев 26:25-26; Суд 6:3-6; 15:33-5; Руфь 1:1; 2 Цар 21:1; 24:13 // 1 Пар 21:12; 3 Цар 18:1-2; 4 Цар 6:24-25; 25:1-3; 2 Пар 32:11; Иов 5:20-22; Пс 32:18-19; Иса 51:19; 14:11-18; 16:4; 21:7-9; 42:13-22; 52:6).

2) Термин моровая язва большей частью относится к болезням животных (см Исх 9:3; Пс 77:48-50), и людей (см Лев 26:25-26; Чис 14:12; 2 Цар 24:13 // 1 Пар 21:12; Иез 5:12; 7:15).

3) ^ Горячий ветер – природное бедствие или же Божья кара за нарушение завета (см Вт 28:22; Амос 4:9; Агг 2:17). Это суховей, который дул из пустыни и наносил тяжелый ушерб сельскому хозяйству Палестины.

4) Ржа часто сочетается с другим проклятием завета - горячим ветром (Вт. 28:22, Амос 4:9; Агг 2:17).) Когда это относится к людям (сравните этот отрывок с Септуагинтой), то подразумевается бледность от страха или желтушное состояние (см Иер 30:6). Если же в тексте говорится о сельском хозяйстве, то имеется в виду любой грибок.

5) Древнееврейский термин саранча обычно подразумевает саранчу летающую (см Исх 10:4; Вт 28:38; Иоиль 2:25). Иногда он означает саранчу на ранних стадиях ее развития, когда она еще только скачет, как кузнечик (см. Иса 33:4; Иоиль 1:4). Временами этот термин использовался в переносном смысле и означал неприятельские армии (см Суд 6:5; Иса 33:4; Иер 46:22-23; 51:27; Иоиль 2:1-27; Наум 3:15).

6) За время библейской истории неприятель не раз осаждал Израильские города. Летописец сам рассказывал об осаде Иерусалима во дни Ровоама (см. 12:2), в царствование Иоаса (см. 24:23), Амасии (см. 25:23), и Езекии (см. 32:1-2).

7) Болезнь также не раз встречается в истории Летописца (см 16:12; 21:15,18-19; 26:19-21; 30:18-20; 32:24). Иногда исцеление приходило через молитву, иногда нет.

Соломон просит Бога каждому воздать по путям его (6:30), ибо Господь один знает сердце сынов человеческих . Милость Бог проявляет сообразуясь не с какими-либо внешними стандартами человеческими, но видя состояние человеческого сердца (см. Пс 7:9; 1 Цар 16:7; Иер 11:20; 17:10; 20:12; см также Введение: 16) Намерения сердца). Соломон просит об этом, чтобы люди видели Его справедливость и боялись (Бога) и ходили путями (Божьими) во все дни (6:31)
Прошение об иноплеменниках (6:32-33)

В пятом прошении Соломон молит об иноплеменнике, который …придет и будет молиться у храма сего (6:32). В Ветхом Завете немало примеров, когда язычники обращались в веру Израильскую ( см Руфь 1:16; 4 Цар 5:15; И Нав 2:9-13). Сам Соломон пользовался влиянием среди язычников (см 3 Цар 4:21,24 // 2 Пар 9:26; 3 Цар 4:34 // 2 Пар 9:22-24; 3 Цар 9:26-10:29 // 2 Пар 8:17-9:28). Более того, читатели Летописца знали, что пророки возвещали о язычниках, которые после изгнания придут в Иерусалим поклониться Господу (см.Амос 9:11-12; Иса 56:6-8; Пс 86; Зах 8:20-32; 14:16-21).

В этом отрывке Соломон возвращается к теме Имени Господа. Он говорит, что иноплеменники придут ради имени (Божьего) великого (6:32) и добавляет: и руки (Божьей) могущественной, и мышцы (Божьей) простертой (6:32). Эти выражения многократно появляются в Ветхом Завете, подчеркивая особо величественные проявления Божьей силы (см Исх 6:6; Вт 4:34; 5:15; 6:21; 7:8,19; Иер 21:5; 27:5; Иез 20:33-34;). Следовательно, Имя Божье непосредственно связано с проявлением Его власти и могущества в человеческой истории. И к этому Всемогущему Богу можно было обратиться, молясь в храме или лицом к нему (см Введение: 11) Имя Бога).

Соломон просит, чтобы Господь ответил на искренние молитвы иноплеменников, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и…боялись Тебя… и знали, что Твоим именем называется дом сей, который посроил я (6:33).. Отношения Израился с другими народами – постоянный мотив в библейской истории. Господь благословил Израиль, чтобы Его народ стал благословением для других (см. Быт 12:1-3). Соломон надеялся, что это определение исполнится частью и через моления в построенном им храме. Читатели Летописца жили среди иноземцев и его рассказ о молитве Соломона давал им надежду, что их вера распространится среди других народов (см. Зах 8:23). Но это могло произойти лишь в том случае, если они будут выказывать должную поддержку храму (см Введение: 3) Международные отношения).
^ Petition Regarding War (6:34-35)

Далее Соломон молит Бога о помощи в то время, когда выйдет народ … на войну (6:34). Военные действия во времена Ветхого Завета происходили по многим причинам. Здесь Соломон говорит не о наказании за грехи, а о том времени, когда Сам Бог пошлет их воевать (6:34), иными словами о нападении Израильтян (см 6:24-25). Но и в этом случае израильским армиям следует молиться Богу, обратившись к городу сему… и к храму, (6:34). Тогда Бог сделает, что потребно для них (6:35 см 6:39); придет им на помощь и приведет их к победе. Летописец приводит несколько примеров того, как за подобной молитвой следовала победа (см Введение: 17) Молитва; см также Введение 23) Победы и поражения). Переселенцам также угрожала война, и единственной надеждой на победу для них была молитва к храму… имени (Божьему) (6:34; см Введение: 11) Имя Бога).
^ Молитва о помощи в изгнании (6:36-39)

В седьмой молитве Соломон просит за свой народ в случае его изнания в землю далекую или близкую (6:36). Царь уже касался этой темы в своих молитвах (6:24-25). Он знал, что в каждом поколении народ может быть уведен в изгнание, ибо нет человека, который не согрешил бы (6:36). Отрицавшие такую возможность были лжепророками (см Иер 28:1-17). Однако, Соломон более всего говорит даже не об этом, а подробно, методично описывает, что следует делать народу, уведенному в плен.

Основываясь на фундаментальной структуре Моисеева завета (см Вт 4:29; 30:1-3), Соломон перечисляет условия, исполнив которые, народ, по милости Божьей, обретет возможность вернуться в свою землю (6:37). 1) Они должны всем сердцем обратиться к Богу (6:38). Глубокие духовные перемены должны произойти в них (см Введение: 16) Намерения сердца см. также Цар 8:48; 2 Пар 7:14; 12:6,12; 30:11; 33:12,19,23; 34:27; Иер 24:7; 29:13). 2) Им надлежит раскаяться т.е обратиться от грехов своих (Вт 4:30; 30;2; Иса 19:22; см Введение: 22) Раскаяние) 3) Им следует молиться, просить Бога искренне и горячо. 4) Внутренние, духовные перемены они должны выразить в словах: «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны» Повторяя слова покаяния снова и снова, Соломон подчеркивает, насколько искреннми и горячими должны быть эти молитвы (6:37). Им следует обратиться к Богу всем сердцем своим и всею душею своею (6:38). Притворство неприемлемо (см. Введение 16) Намерения сердца). 6) Искреннее раскаяние свое они должны выразить в молитве, обратившись к земле… к городу… к храму…(6:38). Поворачиваясь лицом к Иерусалиму во время молитвы, (см Иона 2:4,7; Дан 6:11) человек показывал, что обращается к единственному источнику спасения, призывает имя Боже (см. Введение 11) Имя Бога). И увидев их раскаяние, Бог услышит их, и простит, и сделает, что потребно для них (6:39).
^ Прошение за храм и монархию (6:40-42)

В этом отрывке Летописец отклонился от текста 1 Книги Царств 8:50, где сказано, что Соломон просил также о милости к изгнанникам в плену. Вероятнее всего, автор книги Царств ссылался на освобождение Иехонии (см. 4 Цар. 25:27-30), как Божьий ответ на эту молитву. Летописец умолчал об этом событии в жизни Иехонии и не включил эти стихи в молитву Соломона. Вместо этого он больше внимания уделил событиям, более близким к опыту переселецев - ним не просто проявили милость в изгнании, их отпустили, позволили снова вернуться домой (36:22-23). Они видели, насколько действенна молитва к Господу, и теперь им нужно увидеть насколько могущественно молитва к имени Божьему поможет им в восстановлении храма.

Летописец завершает рассказ о молитве Соломона иначе, чем книга Царств (3Цар 8:50b-53), где говорится, что царь основывал свои молитвы на избавлении Израиля из Египта. Летописец опустил этот материал, а вместо него поместил молитву-обобщение (6:40) и три цитаты из Пс 131:1,8-10 (6:41-42).

Трудно точно определить, что Летописец намеревался этим сказать своим читателям. С одной стороны, возможно, Соломон действительно произнес слова Пс 132 и Летописец узнал об этом из другого источника. Начало главы 7:1 (когда окончил Соломон молитву) согласуется с таким пониманием.

Сдругой стороны, Летописец мог добавить 6:41, как послесловие к молитве Соломона. Первое слово этого стиха (ныне) часто предваряет выводы в молитве или речи. Если это так, то цитаты из Пс. 132 могут быть молитвой самого Летописца за храм его времени.

В любом случае, этот отрывок говорит о храме и о монархии. Он свидетельствует об уверенности Летописца в том, что престол и храм - центральное место Богослужения, необходимо для переселенцев. Только так они смогут достичь полного восстановления Израиля.

Летописец выбрал из Псалма 131 подходящие отрывки. Сам псалом начинается обращением к Богу. Псалмопевец просит Господа вспомнить, как предан был Давид храму, месту покоя для ковчега (Пс 132:1-5). Далее звучит призыв идти и поклониться подножию ног Его (Господа), ковчегу завета (Пс 131:6-9). В последней части псалма автор еще раз просит Бога вспомнить Свой завет с Давидом и радуется о благословениях, которые придут на Сион и царя (Пс 131:10-18). Летописец использовал сначала отрывок, где говорится о священниках, что несут ковчег в Иерусалим (6:41 // Пс 131:8-9). А в конце – напомнил Богу о Его клятве и о верности Давида (6:42 // Пс 131:1a,10).

Таким образом, он объединил мысли Соломона о престоле Давидовом и о храме. Псалмопевец молит: стань на место покоя Твоего (6:40). Ведь если в храме будет ковчег могущества Божьего, то народ снова будет обращаться к Господу за помощью. Псалмопевец также просит, чтобы священники и святые (освященные через веру прихожане [см Пс 15:3; 29:4; 30:23; 33:9; 115:15; 148:1,5]) с великой радостью приходили в храм . И просьба эта зиждется на Божьем обетовании Давиду (6:42 // Пс 131:11). По сути, когда идея храма воплотилась в реальность, это означало, что исполнен один из аспектов завета с Давидом. Если Бог не пребывает в храме, то и надежды Давидова завета тщетны.

Нет необходимости говорить, что отрывок 6:40-42, добавивленный Летописцем, затрагивает сокровенные надежды переселенцев. Основное внимание в нем уделено восстановлению Богослужения в храме во всей его полноте – со священниками и народом. Для Летописца и для вернувшихся из плена людей не было ничего важнее (см. Введение:4-9) Царь и храм).
^ Заключительные приношения и празднование (7:1-7)

Завершив описание Соломоновой молитвы посвящения, Летописец вслед за книгой Царств продолжает рассказ о презднестве (// 3 Цар 8:62-66). Как уже отмечалось, он опустил слова благословения, с которыми Соломон обратился к народу (3 Цар 8:54b-61), а вместо этого нарисовал впечатляющую картину всесожжения: огонь сошел с неба и слава Божья наполнила храм (7:1b-3). Далее он следует за 3 Цар 8:62-64 (// 7:4-5,7) и добавляет 7:6. Эта перемена, вероятно, вызвана стремлением уравновесить предыдущий раздел, также посвященный празднику (см 5:2-6:4; см. рис 23). Параллели между этими отрывками привели некоторых толкователей к убеждению, что в них дано описание одного и того же события в 5:2-6:4. Соответствия заметны, но вступительное слово: когда окончил Соломон молитву (7:1) - свидетельствует против подобного толкования. Более вероятно, что эти стихи рассказывают о празднестве, еще шире развернувшемся после молитвы Соломона

Рассказ Летописца группируется вокруг двух событий того дня (см. рис. 23). Отрывок 7:1-3 повествует о Божьем огне с неба, а 7:4-7 основное внимание уделяет количеству всесожжений.
^ Божий огонь и слава (7:1-3)

Первый эпизод включает три аспекта. Во-первых, Бог являет свое могущество, благословляя Соломона. Сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы (7:1). Когда огонь сходит с неба на жертвоприношение, это показывает, что жертва угодна Богу (см. 1Пар 21:26; Исх 40:34-38; 3 Цар 18:38; Суд 6:20-22). В этом отрывке сверхъестественное событие показывает, что Бог принял храм, молитвы и жертвоприношения Соломона.

Во-вторых, на подчеркивается участие священников (7:2). Когда сошел огонь с неба, также и слава Господня наполнила дом (7:2). Похожий эпизод произошел в Главном доме, когда священники не могли проводить Богослужение по причине облака (см 5:11-6:2). Возможно, за время молитвы Соломона облако стало не столь густым и священники попытались исполнять свои обязанности. Однако, не могли (они) войти в дом Господень (7:2).

В-третьих, говорится о всех сынах Израилевых (7:3), что они видели огонь, который сошел на Соломонову жертву, и славу, что наполнила дом (7:3). И все собрание, видя это, пали лицем на землю, … поклонились и славословили Господа (7:3). Прежде пели священники: Он благ и вовек милость Его (см. 5:13) А теперь все собрание присоединяется к их песнопению (7:3).

Последовательно расширяющийся круг участников – Соломон (7:1), священники (7:2), все сыны Израилевы (7:3) создает вспечатление все увеличивающейся радости и удивления. Чтобы вдохновить своих читателей восстановить храм и Богослужения, Летописец рассказывает о том, как Бог ошеломляюще ответил на молитву Соломона (см. Введение :27) Разочарования и праздники)
^ Множество приношений (7:4-7)

Второй эпизод посвящен жертвоприношениям и делится на три части. Во-первых, царь … и весь народ стал приносить жертвы (7:4-5). Множество жертв было принесено до молитвы (см 5:6). Летописец приводит цифры, но они просто ошеломляющие: двадцать две тысячи… и сто двадцать тысяч…(7:5). Вероятнее всего это преувеличение. Чтобы принести 144,000 жертвоприношений за четырнадцать дней (7:8-9), нужно приносить 7 жертв каждую минуту, каждый день, круглые сутки. Более того, Соломон принес также и хлебное приношение (7:7). Цель гиперболы – показать, что количество жертвоприношений было совершенно потрясающим (использование гиперболы в Летописях см. примечания к 12:14). Летописец не раз использует преувеличенно большие цифры, говоря о жертвоприношениях. Тем самым он стремился воодушевить своих читателей-переселенцев с радостью поклоняться Богу (см 1:6; 5:6; 7:4-5; 24:14; 29:32-35; 35:8-9; see also Введение: 6) Цари и поклонение Богу).

Во-вторых, внимание переключается далее на священников и Левитов (7:6). Они сопровождали ритуал жертвоприношения с музыкальными орудиями Господа, которые сделал царь Давид (см 1 Пар 15:24). Они также пели: и милость Его вечна (7:6)

В-третьих, короткое примечание Летописца расширяет рамки собрания, как и в предыдущем эпизоде (см. 7:3): весь Израиль стоял пока звучала музыка (7:6). Все собравшиеся встали, чтобы воздать честь Господу.

Чтобы еще более подчеркнуть великолепие события, Летописец включает приложение, поясняющее, как же было принесено столько мирных жертв. Соломон освятил и внутреннюю часть двора для этого (7:7) Поскольку медный жертвенник не мог вмещать всесожжения, и хлебного приношения, и туков, соорудили временные алтари (7:7) Ритуал посвящения часто описывается в книгах Паралипоменон как пример, которому переселенцам надлежало следовалать в Богослужении (см. Введение 6) Богослужение царей)

Величие этого празднества безусловно вселяло в бывших изгнанников стремление подражать описанным образцам. Им хотелось обрести радость после всех пережитых тягот. Но такое пышное празднество они смогут увидеть только если станут следовать примеру Соломона и уделять должное внимание храму и Богослужению (см. Введение: 27) Разочарования и праздники).
^ Соломоново собрание расходится (7:8-10)

Царь отпустил народ (7:10) - на этом описание Соломонова праздничного собрания заканчивается. Текст повторяет порядок событий в 5:1-2 (см. рис. 22), рассказывает о размерах и длительности праздничного собрания (7:8-9 сравните 5:2) и затем говорит, что царь отпустил народ (7:10 сравните 5:1). Большей частью Летописец следует за 3 Цар 8:65-66. Следует прокомментировать лишь некоторые моменты.

Во-первых, в отрывке 7:10 Летописец добавил к 3 Цар 8:66 примечание, что посвящение храма происходило в период Праздника Кущей. Эта информация, вероятно, была важна для сообщества переселенцев, в котором еще только складывались модели поклонения Богу.

Во-вторых, текст 7:8 взят из 3 Цар 8:65, но Летописец снова подчеркивает, что весь Израиль присутствовал на Соломоновом празднестве (см Введение: 1) Весь Израильl). Это было собрание весьма большое (7:8; см также 7:9) и оно поэтому стоит в ряду религиозных собраний, которые Летописец изображал как пример для своих читателей (см. Введение: 5) Религиозные собрания) Народ собрался отовсюду – от входа в Емах до реки Египетской (7:8). В этом примечании Летописец называет географические пределы идеального Израиля, мечту его и переселенцев (см Быт 15:18; Чис 34:5,8; Иис Нав 15:4,47; 4 Цар 14:25; 24:7; Иса 27:12; Иез 47:15,19; 48:1).

В-третьих, совершенно ясен эмоциональный тон повествования. Народ вернулся домой радующийся и веселящийся в сердце (7:10 // 3 Цар 8:66). Для переселенцев это был вдохновляющий пример (см. Введение : 27) Разочарования и праздники).

В четвертых, текст снова подчеркивает преемственность между царствованием Соломона и Давида. Традиционный древнееврейских текст в книге Царств гласит «Давиду, рабу Своему и Израилю, народу Своему» (3 Цар 8:66). Традиционный древнееврейских текст в книге Паралипоменон гласит: Давиду и Соломону, и Израилю, народу Своему (7:10). Возможно, в книге Царств и было упоминание о Соломоне, но это недостоверно (см. Введение: Перевод и передача текстов). Во всякому случае, Летописец изображает успех Соломона, как Божье благословение обоим - Давиду и Соломону. Более того, благословение двум идеальным монархам предназначалось не только им одним. Это было благословение всему народу. Как мы уже видели ранее, царствование идеального царя в Израиле было благословением всему народу ( Введение: 4-9) Царь и храм) Завершая свой рассказ, Летописец определенно показывает своим читателям путь благословений: необходимо восстановить монархию и храм.
^ Бог отвечает Соломону (7:11-22)

Описав великолепный праздник посвящения храма, далее Летописец вслед за книгой Царств рассказывает о том, как Бог ответил Соломону (// 3 Цар 9:1-9). Хотя этот раздел короче остальных, слова вступления показывают, что мы подошли к еще одному важному периоду в жизни Соломона. Утвердился (1:1), положил построить дом имени Господню (2:1), начал строить (3:1), собрал старейшин в Иерусалим (5:2). На этом этапе Летописец указывает, что Соломон окончил дом Господень и дом царский (7:11). Успешное строительство утвердило положение Соломона как благословенного царя (см. Введение: 24) Строительство и разрушение). И далее отрывок возвещает будущее - сказав о завершении строительства, Летописец обращается непосредственно к обстоятельствам, с которыми столкнулись его читатели-переселенцы.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconСоюз гаваонитян и подчиненных им городов с Израилем был вызовом расположенному...
Израилю, а также поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10: 4). Телль-амарнская переписка подтверждает,...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми icon26 и сказал: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего,...
Ельная жертва, есть Огненный Столп, есть пророк. После того, как они столкнулись с проблемой в Мерре, (при горьких водах) и стали...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconЯ видела господа!”
Ключевой стих 20: 18a “Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа”

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconКто художник этот?
Осень: Здорово повеселились! Но после дождика в лесу вырастает много грибов. А сегодня господа Грибы –гости на нашем балу. Прошу...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconСоманатх Кхунтия Храм Господа Джаганнатха
ОМ. Мне хотелось бы посвятить эту книгу своим родителям, которые дали мне возможность быть севакой Господа Джаганнатха, а также благословили...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconТема: бардовская (авторская) песня
Цели: раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми icon«…И помнит вся Россия про день Бородина…»
Ребята, кто-то из вас может гордиться какими-нибудь достижениями? А ваши родители? Бабушки и дедушки? А может ли страна гордится...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми icon64 качества кришны
Шрила Прабхупада написал краткое изложение этого произведения под названием «Нектар преданности», где качества Господа рассматриваются...

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconСвященник Лев Шихляров Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)

Завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми iconНовый Завет Прудовский И. Державин, Жуковский, Лермонтов, Тургенев, Лев Толстой



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница