Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года




Скачать 425.94 Kb.
НазваниеБюллетень №6( 8) июнь 2014 года
страница1/2
Дата публикации15.01.2015
Размер425.94 Kb.
ТипБюллетень
www.lit-yaz.ru > История > Бюллетень
  1   2




ДОМ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ РЕХОВОТА (1991)

Тел. 050-9455328 Email: yakoviov@gmail.com

www.rehes.org

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года







Редактор – Я. Иовнович. Авторы: Я. Елькин, Б. Ершов, Я.Иовнович, Л. Лурье ,А. Розенштрах, Ю. Систер

В связи с ограниченным объемом бюллетеня количество иллюстраций в нем ограничено. Желающим получить имеющиеся дополнительные иллюстрации просьба обращаться по адресу: yakoviov@gmail.com

Редакция не несет ответственности за содержание докладов, опубликованных в "Бюллетене"

ПРОГРАММА РАБОТЫ НА ИЮНЬ 2014 г.

Дата Часы Дни Место Название мероприятия Ведущий

5.6 18.00-20.00 четверг Вайнер,2 1. Игра "Что? Где? Когда? ( Новый

формат). Команда "ТИП" отвечает на

вопросы команды "ТОП"

^ 2. Поэтический проект – "Саша Черный"

д-р А. Розенштрах

5.6 20.00 – 24.00 четверг Посещение "Белой ночи в институте имени

Вейцмана". Бал во Дворце президента.

Подробности по тел. 0509455328

^ 12.6 18.00 четверг ул. Вайнер,2 "ЖИЗНЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕВА"

Вечер, посвященный годовщине со дня кончины

(подробности в объявлении)

16.6 18.00 понед. Биньямин,4 Зал1."Российские евреи в Зарубежье и Израиле"

д-р Ю.Систер

2. Доклад "Возможности 3D принтеров" Т. Дружинин

^ 18.6 18.00 среда ин-т Вейцмана 1. "Из истории науки" д-р Ю. Систер зд. Киммельман ком. 412 2.Доклад "Что такое нация? Современный

взгляд" А. Энтова

19.6 16.30 – 18.00 четверг Вайнер,2 1. Консультация по компьютерам

д-р Б. Хейфец

2. Консультация по проекту "Судьба семьи"

д-р Б. Хейфец

^ 19.6 19.00 Угол ул. Герцог и Гордон Открытие мемориальной доски в

память о воинах, погибших на фронтах

второй мировой войны

25.6 18.15 среда Вайнер, 1. Консультация по компьютерам д-р Б. Хейфец

2. Консультация по проекту "Судьба семьи"

^ 26.6 18.00 четверг Вайнер,2 Вечер, посвященный 125- летию первого

стационарного еврейского театра.

Подробности в объявлении

3.7 17.30 четверг Вайнер,2 Семинар, посвященный памяти И. Радзивиловского.

^ Подробности в объявлении.

Работает сайт Дома ученых и специалистов www.rehes.org на русском языке, иврите и английском языках.

Справки и запись по телефонам 08- 9455328, 08- 9350332

^ С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ ШАВУОТ

Отдел абсорбции муниципалитета Реховота

Дом ученых и специалистов

Культурный Центр ул. Вайнер,2, этаж 2

12 июня 2014 г., 18.00

ВЕЧЕР

^ "ЖИЗНЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕВА"

ПОСВЕЩЯЕТСЯ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПИСАТЕЛЯ

В ПРОГРАММЕ:

- выступления друзей М.Лева

- отрывки из произведений писателя

- видеоклипы и фотографии

^ Вход свободный

Справки по тел. 0509455328

Отдел абсорбции муниципалитета Реховота

Дом ученых и специалистов

Культурный центр

19 июня 2014 г, четверг, 19.00

Угол улиц Герцог и Гордон

^ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ,ПОСВЯЩЕННОЙ ПАМЯТИ ВОИНОВ,ПОГИБШИХ НА ФРОНТАХ

ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Отдел абсорбции муниципалитета Реховота

Дом ученых и специалистов

Культурный центр

25 июня 2014 г., 18.15, ул. Вайнер,2

^ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО КОМПЬЮТЕРАМ

И

ПРОЕКТУ "СУДЬБА СЕМЬИ"

ПРОВОДИТ д-р Б. ХЕЙФЕЦ

Справки по тел. 0509455328

Отдел абсорбции муниципалитета Реховота

Дом ученых и специалистов

Культурный центр

  1. июня 2014 г, четверг, 18.00,ул.Вайнер,2

^ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ 125 – ЛЕТИЮ

СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ПЕРВОГО ЕВРЕЙСКОГО

СТАЦИОНАРНОГО ТЕАТРА

В ПРОГРАММЕ:

- еврейский стационарный театр

(д-р Б. Ершов)

- воспоминания о первом еврейском

стационарном театре ( д-р М. Гинзбург)

- итоги фестиваля им. Беленьких

(март 2014 )

- отрывки из произведений

Д. Бергельсона

и Шолома Алейхема

( актриса Т. Хазановская)

Справки по тел. 0509455328

Отдел абсорбции муниципалитета Реховота

Дом ученых и специалистов

Культурный центр

3 июля 2014 г, четверг, 17.30, ул.Вайнер,2

^ СЕМИНАР ПАМЯТИ И. РАДЗИВИЛОВСКОГО

В ПРОГРАММЕ:

  1. "О ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА

В ГОРОДАХ ИЗРАИЛЯ"

2. " О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВРАЧА

^ И ПАЦИЕНТА"

Вход свободный

Справки по тел. 0509455328



ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НОВОЙ КНИГОЙ

^ АСИ ЭНТОВОЙ

"ОСОЗНАВАЯ ВРЕМЯ"

МОЖНО В БИБЛИОТЕКЕ ДОМА УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО УЛ. ВАЙНЕР,2, РЕХОВОТ



^ КРАТКИЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОШЕДШИХ

В МАЕ 2014 г. НА ул. ВАЙНЕР,2

1 мая 2014 г. был заслушан доклад д-ра Б. Ершова на тему "Театр и история евреев" ( аннотацию см. ниже)

Аннотация

Очерк посвящён развитию еврейского театрального искусства в свете уникальности истории еврейского народа, который в течение двух тысячелетий был лишён собственного государства, но сохранил свою религию, язык, основные традиции, инициативность, предприимчивость и новаторский дух.

Длительное время евреи были единственным народом, придерживающимся монотеистической религии, и были окружены языческими народами, что привело к возникновению такого явления как юдофобия. Это вынудило евреев к активному сопротивлению любым проявлениям язычества, в том числе, лицедейству.

После возникновения и усиления второй монотеистической религии – христианства – произошла трансформация юдофобии, связанная с ненавистью христиан к евреям как виновникам казни Иисуса Христа.

Религиозные запреты, с одной стороны, и не прекращающаяся со времени появления еврейского народа юдофобия, с другой, привели к значительной, на несколько веков, задержке возникновения еврейских театров по сравнению со странами Европы. Евреи нашли другие пути выражения генетически присущей им артистичности в различных формах театрализованных представлений, не связанных с формальной театральной деятельностью.

Только в конце XIX века появились первые стационарные еврейские театры, игравшие на первых этапах их деятельности на идиш, а затем, под воздействием идеологии сионизма, перешедшие, в основном, на иврит.

Сегодня в государстве Израиль действует множество театров с самым разнообразным репертуаром, и развитие еврейского театрального искусства успешно продолжается, являясь символом национального самосознания и национального достоинства еврейского народа.

Содержание

  1. Театр как фактор национальной самоидентификации

  2. Театральное искусство в средневековой Европе

  3. Еврейское театральное искусство до начала ХХ столетия

  4. Западная Европа в XIX веке и антисемитизм

  5. Восточная Европа в XIX веке и еврейская театральная жизнь

  6. Прогресс общества и еврейская самоидентификация

  7. Еврейский театр и сионизм

Введение

Потенциальный читатель или человек, случайно взявший в руки этот краткий очерк, будет, вероятно, смущён и озадачен его названием.

О каком театре идёт речь – театре вообще как явлении мировой культуры или о национальном еврейском театре? Если о театре вообще, то много ли общего между ним и историей еврейского народа? Влияли ли они когда-нибудь друг на друга?

Если речь идёт о еврейском профессиональном, стационарном театре, то ему чуть больше столетия, а возраст еврейского народа – тысячи лет. Можно ли логичным образом связать их воедино?

Трудно утверждать, что мировое театральное искусство объективно отражало историю еврейского народа. Существование и история еврейского народа во времена Древней Греции и Древнего Рима и даже такое важное событие еврейской истории, как разрушение Второго храма, практически не нашло освещения в театральном репертуаре. Антисемитские выпады в средневековых представлениях гастролировавших или бродячих групп не имели отношения к реальной истории еврейского народа.

Проявления антисемитизма в драматургии и театральных представлениях, в том числе в творчестве таких великих драматургов, как Шекспир, являлись отражением бытовавшего в народе отношения к евреям. Нет никаких оснований говорить о том, что имело место обратное явление, то-есть влияние мирового театрального искусства на судьбу еврейского народа, хотя оно и могло повлиять на укрепление стойкого отрицательного отношения к евреям со стороны общественного мнения.

Поэтому кажется нереальным логично связать возникновение в конце XIX века первого в истории еврейского стационарного театра с более чем трёхтысячелетней историей народа, который лишился своего государства в конце I века, если не учесть того обстоятельства, что этим народом был еврейский народ.

***

В мае 1889 года в городе Львов, на улице Замковой, дом № 13, состоялось открытие первого в мире стационарного еврейского театра, основанного львовским хормейстером Якобом Гимпелем. Это был театр, призванный играть на языке идиш пьесы, в основном, еврейских авторов о жизни еврейского народа. Этим он отличался от всех стационарных профессиональных театров, существовавших в то время в различных странах Европы.

Казалось бы, что в этом событии такого особенного, необыкновенного? Разве не на различных языках играли все другие театры пьесы авторов разных национальностей?

Особенным в открытии данного театра было то, что он был основан народом и для народа, у которого две тысяч лет не существовало своего государства, который был разбросан по всему миру, жил в условиях самоизоляции и, в основной своей массе, в условиях нищеты, унижался и преследовался. Гордость еврейского народа, когда-то могущественного и инициативного, постоянно и оскорбительно попиралась руководством и народами тех стран, в которых евреи жили.

Открытие стационарного еврейского театра в таких обстоятельствах явилось особым, исключительно важным событием, а именно, проявлением национальной самоидентификации, необходимой любому народу для его полноценного существования.

В чём же заключалась специфика еврейского театра? С одной стороны, его задача заключалась в приобщении еврейского народа к реалиям современной жизни. В то же время, его должна была отличать приверженность национальным традициям, бережное отношение к еврейской духовности и моральным нормам, опора на многовековое наследие и национальный фольклор.

Конечно, не следует думать, что у евреев до этого вообще не существовало какой-либо национальной культурной жизни, в том числе театральной, если трактовать понятие «театр» расширенно, имея в виду театральное представление, включающее и драматические, и комические, и музыкальные, и танцевальные элементы.

Театральное действо сопровождало человечество с момента его появления как более или менее цивилизованного сообщества. Разумеется, никаких конкретных и убедительных фактов, подтверждающих это предположение, не имеется. Но, судя по ритуальным действам сохранившихся племён, до сих пор придерживающихся древних традиций, в этих действах, помимо чисто ритуальных элементов, присутствуют и такие, которые современным языком могут характеризоваться как театральные.

Театр как общественное явление рос и развивался параллельно с формированием национального характера народа, черты которого он отражал, и с созданием и укреплением государственных структур. Это утверждение иллюстрируется всей историей развития театральной культуры во всём мире, в частности, в Европе, где после разрушения Второго храма проживала основная масса евреев. Это утверждение подтверждается процессом развития культуры, в том числе театральной, и в современном Израиле.

Следует сказать, что ко времени открытия Львовского стационарного еврейского театра профессиональный актёрский коллектив уже существовал. Он представлял собой труппу еврейского гастролирующего театра, не имевшего постоянного театрального помещения. Однако, принято считать, что история еврейского профессионального тетра начинается с октября 1876 года, когда писавший на идиш известный драматург и выдающийся организатор еврейской театральной деятельности Аврум Гольдфаден осуществил на эстраде городского сада в Яссах постановку своих комедий, специально сочинённых для выступлений театра в этом городе.

Театральная жизнь, с точки зрения современного человека,- это одно из условий функционирования цивилизованного общества, а наличие стационарного профессионального театра – признак зрелости государства. В то же время для народов, национальная гордость которых постоянно принижалась, а сами их страны находились под угрозой захвата более мощными враждебными соседями или даже полного уничтожения, наличие стационарного национального театра является одним из важных факторов национальной самоидентификации.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ д-ра Б. ЕРШОВА ГОТОВИТСЯ К ОТДЕЛЬНОМУ ИЗДАНИЮ

^ 8 мая 2014 г. состоялась игра "Что? Где? Когда?", перед которой были рассмотрены вопросы Дня Независимости и Дня Победы ( Я. Иовнович)

22 мая с большим успехом прошел четвертый вечер из серии вечеров "Все оперы Верди".



^ 29 мая Адела Розенштрах читала главу из своих мемуаров, посвященную памяти её отца.



Ниже приводится текст главы, прочитанной А. Розенштрах,

с некоторыми сокращениями

ПАПА

Если бы он только мог, то всю молодежь нашей родни, а также детей близких, друзей и знакомых, сделал бы учителями. И надо отдать ему должное. В какой-то мере папа в этом преуспел: его любимые племянницы, мои двоюродные сестры, Рита и Арина , стали соответственно преподавательницами английского языка и музыки. Ритиного мужа он убедил отказаться от поисков другой карьеры и пойти учить школьников истории и обществоведению. Я долго колебалась между медициной и педагогикой, выбрав, в конечном счете, последнюю. Ему почти удалось вытащить своего зятя с полувоенного завода и уговорить его начать новую страницу своей биографии в качестве преподавателя технических дисциплин крупного профтехучилища, где его ждали с распростертыми объятиями.

Но время сделало выбор за нас : все яснее понимали мы, что надо уезжать. За полтора года до нашего отъезда папы не стало. Мы репатриировались в Израиль, и наша жизнь потекла совсем по другому руслу.

Папино преклонение перед профессией учителя и неизменная верность ей имели глубокие истоки в его семье. Его дед, а мой прадед, перебравшийся в Молдавию из Литвы, и получивший по этой причине прозвище Ушер-Литвык, окончил знаменитую иешиву в городе Вильно и много лет преподавал в различных еврейских религиозных учебных заведениях. Он написал книгу о происхождении фамилий евреев Белоруссии, Малороссии и Бессарабии и слыл человеком необыкновенно мудрым и добродетельным.

Мой дедушка с папиной стороны, убитый фашистами вместе с бабушкой и другими членами большой семьи, Арон-Литвык, был преподавателем русского языка в еврейских школах, пока они существовали в Бессарабии. Когда дедушка Арон потерял место учителя и вынужден был зарабатывать мелкой торговлей , основным добытчиком в семье стал папа. Первый по успеваемости среди сверстников в классе в мужской французской гимназии , он , как и многие другие способные еврейские подростки, начинал с репетиторства младших учеников, мотался по урокам и навсегда возненавидел не очень холодные, но сырые и дождливые кишиневские зимы. У него не было хороших теплых ботинок, поэтому ноги вечно мерзли и мокли. В ту пору «месье» Мирскому было одиннадцать лет. Он не оставлял свое репетиторское поприще вплоть до окончания гимназии и поступления в университет. В свободные от работы минуты папа рассказывал мне о преподавателях и гимназистах, о своих учениках и об их родителях , о колоритных

персонажах, проживавших в их большом дворе и по соседству, и в ответ на мои горячие мольбы обещал даже написать воспоминания о старом Кишиневе. Увы! Среди 250 опубликованных книг, учебников, педагогических пособий, сборников статей , автором или соавтором которых он являлся, нет ни одной странички воспоминаний . У него так и не хватило времени записать свои живые, выразительные и незабываемые рассказы. К числу моих любимых относились уморительные воспоминания о том , как он готовил к экзамену по истории Франции некую Бэйлу. Большими способностями Бэйла, мягко говоря, не отличалась, но богатые и бездетные дядя с тетей, заменившие ей родителей, были готовы « набирать учителей полки» и платить любые деньги , чтобы у их Бэйлочки все было « не хуже, чем у людей».

На протяжении нескольких уроков молодой репетитор рассказывал , объяснял и втолковывал сонной Бэйле, чем прославился французский король Пипен Короткий. Затем он написал в тетради ученицы краткий конспект своей лекции, выделил красным карандашом наиболее важные положения и попросил выучить материал к заключительному уроку . Когда он в назначенный час явился на урок, Бэйла встретила его с самодовольной улыбкой: «Я все выучила и могу рассказать!» «Прекрасно, я тебя слушаю.» « Пипен Короткий взошел на престол»--начала Бэйлочка торжественно… и задумалась.

«Продолжай, пожалуйста»---приободрил девушку папа. «Пипен Короткий правил…» «Совершенно верно!»--охотно поддержал репетитор свою ученицу. Бэйлочка набрала полные легкие воздуха и завершила свой недолгий рассказ: «Пипен Короткий сошел с престола». Вторично Бэйлочка отличилась, отвечая на папин вопрос о бегстве Наполеона из Москвы. Он всячески старался подвести ее к мысли о том, что Наполеон потерпел тяжелое поражение , попытавшись завоевать Россию, и через какое-то время осознал , что оставаться там дальше бессмысленно и опасно. « Представь себе, Бэйлочка: армия Наполеона таяла. Москва горела. Партизаны нападали на ослабевших врагов и уничтожали их. Продовольствия не хватало…Ударили русские морозы: переносить их французам было очень трудно… Наполеон решает вернуться во Францию. Зачем?» Бэйла долго думает и, наконец, приходит к выводу : «Чтобы согреться.» Учеников, подобных Бэйлочке, у него было немало…Папа всегда подчеркивал , что неторопливые вечерние беседы с дедушкой Ароном не только помогали ему как начинающему педагогу вырабатывать терпение и настойчивость, но необычайно расширяли в целом его кругозор, а позднее научили читать между строк статьи в советских газетах и делать свои выводы о том , что на самом деле происходило в Советском Союзе в 2О -- 30-е годы. Понизив голос и глядя папе прямо в лицо, дедушка горячо шептал: « Давид, не верь тому, что ЭТИ там пишут и говорят! Еще вчера люди, которых обвиняют, были красными командирами. Защитниками. Героями. А сегодня они вдруг стали врагами. Все одновременно. Этого не может быть. Давид, сын мой, не верь клевете!» И папа не поверил.

Он часто вспоминал последнее утро, проведенное вместе с отцом : всю ночь по цветущим улочкам Кишинева гуляли взволнованные нарядные выпускники в белых рубашках и выпускницы со « взрослыми» прическами, в светлых платьях и туфельках на каблучках, не в силах разойтись по домам после праздничных школьных вечеров…Юноши и девушки расстались ясным июньским утром, когда дедушка вышел проводить папу, спешившего успеть на ранний поезд в Одессу. Едва закончив учебу, папа начал преподавать на родном географическом факультете Одесского госуниверситета и одновременно вести исследовательскую работу как аспирант. Было тихо, и только далеко на горизонте мелькали порой необычные красные сполохи.

«Какая странная заря!»--удивился папа.

«Это больше похоже на бомбы… Не дай, Господи, война»--ответил дедушка.

Умный Арон-Литвык оказался в очередной раз прав. Больше они никогда не виделись. Много лет папа пытался узнать, когда, где и как погибли его родные. В первые послевоенные годы он получил в ответ на свои запросы несколько официальных писем, кое-что ему рассказали соседи и знакомые, но их свидетельства, как это часто происходило в подобных случаях, были разноречивы и не удовлетворяли его страстного стремления узнать правду.

Тогда папа отыскал на старом еврейском кладбище полузабытую могилу дальнего родственника, умершего задолго до войны, и укрепил на ней небольшую мраморную плиту с именами родителей, младших брата и сестры и других родных, живших в одном доме и погибших вместе с ними. К этой плите он много раз приходил со мной, хотя брал меня не очень охотно. Доставал из своего необъятного портфеля веник, тряпки и специально привезенное из дому, по дороге расплескавшееся наполовину ведро воды, убирал могилу, совершал поминальную молитву. Потом долго плакал, разговаривал с умершими и просил их постараться заслужить милость у Всевышнего «фар дэр киндер энд фар дэр эйныклих»*

В обильных слезах и сбивчивых словах мой удивительный отец , обладавший живительным юмором, обожавший остроумные рассказы Марка Твена, О. Генри, Чехова и Шалом Алейхема, которые мама великолепно читала на идиш по памяти, любивший слушать, а еще больше петь еврейские песни, «показывать в лицах» анекдоты и смешные сценки, собиравший по праздникам за нашим дубовым громадным круглым раздвижным столом чуть ли не полгорода, выплескивал свою неизбывную боль, неутихающее страдание и горечь потерь, терзавшие его душу в течение всей жизни.

Папа чем-то напоминал мне библейского Иова : несмотря на горе, на постоянные заботы « о ближних и дальних» , на бесконечные испытании и тяготы, которые посылала ему судьба, он не роптал. Он с детства взвалил на свои ребяческие плечи огромный груз ответственности едва ли не за каждого, с кем сводила его жизнь, и нес его со спокойным достоинством. Людей он любил ижалел, а утверждение о том, что жалость унижает человека, считал примером законченной злобной глупости.

«Будь благодарна людям за малейшее добро, что они тебе сделали, и никогда не требуй от них большего, чем они могут дать».

«Говори с людьми о том, что они знают, что им интересно --- тогда тебе откроютсяих самые привлекательные стороны и ты узнаешь массу нового.»

« Нет более благородного поступка, чем помочь одинокой девушке удачно выйти замуж.»--эти папины слова до сих пор звучат у меня в ушах.

Иногда папа говорил парадоксальные вещи, но и в этих суждениях отражался его ум, не только глубокий, но по-еврейски острый и цепкий.

Как-то один приличный молодой человек, впервые пришедший к нам домой, ответив на папин вопрос о том, где он учился, посчитал необходимым добавить : «Я очень благодарен своим родителям за то , что они дали мне высшее образование.»

^ Папа быстро взглянул на него и неожиданно заметил: « Я полагаю, что Ваши родители должны быть очень благодарны Вам за то, что Вы согласились его взять».

Мои родители были постоянными членами школьного родительского комитета, так как не могли отказать нашей классной, которую мы любили и между собой ласково прозвали «мама Буся». Как настоящая еврейская мать, она денно и нощно пеклась о нас , не давала нам расслабляться и знала многое о своих мальчиках и девочках : где мальчишки потихоньку курили, в какие часы два неразлучных дружка--фарцовщика из нашего класса частенько крутились возле «Интуриста», надеясь купить какие-то заграничные шмотки у иностранцев, кто из девчонок посмел накрасить глаза и с «такими глазами» явиться на школьный вечер , чей папаша крепко выпивал, почему пытались сорвать урок молодому физику-практиканту —и все остальное. Но не дай Б-г , если кто-то из учителей позволял себе отозваться пренебрежительно даже о самом слабом или хулиганистом из ее «детей». « Мама Буся» задавала коллеге такого жару, что он или она вылетали из учительской с багровеющим, как закат над морем, лицом и стремглав неслись по лестницам неведомо куда, начисто позабыв о расписании…

Но даже у нашей не знавшей, подобно Александру Македонскому , поражений Буси Борисовны порой сдавали нервы и кончалось самообладание, когда дело касалось Изика Шехтера, единственного сына одного выдающегося кишиневского меховщика, изготовлявшего вместе с братьями шубы , полушубки , дубленки, шапки и другие меховые изделия

для тогдашних VIP персон. Изик был редкий наглец , но не дурак. Он «пил кровь» учителям на особый манер. В открытую не грубил , не обзывался, поэтому формально к нему было трудно придраться. В таких случаях в бой вступала тяжелая артиллерия , и для беседы с Изиком в школу приглашался мой папа.

^ Изик в очередной раз ждал папу после уроков в классе, со скучающим видом привычно развалившись за партой.

У него были бесстыжие , очень светлые глаза навыкате, кожа лица отличалась тонкостью и белизной в тех местах, где не была густо обсыпана крупными рыжими веснушками. Он был слишком худым и каким-то развинченным. Поздоровавшись с папой без особого энтузиазма, Изик тут же завелся, отчаянно картавя и брызгая слюной : « Давид Аронович, / папа иногда выступал с лекциями перед учителями и старшеклассниками нашей школы , поэтому многие ребята запомнили его имя и отчество/ Вы опять скажете мне, что Вам очень жаль, что такой способный юноша, как я , не уделяет внимания учебе, что Вы лично готовы побеседовать с моими родителями, чтобы они взяли мне репетитора по математике, а Ваша жена согласна подтянуть меня по молдавскому языку и литературе бесплатно , что до конца года времени осталось немного, но еще есть возможность исправить положение. А я Вам отвечу,

что благодарен за заботу, но я этого не хочу, не желаю и делать не буду, а заставить Вы меня не можете-- с этими словами он насмешливо подмигнул папе и продолжал в том же духе-- Помните , Митрофанушка у Фонвизина говорил, « не хочу учиться, а хочу жениться!»

А мне и жениться не надо…Наш «самый главный человек»--речь шла о Л. И. Брежневе, тогдашнем Хозяине Молдовы—уезжает из этой дыры в Москву, он папочку моего с собой берет, так, сами посудите, к чему мне учиться, душу из себя гнать ? Меня и без этого добрые люди в институт устроят. Ну, а теперь Вы можете сказать мне все, что посчитаете нужным»--милостиво разрешил Изик.

Папа не торопился с ответом. Он внимательно смотрел на Изика сквозь очки с сильными диоптриями своими большими , слегка выпуклыми, грустными золотисто-карими глазами и молчал.

---Что ж Вы ничего мне не говорите? Что Вы об этом думаете?---забеспокоился Изик слегка.

---Я Вам скажу , Шехтер, что я о Вас думаю : Вы , Изя Шехтер,--- мучение школы , горе семьи и позор еврейского народа.--- убежденно ответил папа

Узнав про инцидент с Шехтером , наш изумительный учитель географии Наум Ефимович Глейзер, в прошлом любимейший папин студент, навещавший раз в неделю моих родителей, громко и неудержимо хохотал, вновь и вновь представляя себе физиономию Изика, совершенно обалдевшего от папиных слов и мгновенно потерявшего весь свой гонор.

^ Вопросы команды ТИП, игра 8.5.2014

Ответ команды ТОП

Автор

Ответ

Вопрос



Правильный

Елькин Яков

Муха

В некоем заведении находились американец, китаец и еврей. Каждому из них в ИКС попала АЛЬФА. Американец немедленно устроил скандал, китаец использовал АЛЬФУ по назначению, а еврей продал свою АЛЬФУ китайцу. Назовите АЛЬФУ одним словом.


1

Правильный

Гольцфарб Леонид

Изобразить медведей художнику Шишкину помог художник Савицкий.

Кто изобразил медведей на картине "Утро в сосновом бору"?



2

Правильный

Лурье Елена

Лурия Ицхак Бен Шломо Ашкенази, город Цфат, родился в Иерусалиме

Кто из великих еврейских мыслителей является моим однофамильцем и в каком городе в Эрец Исраэль он проживал?



3

Правильный

Елькин Яков

Секретами

У двух человек есть по яблоку. Если они обменяются яблоками, то у каждого из них останется по одному яблоку. У двух человек есть идеи. Если они обменяются идеями, то у каждого из них количество идей увеличится. Чем нужно обменяться двум людям, чтобы количество уменьшилось?



4

Не правильный


Гольцфарб Леонид

Он должен был даровать рабу свободу.

В древнем Египте придавали большое значение здоровью и, в частности, здоровым зубам. Что должен был сделать хозяин, если он выбивал своему рабу хотя бы один зуб?


5

Не правильный

Лурье Елена

Буддизм

В Интернете набирает популярность сервис, который помогает вовремя проснуться: в указанное вами время поступает телефонный звонок от другого человека. Название сервиса может напомнить о последователе одного древнего учения. Какого?


6

Правильный

Елькин Яков

Исаак Ньютон

Этот человек был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией: " Здесь покоится дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов. Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого". Кто

этот человек?

7

Правильный

Гольцфарб Леонид

Бог медицины


Какой статус имел виртуозный и непревзойденный врач времен 3-ей династии фараонов - Имхотеп?


8

Результаты игры 8.5.2014

Счет игры - 6:2 в пользу команды ТОП ( капитан – Арсений Дружинин)

Счет с начала сезона - 42:35

Лучший игрок: Арсений Дружинин - 57%, Адела Розенштрах – 28%

Лучший вопрос: Лена Лурье - 36% ( №6 – про буддизм)

Поэтический проект: Константин Случевский

1 стихотворение – "Ты не гонись за рифмой своенравной" – 57%

2 стихотворение – "Мемфис и жрец" – 28%

Публикуем стихотворение недавно ушедшего из жизни

активного участника работы Дома ученых и специалистов Реховота

д-ра Авраама Гофмана на тему Дня Победы.

Да будет благословенна память о нем!

Солдатам-евреям-героям войны

Авраам Гофман- ветеран войны, д.т.н. в области приборостроения.

(1924 – 2013 )

На всех фронтах, во всех частях

Евреи воевали.

И каждый знал, что в тех боях

Евреев в плен не брали.

И каждый знал, что отчий дом

Тогда лишь будет домом,

Когда фашистов мы сотрем

И Гитлер будет сломан

Сражались из последних сил

Мы под свинцовым шквалом

И если б Гитлер победил,

Евреев бы не стало...

Мы победили! Гитлер бит,

Что было ох не просто!!!

Никто евреев не щадит

И после Холокоста.

Антисемитам вопреки,

Террору и коварству

На карте матушки Земли

Вновь наше Государство!

Так пусть же будет Исраэль

Могучей силой веять!

Вершителем Судьбы своей

И Родиной евреев!

Заседание 2 апреля 2014 г. в Институте Вейцмана. ( дополненный вариант))

Доктор Юлия Систер

2 апреля 2014 года в Институте Вейцмана состоялось совместное заседание Дома ученых и специалистов Реховота и НИЦ «Евреи России в Зарубежье и Израиле» (ЕРЗИ).

На повестке дня стояли следующие вопросы:

1.«Евреи России в Зарубежье и Израиле» - о книге «По следам билуйцев». Ю.Систер.

2. Творческая встреча с писателем Владимиром Липовецким (Куперманом) в связи с вручением ему премии им. Артёма Боровика за исторический роман – трилогию «Ковчег детей». Показ документального фильма «Миссия».

Выступление д-ра Ю.Систер было посвящено выходу в свет книги «По следам билуйцев», посвященную 25-летию ассоциации Гедеры с одноименным названием.

Инициатором создания этой книги является Почётный член нащего ДУиС Герц Финкенберг, основатель Музея истории Гедеры и билуйцев. Она вышла на иврите и русском.

Книга издана прекрасно, содержит большое количество фотографий, воспоминаний. Ее обложку украшают эмблемы Музея Гедеры и Местного Совета города. А на следующей странице на фоне радуги добавлены эмблемы Ассоциации «По следам билуйцев» и Общинного центра Гедеры.

Приведен список членов Ассоциации за все годы ее существования. В книге рассказано о пути длиною в 25 лет от кружка «олим хадашим» (новые репатрианты) до становления ассоциации «По следам билуйцев». Она имеет отличия от подобных общественных организаций: работа трёх групп по возрасту – 10 – 16-летних, 25 – 40-летних и для людей золотого возраста.

В ней можно найти сведения, как коллектив отмечает еврейские праздники, отмечает День Победы, знакомится со страной, ее историей, проводит экскурсии, семинары, конференции и др.

НИЦ ЕРЗИ и ДуиСР провели ряд совместных конференций с Музеем и Мунципалитетом Гедеры. О них тоже рассказано в книге.

Были у нас и незабываемые экскурсии по Музею, которые мастерски проводил Герц Финкенберг, выступая в роли гида и настоящего волшебника. Интересные экспонаты Музея помогал создавать один из первых членов Ассоциации врач, подполковник Советской Армии Лев Гриншпун.

Члены Ассоциации проводят очень важную и нужную работу. За годы ее существования сложился дружный коллектив, члены которого каждую неделю приходят на свои интересные мероприятия. Большая заслуга в этом принадлежит Герцу Финкенбергу и его обаятельной супруге Бат Шеве. Невозможно упомянуть всех людей - активистов Ассоциации. Но многих знаю лично по нашим совместным конференциям: бывший председатель Ассоциации (1997 – 2009) врач Лев Рубинштейн, Лев и Роза Гриншпун, Римма Комарова, Григорий Шлейфман, Фира Фрадкина, Роза Рубинштейн, участник ВОВ Михаил Цирульников, Светлана Кроп, нынешний председатель коллектива Рувим Бесицкий, Эстер Генкин и многие другие.

Есть в книге и страница, посвященная памяти Алекса Кушнирского, погибшего в Ливане, внука члена Ассоциации Жени Кушнирской.

Из книги я узнала печальную весть: во время ее подготовки ушла из жизни Роза Гриншпун, замечательный человек, микробиолог, блокадница. Светлая память!

Выход книги приветствовали Шимон Перес, Натан Щаранский, председатель местного

Совета Гедеры Йоэль Гамлиэль.

Хочу пожелать доброго пути книге «По следам билуйцев», а членам Ассоциации здоровья, успехов, интересных дел и пополнения своих рядов новыми членами более молодого возраста, чтобы дело, начатое 25 лет, продолжалось и процветало.

***

Затем состоялась творческая встреча с писателем Владимиром Липовецким в связи с вручением ему премии им. Артёма Боровика за исторический роман – трилогию «Ковчег детей». Показан документальный фильм «Миссия».

Благотворительный фонд имени Артема Боровика с 2001 года проводит ежегодный конкурс среди авторов российских СМИ (печать, радио и ТВ) на соискание премии Артема Боровика за значительный вклад в развитие независимой журналистики в России и творческие достижения в жанре журналистского расследования, имеющие общественное значение. Девиз премии — "Честь. Мужество. Мастерство".
В число лауреатов конкурса в категории «Печать" вошел автор книги "Миссия" Владимир Липовецкий.

"Это самые смелые люди — они никого не боятся, ни на кого не оглядываются. Они вызывают у своих читателей чувство доверия", — сказал председатель Союза журналистов России, член жюри премии Всеволод Богданов.




Выступает Владимир Липовецкий

Это – наша вторая встреча с писателем. Владимир Липовецкий (Куперман) по образованию филолог. Служил матросом на китобойном судне. Совершил два кругосветных путешествия. Автор одной из самых лучших книг России в 2006 году «Ковчег детей или Невероятная одиссея» (под псевдонимом «В.Липовецкий»). События, которые послужили основой для романа, писатель изучал более четверти века. А президент Российской телевизионной академии В.Познер назвал труд автора литературно-историческим подвигом. В 2010-11гг. вышли в свет новые книги «Убить кита» и «Миссия». В 2010 году на международном кинофестивале в г. Владивостоке Владимир Липовецкий был награждён призом «За верность идеалам добра» за сценарий к полнометражному фильму «Миссия».

Он в течение 25 лет по крупицам собирал сведения о спасенных детях Петрограда в годы Гражданской войны.

Одна из самых невероятных российских историй ХХ века была неизвестна до 70-х годов. Два волонтера из американского Красного Креста спасли 800 русских детей такой сюжет во время «холодной войны» сразу отметался советскими издательствами и киностудиями как проамериканская пропаганда. Владимир Липовецкий, моряк и журналист, случайно узнав об этой истории, посвятил ей 25 лет жизни. Шаг за шагом, встречаясь с участниками событий, работая в архивах, он возвратил из небытия удивительную быль о том, как 800 петроградских детей совершили кругосветное путешествие, переплыв два океана, побывав в Китае, Японии, Америке и Европе.

Летом 1918 года Петросовет решил отправить из голодного Петрограда несколько тысяч детей в более сытые губернии. Около 800 детей отправили на Урал, сразу после их прибытия началась гражданская война, путь домой был отрезан. После тяжелейших осени и зимы их спасением занялись два офицера-волонтера американского Красного Креста, воспринявшие беду русских детей как свою. Дети проделали путь до Владивостока, затем морем до Америки, где их принял президент Вудро Вильсон. Затем, переплылв Атлантику, оказались во Франции, в Россию вернулись через Финляндию.

Эта история не только о том, как спасали этих людей. Эта история о величайшем гуманизме, величайшем милосердии, которое объединило людей разных рас, разных национальностей в борьбе за спасение этих детских жизней. 

Среди спасенных детей были будущий знаменитый биолог, соратник Вавилова, профессор Иванов, великий балетмейстер Якобсон и многие другие замечательные люди. 

Более подробно на этом сайте: http://www.bibliograf.ru/materials/news/1773

  

Эта история замалчивалась много лет.

По просьбе этих уже взрослых людей и их детей В.Липовецкий (Куперман) стал инициатором создания документального фильма «Миссия». Авторы сценария: Леонид Гуревич, Владимир Куперман, при участии Михаила Бакрадзе. Режиссеры – постановщики: Лео Бакрадзе, Михаил Бакрадзе. В фильме снимались бывшие колонисты. Киностудия Грузиянаучфильм, 1989 (в двух частях).

На этом сайте можно посмотреть кадры из этого фильма: http://www.colonia.spb.ru/mission_c/mission_c01.htm

Ковчег детей вернулся во Владивосток спустя 90 лет.

Выставка, посвященная малоизвестной истории 800 детей-кочевников гражданской войны, открылась во Владивостокском музее Арсеньева. Экспозиция под названием "Ковчег детей. Возвращение во Владивосток", привезена из Санкт-Петербурга, но имеет непосредственно отношение к столице Приморья. 
Подробнее:
http://primamedia.ru/news/vladivostok/15.09.2010/134433/kovcheg-detey-vernulsya-vo-vladivostok-spustya-90-let.html

Этот сайт содержит видеоролик, посвященный выставке.

Рекомендую также прочесть: http://oldvladivostok.ru/articles/?a=288&s=123

Совместный семинар в Институте Вейцмана НИЦ «ЕРЗИ» и РДУиС

Доктор Юлия Систер

21 мая 2014 г. в Институте Вейцмана состоялся совместный научный семинар НИЦ «Евреи России в Зарубежье и Израиле» и Дома ученых и специалистов Реховота.

Программа семинара была посвящена следующим вопросам:

  1. «Евреи России в Зарубежье и Израиле». Зельман Вайнберг - химик, предприниматель и филантроп. Д-р Ю.Систер

  2. «Последние новости из мира стволовых клеток». Профессор Александр Калинкович

Примерно 20 лет назад мне довелось познакомиться с очень интересным человеком,

химиком, миллионером, прожившим в Париже 50 лет. Он многое успел сделать и для Израиля, который очень любил.

В томе № 8 «Русские евреи во Франции» (Иерусалим, 2001), изданном нашим Центром,

мы о нем написали статью.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений за июнь 2013 года
В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в июне 2013 года. «Бюллетень» составлен на основе...

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений за декабрь 2012 года
В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в декабре 2012 года. «Бюллетень» составлен на...

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений за второй квартал 2014 года
Строительство, строительные конструкции. Архитектура Водоснабжение. Канализация

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений за первый квартал 2014 года
Строительство, строительные конструкции. Архитектура Водоснабжение. Канализация

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень №4 (6) апрель 2014 года
Редактор – Я. Иовнович. Авторы: Я. Елькин, Я. Иовнович, Б. Лернер, Ю. Систер, А. Кропп

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень №1 (3) январь 2014 года
Редактор – Я. Иовнович. Авторы: Д. Губатова, Я. Иовнович, Ю. Систер, Я. Сосновский, Б. Хейфец

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень №8 (10) август 2014 года
В связи с ограниченным объемом бюллетеня количество иллюстраций в нем ограничено. Желающим получить имеющиеся дополнительные иллюстрации...

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений март 2012 Пермь 2012 в «Бюллетень»
В «Бюллетень» включены книги и статьи из периодических изданий, поступившие в библиотеку в течение месяца. «Бюллетень» составлен...

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений январь 2013 Пермь 2013 в «Бюллетень»
В «Бюллетень» включены книги и статьи из периодических изданий, поступившие в библиотеку в течение месяца. «Бюллетень» составлен...

Бюллетень №6( 8) июнь 2014 года iconБюллетень новых поступлений сентябрь 2013 г
В «Бюллетень» включены книги и статьи из периодических изданий, поступившие в библиотеку в течение месяца. «Бюллетень» составлен...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница