Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 382.74 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/3
Дата публикации07.01.2015
Размер382.74 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Информатика > Конкурс
  1   2   3
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 учебный год)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Ручеёк»

муниципального образования город Ноябрьск


Номинация конкурса: Организация воспитательного процесса
Обобщение опыта работы

«Развитие эмоционально – коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, средствами социализации»

^ Автор: Поскребышева Татьяна Фёдоровна, воспитатель МБДОУ «Ручеёк» компенсирующего вида, первой категории


г.Ноябрьск

2013г.
Дошкольный возрастяркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Порой взрослые не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир  взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

В настоящее время  нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют процесс общения детей между собой и со взрослыми.

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья (ослабленное зрение) особенно важно развитие неречевых средств общения при участии всех анализаторов, особенно зрительного. У детей с нарушением зрения возникают проблемы при общении на расстоянии по причине снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.
Решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ослабленным зрением, поставила перед собой цель: оптимизация педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей, самопознания ребёнка, стремление детей к сотрудничеству.

Работая над данной проблемой, я решала следующие задачи:
-научить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике;

-упражнять в регуляции своего эмоционального состояния;

-формировать навыки социального поведения.
^ Ожидаемый результат: приобретение ребенком практических навыков по различению и определению собственных чувств, переживаний и развитию эмоционального самовыражения.

Работа по данной проблеме проводилась поэтапно.

Мною была разработана диагностика «Развитие эмоционально – коммуникативных способностей дошкольников, как средство социализации». По результатам, полученным в ходе диагностики, были выявлены проблемы в развитии навыков общения.

Систематически наблюдая за детьми во время занятий и в свободной деятельности, в общении с другими детьми показывает, что некоторые дети проявляют беспокойство, нервозность в различных ситуациях. У некоторых наблюдается повышенная двигательная активность. Другие, наоборот, стараются не привлекать к себе внимания: они избегают ответов на занятии, выступлений на утренниках, стесняются переспросить, если им что-то непонятно.
Следовательно, были определены педагогические условия для развития коммуникативных навыков детей, как в организованных формах обучения, так и в свободной от занятий деятельности.

Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса. Дети осваивают навык сотрудничества и способы социализации и коммуникации в доступных для них видах деятельности (познавательной, игровой и свободной самостоятельной).

Для детей был составлен цикл занятий «Развитие коммуникативных способностей детей», «Развитие социальной уверенности у детей».

А также, в повседневной деятельности использую игры и упражнения для детей замкнутых, и активных. Особое внимание уделяю детям тревожным, имеющим страхи, с низкой самооценкой.

Для достижения положительных результатов по данному направлению в своей работе использую следующие методы и приемы:

- словесные (рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений);

- наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание жизненных ситуаций);

- практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, решение социально-нравственных задач);

- игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.

Работая по данной теме, я понимаю, что без тесного взаимодействия педагогов и родителей результаты будут минимальными.

Для оптимизации общения взрослых с детьми, использовала следующий материал:

Педагоги:

«Стиль педагогического общения, как фактор обусловливающий поведение детей»,

«Развитие у детей навыков общения, и навыков сотрудничества»,

«Игра, как метод развития отношений»,

«Как взрослые могут способствовать эмоциональному развитию детей»,

«Роль педагога в развитие эмоционально – коммуникативных способностей детей»

Родители:

«Школа общения – семья»,

«Развитие эмоционального мира детей. Игры и упражнения»,

«Можно ли научить ребенка управлять своим поведением»,

«Влияние родительских установок на развитие детей»,
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении.

^ Цикл занятий «Развитие коммуникативных способностей детей»
Занятие № 1.

Цель:

Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом.

Оборудование: Шкатулка, бусинки.

План занятия:

1. Поздороваемся друг с другом не вербально

2. Правило общения.

3. “Мусорное ведро”.

4. Разыгрывание ситуации.

Ход занятия:

Стоим по кругу в парах. Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, попками, ладошками, обнимемся за плечи).

Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?

А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить “волшебные” слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).

А что же может помешать нашему общению? (Раздаю детям небольшие бумажки, каждый ребенок называет, что ему мешает в общении и кидает, смяв листок, в “мусорное ведро”). Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей.

А теперь представьте, что к вам в группу пришел новенький ребенок, ему грустно, скучно и одиноко. Как можно ему помочь? Разыгрываем ситуацию несколько раз. Один ребенок - новенький, остальные - группа (кто-то пытается приласкать, приглашает играть, задает разные вопросы и в итоге принимают в группу).

В завершении занятия рисуем свое настроение. Затем говорим о том, что больше всего поправилось делать и каждый анализирует свое участие на занятии.

Занятие № 2.

Цель:

Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в доброжелательном отношении друг к другу.

План занятия:

1. “Ласковое имя”.

2. Дарим подарки.

3. Разгадаем эмоции.

Ход занятия:

Сидим в кругу на ковре.

Давайте вспомним в каком настроении вам больше нравится быть и подарим его друг другу. Нам хорошо и радостно когда мы слышим свое ласковое имя. Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и к кому он попадет, будет называть одно или несколько своих ласковых имен. А все должны запомнить их. Так делает каждый ребенок в группе.

А сейчас мы сделаем друг другу приятное: подарим подарки, но они у нас будут не настоящие, а выдуманные. И так, представим, что мы всемогущи и можем подарить любой подарок справа. Посмотрите на него внимательно и попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось иметь больше всего. Дети дарят подарки, не забывая смотреть на ребенка, а тот, кто получил - не забудет поблагодарить. Затем задаются детям вопросы:

- Что было приятнее дарить или получать подарки?

- Какие подарки понравились больше всего?

А теперь угадаем, какое настроение загадал художник (показываю изображение эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.

В заключение, дарим друг другу комплименты, и отмечаем, кто как занимался.

Занятие № 3.

Цель:

Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать настроение другого и определять способы повышения человеку настроения, развивать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши.

План занятия:

1. “Волшебный мешочек”.

2. “Старенькая бабушка”.

3. Разыгрывание ситуации.

4. “Море волнуется”.

Ход занятия:

Сидим в кругу. Ребята, сегодня я принесла “Волшебный мешочек” с вашими настроениями, которые вы подарили друг другу на прошлом занятии. Давайте вспомним у кого какое было настроение (достаем игрушку и называем настроение другого ребенка). Почему-то у Яны было грустное настроение. Наверное, есть способы, чтобы повысить настроение другому. Какие могут быть способы?

-улыбнуться, попробовать рассмешить, вспомнить вместе что-нибудь хорошее, подарить воздушный шарик, нарисовать самое смешное, что есть на свете.

Вес мы в хорошем настроении отправимся вершить добрые дела. Играем в игру “Старенькая бабушка”. Дети делятся на пары, где один ребенок- бабушка, другой- внучка, внук. Бабушки старенькие ничего не видят и не слышат ( завязываем глаза). И вдруг они заболели, их нужно осторожно провести между домами - стульями и привести в кабинет врача - стулья у стены. Затем происходит смена ролей. Важно чтобы дети в роли бабушки чувствовали себя уверенно и надеялись на свою пару по игре.

Затем обсуждаем, в какой роли было интереснее и почему? Какая роль не поправилась и почему?

Вспомним, как можно разговаривать и выражать свою просьбу без слов. Предлагаю ситуации, а дети изображают их не вербально:

- Я болен, не могу говорить.

- Я хочу с тобой играть.

- Я по тебе скучаю.

- Давай с тобой дружить.

Проводится игра “Море волнуется” - изображаем эмоции: грусть, радость, страх. Ведущий ребенок оценивает точность показа. В заключение дети цветом обозначают свое настроение и обсуждают кто работал на занятии активно.

Занятие № 4.

Цель:

Развивать умение оценивать действие другого; через психогимпастику выражать положительные чувства и расширять представление о себе.

План занятия:

1. Игра “Волшебники”.

2. “Сказочный герой”.

3. Этюд на выражение удовольствия.

4. Рефлексия.

Ход занятия:

Сидим в кругу.

Сегодня мы попробуем отгадать настроение соседа, а он скажет верно или нет. Все дети любят, что-то волшебное и мы с вами поиграем в игру “Волшебники”. Кандидату в “Волшебники” завязываются глаза и предлагается догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Подводится к волшебнику 3-4 ребенка. Затем выбирается другой волшебник.

После завершения упражнение обсуждаем, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Где бывает волшебство? - в сказках, в фильмах, в мультфильмах. Каждый выбирает любимого сказочного героя, представляются от имени героя, двигаются как они, т.е. “живут жизнью героя”. После того, как все покажут своих героев, предлагается найти сходство между собой и своим героем. Если дети затрудняются, ведущий может помочь. В зависимости от выбранного героя отмечаются качества: доброта, дружелюбие, строгость, таинственность, талант, защитник, хвастун и др. Отрицательные качества сразу обсуждаются и детьми предлагаются противоположные этим качества.

Сейчас превратимся в волшебный цветок (этюд). Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и снегу каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Необходимо следить за выразительностью движений и мимики.

В конце рисуем свое настроение и дарим соседу слева, называя его самые хорошие качества.

Занятие № 5.

Цель:

Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека.

План занятия:

1 .Инсценировка стихотворения “Котята”.

2. “Слепой и поводырь”.

3. Игра “Мы очень любим”.

Ход занятия:

Вспомним, как мы здороваемся без слов.

У каждого из вас дома есть какое-нибудь животное: кошка или собака, они ведут себя очень интересно, за ними всегда хочется наблюдать. Послушайте стихотворение “Котята”, что же там произошло?

Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику сердитой хозяйки, сжалившейся; ссорящихся котят, замерзающих и спящих. Затем разыгрывается сценка. После инсценировки обсуждаем как лучше быть в ссоре или дружить.

А если дружишь, то нужно доверять своему другу. Сейчас мы проверим, доверяете ли вы своему другу или нет. При помощи разрезных картинок дети делятся по парам: 1 - поводырь, 2 - слепой. Поводырь водит “слепого” (ребенок с повязкой па глазах), испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. В конце упражнения отмечаем: доверяли ли дети друг другу, и в какой роли было удобно и уверенно. Приходим к выводу: когда доверяешь и надеешься на друга, становится легко, повышается настроение, и ты знаешь, что не один.

Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у него много друзей, поиграем в игру “Мы очень любим”. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди, а остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать и др.).

В конце занятия каждый из ребят выбирает полоску цветной бумаги, которая соответствует настроению. Анализируем, кто как занимался, что нового узнали друг о друге.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница