Комплексное методическое электронное пособие по филологии




Скачать 103.18 Kb.
НазваниеКомплексное методическое электронное пособие по филологии
Дата публикации24.11.2014
Размер103.18 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Проект.

Комплексное методическое электронное пособие по филологии.
Качественное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место в их ряду отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере. Администрация нашей школы создаёт условия для работы педагогов и обучающихся в русле информационно коммуникационных технологий. Создан мультимедийный класс, в котором дети могут обучаться за компьютерами. Есть в классах интерактивные доски. Учителя активно овладевают компьютерной техникой. И всё острее стала ощущаться нехватка мультмедийных программ для начальной школы, что существенным образом влияет на качество учебного процесса и характер познавательной деятельности учащихся. Как построить учебное занятие с использованием информационно коммуникационных технологий, чтобы оно позволило включить в обучающий процесс ученика, как субъекта учебной деятельности? Наш творческий коллектив в составе Мартемьяновой Ольги Викторовны, Алексеевой Ольги Николаевны, Волковой Марины Владимировны решил создать методическое электронное пособие по филологии, которое поможет сделать урок современным, обучающим.

Предметом исследования проекта выбрана организация работы на учебных занятиях по развитию речи.

Развитию речи младших школьников уделяется достаточное внимание, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. В любой образовательной системе в программах предусмотрено определённое количество часов по темам «Предложение», «Текст», «Связная речь». Разработаны методики развития речи: работа над словом и предложением, написание изложений и сочинений, обучение устным пересказам. Выпущены серии картин для развития речи на уроках.

И всё же, при правильно реализуемой методике работы по развитию речи возникают проблемы:

* устная и письменная речь детей не соответствует стандартам;

* дети не любят уроки развития речи;

* для многих педагогов эти уроки представляют трудность в проведении и не приносят удовлетворения.

Причины сложившейся ситуации отчасти скрыты в ритме и стиле нашей современной жизни.

*Утрачивается связь между поколениями. Общение в семье зачастую сводится к простому обмену впечатлений прошедшего дня и не имеет нравственной духовной насыщенности.

*Дети перестали читать художественную литературу, не знакомы с творчеством писателей, поэтов, художников.

* Словарный запас детей скуден.

* Речь не эмоциональна, в ней отсутствуют имена прилагательные, синонимы, сравнения, фразеологические обороты.

*Имеющийся у педагогов наглядно иллюстративный материал по развитию речи морально устарел. Его использование не интересно детям.

Всё более явно обнаруживаются противоречия между тем, что надо заниматься развитием речи детей и как это выполнять в современных условиях.

Таким образом, есть основания утверждать, что назрела практическая потребность в создании электронного пособия по развитию речи. С учётом этого и была выбрана тема нашего исследования «Комплексное методическое пособие по филологии».

Объектом исследования выбраны уроки обучения грамоте в 1 классе, словарная работа в начальных классах, уроки сочинения и изложения.

Целью нашего проекта является создание современного мультимедийного комплекса по развитию речи младших школьников для уроков обучения грамоте и русского языка.

Прежде чем приступить к работе, мы задались вопросом: с какой целью средства информатизации будем включать в образовательный процесс? Мы пришли к выводу, что наиболее эффективна реализация знаниевого подхода и внедрение личностно ориентированного обучения.

В зависимости от этого мы определили задачи, над которыми будем работать в ходе создания своего продукта.
^ Задачи проекта.
1). Разработать мультимедийный курс для развития речи младших школьников.

2). Обогатить учебно-методический комплекс по развитию речи.

3). Расширить спектр источников используемой учителем методической, занимательной, развивающей информации для развития речи младших школьников.

4) Увеличить число каналов для восприятия учащимися учебной, развивающей, воспитывающей информации.

5) Способствовать развитию общеучебных умений и навыков, индивидуализации обучения.

6) Оптимизировать процесс подготовки учителя к уроку филологии.
В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления:

1). Работа над звуковой стороной речи.

2).Словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся)

3). Работа над предложениями и словосочетаниями, развитие связной речи.
Приступая к работе над проектом, каждая из нас выбрала то направление в работе, которое считала более интересным и необходимым в своей деятельности в классе и по которому имела наработанный материал.
Выполненная нами работа состоит из четырёх частей:

1.«Дидактические игры к урокам обучения грамоте». Автор М.В Волкова

2.«Словарная работа на уроках». Автор О.Н. Алексеева

3.«Сочинения по картинам художников» . Автор О.В. Мартемьянова

4.«Изложения и сочинения по сюжетным картинкам». Автор О.В. Мартемьянова
Работа со звуком и буквой в период обучения грамоте в любой образовательной системе базируется на фонетическом принципе. Важно научить ребёнка слышать звуки речи и обозначать их на письме буквами. Для реализации этого принципа предусмотрен ряд упражнений и фонетических игр. Но их объём и разнообразие не велики. Частое повторение снижает интерес и восприятие у первоклассников. Поэтому мы решили расширить спектр источников используемой учителем методической, занимательной, развивающей информации. Использование интерактивной доски позволяет применить на уроке новые методические приёмы в работе со звуками и буквами в период обучения грамоте.

В нашем проекте эту часть работы выполняла М.В. Волкова. Её работа

« Дидактические игры к урокам обучения грамоте» выполнена в программе SMART Note book.

Она состоит из двух разделов.

Гласные буквы.


В каждом разделе представлена буква русского алфавита и даётся возможность детям найти её в названии окружающих их вещах. Это задание развивает фантазию и воображение детей, вызывает интерес к учебной деятельности. Ресурсы интерактивной доски позволяют буквам зазвучать, что особенно важно для детей с проблемами произношения шипящих и сонорных звуков. В работе есть ребусы, фонетические игры, стихотворения. Выполняя предложенные задания, ученики вступают в коммуникативные отношения, что способствует развитию речи. Работа Марины Владимировны соответствует поставленным перед проектом задачам и успешно их решает.
Одно из важнейших направлений словарной работы на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения - обогащение и активизация словаря учащихся. Решение этой задачи осуществляется на каждом уроке.

Для ознакомления с новыми словами обычно используются следующие приёмы: показ картинки или модели, работа с толковым словарём, подбор синонимов и антонимов, этимологический анализ, включение нового слова в словосочетание и другие.

В процессе работы над проектом использована методика В.Канакиной. Знакомя учеников с новым словарным словом она вводит его в высказывание или фразеологический оборот, даёт синонимический ряд, знакомит с родственными словами, объясняет этимологию слова. Эта система помогает не только запомнить новое слово, но и развивает речь детей. Именно поэтому мы и взяли за основу данный опыт. Но используемые автором приёмы и методы не всегда дают ожидаемые результаты. Нет яркого восприятия нового слова, что является основой его запоминания. Ежедневная однообразная словарная работа на уроке вызывает привыкание и не даёт нужного результата, как в плане развития речи, так и в плане орфографической грамотности. Поэтому перед нами встала задача: увеличить число каналов для восприятия учащимися учебной, развивающей, воспитывающей информации средствами информационно коммуникационных технологий.

Ольга Николаевна Алексеева разрабатывала в нашем проекте приёмы организации словарной работы на уроках в начальной школе. Результат её работы – электронный учебник. Ольга Николаевна реализовала методику В.П. Канакиной в новой информационной среде. Она подобрала яркие рисунки, ввела загадки, пословицы и поговорки. Показала приёмы употребления слова во фразеологических оборотах. Все орфограммы выделены цветом, что отлично работает на зрительное восприятие и запоминание слова. Большее внимание уделено сочетаемости слова, что оказывает благотворное влияние на развитие речи учащихся и решает задачи поставленные проектом.

Проблема развития связной речи средствами искусства остаётся актуальной на протяжении ряда лет. Речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности ребёнка. Ведь она является средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребёнка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Систематическая работа по развитию речи средствами искусства может сформировать у детей сложное учебное умение, объём которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.

У большинства детей не развита способность правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражать словами своё эмоциональное состояние, описывать произведение, используя в речи изобразительно-выразительные средства языка. Хотя именно произведения искусства способствуют формированию и развитию целостной, активно творческой личности.
Методика работы по картинам художников известна каждому учителю. Она включает следующие этапы:

  • подготовка к восприятию картины,

  • рассматривание картины,

  • беседа по картине,

  • работа по раскрытию замысла картины.

  • выявление основных микротем,

  • составление плана сочинения,

  • составление рассказа по картине,

* письменное сочинение по картине.

Но не всегда у учителя есть репродукция картины. А если есть, то небольшого формата, недостаточного полиграфического качества, неудобна для работы с классом. Часто из-за отсутствия картины учитель не может провести урок. Наш проект обогащает учебно-методический комплекс по развитию речи и оптимизирует процесс подготовки учителя к уроку.

Методика урока изложения по сюжетным картинкам на основе восприятия текста тоже давно апробирована и признана положительной. Проблема в наличии сюжетных картинок у учителя. Их ещё труднее найти, чем репродукции картин, потому что они уже не переиздаются и становятся раритетом. Хотя работа с ними развивает не только речь, но и логическое мышление. Поэтому, сохраняя существующую методику, мы предоставляем возможность организовать устный или письменный пересказ прочитанного текста с использованием нашего медиаресурса.

В нашем проекте эту тему разрабатывала О.В. Мартемьянова. Она создала «Электронное приложение к урокам развития речи». Методика работы по картине выдерживается полностью. Но возможности ИКТ позволили сделать её более качественной, интересной, эмоциональной. Работа выполнена в программе Microsoft Office Pouter Point. Созданы две папки:



В работе «Сочинения по картинам художников» 9 папок. На первом слайде каждой проецируется портрет художника. Затем идут краткие сведения о живописце. Учителю при подготовке урока достаточно ознакомиться с ними и рассказать в процессе беседы. Демонстрировать слайд на уроке нет необходимости. Это решает задачу оптимизации процесса подготовки учителя к уроку. Далее следуют слайды с изображением картин. Проецируя картину на экран, мы даём возможность детям рассмотреть её во всех мельчайших деталях, насладиться цветом, испытать чувство радости от соприкосновения с искусством. В конце работы дан примерный план урока и готовое сочинение ученика. Для детей со слабой речевой подготовкой по ходу плана предлагаются опорные слова для составления предложений. Для более успешных учеников достаточно только плана, по которому они раскроют замысел художника.

В работе «Изложения и сочинения по сюжетным картинам» 18 папок. На первом слайде каждой папки дано название, автор, иногда портрет писателя. На следующем по очереди по щелчку будут появляться картинки в нарушенной последовательности, по отношению к содержанию текста. Предполагается, что учитель будет задавать вопросы на проверку восприятия картинки. В ответ ученикам надо составлять предложения, правильность которых будет проверена при появлении последней, когда сюжет станет ясен. Обязателен вопрос: «В правильной ли последовательности предложены картинки?» «Какая должна быть первой?» После ответа надо перейти на следующий слайд, где после выяснения последовательности событий будут появляться картинки, раскрывающие содержание текста. На этом этапе работы идёт обучающая деятельность, направленная на развитие устной речи и мышления учащихся. Затем наступает этап письменной работы. Каждая картинка последовательно крупным планом выводится на экран. По ней составляются предложения и записываются либо самостоятельно в 3-4 классах, либо с комментированием во 2 классе. Если есть в школе мультимедийный класс и возможность работать детям за компьютером, в некоторых папках есть раздел «Для индивидуальной работы». Он предназначен для слабоуспевающих учеников, которые не могут работать в одном ритме с классом, либо для дисграфиков, с неразвитым вниманием, памятью, письменной речью. Для них на экране компьютера появляется картинка и деформированный текст к ней. Ученикам остаётся рассмотреть картинку и восстановить текст. Орфограммы в нём выделены красным цветом, что поможет грамотно написать текст. В помощь учителю в некоторых папках в самом конце приводятся тексты. Раньше они были в учебниках по чтению, но сейчас их найти трудно. Поэтому возможно на подготовительных уроках сначала прочитать со слайдов текст и обсудить его, а на следующем уроке писать изложение этого текста. Мы считаем, что приведённые тексты не устарели морально, они актуальны и в наше время. Работая с ними, мы закладываем основы нравственности и патриотизма.

Эта часть работы большая по объёму. Её ресурса хватит для работы во вторых, третьих и четвёртых классах на уроках развития речи.
Таким образом, наше методическое пособие позволяет по-новому организовать уроки филологии в начальных классах. Его внедрение предполагает наличие в школе мультимедийного класса или интерактивной доски. В базисном плане необходимо выделить час для урока развития речи.

Медиаресурс, созданный нашим коллективом, позволяет индивидуализировать работу. Для детей компьютер становится источником знаний, а не развлечений.

Если проектная работа привлечёт внимание педагогов и вызовет желание применить данный медиаресурс в своей практике, речь их учеников, несомненно, обогатится, станет выразительнее, эмоциональнее и грамотнее. Уроки будут проходить с высокой самоотдачей, как учеников, так и преподавателя, станут современными и обучающими. Образовательный процесс будет более эффективным.
Кроме того, проект можно считать и информационным. Преподаватели изобразительного искусства и МХК могут использовать раздел «Сочинения по картинам художников» на своих уроках с целью знакомства с творчеством художников. Большой объём подобранных картин позволяет достаточно детально проанализировать особенности мастерства живописцев. Просмотр этого раздела сродни экскурсии по Третьяковской галерее.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconИнтерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?
Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель»

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconМетодическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «декоративное садоводство»
Методическое пособие составили: профессор Мамонов Е. В., доценты: Иванова И. В., Ващенко М. А., Скакова А. Г

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconГрафика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения
Базовый тематический словарь и практические задания по курсу “Современный русский язык”. Учебно-методическое пособие для студентов...

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая...

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Комплексное методическое электронное пособие по филологии iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница