Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта)




Скачать 195.83 Kb.
НазваниеОткрытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта)
Дата публикации17.08.2014
Размер195.83 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Комсомольского района городского округа Тольятти

Открытый урок по литературе

«Тропинка к Есенину»

(жизнь и творчество поэта)


Подготовила и провела:

Зылева Т.В., учитель

русского языка и литературы,



г.о. Тольятти – 2008

Цели урока:

  • обучающие:

- познакомиться с особенностями личности поэта через отдельные факты его биографии, воспоминания о нем его современников, подготовиться к восприятию его творчества;

- найти «ключ» к пониманию трагичности судьбы поэта;

  • развивающие:

- развивать речь в ходе выступлений с сообщениями, умение выразительно читать наизусть,

- активизировать познавательную деятельность;

- совершенствовать умение добывать информацию по теме из различных источников, выделять главное, существенное;

  • воспитательные:

- воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Оборудование: компьютерная презентация, сборник стихотворений С. А. Есенина, раздаточный материал «Памятка по написанию синквейна», «Воспоминания современников о С. Есенине»

^ Тип урока: вводный

Технологии: урок- мастерская с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная


План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Мотивационно-ориентировочный этап (стадия вызова) - 3 мин.

  3. Оперативно-исполнительный этап (стадия осмысления) - 28 - 30 мин.

  4. Рефлексивно-оценочный этап (стадия рефлексии) - 5-7 мин.

  5. Домашнее задание - 1 мин.

Подготовительная работа:

  • класс разбит на 3 группы, каждая группа получила задание:

- подготовить сообщение о личности С.Есенина, о фактах его биографии, используя воспоминания современников о нем,

- внести основные моменты в компьютерную презентацию;

- выучить наизусть стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Звездочки ясные», «Выткался на озере…», «Все живое особой метой…», «Москва кабацкая» (см. приложения);

  • индивидуальные задания:

- подготовить чтение наизусть стихотворения «Письмо матери»,

- найти песню, романс на стихотворение С. Есенина, выучить отрывок из книги В. Астафьева «Есенина поют»,

- оформить компьютерную презентацию в едином стиле;

  • познакомиться с биографией поэта.


Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (стадия вызова)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Слово учителя


Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”

Имя этого великого русского поэта известно всем, многие, в том числе и мы с вами, знакомы с его биографией. А что мы знаем о Сергее Есенине, как о человеке, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью жизни?

В прошлом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. К юбилею озвучены результаты расследования гибели поэта, показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства?

2. Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос. Попробуем разобраться в загадке этого человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”. Цель нашего урока: найти “ключ” к пониманию личности поэта, а помогут нам в этом воспоминания современников о нем.

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю слова Уолта Уитмена: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”.

- Как понимаете эти слова?

3. Прослушав выступления учащихся, вы познакомитесь с особенностями личности поэта, а также увидите, как они отразились в его творчестве. Все это поможет вам составить собственное представление о С. Есенине, подготовиться к восприятию его произведений




  1. Ответы учащихся:

сложился следующий образ поэта:

- непонятный,

- много пьющий,

- скандальный,

- глубоко любящий свою Родину,

- очень талантливый и др.


  1. Ответы учащихся.
  1. Оперативно-исполнительный этап (стадия осмысления)


  1. Слово учителя

- Итак. Две даты. 3 октября 1895 года — 23 декабря 1925 года. Первая — дата рождения, вторая — смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет... Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину не раз говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 — путешествовать и 30 — писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». Поэт незадолго до гибели признается: «Я мог дать не то, что дал». Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это — задушевная песнь о великом и вечном — о России. 


  1. - Почему? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав высказывания современников о поэте.



  1. - Какие качества С. Есенина отмечают его современники?



  1. - На смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Тот долгожданный рай для крестьян, которого он ждал от революции, не наступил. Его любимая деревня, крестьянская Русь гибла. В его душе тягостные предчувствия, разочарования, крушение надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родному очагу, к родительскому дому. И С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери. Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.

О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо матери" вспоминает писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал:
^ Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...
^ Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал..."

- Почему так? Письмо – это кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому каждое письмо – удивительное произведение искусства. А когда письмо сотворено

талантливым писателем – оно удивительно вдвойне. Слишком смело, открыто обнажены все мысли и чувства поэта… Что ж, распечатаем конверт и достанем тот самый маленький кусочек души, что был положен туда Сергеем Есениным…

^ 5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения


- Разве это не сама музыка чувства? Как обращается поэт к матери?
- Каково состояние матери? Как поэт передает чувства женщины-матери?

- Каково значение употребленного здесь эпитета – «пусть струится несказанный свет»?

- Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

- В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. В чем они проявляются?

- Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
- Помогает ли это стихотворение понять характер Есенина?

- Выводы: В минуты душевного раскаяния Есенин обращается к самому близкому человеку – Матери. Для Есенина Мать, Родина, Родная природа – это великие ценности, которые могут возродить человека к новой жизни.

То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с нею, даже в мыслях, помогает ему преодолевать трудности жизни.

- Как, по-вашему, это нормальное явление или раздвоение личности?

М. Горький писал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Помните индийскую народную мудрость: «Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не рождается на свет без пороков». Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. Научиться побеждать в себе злое начало.

«Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё». (Мать Тереза)


  1. ^ Чтение учеником наизусть стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (приложение № 1)
  2. Выступления учащихся 1 группы «Детство. Годы учебы»:


- Татьяна Фёдоровна Есенина (мама поэта): “Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: “Татьяна, твой сын отмечен Богом”. У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище, вышел “учителем школы грамоты”.

- Евгений Михайлович Хитров (учитель русского языка Спас-Клепиковской школы): “Стихи Есенин начал писать в первый год своих занятий. Стихи его были короткими, сначала все на тему о любви. Это мне не особенно нравилось. Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение “Звезды”. Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение мне очень понравилось, что его можно даже напечатать.

- чтение наизусть стихотворения «Звездочки ясные» (приложение № 1).
  1. Выступления учащихся 2 группы «Петербург. Начало творчества»:

- Михаил Павлович Мурашев: “Сергей Есенин появился в русской литературе внезапно, как появляются кометы в небе. Каждая комета имеет своих спутников разной величины, немало вокруг нее песка и пыли. Так и Есенин имел вокруг себя разных спутников и сопровождающие его литературные пыль и песок.


- Как сейчас помню тот вечер, когда в первый раз пришел ко мне Сергей Александрович Есенин, в синей поддевке, в русских сапогах, и подал записку А. А. Блока. Он казался таким юным, что я сразу стал к нему обращаться на “ты”. Я расспрашивал про деревню, про учебу, а к концу попросил его прочесть свои стихи. Есенин вынул из сверточка в газетной бумаге небольшие листочки и стал читать. Вначале робко и сбивался, но потом разошелся.

- Первые месяцы жизни поэта в Петрограде не были плодотворными: рассеянный образ жизни и небывалый успех на время выбили его и колеи. Помню, он начинал писать стихи, но написанное его не удовлетворяло. Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки… Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…

- чтение наизусть стихотворения «Выткался на озере…» (приложение № 1)

- Георгий Владимирович Иванов: “За три с половиной года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонницы и друзья. Он стал дерзок, самоуверен, хвастлив… Наивность, доверчивость, какая-то нежность уживались в Есенине рядом с озорством, близким к хулиганству, самомнением, недалеким от наглости. В этих противоречиях было какое-то особое очарование. И Есенина любили. Есенину прощали многое, что не простили бы другому. И это несмотря на все то, что сам Есенин называл себя забиякой, сорванцом, скандалистом, хулиганом, «степной конокрад».

  1. Работа с раздаточным материалом – чтение воспоминаний современников о поэте (приложение 2).

Выделение ключевых характеристик поэта.

- удивительная нежность,

- необычайная чуткость,

- необычайная доброта, мягкость и повышенная деликатность,

- жажда настоящей вдохновенной любви, смелости, дерзости, русской вольности,

- мир огромных переживаний

- при своей неустроенной, безалаберной, бесшабашной жизни он находил все же время заняться младшими друзьями,

- созданный природой для любви ко всему живому в мире и милосердия…

  1. Выступление учащихся 3 группы «Есенин в 20-е годы»

- Василий Васильевич Розанов: “Когда я в 1920 году познакомился с Есениным … я стал присматриваться, и меня более всего поразили его глаза. Постоянно приходится слышать прилагаемый к нему эпитет “голубоглазый”. Мне кажется, что это слишком мало передает: надо было видеть, как иногда загорались эти глаза. В такие минуты он становился поистине прекрасным. Это была красота живая, красота выраженная. Чувствовалась большая внутренняя работа, чувствовался настоящий поэт. В 1920 и 1921 годах я часто виделся с Есениным… Он много и охотно рассказывал о себе. То, что мне казалось наиболее интересным, я записывал. Это было время “Сорокоуста”, “Исповеди хулигана”, работы над “Пугачевым”.


- чтении наизусть стихотворения «Все живое особой метой…» (приложение № 1)

- Иван Иванович Старцев: “1922 год. Есенин за границей… Работал мало, написал несколько стихотворений, вошедших потом в “Москву кабацкую”. Большею частью пил и скучал по России.

- Ты себе представить не можешь, как я скучал. Умереть можно. Знаешь, скука, по-моему, тоже профессия, и ею обладают только одни русские.

Выглядел скверно. Заговаривался, перескакивая мыслями в беседе с одного предмета на другой, заминая окончания фраз. Производил какое-то рассеянное впечатление. Вскоре после приезда читал “Москву кабацкую”.

- чтение наизусть «Москва кабацкая» (приложение № 1)


  1. Чтение наизусть стихотворения «Письмо матери» (приложение № 1)
  2. Ответы учащихся:

- любя, используя нежные, добрые слова, его поэтический язык близок разговорному, народному

- лексика: 2 строфа, стойкость, терпение, нежная любовь матери

- доброе пожелание любимому человеку

- тоска поэта, переживания за мать, просьба не волноваться, не тревожиться. Только возле нее, на родине его ждет душевный отдых. Желание сына оправдаться, не дать ей поверить сплетням


Вывод:

- он любящий сын,

- остро чувствует тоску, боль матери,

- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,

- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

- Злое начало: горький пропойца, кабацкая драка,

- Доброе начало: не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть;

я по-прежнему такой же нежный…

1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”

2. Слухи пошли: скандальный поэт

3. Страдает мать от этого

4. Муки совести.

5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”

8. Ответы учащихся.



9. Выступление ученика с отрывком из книги Виктора Астафьева "Есенина поют":

- Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина -то? Самого певучего поэта! …Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его... А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью...
... На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! "Шапки долой, Россия! Есенина поют".

10. Прослушивание песни на стихи С. Есенина

  1. Рефлексивно-оценочный этап (стадия рефлексии)

  1. Слово учителя

- мы услышали воспоминания разных людей о С.А. Есенине и, конечно же, у каждого из вас сложилось свое мнение о нем. Попробуем выразить его, используя прием написания синквейна

  1. Знакомство с синквейном


Синквейн (пятистишье) (происходит от французского " пять") - это своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, которое строится по правилам.

  • 1 строкатема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

  • 2 строкаописание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

  • 3 строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

  • 4 строкафраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  • 5 строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.


Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

^ Письма.

Добрые, нежные.

Греют. Ласкают. Любят.

Как мне не хватает вас.

Солнышко.


  1. Общие выводы по уроку


Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Итак, вернемся к эпиграфу урока. Я надеюсь, вы отыскали тропинку к одному из лучших русских поэтов.

Главное, нужно помнить, что для понимания истории духовной жизни Есенина, для раскрытия процессов становления и развития его таланта дают его стихи. Он сам о себе говорил «…а остальная биография в моих стихах». Мемуары лишь дополняют этот источник. Читайте стихи поэта. Пусть сегодняшняя тропинка к нему не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.




  1. Изучение памятки по написанию синквейна

1. Название (обычно существительное) - 1
2. Описание (обычно прилагательное) - 2
3. Действия - 3
4. Чувство (фраза) - 4
5. Повторение сути - 1

  1. Работа учащихся по написанию синквейна в группах (парами или всей группой)

Например,


Есенин.

Непонятный и великий.

Пьет, скандалит, творит.

Вот задача: что за человек?!

Океан.

  1. Чтение и прослушивание получившихся синквейнов


^ Выставление отметок за урок

Домашнее задание: Составить поэтический тематический сборник (с комментариями) из 6 – 8 стихотворений автора (ранняя лирика поэта, любовная лирика, тема России, философская лирика)

Приложение 1


^ 1. Гой ты Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края—
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю в твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквям твой кроткий Спас,
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне на встречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».


2. Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие.
Силой какою вы душу пленяете?


Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?


^ И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!


3. Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.
И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

4. Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

"Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет".
И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.
Золотая, словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг...

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

"Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!"
5. Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.
И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать хоть миг об ином.
Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвя ч иной

Над пропащею этой гульбой.
Что-то злое во взорах безумных,

Непокорное в громких речах.

Жалко им тех дурашливых, юных,

Что сгубили свою жизнь сгоряча.
Нет! таких не подмять, не рассеять.

Бесшабашность им гнилью дана.

Ты, Рассея моя... Рас... сея...

Азиатская сторона!


6. Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я, привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном синем шушуне.


7. «Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! …Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его... А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью...
... На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! "Шапки долой, Россия! Есенина поют". (А. Астафьев, «Есенина поют»)

Приложение 2.


Высказывания современников о поэте

Андрей Белый: «… меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это – необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность».

^ С.С. Виноградская: «Их много приходило к нему, и в судьбе многих из них он принял немалое участие. Это было участие не только советом, он оказывал многим жизненную поддержку. При своей неустроенной безалаберной, бесшабашной жизни он находил все же время заняться этими младшими друзьями, учениками. Бездомные, без денег, они находили у него приют, ночлег…».

^ Бельгийский поэт Франц Элленс: «Сила его характера неотделима от удивительной нежности».

М. Горький: «…невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

^ Николай Тихонов: «Он поэт широкой темы - всечеловеческой, и его печаль, его грусть, его ощущения мира - это не только поля или хаты, это мир огромных радостен и печалей, огромных переживаний и жажда настоящей вдохновенной любви, смелости, дерзости, русской вольности. Он любит жизнь и поет о ней всем сердцем».
Виктор Боков: «Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь - стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, присесть. отдохнуть, подумать, кто я, человек, есть, что я на земле должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.

Есенин — ярко-зеленая травинка под ослепительно синим небом России. Она и бессильна и могуча, ее можно примять, но можно и обойти. Есенин - природа, Есенин - дух, Есенин — великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле...»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconПрезентация «Тропинка к Есенину»
Заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность...

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconУрок ролевая игра с использованием мультимедиа
Тема. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconОткрытый урок по литературе
С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconТема : жизнь и творчество Марины Цветаевой
Задачи: проанализировать антропоним поэта; познакомить с основными вехами жизни; дать представление об окружении поэта на протяжении...

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconМвсоу всош «Лирический роман Сергея Есенина». (Жизнь и творчество поэта). Цели: Основная
...

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconЛюбви является одной из важнейших тем в творчестве А. С. Пушкина....
Слайд Тема любви является одной из важнейших тем в творчестве А. С. Пушкина. Именно любовь и вдохновляла поэта на творчество и на...

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconОткрытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству...
Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 б классе моу «сош №30»

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconТема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя

Открытый урок по литературе «Тропинка к Есенину» (жизнь и творчество поэта) iconОткрытый урок по литературе в 6 классе. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цель: углубить первоначальное восприятие обучающихся, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница