Педагогичская мастерская




Скачать 241.66 Kb.
НазваниеПедагогичская мастерская
Дата публикации30.07.2014
Размер241.66 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Информатика > Реферат


МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 18»

Педагогичская мастерская

«Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в школе»

(представление опыта работы)



Ипкаева Е. А., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Саранск

2011 г

Содержание

Введение

1 Использование информационных компьютерных технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи 4

1.1 Концептуальность проблемы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении 4

1.2 Теоретические аспекты использования ИКТ в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями 5

1.3 Эффективность использования компьютерных развивающих программ в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями 6

2 Практические аспекты применения информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями 8

2.1 Методические рекомендации по использованию развивающей компьютерной программы «Баба Яга учится читать» (Медиахауз, 2003г.) на логопедических занятиях 8

2.2 Результативность использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями 14

Список использованных источников 16

Приложение А Медиаресурсы, используемые на логопедических занятиях 18

Приложение Б Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1 класса с ОНР по теме «Слоги» с использованием развивающей компьютерной программы «Баба Яга учится читать» 19
Введение

В последние годы заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые, в свою очередь, препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе и с речевыми, средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности методик для специалистов и опыта использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный процесс.

Проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.
^ 1 Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями речи

1.1 Концептуальность проблемы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями речи

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

^ Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях с целью повышения эффективности логопедической работы.

^ Новизна опыта состоит в том, учитель-логопед, эффективно применяя ИКТ на логопедических занятиях:

- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к логопедической работе;

- создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализует в системе гуманных учебных взаимоотношений.
^ 1.2 Теоретические аспекты использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (ОНР) (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте школьников с ОНР, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А, поскольку у школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Приоритетная задача применения ИКТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Проанализировав, приведенные выше точки зрения, я прихожу к выводу, о том, что оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения детей с речевой патологией, определяют эффективность использования новейших информационных технологий в коррекционной работе.

^ 1.3 Эффективность использования развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Необходимо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников с речевыми нарушениями.

С целью оптимизации коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в своей практике использую компьютерные программы. Не имея возможности приобрести дорогостоящие специализированные логопедические программы «Видимая речь» или «Игры для Тигры», с успехом применяю более доступные программы для развития речи и общеразвивающие программы (Приложение А).

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка.

Одним из важнейших преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают успешность обучения ребенка.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

2 Практические аспекты применения ИКТ в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

^ 2.1 Методические рекомендации по использованию программы «Баба Яга учится читать» (Медиахауз, 2003 г.) на логопедических занятиях.

Наиболее продуктивно, на мой взгляд, использую на логопедических занятиях программу «Баба Яга учится читать», разработанную компанией Медиахауз в 2003 г.

Программа «Баба Яга учится читать» разрабатывалась для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Яркое, эстетичное оформление, любимые сказочные герои, забавные зверушки и волшебная атмосфера с первых секунд прочно овладевают вниманием детей и делают программу интересной и захватывающей. А невысокая стоимость программы, простота в применении и разнообразие заданий позволяют эффективно использовать ее логопедам, работающим с дошкольниками и младшими школьникам, а также воспитателям, родителям вместе с детьми. В начале игры создана проблемная ситуация: Баба Яга учила буквы и украла несколько букв. Для того чтобы их вернуть, нужно выполнить задания разных героев. Дети с интересом пробуют свои силы, выполняя задания различного уровня сложности, не боятся ошибиться, смотрят на реакцию помогающих им зверушек, слушают забавные стихи и незаметно усваивают зрительные образы букв, учатся не путать буквы и понимать, как из букв возникает слово, а из слов – предложение. На логопедических занятиях игра с успехом может быть использована для развития навыков звукобуквенного и слогового анализа у детей с ОНР и ФФН. Задания можно использовать по одному или блоками, что позволяет вариативно включать их в логопедическое занятие, предпочтительно на этапе закрепления (Приложение Б).

Большинство игр программы успешно можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, ставя, помимо игровой, логопедическую задачу.

^ Как играть

На первом экране можно начать игру сначала («Начать»), продолжить начатую ранее игру («Продолжить») или посмотреть анимационное вступление к игре («Вступление»). Прежде чем включиться в игру, рекомендую заглянуть в Букварик и Слогарик.

Букварик

Вместе с Бабой-Ягой повторяем буквы.

^ Логопедическая задача: закрепление зрительного образа буквы.

Задание. Щелкните мышью по любой букве внизу экрана. Баба-Яга покажет эту букву, предмет, который начинается с этой буквы, и расскажет стишок.
Слогарик

Учимся составлять из букв слоги.

^ Логопедическая задача: составление слогов из букв.

Задание. Прослушайте задание Ворона и сложите нужный слог на грифельной доске из букв, расположенных слева. Выберите букву и тащите ее мышью на квадратик на доске.

^ Описание игр (расположены по степени сложности)

Игры основаны па методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности.

Муравей

Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке.

^ Логопедическая задача: выделение первого звука в названии предмета и соотнесение с буквой.

Задание. Помогите муравью выбраться из лабиринта. На каждой развилке две буквы и картинка, нужно повернуть в проход с той буквой, на которую начинается название предмета на картинке. Если ошибетесь, гаснет свечка (всего пять свечей). Если погасла последняя свеча, муравей остается в темноте и нужно начинать все сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Ворон-трубач

На начальном этапе обучения грамоте дети часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв.

^ Логопедическая задача: закрепление зрительного образа букв, профилактика оптической дисграфии.

Задание. Помогите Ворону сыграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильно написанные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильной букве считается ошибкой. Всего можно сделать 7 ошибок.

^ Лягушки - хохотушки

Игра способствует общему развитию ребенка. Приучает слушать фразу и понимать ее смысл.

Логопедическая задача: развитие слухового внимания и логического мышления.

Задание. Помогите Мишутке перейти через болото. Путь подскажут лягушки, если правильно ответить на их вопросы. Не дайте сбить себя с толку обманными рифмами. Щелкните мышью по кочке с правильным ответом. Всего можно сделать 5 ошибок.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, лягушки произносят его название.

^ Кот в избушке

Игра-головоломка, развивает сообразительность и память. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представлять ее начертание.

Логопедическая задача: развитие зрительного внимания, закрепление зрительного образа букв.

Задание. В окне избушки - буква, разрезанная на 4 части, причем каждая часть повернута. Нужно так развернуть четвертушки, чтобы в окошке получилась буква. Для этого пощёлкайте по углам окна. Всего нужно восстановить 8 букв.

Подсказка. Буква, которую нужно собрать, произносится мышкой-помощницей.

Белка

Игра развивает навык чтения слов и сообразительность.

^ Логопедическая задача: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Задание. Помогите Белке открыть дверцу. Для этого нужно уметь читать слова. Прочтите слово и сравните его с названием предмета на картинке. Нужно исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке. Перетащите правильную букву из списка внизу на место неправильной. При неправильном ответе один бельчонок спрыгивает с ветки. После четырех ошибок белка бежит искать бельчат и игру придется начать сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Липа

Игра тренирует память и внимание.

^ Логопедическая задача: развитие зрительного внимания и памяти.

Задание. На Липе сидят жуки и грызут ее. Щелкайте по жукам мышью и запоминайте, какие буквы (или слоги) спрятаны у них под крыльями. Если щелкнуть последовательно по двум жукам с одинаковыми буквами (слогами), то они упадут с дерева. Жуки прилетают два раза.

^ Мышиная переправа

Деление слов на слоги является трудной задачей для детей. Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки.

^ Логопедическая задача: развитие навыков слогового анализа и синтеза слов.

Задание. Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности. Всего нужно перевести шесть мышек.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Заяц-поэт

Игра учит составлять предложение из отдельных слов. Играть в нее могут и те дети, которые еще не умеют читать. Каждое слово произносится, если на него навести курсор.

^ Логопедическая задача: развитие навыков анализа и синтеза на уровне предложения.

Задание. Чтобы у зайца получились стихи, расставьте слова на тучках в правильном порядке. В результате должно получиться предложение, которое произнес заяц.

Подсказка. Если навести курсор на слово, заяц прочтет его.

Гуси-сторожа

Правильно составить слово из заданного набора букв.

^ Логопедическая задача: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Задание. Постройте гусей в таком порядке, чтобы получилось название предмета,изображенного на картинке. Тащите их мышью на нужное место.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Грибная охота

В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы. Такое задание по силам только ребенку, который научился читать. В этой самой трудной игре допустима тактичная помощь взрослого. Обсудите с ребенком, какие буквы должны войти в новое слово, а лишние буквы пусть он уберет самостоятельно.

^ Логопедическая задача: закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Задание. Помогите ежику собрать корзину грибов. Грибы растут в ряд. На каждом написана буква, все буквы составляют слово. Если убрать некоторые буквы, то получится новое слово, о котором говорит Баба-Яга. Если гриб выбран правильно, то он помещается в корзинку к ежу. Если неправильно, гриб становится мухомором и помещается в корзинку Бабы-Яги. Если Баба-Яга наберет 7 мухоморов, игра прекращается и нужно играть снова.

Подсказка. Если навести курсор на ежика, появится слово, которое нужно получить. Если щелкнуть по Бабе Яге, она повторит задание.
^ 2.2 Результативность применения развивающих компьютерных программ в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

Эффективное применение развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:

  • вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой;

  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

  • тренирует память, внимание и сообразительность; способствует общему развитию ребенка;

- помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «слово», «слог»;

- тренирует навык правильного написания букв, способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова, овладения навыками чтения; учит составлять предложения из отдельных слов;

- у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов;

- учащиеся меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

- у ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе. Он получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Показателем результативности использования ИКТ в процессе коррекции речи является повышение мотивации учащихся к логопедическим занятиям (отсутствие пропусков без уважительной причины), возросший интерес родителей к логопедической работе (результаты опросов и анкетирования), а так же стабильно высокая результативность логопедической работы.

Таким образом, есть основания утверждать, что оптимальное сочетание использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся с традиционными методами и приемами логопедической работы позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника.

^ Обобщение и распространение опыта работы (возможность тиражирования):

  1. Выступление «Использование ИКТ в работе школьного логопеда». Республиканская научно-практическая конференции ГОУ ДПО (ПК) С МРИО, май 2009 г.

  2. Выступление «Применение ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в школе». Городской семинар учителей-логопедов МОУ СОШ №18, апрель 2010 г.

  3. Выступление «Использование компьютерных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в общеобразовательной школе». Республиканский научно-практический семинар ГОУ ВПО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» Кафедра логопедии и медицинских основ дефектологии, апрель 2011 г.

  4. Диплом I степени на Республиканском конкурсе на лучшую научно-методическую работу логопеда ГОУ ВПО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» в номинации «Методические рекомендации» с работой: «Педагогическая мастерская. Применение развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях».

  5. Размещение опыта работы на сайте МОУ СОШ №18.

  6. Размещение материалов из опыта работы на сайте ГМО учителей-логопедов: saransk-logo.n19.ru


Список использованных источников

  1. Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

  2. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

  3. О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996

  4. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

  5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

  6. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

  7. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

  8. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

  9. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

  10. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

  11. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

  12. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

  13. Компьютерная программа «Баба Яга учится читать», Медиахауз, 2003 г.


Приложение А
1. Развивающая программа «Баба Яга учится читать», Медиахауз, 2003г.

2. Развивающая программа «Учимся читать», авт. и рук. Синицын А.И., 2004 г.

3. Развивающая программа «Букварь», ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2005 г.

4. Обучающая программа «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте» из серии «Начальная школа», ООО «Кирилл и Мефодий», 2009 г.

5. Обучающая программа «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс» из серии «Начальная школа», ООО «Кирилл и Мефодий», 2009 г.

6. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск», 2008 г.

7. 1С: Образовательная коллекция «Скоро в школу. Учимся читать», ООО «1С-Паблишинг», 2009 г.

8. Авторские презентации логопедических занятий.


Приложение Б

Тема: «Слоги».

Задачи.

Учебные: закреплять понятие "слог" и умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного внимания, фонематического восприятия и фонематического слуха, речевого дыхания и речевого восприятия; активизация познавательных процессов; обогащение и активизация словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать вежливое отношение к старшим, друг к другу, воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля.

Оборудование: интерактивная слоговая таблица; компьютерная игра «Баба Яга учится читать» Медиахауз, 2003 г.; бумажные монеты с цифрами 1, 2, 3; предметные картинки; сюжетная картинка «Зима»; тетради, ручки.

Ход занятия.

I. Оргмомент. Создание положительного психоэмоционального настроя.

У нас сегодня гости на занятии. Вы удивились? Покажите как.

А, теперь, покажите, как обрадовались. С этой радостью и начнем работать.

Вам хочется поприветствовать гостей. Послушайте разные приветствия.

- Привет. Здравствуйте. Добрый день. Здорово. Приветствую вас! Здравия желаю.

- Какое приветствие лучше подойдёт для приветствия наших гостей?

- Поприветствуйте их. Садитесь.

II. Развитие мелкой моторики. Массаж шестигранным карандашом (активизирует нервные окончания, снимает напряжение).

- Для того чтобы наш мозг хорошо думал, а пальчики красиво писали, предлагаю сделать массаж. Возьмите простой карандаш между ладонями и выполняйте движения.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Катают карандаш между ладонями, пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальчиками, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.)

III. Определение темы занятия.

- Составьте из букв, обозначающих первые звуки в названии картинок, слово

(игла, лось, гуси, слон, обруч).

И Л Г С О

5 2 4 1 3

- Что такое слог? (Часть слова)

- Как узнать, сколько в слове слогов?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников)

- Сегодня мы будем делить слова на слоги, и составлять слова из слогов.

IV. Работа с интерактивной слоговой таблицей, развитие зрительного внимания.

- Прочитайте слоги и составьте слова из слогов, следя взглядом за передвижением бабочки (Интерактивная слоговая таблица).

- Объясните значение слов.

V. Речевая зарядка.

- Дополнить слова слогами. (Сначала – индивидуально, один ученик, которому нужно автоматизировать звук “Р”, а потом повторяют хором)

Ра – ра – ра – начинается иг… ра

Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … ру

Ра – ра – ра – громко крикнули у … ра

Ра – ра – ра – нам играть уже по … ра

VI. Закрепление.

Дидактическая игра “Магазин”: у каждого ученика монетки с цифрами 1, 2, 3. На доске картинки с изображением предметов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов. Нужно выбрать и купить товар соответственно с 1, 2, 3 слогами, «расплатившись» подходящей фишкой.

VII. Работа в тетрадях.

А) Записать слова из предыдущего задания в 3 столбика по количеству слогов.

Б) Проверка: повторяем правило, как найти слоги, и ученики выделяют гласные буквы красным карандашом.

VIII. Физкультминутка.

- Приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом:

Марш на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу!

IX. Развитие психических процессов.

- Отгадайте зимние загадки.

1.Странная звездочка 2.Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

3.Художник-невидимка 4.Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно. (лед)

Всем щеки нарумянит,

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

5. Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал. (снег)

Логопед: Давайте немного пофантазируем:

Что было бы, если бы снег был сладким?

Снежинки не падали, а висели в воздухе?

Лед на реках и озерах был разноцветным?

Снежная баба ожила?

- Ребята, а где могут случиться такие чудеса? (В сказке)

- Я вас приглашаю в сказку в гости к Бабе Яге. Напомните мне, пожалуйста, что натворила Баба Яга в этой сказке.

Х. Слоговой анализ слов (Компьютерная программа «Баба Яга учится читать» задание «Мышиная переправа»).

- Чтобы вернуть букву, выполним задание «Мышиная переправа».

- Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности. Всего нужно перевести шесть мышек.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

(Задание выполняется поочередно с обязательным анализом составляемого слова)

- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и вернули очередную букву.

XI. Закрепление знаний детей о звуках и слогах.

Викторина «Хитрый вопрос».

- В одном слоге один звук. Какой он гласный или согласный?

- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в нем слогов?

- Какое слово длиннее: карандаш или карандаши? Почему?

- Сколько звуков в слове кот?

- Сколько звуков в слове мяу? Одинаковое ли количество слогов в этих словах? Почему?

XII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Поднимите руку те, кто сегодня научился делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

- Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что особенно запомнилось?

- А мне очень понравилась ваша работа.

- Спасибо за отличную работу. Жду вас послезавтра.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогичская мастерская iconУрок-мастерская по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» Комментарий к уроку
Комментарий к уроку: Мастерская проводится в 9 классе на уроке внеклассного чтения. Класс разделен на 4 творческие группы: художников;...

Педагогичская мастерская iconМастерская творчества
Мастерская творчества : из опыта работы писателей, педагогов и библиотекарей Свердловской области по развитию литературно-творческих...

Педагогичская мастерская iconШкола – мастерская человечности
Когда – то известный педагог Я. А. Каменский очень точно выразил свое отношение к школе в знаменитой фразе «школа – мастерская человечности»....

Педагогичская мастерская iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса «Мастерская...

Педагогичская мастерская iconУрок мастерская творческого письма «Чудо радуга» (5 класс)
Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма. Сегодня на уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться...

Педагогичская мастерская iconАвербах Илья Александрович режиссер
Родился 28 июля 1934 г в Ленинграде. В 1958 г окончил Первый медицинский институт, работал врачом. В 1964 г окончил Высшие сценарные...

Педагогичская мастерская iconЭффективным инструментом привлечения учащихся к глубокому анализу...
Мастерская письма зачастую не дает ощутимых результатов, если не считать результатом построенные на ассоциациях тексты сомнительного...

Педагогичская мастерская iconСистема работы по развитию образной поэтической речи обучающихся...
Ого стихотворения Евгения Винокурова заставили меня задуматься о том, как научить детей правильно говорить, выражать свои мысли,...

Педагогичская мастерская iconПедагогическая мастерская как одна из перспективных форм обучения...
Педагогическая мастерская как одна из перспективных форм обучения в контексте внедрения фгос

Педагогичская мастерская iconКонкурс «Творческая мастерская педагога»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница