Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов




Скачать 65.55 Kb.
НазваниеПрограмма курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов
Дата публикации18.07.2013
Размер65.55 Kb.
ТипПрограмма курса
www.lit-yaz.ru > Информатика > Программа курса
Программа курса
1. Автор и составитель программы: д.б.н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН им. А.Н.Северцова

2. Длительность курса – 30 часов.

3. Форма контроля – зачетное тестирование.

4. Место курса в учебном плане – оптимально – 5-й семестр (3-й курс), после получения базовых знаний по математике, генетике, антропологии.

5. Аннотация курса.

Цель курса – развить эволюционное мышление.

Основные задачи курса – ознакомить с методами теоретической (дедуктивной) науки.

Знания и навыки студентов по окончании курса – активное знание эволюционных теорий, умение логически мыслить.

6. Структура курса
^ ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА

История. Дарвин, Мендель. Генетика в 20 веке. Существующие теории и представления. Факты и загадки, которые остаются. Барбара Мак Клинток. Прыгающие гены. Тельца Барра. Открытие геномного импринтинга. Требуется смена парадигм. Причина слабости сущестыующих теорий.
Методологическая часть.

Особенности курса. Эволюционизм. Конститутивно-факультативные отношения систем и законов. Общие цели и задачи фундаментальных наук: описание, объяснение, предсказание поведения систем; прикладных: управление, создание. Научный метод. Феноменология, эксперимент, теория. Предпосылки возникновения теории (Ньютон, Милликен, Гиббс, Эйнштейн). Наука: индуктивная – дедуктивная, экстенсивная – интенсивная. Роль гипотезы. Диверсификаторы - унификаторы (Дайсон). Конкретное и абстрактное мышление. Узкие специалисты и широкие “дилетанты” (Вальден – Менделеев, Моран – Селье). Общие закономерности появления теорий в разных науках. Идея, концептуальная и количественная теория, парадигма (Дарвин, Менделеев, Резерфорд). Сведение частных теорий ко все более общим. Пример теоретической физики показывает тенденции развития и других наук. Значит 21-ый век – век теоретической биологии. Что общего между дифференциациями: популяции на два пола, генома на аутосомы–гоносомы, организмов на левую–правую половины, мозга на правое–левое полушарие, общества на правшей–левшей и т.д.? Унитарные и бинарно-сопряженные системы. Изоморфизм систем и теорий. Роль адэкватного языка для описания простых и сложных систем. Математика и другие науки языковой природы. Метод правдоподобных рассуждений (Пойя), аналогий, модели. (2ч.)
Организация систем: неживых и живых.

Элементы. Система. Среда. Взаимодействия элементов: внутренние – внешние. Организменные и популяционные системы. Законы их существования: “слабого звена” (Либиха) и естественного отбора (Дарвина). Эволюционные закономерности усиления взаимодействия и чередования этих типов. Утрата степеней свободы, как плата за новую организацию. Связь со средой. “Нижняя” граница жизни. Принципиальная разница между самым сложным кристаллом и самым простым вирусом. Дискретность во времени (поколения) и в пространстве (формы). Главные программы живых систем, необходимые для эволюции: репродуктивная и мутагенеза. Популяция (молекул, клеток, организмов), как элементарная эволюционирующая единица. Основные характеристики популяции. Жизнь как особая форма информационного контакта популяции со средой. Программы рекомбинации и дифференциации. Кроссинговер, половой процесс и половая дифференциация. Бесполое, гермафродитное и раздельнополое размножение. Преимущества и недостатки. Эволюционный смысл разных программ. Фундаментальная загадка дифференциации на бинарные сопряженные системы. Их адаптивность? (2ч.)
Концепция информации.

Термодинамический подход. Общая структура рабочих систем. Факторы экстенсивности и интенсивности в разных видах работ (обобщенные “заряды” и “потенциалы”). История понимания (Клаузиус, Гиббс, Гельмгольц). Бесплодность негэнтропийной трактовки жизни (Шредингер). Мысленные эксперименты с энтропийными диаграммами неживых и живых систем. Недостаточность классических представлений для описания работы живых систем. Вещество, энергия, информация. Законы сохранения. Энтропия, вероятность, информация, упорядоченность – организация (Клаузиус, Больцман, Шеннон, Бриллюен, Харкевич). Новый подход. Живые системы, как открытые рабочие системы. Необходимость информационной строки, включающей понятия информационных: “зарядов”, “потенциала” и работы. Полезная работа организации и понятие цели. Информация и разнообразие. Информационная структура популяции. Информация: экологическая, фенотипическая, генотипическая, зиготы и организма. Графическое представление. Попытка экстраполяции: знания–сознание. (2ч.)
Адаптогенез, дихронная эволюция, бинарные сопряженные дифференциации.

Градиентная и модальная дифференциация. Спонтанный переход у популяционных систем. Дизруптивный отбор. Мономорфизм, диморфизм, олигоморфизм, полиморфизм. Диморфизм, как простейший полиморфизм. Распространенность бинарных систем: ДНК–белки, ядро–цитоплазма, аутосомы–гоносомы, гомо– и гетеро– (зиготы и гаметы), диплоидия, гаметы–сома, два пола, эстрогены–андрогены, генотип–фенотип, симметрия–асимметрия, низ–верх, зад–перед, левое–правое и т.д. Примеры сопряженных подсистем: биологических, социальных, технических, игровых. Адаптогенез Дарвина. Метод проб и ошибок. “Экспериментальная” подсистема для проверки эволюционных новаций. Метод дихронной (асинхронной) эволюции. Дихронизм – причина всех диморфизмов. Консервативная–оперативная подсистемы. Арьергард–авангард. “Стабильное ядро”–“лабильная оболочка”. 4-х буквенный язык ДНК и 20-буквенный язык белков. Генотип. Эволюция и логика фенотипа. «Посох слепого». Понятие нормы реакции. Дисперсия фенотипов. (8ч.)
Проблема пола. Эволюционная концепция.

История (Дарвин, Уоллес, Вейсман, Гольдшмидт, Мёллер). Современные авторитеты (Уильямс, Мейнард Смит, Белл и др.). Загадки пола – половой диморфизм: в норме и патологии, морфо-функциональный, поведенческий, психический; соотношение полов: избыточная рождаемость и смертность мужского пола, “феномен военых лет”. Алогизм в энциклопедиях. Методологическая ошибка Дарвина. Неверная трактовка производных явлений: полового диморфизма, соотношения полов, половых хромосом, половых гормонов и др. Эволюционный подход. Изогамия–анизогамия. Появление полового диморфизма гамет: по размерам, подвижности, количеству, ценности. Более ценный (дефицитный) и более «дешевый» (избыточный) пол. Связь женского пола с численностью потомства, а мужского – с отбором и сдвигом среднего генотипа. Приспособленность и коэффициент отбора. Гипотеза разной нормы реакции полов. Разная пластичность полов в онтогенезе и филогенезе. Экологический дифференциал. Модификация женского пола и элиминация мужского. Фазы эволюции: дивергентная, параллельная, конвергентная. Дихронная эволюция при появлении и утрате признака. Новые закономерности. Половой диморфизм – критерий эволюции. Экологическое правило дифференциации полов. Филогенетические и онтогенетические правила полового диморфизма, дисперсии и соотношения полов. Правило реципрокных эффектов. Тератологические и эпидемиологические правила. Факты и явления, подтверждающие теорию. Предсказания. Половой диморфизм по ценным признакам в селекции животных и растений. “Отцовский эффект” и гетерозис. Антропологические данные. Пол гормональный и психический. Психологический половой диморфизм. (10ч.)
Теория асинхронной эволюции хромосом.

“Номадическая” концепция генов. Алгоритмы хромосом и генов. “Вертикальные”: стохастический, контра, ипси. “Горизонтальные”: появление гена, передвижение вдоль хромосомы, неравный кроссинговер, транслокация, элиминация и др. Сугубо мужские (“карантинные”), общие (“резидентные”) и сугубо женские (“архивные”) гены. Закономерный маршрут генов по хромосомам. Y-хромосома (экологическая) –“ворота” генома для новой информации. Контра-Х-хромосома – “транспортная”. Развитие пола в онтогенезе. Генный, гормональный, психический пол. Общая картина. (4ч.)
Что дает теория?

Есть задачи, которые решаются только экспериментально. Другие – только теоретически. На вопросы, на которые легко отвечает теория, не может ответить ни один эксперимент. Например. Почему стареют раньше женщины, а умирают - мужчины, а чемпионы-долгожители снова мужчины? Почему во время войн повышается рождаемость мальчиков? Почему среди выдающихся личностей (и гениев и слабоумных) так много мужчин и левшей? Почему левая половина лица больше похожа на мать, сестер и дочерей, а правая – на отца, братьев и сыновей? А у спаниелей самое длинное ухо должно быть правое у самцов, а самое короткое – левое у самок? Зачем и куда прыгают гены по хромосомам? Почему афазия и апраксия у женщин чаще бывает при поражениях лобного отдела мозга, а у мужчин - затылочного? А варикозное расширение вен чаще у женщин и слева, а подагра – у мужчин и справа? Почему трансгенные животные должны быть самцы? И т.д. Третьи задачи можно решить и так и так. Однако теоретический путь всегда эффективнее и дешевле. (Поэтому у России сегодня уникальный шанс стать родиной теоретической биологии). (2ч.)
^

ЛИТЕРАТУРА

к курсу Геодакяна В.А. «Эволюционно-генетическая теория пола»


1. Геодакян В.А. Эволюционные хромосомы и эволюционный половой диморфизм // Известия АН. Серия биол. 2000. № 2. С. 133-148.

2. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. №8, с.60-69.

3. Геодакян В.А. Эволюционная роль половых хромосом (Новая концепция) // Генетика. 1998. №8. с. 1171-1184.

4. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. 1989. М.”Наука”. С. 171-189.

5. Геодакян В.А. Конвергентная эволюция фенотипа, асимметрии и сексуальности к культуре //Сексология и сексопатология. 2003. № 6. С. 2-8, № 7, № 8.

6. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. т. 43. вып. 3, с. 543-561.

7. Геодакян В.А. О теоретической биологии // В сб. “Методологические аспекты эволюционного учения. Киев. 1986. “Наукова Думка”, с.73-86.

8. Геодакян В.А. Живые системы и концепция информации // Журн. общ. биол. 1975. т. 36, №3, с. 336-347.

9. Геодакян В.А. О структуре эволюционирующих систем // Пробл. кибернетики. 1972, вып. 25, с.81-91.

10. Геодакян В.А. Организация систем живых и неживых // В сб. Системные исследования. 1970, С. 49-62.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconВ. А. Геодакян Россия, Москва, Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова, ран
«asynchronous» theories are needed. This article suggests a theory, which gives interpretations and predictions

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconВ. А. Геодакян Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова ран. Москва
В сб.: "Теория информации и искусствознание", 2008. Вып. Ин-т искусствознания под эгидой Межд. Акад информатики

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconВ. А. Геодакян Институт эволюционной морфологии и экологии животных
Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова ан СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы связанные с...

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconГеодакян Виген Артаваздович. Aрмянская биографическая энциклопедия
Армении Виген Геодакян изложил революционную теорию к пояснению одной из наибольших загадок человеческой природы: наличия у вида...

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconИнститут проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова ран
Представляется, что человеческий разум должен свободно строить формы, прежде чем подтвердится их реальное существование Из голой...

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconМетодические рекомендации. Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа 5-11 класс
Сахаров всеволод Иванович доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М....

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconХоровое творчество Юрия Фалика
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств ран, профессор

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconПрограмма по экологии для учащихся 8-10 лицейских классов. Пояснительная...
Автор-составитель З. Г. Павлова учитель биологии, экологии моу лицей №28 им. Н. А. Рябова

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconБиография А. И. Покрышкина
Александровна (1944-1996), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института теории и истории изобразительного искусства....

Программа курса Автор и составитель программы: д б. н. Геодакян Виген Артаваздович, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции ран им. А. Н. Северцова Длительность курса 30 часов iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница