Отдел Образования Белыничского райисполкома




НазваниеОтдел Образования Белыничского райисполкома
страница1/4
Дата публикации23.06.2014
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4

Отдел Образования Белыничского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Техтинский учебно-педагогический комплекс

«Детский сад – средняя школа»

имени В.К.Бялыницкого-Бирули


Образовательный проект


Создание оптимального информационного

образовательного пространства в условиях агрогородка
Автор:

учитель информатики,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

депутат Техтинского сельского Совета

Чибисова Елена Васильевна

Техтин, 2008

"Далеко не всегда педагогика оперативно откликается на актуальные запросы времени и происходящие в обществе перемены. Однако, если Вы хотите стать настоящим педагогом-учителем, мастером своего дела, нельзя пренебрегать богатейшим опытом, накопленном в процессе многовековой практики воспитания и обучения." 

^ Пуйман С.А.
Введение
Определяющей чертой современного этапа развития общества является глобализация в различных сферах, в первую очередь, в области информатизации. Широкое внедрение персонального компьютера, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности и использование телекоммуникационной связи ставят перед обществом и государством задачу информационного образования молодого поколения. В настоящий момент новые информационные технологии предъявляют к современному образованию требования, превосходящие его сегодняшние возможности. Информатизация общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации. Успешность на этом пути в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности национальной системы образования, её способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века. Реализация данного проекта должна будет внести весомый вклад в приобщение молодого поколения, проживающего в белорусской «глубинке» (особенно в новых административных структурах – агрогородках) к информационным технологиям.

Не так давно в нашей стране мало кто знал такое явление, как Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому человеку. Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть занимает всё более крепкие позиции в современном мире. И именно сейчас, благодаря развитию современных компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, появилась реальная возможность собрать воедино громадный опыт, накопленный учителями нашей республики и придать ему вторую жизнь. Сеть и Интернет –– не самоцель, хотя, конечно, сделав его доступным в своей школе, приобретается законный повод для гордости. Но когда первые восторги и радость обладания поутихнут, необходимо задуматься: что доступ к сети и к сети Интернет может изменить в школе. Ведь Интернет –– это не просто красивое слово и не только возможность читать свежую прессу не на бумаге, а с экрана компьютера. Его можно сделать мощным инструментом образования, который может изменить лицо школы. Использование компьютерной техники, новейших средств доставки информации, глобальных сетей является абсолютно объективной тенденцией в образовании не только у нас в стране, но и в мире. Видимо, это станет основным стержнем методики образования в XXI веке.

В нашей Республике накоплен большой опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности и образовательном процессе. Вместе с тем имеется ряд не решаемых пока по разным причинам проблем. Среди них я хочу выделить следующие проблемы:

  • отсутствие локальной сети учреждения образования, которая позволила бы объединить имеющиеся информационные ресурсы в целостную систему;

  • недостаточная развитость телекоммуникационной инфраструктуры, способной обеспечить учреждение образования качественным доступом к национальным и мировым информационным ресурсам.

В связи с этим тема «Создание оптимального информационного образовательного пространства в условиях агрогородка», подразумевающая создание малой региональной сети и использование глобальной сети Интернет в условиях агрогородка, мне кажется насущной и довольно острой. Накопилось огромное количество вопросов, требующих незамедлительных решений.

^ Цель проекта:

Повышение качества образования, развитие творческих способностей учащихся и формирование у них информационных компетенций на основе создания единой информационной среды агрогородка.

^ Задачи проекта:

  • развитие материально-технической базы, включая оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения;

  • проектирование и монтаж локальной региональной сети в пределах школы и агрогородка с выделенным сервером;

  • создание и развитие информационных ресурсов агрогородка и образовательного учреждения, в том числе собственного сайта (возможно сайта агрогородка, сайта клуба «Любители информатики» и других сайтов учреждений агрогородка);

  • организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями, организациями и структурами агрогородка, родителями и учащимися;

  • внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных технологий с использованием создаваемого информационного пространства;

  • формирование информационной культуры жителей агрогородка и всех участников образовательного процесса учебного заведения.


Сроки реализации проекта:

2008-2010 годы.

Этапы реализации проекта:


  1. Подготовительный этап (январь – май 2008 года)

  • осмысление теории и практики;

  • обсуждение идеи на всех уровнях;

  • принятие коллективом идеи необходимых и целенаправленных изменений;

  • оформление документов для начала реализации проекта.




  1. Проектировочный (сентябрь - ноябрь 2008 года)

  • определение задач деятельности, ожидаемого результата, описание желаемого будущего, составление программы деятельности и планов её реализации;

  • определение основных направлений исследований, форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчетности, анализ и оформление полученных результатов, форм коррекции, возможные риски и ограничения и пути их преодоления.




  1. Диагностический (апрель – май 2009 года)

  • диагностика готовности и мотивации к инновационной деятельности, уровень профессионализмa и компетентности учителей, уровень обученности, воспитанности и личностного развития учащихся;

  • состояние здоровья учащихся и готовность учителей к его охране;

  • готовность методической и психологической служб школы к организации и сопровождению инновационной деятельности;

  • степень включенности родителей в педагогический процесс и глубина понимания ими преобразований;

  • наличие необходимого потенциала и дополнительных ресурсов.

Результаты предварительного исследования, проведённого среди родителей и педагогов, показали, что родители и педагоги имеют совершенно разные взгляды на систему образования, предназначенную для подготовки учащихся к успешной работе и жизни в 21 веке. Самые большие разногласия обнаружились в вопросе о том, какие навыки в первую очередь развивать: индивидуальные или коллективные. Поскольку в промышленности всё шире распространяются программные средства для групповой работы, учителям и родителям предложили ответить на вопрос: «Следует ли уделять больше внимания привитию ученикам индивидуальной или коллективной работы?». 62% учителей высказались за необходимость повысить внимание к навыкам коллективной работы, с чем согласны лишь 33% родителей, большинство которых ратует за развитие индивидуальных способностей своих детей. И родители, и педагоги в своём большинстве признают значение современных технологий для будущего системы образования. И те, и другие заявили, что технология остаётся важнейшим инструментом обучения и хорошим подспорьем в предоставлении обучаемым равных возможностей во взрослой жизни. 81% учителей и 62% родителей считают, что информационные технологии, которые нужно шире внедрять в учебный процесс, помогают учебному процессу, предоставляя доступ к дополнительным материалам. 72% опрошенных учителей и 60% родителей полагают, что информационные технологии укрепляют связь между школой и обществом, а также повышают эффективность обучения. 62% учителей и 52% родителей признают, что сетевые технологии помогают создать равные возможности в сфере образования, предоставляя ученикам из разных слоёв общества равный доступ к учебным материалам. 95% педагогов и 75% родителей высказались за то, чтобы в условиях растущей роли новых технологий учителя получали специальную подготовку, позволяющую им эффективно использовать эти возможности.

Очевиден рост пользователей персональными компьютерами на селе, и желающих пользоваться ими, а также очевидно отставание материально-технических возможностей современной сельской малокомплектной школы.

В этой связи мы наблюдаем три интересных явления:

  1. стихийное приобретение персональных компьютеров для удовлетворения интереса и реализации возможностей бытового пользования;

  2. приобретение с целью расширения профессиональных навыков и компетенций учителями;

  3. приобретение или начало взаимодействия во внешкольной образовательной среде между учителем и школьником (последнее зависит от профессиональных компетенций учителя).

В этих условиях необходимо объединить материальные ресурсы и технологические возможности учителей, учеников внутри школы и вне её пределов с учетом требований учебного процесса. Можно попытаться создать устойчивые связи между школой, учениками, учителями и т.д. внутри ограниченного пространства –– локальной региональной сети.
^ 4. Практический этап (июнь 2009 года –– июнь 2010 года):

  • Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности. Систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов.

  • Коррекция. Регулирование процесса. Стимулирование участников. Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности. Организация обмена опытом. Рефлексивные оперативки и коррекционно-инструктивные совещания.

^ Система мероприятий практического этапа

Образовательные информационные ресурсы, накопленные педагогами и другими субъектами социума должны стать полезными и востребованными. Они могут, оставаться целостными и самостоятельными, за счёт совместного использования информации, за счёт обмена данными и сервисами в распространённых форматах. Кроме этого, они должны обеспечивать максимальную информационную насыщенность при минимизации усилий по обновлению, то есть речь идёт о создании интегрированной системы образовательных информационных ресурсов. Интегрирующую роль должен выполнить выделенный сервер, который можно было бы разместить в кабинете информатики в школе. Эффективное использование информационных ресурсов, программного обеспечения управленческого и учебного назначения возможно только в том случае, если будет создана региональная сеть –– целостная система, способная обеспечить информационные потребности всех участников образовательного процесса. Проектирование и монтаж локальной региональной сети должны быть выполнены в соответствии с установленными правилами и стандартами на основе существующих каналов передачи данных.

В ходе реализации проекта:

  • В первую очередь необходимо создать учебное информационное пространство школы, в инфраструктуру которого будут входить кабинеты директора, его заместителей, психолога, педагога-организатора, библиотека, кабинет информатики, кабинет физики, кабинет химии, географии, математики, русского и немецкого языков;

  • должна быть создана региональная сеть агрогородка, которая должна будет включать аппаратные и программные средства, предназначенные для объединения информационных ресурсов школы, сельской библиотеки, сельского Дома культуры и других субъектов социума агрогородка согласно схеме Приложение 1;

  • должны быть разработаны и размещены в сети Интернет официальный сайт учебного заведения, сайт агрогородка, другие сайты различных структур агрогородка (либо сайт агрогородка, содержащий страницы каждой структуры социума);

  • должна быть модернизирована существующая или создана современная телекоммуникационная инфраструктура, в результате которой должен быть создан качественный доступ к сети Интернет и создаваемой региональной сети;

  • необходимо обеспечить возможность качественного доступа в Интернет с каждого компьютера учреждения образования;

  • доступ в региональную сеть и сеть Интернет должен быть организованным и контролируемым с тем, чтобы учащиеся имели возможность пользоваться информацией образовательного характера, представленной для них;

  • должна быть внедрена система автоматизации управленческой деятельности на уровне учреждения образования.

Информационные ресурсы образовательного назначения, созданные для учащихся и учителей или учащимися и учителями, вместе составят образовательное информационное пространство новой школы, которая уже не будет управляться сверху, а станет саморазвивающейся системой, в которой каждый учитель будет проводить свою линию самостоятельного развития, координируя ее с деятельностью других коллег.

Перечислим возможности использования региональной сети и сети Интернет в работе с детьми и собственно в работе школы как организации:

1. поиск в сети нужной информации;

2. использование электронной почты (второй по важности, после получения информации, функцией Интернета является электронная почта, или e-mail).

Возможностями электронной почты широко пользуется большинство учителей и школьников. Этот тип связи позволяет пользователям посылать файлы и отвечать на электронные сообщения. Электронная почта дает возможность работникам образования из отдаленных районов страны не зависеть от расстояний и сравнительно быстро получать необходимую информацию. По электронной почте можно подписаться и получать последние новости по какой-либо тематике. Группы новостей представляют собой открытый обмен информацией, и каждый пользователь может прочитать или поместить своё сообщение на электронной доске объявлений. Среди них можно найти рубрики, интересные работникам образования, –– посвященные преподаванию математики, естественных наук, домашнему обучению, различным ступеням образования);

3. создание собственных школьных веб-страниц;

4. обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей физики, истории или для директоров школ и т.д.), публикации своих работ и сообщения о своих разработках;

5. организация конференций по сети;

Еще одна функция сети Интернет, привлекающая людей, работающих в образовании, –– возможность принять участие в дискуссионных группах (конференциях), которые представляют собой отдельные почтовые листы, посвященные темам, интерес к которым объединяет пользователей, живущих в разных странах мира. Чтобы присоединиться к дискуссионной группе, пользователь должен послать короткое электронное сообщение по специальному адресу для подписчиков. Материалы дискуссионных групп могут стать для участников источником актуальных сведений об образовательных проблемах, новейших образовательных технологиях, новостях из мира образования. С их помощью можно вести диалог с коллегами всего мира. Пользователи, не являющиеся участниками конференции, могут просто следить за обменом информацией на страницах дискуссионных групп.

7. получение программного обеспечения –– ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам;

8. совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе

разных стран, по разным темам;

9. самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети;

10. повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций;

11. получение нормативных документов с сервера Министерства образования;

12. получение информации о новых педагогических технологиях;

13. Выбор и заказ книг в Интернет-магазинах с последующим получением их по почте с наложенным платежом;

14. возможность диагностики своих профессиональных качеств в режиме on-line.

Пример: сайт учебно-педагогического комплекса

Разделы:

  • Домашняя страница: школа

  • О нас

  • Методическая копилка

  • Дошкольное обучение

  • Начальная школа 1-4 классы

  • Кафедра гуманитарного направления

  • Кафедра точных наук

  • Кафедра социальных дисциплин

  • Кафедра физической культуры и здоровья

  • Новости и события

  • Инновационные проекты

  • Внеклассная работа

  • Ими гордится школа

  • Выпускники, отличники, художники и т.д.

  • Библиотека

  • Ссылки на образовательные ресурсы Internet

  • Наши координаты

Потенциальная аудитория региональной сети и Web-сайта школы в Интернет:

  • ученики и их сверстники;

  • учителя и их коллеги;

  • родители и их знакомые;

  • выпускники и их друзья;

  • руководство района, города, области, мировая общественность.

Все эти изменения потребуют введения следующих кадров:

  • ответственный за информатизацию;

  • ответственный за сайт, за заполнение баз данных и паспортов;

  • ответственный за электронную почту и региональную сеть.

С 6-го класса учащиеся будут вовлекаться в учебную работу по школьным предметам, активно используя информационные ресурсы этого пространства, работая, как исследователи, ученые-экспериментаторы в гуманитарных областях, по биологии, химии, физике, астрономии. Одним из результатов этой общешкольной работы будет создание электронной сетевой энциклопедии, которую подготовят учащиеся и учителя. Школьный сервер, который обеспечит развитие общешкольного информационного пространства, будет работать круглосуточно, что позволит ученикам и учителям работать в школьном информационном пространстве из любого учебного кабинета или из дома при наличии компьютера.

Некоторая работа по созданию сайта агрогородка уже начата:

  • начал свою работу сайт «Агрогородок Техтин» (смотри Приложение 4). Основную работу по созданию сайта выполняют ученик 9 класса Баранов Дмитрий, член клуба «Любители информатики» и учитель информатики. Так как помещать материалы на сайт со школы практически невозможно (выход в Интернет в нашем учебном заведении возможен только с одного компьютера по коммутируемому каналу телефонной связи при средней скорости 46,6 Кбит/с), то вся основная работа проводится в домашних условиях за собственные средства. Сайт только начал работу. Постоянно проводится его доработка и коррекция.

  • Начал свою работу сайт по информатике «Информатика после уроков», созданный учителем информатики (смотри Приложение 5). Данный сайт содержит разнообразные материалы для учащихся. Он может служить хорошим примером и стимулом для появления и развития сайтов по другим предметам. Администратор сайта прислушивается ко всем пожеланиям и замечаниям, помещает информацию, которую хотят видеть на страницах сайта.


^ 5. Обобщающий этап (июль 2010 года – декабрь 2010 года):

    • анализ полученных результатов;

    • анализ опыта;

    • описание опыта и оформление методических материалов.

Таким образом, мы хотим создать единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду агрогородка, комплексно отражающую деятельность всех субъектов его социума.

Принципы построения проекта:


  • комплексность,

  • системность,

  • целостность,

  • методическое единство,

  • преемственность,

  • обогащение,

  • динамичность.

Критерии и показатели эффективности образовательного проекта:

  • уровень обученности учащихся;

  • уровень воспитанности учащихся;

  • уровень информационной культуры;

  • состояние здоровья учащихся;

  • конкурентноспособность выпускников комплекса в современном обществе;

  • успешное трудоустройство выпускников базовой и средней школы.

Состав участников реализации проекта:

  • учащиеся 6-12-х классов;

  • педагоги школы

п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Категория

1

Чибисова Елена Васильевна

Учитель информатики

первая

2

Дубасова Екатерина Ивановна

учитель химии и биологии

первая

3

Ленькова Ольга Васильевна

учитель начальных классов

первая

4

Плехова Антонина Александровна

учитель русского языка и литературы

первая

5

Новикова Ольга Викторовна

учитель немецкого языка

первая

6

Брыкова Елена Михайловна

Учитель физики

высшая

7

Низовцова Татьяна Владимировна

педагог-организатор

первая

8

Тетерюкова Татьяна Николаевна

психолог

первая

9

Шкундалёва Ольга Викторовна

Библиотекарь

вторая

10

Баранова Раиса Дмитриевна

Учитель математики

первая

11

Крамкова Наталья Николаевна

заместитель директора по ВР

первая




  • субъекты социума:

  • открытое акционерное общество «Новая Друть»,

  • Техтинское лесничество,

  • сельская библиотека (С/Б),

  • сельский Совет (С/С),

  • сельский Дом культуры (СДК),

  • православная церковь,

  • сельская врачебная амбулатория,

  • филиал Школы искусств и другие.

Ресурсы:

Материально-техническая база комплекса

21 компьютер, 12 принтеров, сканер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, DVD-проигрыватель.




Общ. число комп.

Вид техники

Год выпуска

Компьютерный класс

12

IBM PC (Celeron)

Принтер HP Laser Jet 1018

Принтер Lexmark Z645

Принтер Hp Deskjet 690C

Многофункциональное устройство

Lexmark 4200 Series

Сканер Hp Scanjet 2400

Мультимедийный проектор Epson

Цифровой фотоаппарат Сапоп

Цифровая видеокамера SONY

DVD-проигрыватель Vitek

2006

Кабинет директора

1

IBM PC

Принтер Hp Deskjet 690C

1995

Кабинет заместителя по ВР

1

IBM PC

Принтер Hp Deskjet 690C

1995

Библиотека

1

IBM PC

Принтер Hp Deskjet 520C

1995

Кабинет психолога

1

IBM PC

Принтер HP Deskjet 690С

1995

Кабинет педагога-организатора

1

IBM PC


1995


Детский сад

1

IBM PC

Принтер HP Deskjet 690С

1995

Кабинет химии

1

IBM PC

Принтер HP Deskjet 690С

1995

Кабинет русского языка

1

IBM PC

Принтер HP Deskjet 690С




Кабинет физики

1

IBM PC

Принтер HP Deskjet 690С







  • Информационные ресурсы

Программно-методические комплексы




Название ПО

Фирма производитель

^ Год поставки



п/п

Для управленческой деятельности







1

Аналитическая информация по школе «СтартШКОЛА»




2005-2006

2

Управление школой. Ведение документации и нормативная база

Издательство «Учитель»

2006




Для УВП







3

Пмк «Основы моделирования»

Инфотриумф

2007

4

Пмк «САПР-школьник»

Инфотриумф

2007

5

Пмк «Программа тренажер. Централизованное тестирование»

Инфотриумф

2005

6

Пмк «Психологический мониторинг»

Инфотриумф

2007

7

ИПС «Математика в задачах и решениях»

Инфотриумф

2007

8

Открытая математика. Функции и графики

Физикон

2007

9

Открытая математика. Планиметрия

Физикон

2007

10

Открытая математика. Алгебра

Физикон

2007

11

Открытая математика. Стереометрия

Физикон

2007

12

Беларуская лексіка

Инфортриумф

2006

13

Наглядная алгебра 9 кл.

Инфортриумф

2006

14

Алгебра 10 кл.

Инфортриумф

2006

15

Физика 7 класс

Медиа

2006

16

Физика 8 класс

Медиа

2006

17

История средних веков

Медиа

2006

18

Человек и его здоровье

Медиа

2006

19

Отечественная и мировая художественная культура

Медиа

2006

20

Геометрия 8 класс

Мозырский университет

2007
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconОтдел образования, спорта и туризма Кричевского райисполкома Государственное...
Формирование умений проанализировать содержание текста по готовому плану, выделять главную мысль текста, словесно рисовать картины...

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconОтдел образования, спорта и туризма Кричевского райисполкома Государственное...
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Мы с вами отправимся в прошлое нашей страны. И проходить он будет под девизом:...

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconОтдел образования, спорта и туризма Кричевского райисполкома Государственное...
Тема: Слова которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал?...

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconОтчет о выполнении уточнённого плана мероприятий комплексной программы реабилитации инвалидов
Администрация мо «Гагаринский район»: Отдел по фксдм, Отдел образования, Отдел по культуре

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconНачальник мку «Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак рб»
Организаторы акции: мку «Отдел образования городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», маоу дод «Детский экологический...

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconО проведении районного этапа областного конкурса «Мультимедийный...
Районный этап областного конкурса «Мультимедийный урок в образовательной практике педагога» (далее — Конкурс) проводится управлением...

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconМуниципальное казенное учреждение
Министерство образования рс (Я) Отдел воспитания, дополнительного, специального образования

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconИнформационно-библиографический отдел Отдел краеведения
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центральная городская библиотека им. В. Маяковского

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconУтверждаю руководитель отдела образования Е. А. Фризен положение
Организатором конкурса является отдел образования администрации Жарковского района Тверской области

Отдел Образования Белыничского райисполкома iconПрограмма краеведческого кружка «Эдельвейс» Патриотическое воспитание...
Отдел образования администрации муниципального бюджетного образования «Шебалинский район»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница