«Обыкновенный Пушкин»




Скачать 73.01 Kb.
Название«Обыкновенный Пушкин»
Дата публикации27.03.2014
Размер73.01 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Приложение № 2

Конспект урока

с использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: литература

Тип урока: обобщение знаний с использованием импровизации, ведущая роль детей

Тема урока: «Обыкновенный Пушкин»

Продолжительность: 1 урок, 40 минут

Класс: 5

Технологии: ?

Аннотация: урок завершает изучение раздела по творчеству А. С. Пушкина.

Цель урока- представить нестандартный образ поэта, «оживить» однообразное впечатление у детей о гениальной личности. Мы исходим из того, что на уроке литературы формируется духовный облик, нравственные ориентиры молодого поколения, а также любовь к интеллектуальной деятельности и эстетическая культура.

По форме урок представляет собой монтаж разнообразных элементов, в целом составляющих единое целое. В результате, каждый учащийся формирует свой образ Пушкина, отличный от хрестоматийного.
^ Конспект урока.

Вид урока: урок- монтаж.

Задачи:

- обучающие: обобщить теоретические знания по теме урока;

развивать коммуникативно- речевые умения;

обогащать словарный запас детей.

- развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память;

способствовать развитию творческих способностей учащихся;

развивать познавательный интерес.

- воспитывающие: приобщать к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества;

повышать интерес к урокам литературы.

Оборудование: ?

- урок проводится в кабинете информатики;

- ИКТ;

- персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет;

- все компьютеры взаимодействуют с компьютером учителя, где открыта презентация урока, а также заранее открыт Интернет- ресурс www. pushkin.ru

- рабочие тетради по литературе.
^ 1. Организационная часть. (1 минута)

Приветствие. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня прекрасная погода и у нас с вами необычный урок, мне нравится, что все нарядные и все хорошо выглядите. Итак, начнём урок.

^ 2. Объявление темы и цели урока. (2 минуты)- первый слайд презентации.

Сегодня у нас с вами обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина. Урок необыкновенный с названием «Обыкновенный Пушкин». В конце урока я попрошу вас ответить на вопрос- в чем же заключается обыкновенность А. С. Пушкина. Быть может, кто- то найдет ответ на этот вопрос, а кто- то- нет.

- проблемный вопрос урока появляется на втором слайде презентации.

Урок наш будет строится на парадоксе и нонсенсе. 3 слайд презентации.

Давайте запишем эти понятия к себе в тетради. (3 мин.)

Парадокс- (от греческого- неожиданный, странный)- неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.

Нонсенс- (от английского)- бессмыслица, нелепость, несообразность.

Давайте на практике посмотрим- что же это такое?

Приготовьтесь, ребята, Пушкин сейчас выступит в необычном для нас образе.

3. Сценка (два подготовленных ученика разыгрывают комический парадокс Д. Хармса «Пушкин и Гоголь»). (5 мин.)

Гоголь падает из-за кулис на сцену и смирно лежит.
Пушкин (выходит, спотыкается об Гоголя и падает): Вот черт! Никак об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут. (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Никак об Пушкина спотыкнулся!
Пушкин (поднимаясь): Ни минуты покоя! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Вот черт! Никак опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Вечно во всем помеха! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Вот мерзопакость! Опять об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Хулиганство! Сплошное хулиганство! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Вот черт! Опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Это издевательство сплошное! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Опять об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! Истинно, что черт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы.) Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Уходит за кулисы.) За сценой слышен голос Гоголя: "Об Пушкина!"

^ 4. Беседа с классом. (3 мин.)

Вопрос:

-что необычного для вас в этой сценке?

- каким предстает перед нами Пушкин- как великий русский поэт или как обычный простой человек?

Своими вопросами учитель как бы «подталкивает» детей к представлению о Пушкине «не высокому», а «приниженному», нестандартному, к пониманию, что Пушкин- это не памятник и не неодушевленный предмет (как обычно воспринимают дети поэта после школьной программы), а живой человек, с чувствами и мыслями, с обычными человеческими слабостями и поступками. Уникальность произведений Хармса заключается в том, чтобы именно дети почувствовали это.

Дети сразу могут не понять посыл учителя, поэтому после нескольких ответов, учитель поясняет сценку, и, если совсем не понятно, просит нескольких учащихя проситать анекдоты Хармса о Пушкине- 4 слайд презентации- (3 мин.)

^ АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПУШКИНА
1. Пушкин был поэтом и все что-то писал. Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул:
- Да никак ты писака!
С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски просто Жуковым.
2. Как известно, у Пушкина никогда не росла борода. Пушкин очень этим мучился и всегда завидовал Захарьину, у которого, наоборот, борода росла вполне прилично.
"У него растет, а у меня не растет", - частенько говаривал Пушкин, показывая ногтями на Захарьина. И всегда был прав.
3. Однажды Петрушевский сломал свои часы и послал за Пушкиным. Пушкин пришел, осмотрел часы Петрушевского и положил их обратно на стул.
"Что скажешь, брат Пушкин?" - спросил Петрушевский.
"Стоп машина", - сказал Пушкин.
4. Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке. При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: "Это ничаво".
5. Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!
^ 5. Слово учителя .(2 мин.)

Все эти анекдоты- примеры такого литературного приема как нонсенс, суть которого мы записали в начале урока.

Напомните мне, пожалуйста, что это?

А теперь, ребята, давайте послушаем воспоминания о Пушкине его современников. Какой он был в обычной жизни.

^ 6. Заранее подготовленные ученики читают по карточкам воспоминания о Пушкине. (10 мин.)

(Материал подготовлен по монографии Вересаева В. В. Пушкин в жизни: Сист. Свод подлинных свидетельств современников/ Мн.: Маст. Лит., 1986.).

^ Кн. Павел Вяземский: «Пушкин неизменно в течение всей своей жизни утверждал, что все, что возбуждает смех,- позволительно и здорово, все, что разжигает страсти,- преступно.. Он также искренно сочувствовал юношескому пылу страстей и юношескому брожению впечатлений.»
^ Погодин М. П.(приятель Пушкина): «..рассказывают о суеверии Пушкина. Ему предсказали судьбу какая- то немка и грек, о том, что в жизни его будет два изгнания, а смерть он получит от коня или от белого человека. А сам Пушкин говорил, что после этого он с боязнью кладет ногу в стремя, и подает руку белому человеку.»
^ Кичеев Н. П. (знакомый Пушкина): «Это было в Москве. Пушкин, как известно, любил играть в карты. Играя однажды, Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Евгения Онегина». Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие (Пушкин получал по 25 рублей за строку), - и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы».
^ Неизвестный о Пушкине: «Вероятно, встречусь с Пушкиным, с которым и желал бы познакомиться, но с другой стороны, слышал так много дурного насчет его нравственности. Что больно встретить подобные свойства в таком великом гении. Он, говорят, несет большую дичь и- публично.»
^ Пушкин другу: «Мой милый Соболевский,- я снова в моей избе. Восемь дней был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных. Дорогою бранил тебя немилосердно, но в доказательство дружбы посылаю тебе мой путевой дневник от Москвы до Новгорода. Это будет для тебя инструкция.

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармезаном макарони,

Да яишницу свари.

На досуге отобедай,

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай (именно котлет)

И отправься налегке.

Как до Яжельбиц дотащит

Колымагу мужичок,

То- то друг мой растаращит

Сладострастный свой глазок!

Поднесут тебе форели!

Тотчас их варить вели.

Как увидишь: посинели,

Влей в уху стакан Шабли.

Чтоб уха была по сердцу,

Можно будет в кипяток

Положить немного перцу,

Луку маленький кусок-

Яжельбицы первая станция после Валдая. В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? Если же нет,

У податливых крестьянок

(Чем и славится Валдай)

К чаю накупи баранок

И скорее поезжай.
^ 7. Слово учителя. (5 мин).

Мы услышали столько мнений о Пушкине, его собственные рассуждения, узнали анекдоты о поэте, посмотрели комический парадокс Хармса и нестандартное видение образа Александра Сергеевича.

^ Теперь я хочу вернуться к началу нашего урока и напомнить вам вопрос- в чем же заключается «обычность» Пушкина? Каким теперь вы видите поэта?

Ответить на этот вопрос я попрошу письменно в тетрадях.

^ К этой работе вы приступите дома.

А сейчас я прошу вас обратиться к нашим компьютерам. У каждого из вас открыта необычная Интернет- страница.

Посмотрите- какой адрес у этой страницы, как называется этот сайт? (www.pushkin.ru)/

Этот сайт дает нам полное представление о том, сколько уникальных творений оставил для нас А. С. Пушкин. Здесь собраны полностью все его произведения. Благодаря удобной форме этого сайта мы можем найти любое стихотворение Пушкина, любую сказку или роман.

Я вас прошу найти на этой страничке то стихотворение, которое каждый из вас читал на конкурсе чтецов, и еще раз выразительно прочитать (по желанию). Можно по памяти, а можно немножко подглядеть в компьютер.

^ Итак в поле «Поиск» задаем название стихотворения или вписываем первую строку, и находим произведение.

-Учащиеся работают с Интернетом. (5 мин.)

- Несколько учащихся читают любимые стихи Пушкина.

^ 8. Заключение. (2 мин.)

В заключение урока, ребята, я хочу прочитать вам стихотворение А. С. Пушкина, в котором он дает совет, которому я стараюсь следовать всю свою жизнь и вам желаю:

Если жизнь тебя обманет-

не печалься, не грусти,

В день уныния смирись.

Час веселья верь- настанет.

Сердце будущим живет.

Настоящее уныло.

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.
9. Ребята, спасибо за урок, мне очень приятно с вами работать.

10. Оценки за урок. (2 мин.)

- участникам сценки;

- выразительно чтение стихов;

- активная работа на уроке, ответы на проблемные вопросы учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Обыкновенный Пушкин» iconРазработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме "Мой Пушкин"
Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»

«Обыкновенный Пушкин» icon-
Пушкин то, Пушкин се, управдом краны чинить отказывается, потому что денег блядь нет, просишь починить по-хорошему, а он тебе, Пушкин...

«Обыкновенный Пушкин» iconКиногостинная «Обыкновенный волшебник»
Цели мероприятия: познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой

«Обыкновенный Пушкин» iconУрок-беседа (2 часа). «Неисчерпаемая жизнь природы»
И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин у Черного моря), альбом фотографий М. А. Величко «Пушкинские...

«Обыкновенный Пушкин» iconЛюдм. Духанина пощечина обыкновенный день в лицее № …
Кристина ты уже совсем. Контрольная, самостоятельная. Не первая и не последняя контрольная, а то. Что мы тебе расскажем

«Обыкновенный Пушкин» iconПушкин-человек и пушкин-поэт (филологический анализ стихотворения “я вас любил…” в 9-м классе)

«Обыкновенный Пушкин» iconАлександр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила «Александр Сергеевич...
Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь? Тогда нам пора в сказку, которую...

«Обыкновенный Пушкин» iconА. С. Пушкин в казани
Качалова, я была полна впечатлений от увиденного, мысли были об искусстве, о литературе, о А. С. Пушкине. А. С. Пушкин – гений русской...

«Обыкновенный Пушкин» iconЕлена Егорова Наш влюблённый Пушкин Документальные поэмы, очерки Александр Пушкин и Анна Керн I

«Обыкновенный Пушкин» iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 -14 уч год. №
Литература 19 века. А. С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и няня. Анализ стих. «Няне»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница