Особенности работы библиотеки филиала вуза




Скачать 87.88 Kb.
НазваниеОсобенности работы библиотеки филиала вуза
Дата публикации12.03.2014
Размер87.88 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Особенности работы библиотеки филиала вуза.
Казакова Т.В., заведующая библиотекой УРСПК
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Реализация принципа доступности качественного образования, а именно, воспитания и обучения в интересах личности, общества, независимо от места жительства человека, обеспечивается правом высших учебных заведений создавать филиалы. В Ижевске открыли филиалы 26 вузов страны, и некоторые из них на базе колледжей.

Колледжи и вузы взаимно дополняют друг друга. Это реальные структуры непрерывного образования, которые решают целый ряд актуальных задач.

Наиболее устоявшейся моделью является та, которая позволяет получить высшее образование в сокращенные сроки на дневной и заочной формах обучения.

Важное место в системе взаимодействия «колледж - вуз» занимает совместная работа, связанная с организацией единого предметно-содержательного пространства и внедрением новых образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения, позволяющих развивать общеучебные умения и навыки, необходимые для адаптации к образовательной среде высшей школы. При этом, преемственность может осуществляться не только в целевом, содержательном и процессуальном компонентах профессиональной подготовки, но и значительно шире.

Можно рассматривать такие ее аспекты, как:

  • Создание единого образовательного пространства «колледж-вуз».

  • Осуществление непрерывного образования педагогических кадров.

  • Разработка научно-методического обеспечения системы оценки качества подготовки специалистов.

  • Организация педагогической практики студентов вуза на базе колледжа.

  • Наличие контроля качества образования в колледже со стороны базового вуза.

  • Разработка единой стратегии подготовки специалиста в колледже и в вузе.

Филиал ГГПИ им. В.Г. Короленко открыт в 1999 году на базе Ижевского педагогического колледжа (с 2007 года – Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж).

Обучение ведется на базе среднего профессионального образования по сокращенным программам по заочной форме обучения. В 2011/2012 учебном году в Филиале обучаются 665 студентов по следующим специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и психология», «Логопедия», «Иностранный язык», «Музыкальное образование», «Информатика». На базе общего (полного) среднего образования – «Русский язык и литература». Студенческий контингент – выпускники педагогических училищ и колледжей Удмуртии, Татарстана и Пермского края. 47% от числа студентов – выпускники УРСПК (Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа).

На двух кафедрах («Педагогики» и «Социально-гуманитарных дисциплин») работают 10 штатных преподавателей.

К проведению занятий привлекаются ведущие специалисты Глазовского государственного педагогического института, Удмуртского государственного университета, Ижевской государственной медицинской академии, Удмуртского республиканского социально педагогического колледжа, Удмуртского республиканского музыкального училища.

Библиотека филиала Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко в г. Ижевске является структурным подразделением вуза. Основное содержание работы библиотеки определяется задачами и тематикой образовательной и научно-исследовательской деятельности филиала.

В нормативно-организационных документах библиотеки определены цели, задачи и функции, а также правила пользования библиотекой и ее информационными ресурсами.

Одной из главных задач деятельности библиотеки является полное и оперативное обеспечение учебного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания студентов и преподавателей.

Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами ФГГПИ, проектами и планами работы библиотеки.

Библиотека функционирует на базе библиотеки колледжа. В структуре библиотеки абонемент, читальный зал и медиатека.

Библиотечный фонд формировался с 2000 года. Фонд библиотеки филиала на 01.09.11 г. насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения и представляет собой совокупность материалов, необходимых для организации образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности филиала вуза. Формирование фонда осуществляется в соответствии с учебными программами и тематикой научных исследований. Кроме того, в фонде имеется программно-методическая и учебная литература, полученная во временное пользование из библиотеки ГГПИ. Согласно договору о совместной деятельности колледж предоставляет для использования студентам и преподавателям филиала библиотечный фонд. Учебно-методические комплексы по дисциплинам и специальностям представлены в электронной форме для удобства их использования преподавателями и студентами филиала. Филиал является обладателем большого объема информации, выработанной нашими педагогами. Это, прежде всего, учебно-методические разработки, учебные пособия, а также научные издания: монографии, сборники научных трудов, сборники материалов научно-практических конференций.

Подспорьем в учебе и работе являются периодические издания, выписываемые филиалом. Ежегодно библиотека получает до 100 наименований газет и журналов, основная доля которых – издания педагогической и психологической направленности и частным методикам.

Содержание фондов раскрывается посредством системы каталогов (традиционных и электронных), библиографических картотек, электронных баз данных. Электронный каталог ведется в АИБС MARC-SQL и имеет следующие базы данных: «Учебная литература», «Учебно-методические издания», «Труды преподавателей Филиала». Эти же данные дублируются в традиционном карточном варианте в виде алфавитного, систематического каталогов, картотек. Электронная картотека статей содержит библиографическую информацию из 56 журналов по педагогике, психологии, частным методикам.

Миссия библиотеки определена, как информационная поддержка всех научных и образовательных программ вуза.

Конечная цель информационной и библиотечно-библиографической работы - повышение качества образования и содействие развитию единой образовательной информационной среды.

Информационная работа осуществляется по следующим направлениям: в помощь учебному процессу и повышению квалификации преподавательского состава, работа в помощь профориентации и профадаптации студентов, работа по воспитанию личности, работа по формированию информационной культуры.

Приоритетными являются групповые и индивидуальные формы информирования: тематические книжные выставки, выставки-просмотры новых поступлений, библиографические обзоры, Дни кафедр, выпуск библиографических указателей новых поступлений. Интерес вызывают выставки работ преподавателей нашего филиала и головного вуза. Своеобразие таких выставок в том, что они представляют не только новинки литературы, но и накопленный опыт и знания по той или иной теме.

Новые информационные технологии позволяют расширить спектр информационно-библиографических услуг и изменить их формы. Большой интерес вызывают такие формы, как дайджесты, тематические электронные файлы и папки, обзоры ресурсов Интернета.

У администрации популярностью пользуется еженедельный дайджест «Новости российской прессы об образовании» по материалам сайтов Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

Одно из важнейших звеньев работы в помощь учебному процессу и повышению квалификации преподавательского состава - подготовка тематических подборок по запросам руководства, профессорско-преподавательского состава.

Заведующие кафедрами поддерживают с библиотекой постоянные контакты, решают вопросы, связанные с комплектованием библиотеки новыми изданиями и электронными ресурсами. Для оказания более действенной помощи педагогам в реализации основных целей образования через библиотечное обслуживание в условиях повышенной информационной комфортности была внедрена система ИРИ (система избирательного распространения информации).

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с преподавателем. В создании партнерских отношений с преподавателями стараемся учитывать следующие моменты:

  • способность библиотеки предоставлять преподавателям такие ресурсы, которые расширяют их предметные знания или углубляют методики обучения,

  • возможность пользоваться фондами других библиотек города, благодаря МБА.

Возможности библиотеки по созданию эффективной системы информирования руководства и ведущих специалистов филиала значительно расширились с развитием новых компьютерных технологий - удаленного доступа к информации, автоматизации библиотечных процессов.

Одной из форм индивидуальной работы, которую практикует библиотека, является рассылка информации по электронным адресам штатных преподавателей филиала.

Библиограф медиатеки проводит также консультации в целях повышения компетентности преподавателей вуза в области использования компьютерно-сетевых технологий.

Читателями библиотеки являются все студенты филиала. В библиотеке введена групповая форма обслуживания студентов первого курса: запись студентов в библиотеку, проведение библиотечных уроков с посвящением в читатели,  а затем - выдача комплектов учебной литературы. Студентов-первокурсников знакомим со структурой библиотечного фонда, правилами пользования им, помогаем формировать бережное отношение к книге (несмотря на возраст студентов). Развитию и совершенствованию информационных знаний и навыков студентов помогают проводимые в библиотеке библиографические уроки и индивидуальные консультации по поиску информации и оптимальному ее использованию, освоению источников информации на электронных носителях. Библиотечные уроки проводятся в курсах дисциплин «Основы учебно-исследовательской деятельности», «Введение в специальность».

Библиотекой подготовлены «Методическое пособие по оформлению списка литературы к курсовым и выпускным квалификационным (дипломным) работам» и пособие «Основы информационной культуры». Пособия предоставляются студентам, как в печатном варианте, так и в электронном виде.

Библиотека оказывает значительную помощь студентам в ходе педагогической практики, написания курсовых и дипломных работ, по подготовке научных материалов к конференциям, семинарам.

Студентам предоставляются услуги медиатеки:

- использование фонда на нетрадиционных носителях,

- выполнение библиографических справок в режиме "запрос-ответ", консультация по вопросам использования справочно-поискового аппарата библиотеки и электронных баз данных,

- организация доступа к локальным и удаленным ресурсам Интернета, электронным информационным ресурсам библиотеки,

- создание списков литературы в помощь учебному процессу.

Активная посещаемость библиотеки и читального зала студентами - показатель роли библиотеки в профессиональном становлении специалистов, совершенствовании учебной и научной деятельности филиала.

Библиотека оказывает помощь в подготовке мероприятий по воспитательной работе со студентами, проводимых филиалом: подбирает сценарии, готовит электронные презентации, предоставляет нужную информацию. Например, оказана помощь в проведении вечеров поэзии, посвященных творчеству А.А. Ахматовой, М. Цветаевой; презентации книг преподавателя филиала Кузнецовой Р.А.; презентации творчества студентов - стихи на русском, удмуртском, татарском языках.

Библиотека становится базовым центром информационного обеспечения текущих образовательных, научно-исследовательских и педагогических процессов, создает условия постоянного получения и обновления знаний, ориентированных на потребности научного развития и перспективы будущего.
В работе библиотек учебных заведений существуют некоторые закономерности, которые проявляются в следующих аспектах:

  • зависимость управляемой и управляющей систем библиотеки от управляющей системы высшего учебного заведения;

  • зависимость структуры библиотеки от структуры вуза;

  • зависимость состава и количества читателей от состава и численности студентов, преподавателей и сотрудников вуза;

  • непрерывность, ритмичность в движении книжных фондов;

  • зависимость комплектования и формирования книжных фондов библиотеки от профиля вуза;

  • чем выше активность читателей (преподавателей и студентов), тем надежнее система обратной связи библиотеки с читателями;

  • чем выше образовательный и квалификационный уровень сотрудников библиотеки, тем легче и качественнее решать назревшие задачи.


В создании библиотеки филиала всегда оказывает помощь библиотека головного вуза. Это проявляется в разработке нормативно-организационных документов, подаче статистических данных о работе библиотеки филиала в головной вуз, в комплектовании библиотечных фондов.

Тем не менее, каждая библиотека выбирает свою организационную модель, в зависимости от приоритетных целей и задач.

Существуют библиотеки филиалы вузов с фондами свыше 80 тысяч единиц хранения и со штатом в 16 человек и библиотеки с фондом в 8 тысяч и с одной штатной единицей. Каждая библиотека стремится к формированию атмосферы внимания к потребностям и запросам читателя и обеспечению высокого качества обслуживания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconГрани сотрудничества библиотеки и вуза в продвижении
Грани сотрудничества библиотеки и вуза в продвижении ресурсов: современные тенденции (опыт библиотеки тгму)

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconНаучно-исследовательская работа (нир)
В 2010 году преподаватели филиала приняли участие в научных конференциях (3 – международных конференций, 4 – Всероссийских, межвузовских...

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconПлан работы библиотеки козьмодемьяновского филиала мбоу пестриковской сош
Книжная выставка «Очей очарованье» Осень в стихах русских поэтов. Конкурс рисунков

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconПлан работы школьной библиотеки мкоу «Белоярская сош» на 2013-2014...
Для осуществления этих целей и задач школьная библиотека комплектует фонд школьной библиотеки, обеспечивает доступ к существующим...

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconСердце Севастополя Ленинский район
«Да здравствует наш Ленинский район!», который прошёл на базе библиотеки-филиала №5 Централизованной библиотечной системы для детей....

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconАнализ работы Золотухинской сельской библиотеки за 2013 год
Социальный портрет нашего поселения, как основной фактор работы библиотеки, выглядит следующим образом

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconПлан совместной работы Передольской библиотеки-филиала и мадоу детского...
Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и тематические выставки литературы для детей дошкольного возраста,...

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconАнализ работы библиотеки мбоу сош №50 за 2013-2014 учебный год
Главной целью работы школьной библиотеки является оказание помощи обучающимся и преподавателям в учебно-воспитательном процессе

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconПлан работы библиотеки мбоу «сош№15» на 2012-2013 учебный год миссия библиотеки
Миссия библиотеки: «… быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами» (из Послания...

Особенности работы библиотеки филиала вуза iconПлан работы библиотеки мбоу «сош№15» на 2013-2014 учебный год миссия библиотеки
Миссия библиотеки: «… быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами» (из Послания...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница